Кто такой антихрист в старообрядческом понимании? Есть ли единство в понимании этого вопроса? | Русская православная старообрядческая Церковь

Главная Вопросы Кто такой антихрист в старообрядческом понимании? Есть ли единство в понимании этого вопроса?

Рубрики вопросов

Задать вопрос

Учение Церкви в вопросах и ответах. На ваши вопросы отвечают сотрудники сайта РПСЦ. Чтобы задать свой вопрос, напишите на почту nrpsc@yandex.ru с пометкой для рубрики «Вопрос-ответ».

Кто такой антихрист в старообрядческом понимании? Есть ли единство в понимании этого вопроса?

Старообрядцы, придерживающие священства исповедуют ортодоксальную эсхатологию (православное вероучение о конце света), основанное на Священном Писании и святоотеческих сочинениях.

Краткое его содержание таково. Перед Вторым Пришествием Христовым в мир придёт антихрист, в котором многие увидят истинного Мессию. В этом будет главное заблуждение человечества. Антихрист «человек греха», «сын погибели», под видом Христа соблазнит огромное количество людей, и они будут поклоняться ему как Богу. Однако позже антихрист явит свою истинную сущность. Далее библейское пророчество говорит о «великой скорби, которой не было еще от века» и «мерзости запустения», которые наступят после недолгого лживого покоя и благоденствия. В первую очередь начнутся гонения на всех тех, кто не принял ложного мессию. И только после этого Христос явится во своей Славе и Силе. Всё христианское вероучение пропитано духом эсхатологизма. Предчувствия о скором конце света обостряются во дни общей скорби, общественных нестроений и катаклизмов: войн, голода, разрухи, тирании.

Известно, какими методами внедрялась никоновская реформа и неудивительно, что мысли о конце света актуализировались в народных массах. Однако каким бы не был ужасным характер любых гонений, христиане должны помнить одно: точное время пришествия антихриста, и грядущего Второго Пришествия Христова неизвестно. Факт сей скрыт от глаз человеческих. Более умеренные старообрядцы смотрели на мир оптимистичнее и находили пути построения церковности в новых реалиях. Радикально же настроенные христиане (не только старообрядцы) были уверены в наступающем пришествии антихриста и видели его то в Никоне, то в Алексее Михайловиче, в Петре I, Николае I, даже в Ленине и советской власти. Данные настроения изначально бытовали в старообрядческой среде, предрасположенной к беспоповству. Со временем, когда активная фаза гонений на староверов поутихла, основывается Выговское общежитие и другие центры беспоповцев. Формируется более-менее чёткая экклезиологическая позиция, вырабатывается догматика. С этого момента учение об антихристе несколько изменяется. Вместо антихриста-персоны возникает учение о духовном антихристе, царствующем в мире в виде ересей.

Поделиться: