Есть ли у старообрядцев практика почитания мощей и икон, аналогичная современной новообрядческой? | Русская православная старообрядческая Церковь

Главная Вопросы Есть ли у старообрядцев практика почитания мощей и икон, аналогичная современной новообрядческой?

Рубрики вопросов

Задать вопрос

Учение Церкви в вопросах и ответах. На ваши вопросы отвечают сотрудники сайта РПСЦ. Чтобы задать свой вопрос, напишите на почту nrpsc@yandex.ru с пометкой для рубрики «Вопрос-ответ».

Есть ли у старообрядцев практика почитания мощей и икон, аналогичная современной новообрядческой?

Это зависит от смысла, который мы вкладываем в практику, «аналогичную современной старообрядческой». Почитание святых икон и святых мощей – естественная молитвенная практика, ведущая свое начало от апостолов, догматически закрепленная в Деяниях VII Вселенского Собора. Старообрядцы, как ортодоксальные православные христиане ревностно придерживаются догмата иконопочитания. В этой теоретической стороне догмата между старообрядцами и новообрядцами никакой разницы нет. Различия наступают в самой культуре и форме почитания икон и мощей. У старообрядцев, например, приемлемы только канонические иконы в древнерусском или византийском стиле. Никакое живоподобие в иконном письме недопустимо.

Так же не существует у староверов бумажных репродукций вместо икон. Это духовно обедняет святыню. Икона в некотором смысле слова не просто произведение церковного искусства, а некое малое Откровение иконописцу. Само написание иконы есть мистический акт сродни Таинству, поэтому качество иконы зависит не только от мастерства и изящества богомаза, но и от его духовного состояния.

Сама церковно-обиходная старообрядческая практика почитания икон и мощей существенно отличимая от новообрядческой. В древлеправославном храме мы не увидим хаотичного лобызания-целования икон и их периодического вытирания платочком со спиртосодержащим раствором после вереницы целующих икону.

В старообрядчестве есть практика лобызания образа, и происходит она следующим образом. Накануне праздника, во время Всенощного Бдения на Утрене образ выносится на середину храма и поставляется на аналой. Христиане-старообрядцы по два человека делают перед образом два земных поклона, затем поочередно лобызают образ (раку или ковчежец с мощами), затем производится еще один земной поклон, после чего христиане кланяются в пояс друг другу и народу в церкви. Не допускаются к лобызанию креста, икон мощей и вообще всякой святыни люди, имеющие на то запрещение от духовного отца, находящиеся в определенном грехе. А также бритые мужчины и женщины в определенные физиологические периоды.

По аналогии с паломничеством необходимо сказать важное: никакие чудотворные иконы и мощи не делают нас ближе к Богу, чем непосредственная практическая духовная жизнь. Господь Исус Христос даровал нам Великую Святыню, выше Которой не бывает ничего во Вселенной. Эта Святыня – Евхаристия, Тело Христово и достойное предуготовление человека к Его принятию: покаяние, молитва, пост. Однако недостойное принятие этой Святыни может возыметь не самые лучшие последствия.

Святые же иконы, мощи, Крест, святая вода, масло, просфора не имеют ценности для того человека, который их принимает без должной религиозной жизни.

Поделиться: