Темы публикаций

Поклоны

Поклоны — в богослужении видимый знак почитания Господа, Божией Матери и всех святых Его. В старообрядческой молитвенной практике, как и в дораскольной русской Церкви, поклоны бывают трех видов. Вот как об этом говорится в дораскольной книге «Сын церковный» и в позднейшем Красном уставе: «На трое поклоны именуемы суть, от них же первый — обычный поклон, то есть до персей или пупа, и потом поклон средний, то есть в пояс, и третий поклон — большой, то есть в землю.

Подручник

Егда же прилучится класти земные поклоны, то не бей главою своею в землю, и не стукай ею в пол церковный, или в дому такожде, но точию колени приклоняй и главу свою низко допущай, а в землю ея не притыкай, но на подручник полагай. А руки обе от сердца своего поведи вместе и клади их на подручник вежливо, а локтей своих не растопорщивай… такоже и поклоны творим, равно и купно вси поклоняемся, такожде и восстаем, зряще на настоятеля». Кроме описанного здесь земного поклона, который именуется великим, существуют еще метания, т.е. земные поклоны, выполняемые быстро, один за другим, что снимает требование о приклонении главы до самого подручника.

Поклоны в Великий пост

В Великий Пост, в повседневной службе, практически все из вышеперечисленных поклонов бывают земными. Исключаются из этого правила только начало Вечерни (до «Сподоби, Господи, в вечер сей…») и Павечерницы (до «Слава в вышних Богу…») в воскресные дни Великого поста вечером, и Утрени повседневной (до первой «славы» на кафизмах) — во всех названных случаях поклоны полагаются в пояс. Имеются в великопостное время и свои, дополнительные, поклоны. Это в первую очередь семнадцать земных поклонов с молитвой преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко животу моему…», положенные в Пост при конце всякого церковного последования. Но на Вечернях воскресных (под понедельник) и в праздничные (полиелеосные) службы в Великий пост эта молитва сокращается до всего лишь четырех земных поклонов, а в конце праздничной великопостной Утрени — до трех.

На совершаемой в Пост в храме Великой павечернице после прочтения Символа Веры («Верую во Единаго Бога») поются по клиросам по дважды припевы: «О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице Всемилостивая, моли Бога о нас, грешных» — и иные, с земными поклонами. Пропев припев, клирос, а вместе с ним молящиеся на правой или левой половине храма совершают земной поклон. В это время другой клирос и молящиеся другой стороны не кланяются. Таким образом, на каждый припев фактически совершается один поклон, но по частям: сначала одной половиной церкви, потом — другой. На великопостных полиелеосных службах и когда с великой Павечерницы начинается праздничное всенощное бдение (под праздники Рожества Христова, Богоявления Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы), все указанные поклоны — поясные, но очередность их, описанная выше, сохраняется. После припевов «О Пресвятая Госпоже…» в чине великой Павечерницы следует «Трисвятое», на котором совершаются три поклона, всегда в пояс.

Также поясными по Уставу являются все поклоны на Полунощнице в понедельник первой седмицы Великого Поста и поклоны на великопостных субботних и воскресных службах. Начиная с Вечерни в пятницу земные поклоны оставляются, кроме особых, бывающих неизменно во весь год и уже перечисленных выше.

В течение всего Поста по средам, пятницам, а также по отдельным праздникам, прилучающимся в Великий Пост посреди недели, служится (к сожалению, не во всех приходах) Литургия Преждеосвященных Даров. По чину своему эта служба есть подобие Вечерни, и ее духовная суть — усиленная, особо усердная молитва Богу. Моментом же, наиболее ярко выражающим эту суть внешне, является пение на амвоне диаконом или чтецом молитвы: «Да ся исправит молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя». Когда данный стих из Псалтыря поется первый раз, то весь храм совершает земной поклон без крестного знамения, и клирос и прихожане в течение всего пения лежат «на лицы своем, молящеся». Дальнейший порядок поклонов схож с уже описанным обычаем поклонения на великой Павечернице, на припевах «О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице Всемилостивая…». Когда вслед за диаконом «Да ся исправит» поет ведущий клирос (чаще — левый), вся «его» половина храма (соответственно, левая) поднимается и творит молитву стоя. Затем диакон поет следующий стих, а другой клирос (чаще — правый) вновь поет полностью «Да ся исправит…». Тогда вместе с певцами встает другая половина молящихся в церкви, правая, а левая снова творит земной поклон и находится в поклоне до конца пения. Такое попеременное моление правой и левой половины стоящих в церкви происходит пять раз. (Во время пропевания последнего «Да ся исправит…» на первой половине этого стиха все молящиеся лежат «на лицы своем», а на пении второй половины стиха — все встают.) После последнего «Да ся исправит» вместе со священником весь храм совершает три земных поклона с молитвой св. Ефрема Сирина. И другие бывающие на Литургии Преждеосвященных Даров поклоны также являются земными. Необходимо, однако, сказать и о том, что из этого правила есть следующие исключения. Когда Литургия Преждеосвященных Даров совершается в пятницу, на Вечерне, которая является частью Литургии, все поклоны поясные, так как Вечерня есть начало субботней службы, а во все субботы Великого поста земных поклонов не бывает. Собственно же Литургия Преждеосвященных Даров (начиная с «Да ся исправит») относится к пятнице, поэтому на ней все поклоны — земные, о чем уже говорилось выше. Такой порядок поклонов поясных и земных бывает не только в пятницу, но и когда «Преждеосвященная» служба совершается за день до какого-либо праздничного дня, в который по Уставу и в Великий пост не положено творить земные поклоны (например, накануне Благовещения Пресвятой Богородицы). Поясными являются также все поклоны на совершаемых в Великий пост требах (на погребениях, молебнах, соборованиях и в начале Исповеди).