Главная Публикации Традиции Отпевание

Темы публикаций

Отпевание

Востанию вси веруем, а иже не верует, зле прельстившеся.

молитвы на погребении

Согреть молитвой разлученную с телом душу, утешить скорбящих близких надеждой воздаяния праведным, призвать следовать по спасительному пути — такую цель ставит перед собой обряд погребения. В народе чин погребения называют отпеванием. Погребение совершает священник над телом усопшего. Если гроб с покойным по каким-то причинам принести в храм невозможно, молитвы могут быть прочитаны заочно.

Отпевание

В начале погребения читается псалом 118-й (Блажени непорочнии в путь). Этот псалом — неотъемлемая часть всех молитв за усопших: панихид, «родительских» служб и собственно погребения. Причину тому хорошо изъясняет св. Афа­насий Великий: «Пророк (Давыд) описывает житие святых, подвиги их, скорби, труды, также восстания демо­нов, тысячи внушаемых помыслов (греховных мыс­лей), сети и прочие средства к уловлению, а вместе и то, чем святые одерживают победу: закон, сло­веса Божии, терпение, помощь свыше. И наконец, что последует за трудами: награды, венцы, воздая­ние».

Трогательны и поучительны стихеры прп. Иоанна Дамаскина. Песнопевец обнажает перед нами тщету суетной мирской жиз­ни, но при этом являет свет жизни будущей и про­славляет показанный Господом спасительный путь к ней. Он рисует печальную картину смерти и тления и в то же время говорит, что смерть всего лишь сон для верующего во Христа. Он в каждой строке зовет нас к покаянию и вдохновляет надеждой на нестареющееся блаженствов цар­стве праведных.

Между псалмами и стихерами священник или диакон много раз кадит фимиамом умершего, весь храм и молящихся. Фимиам приносится Богу вместе с нашими прошениями и знаменует жизнь его в правой вере и благочестии.

Отпевание

«Помяни Господи Боже наш преставльшагося раба Твоего, и избави его от смраднаго греха, благоуханием Твоея благости и милости, и человеколюбия в день судныи сподоби»

молитва на заупокойной литии

Св. Симеон Солунский так толкует прошения заупокой­ной ектении: «Диакон… говорит громко: паки и паки миром Господу
помолимся,
научая нас, чрез случившуюся смерть, примирению, потому что и мы умрем, и тому, чтобы мы, примирившись между собою, молились об умершем и хоть в чем-нибудь помогли ему своею молитвою, чтобы был мир с ним, после того как он примирился с Богом. Потом молится об упокоении души усопшего, о про­щении ему
всех грехов и о том, чтобы Господь учинил душу его в селех праведных, — и все едино­гласно поют спасительнейшую молитву Господи, помилуй. Он также призывает всех испросить у Христа милости Его почившему, Царство Небес­ное и оставление грехов. Священник же, тайно при­неся перед этим с благоговением молитву Богу и наименовав Его Богом духовом (т.е. Ангелов и душ) и всякой плоти (т.е. облеченных плотию людей), молит Его упокоить и душу усопшего в месте покоя, откуда отбеже (т.е. удалилась) всякая печаль и воздыхание, и простить всякий грех, совершенный делом, словом и
мыслию, потому что никто же без греха, токмо Он Един, безгрешно вочеловечившийся. Он праведен, и слова Его — истина, потому
что Он Сам есть Истина и Он сказал: Аз есмь воскресение и жизнь (Ин. 11, 25). Посему и священник, возгла­шая это, обращается к Богу: Яко Ты еси воскре­сение и живот и покой усопшему рабу Твоему, Христе Боже наш; ибо мы надеемся, что и почив­ший живет (душею), воскреснет (в день всеобщего воскресения мертвых) и найдет (уже вместе с телом) упокоение в Господе».

Как бы ступени вос­хождения к совершенству предлагаются нам заповеди блаженства: блажени нищии духом, кротцыи, чистии сердцем и т.д.

«Они (святые) достигают блаженств постепенно; сделавшись нищими ради Христа, они являются кроткими; явившись кроткими и бесстрастными, алчут правды; от правды переходят к милости; от милости же — к чистоте души, от чистоты души — к любви к ближнему и заботе о мире его; потом возводятся к совершеннейшей любви — любви к Богу и, ревнуя об Его истине и правде, терпят гоне­ния, еще
более страдают, подвергаются поношению и изгоняются за благочестие и веру; переносят кле­вету за Господа и, страдая, радуются… потому что их мзда многа на небесах (Лк. 6, 23)» (Симеон Фессалоникийский).

Следующие чтения из Апостола и Еван­гелия утверждают нас в надежде воскресения и в неизбежности праведного нелицемерного суда над всяким человеком.