Является ли беспоповский наставник аналогом священника? | Русская православная старообрядческая Церковь

Главная Вопросы Является ли беспоповский наставник аналогом священника?

Рубрики вопросов

Задать вопрос

Учение Церкви в вопросах и ответах. На ваши вопросы отвечают сотрудники сайта РПСЦ. Чтобы задать свой вопрос, напишите на почту nrpsc@yandex.ru с пометкой для рубрики «Вопрос-ответ».

Является ли беспоповский наставник аналогом священника?

Между старообрядческим священником и наставником существуют две принципиальные разницы. Священник – духовное лицо, носитель священного сана – благодати Святаго Духа, дающейся в таинстве хиротонии (рукоположения, священства). Лицо, принявшее священство имеет право совершать церковные Таинства, необходимые христианам для Спасения. Старообрядцы-поповцы понимали ненормальность существования без священства и после долгих поисков обрели трёхчинную иерархию.

Беспоповский наставник — это мирянин, не рукоположенный во священники. Исходя из беспоповского учения о прекращении священства, их общинами управляют самые опытные миряне, именуемые наставниками, но не священниками. Наставник, как «простец» (так еще в обиходе иногда называют мирянина, не имеющего священства), совершает только два таинства: крещение и исповедь. С оговоркой и условно наставник у беспоповцев-брачников по особому чину благословляет создание семьи. Строго с канонической точки зрения все эти таинства сомнительны. Крещение мирянином не есть крещение, а простое погружение, нуждающееся в довершении. Открытие грехов и помыслов мирянину является лишь психологической заменой таинства покаяния с целью облегчения души. Тем более мирянин не совершает таинство брака.  Крещение мирянином возможно в случае прямой угрозы смерти и неимением поблизости священника. В подобных условиях совершается исповедь у духовно опытного мирянина. Про совершение таинства брака мирянином в канонах не сказано ничего одобрительного. Это сугубо священническая прерогатива. Первые два таинства могут совершаться «нужды ради», не как правило, а в качестве исключения из правил. У беспоповцев данное обстоятельство возведено в норму и следует оно, повторим, от ложного утверждения о прекращении православного священства на земле.

Таким образом, между священником и наставником принципиальная каноническая разница, несмотря на то, что в беспоповских приходах между собою наставника иногда называют «священником». А объединяют институт священства и наставничества принцип управления церковной общиной.

Поделиться: