Главная Публикации Традиции Старообрядческие хоровые коллективы: общество сохранения, развития и популяризации знаменного пения «Фита

Темы публикаций

Старообрядческие хоровые коллективы: общество сохранения, развития и популяризации знаменного пения «Фита

Рогожский духовный центр — столица старообрядчества. Он всегда притягивал к себе в первую очередь молодежь, удерживал какое-то время, вдохновлял, напитывал знаниями и потом, как правило, отпускал делиться этими знаниями и вдохновением с другими, уже за пределами столицы. Им есть что вспомнить, о чем поговорить при встрече.

Рогожское

Многих живших на Рогожском на рубеже ХХ и ХХI вв. объединяет любовь к церковному пению. На эти годы приходится своеобразный всплеск развития именно молодежного старообрядческого пения. Этих сегодня уже состоявшихся, активных людей, среди которых немало церковнослужителей, память порой возвращает на Рогожское, где по сотне раз на спевках они пели «Господи помилуй», пытаясь вдуматься, настроиться, понять, и учились чувствовать пение и друг друга настольно, что потом с листа исполняли сложные стихеры.

Старообрядческие хоровые коллективы: общество сохранения, развития и популяризации знаменного пения «Фита
Богослужение на Рогожском в Неделю свв. Жен-Мироносиц, 2011 г.

Мы привыкли к тому, что хор — это цельное оформленное сообщество со своей традицией, манерой, репертуаром, историей. В начале ХХI в. на Рогожском сложилось своеобразное по природе своей явление, которое спустя некоторое время оформилось в Общество сохранения, развития и популяризации знаменного пения «Фита». В этом обществе никогда не велись списки членства, не писались планы по развитию. «Фита» была некой идеей, которой горели неравнодушные к церковному пению люди. Они жили этой идеей и продолжают жить до сих пор. Общество это сложилось не сразу, не сразу появилось его название. Активная общественная деятельность «Фиты» продолжалась с 2006 по 2014 год. Но началось все немного раньше. И, к счастью, до сих пор не закончилось.

Рождение новой идеи

Приход на Рогожское митрополита Андриана (Четвергова) в 2004 году заметно активизировал старообрядческую молодежь. Это произошло почти повсеместно, а в столице — особенно. Настоятелем храмов Рогожского духовного центра был тогда протоиерей Иоанн Думнов, и это дало двойной импульс. О. Иоанн, будучи также директором МСДУ, собирал и побуждал молодежь к творчеству, к поиску своего места в Церкви, активному созиданию себя в вере.

Ребята объединились вокруг того, что всем было близко и понятно, дорого, свято и ценно — вокруг церковного пения. На Рогожском начались молодежные спевки. Вдохновлял на творчество молодой уставщик Покровского собора на Рогожском Александр Овчаров.

Идейный вдохновитель

Руководитель хора — чтец Александр Овчаров, уставщик Покровского кафедрального собора, головщик левого клироса, преподаватель Московского старообрядческого духовного училища.

Старообрядческие хоровые коллективы: общество сохранения, развития и популяризации знаменного пения «Фита

Александр родом из «певучей» семьи Овчаровых, пением стал интересоваться с 14 лет. Его старший брат Тимофей в то время служил уставщиком в деревне Глухово Ярославской области, Александр был, как говорится, на подхвате: активно помогал, посещал все службы и поэтому основные песнопения из Октая, Обихода, Праздников знал на память.

О начале самостоятельного певческого пути Александр вспоминает так:

«Брату Тимофею довелось отлучиться в Москву, и мне пришлось его заменить на клиросе. В общем-то, для меня это не составило особой сложности, я пел по памяти, но в тот момент я понял, что моих частичных и примерных знаний недостаточно. Стал разбираться по азбуке. Знал, как поется, и смотрел, как написано. Путем сравнения одинаковых кусочков из разных песнопений одного и того же гласа изучал новые стихеры. Названия крюков знал только основные. В 1998 году был в приходе в Перми, и там меня попросили обучать пению прихожан. Тут пришлось смотреть в азбуку, изучать названия, для того чтобы владеть терминологией».

Старообрядческие хоровые коллективы: общество сохранения, развития и популяризации знаменного пения «Фита
Подготовка песнопений по певческой книге

Рядом были люди, которые поддерживали стремление к самообучению и делились своим уже наработанным опытом. Толчок в развитии техники исполнения Александру дала сестра Анна Егорова. Однажды, будучи в гостях, она попросила Александра спеть стихеру на блаженнах «Красен бе и добр». Мелодия получилась примерно верная, но в ней не хватало четкости. Затем Анна спела сама, пропевая чисто каждое знамя, выдерживая паузы и длительности. С тех пор Александр еще раз пересмотрел свой подход к исполнению и уже знакомые стихеры пел четко по знаменам, более точно.

Совершенствовать мастерство помогали аудиозаписи на пленках. В то время Александр много слушал записи исполнения Михаила Федоровича и Александра Михайловича Никоновых, присматривался, как руководят пением о. Леонтий Пименов, о. Алексей Думнов, о. Иоанн Думнов, о. Иоанн Гусев, Кирилл Витушкин, изучал и сравнивал разные манеры, пытался найти себя.

Рогожское

На Рогожское Александр периодически приезжал на праздники. Активная церковная жизнь, благолепный храм, красивая служба — все это побуждало подумать над тем, чтобы бывать здесь дольше и чаще. С 2004 года Александр стал пономарём и ризничим в Покровском храме. Но при обширном круге обязанностей почти не удавалось петь на клиросе, а в списке жизненных приоритетов было именно пение.

Старообрядческие хоровые коллективы: общество сохранения, развития и популяризации знаменного пения «Фита
Торжества в Неделю свв. Жен-Мироносиц, 2011 г.

Рогожское открыло много нового в пении. Появились новые мысли, мечты и планы. Владимир Константинович Лепилов передал Александру рогожскую напевку, появились мысли облагородить ее, чтобы она звучала четко и чисто, превратить ее в полноценный рогожский распев.

С 2005 года Александр стал уставщиком на левом клиросе попеременно с Федором Ивановым. С 2006 г. новый настоятель Покровского собора о. Виктор Жельцов, утвердил постоянных уставщиков на службы «в большом храме»: Александра Устинова на правом клиросе, Александра Овчарова на левом.

К уставщику не москвичу коренные рогожане относились по-разному. Кто-то был рад молодому и одаренному певцу, кто-то считал, что для Рогожского нужен более авторитетный и профессиональный руководитель.

Старообрядческие хоровые коллективы: общество сохранения, развития и популяризации знаменного пения «Фита
Левый клирос под управлением чт. Александра Овчарова на крестном ходе в Неделю свв. Жен-Мироносиц, 2011 г.

Александр не смущался тем, что ему указывали на отсутствие навыков, яркости исполнения, недостаток профессионализма. Он компенсировал это стабильностью, постоянством, безотказностью. Чтобы певчие и руководитель друг друга понимали, чтобы было развитие именно коллектива певцов, он старался быть на службе постоянно, почти не отлучался с Рогожского и даже в отпуск уходил редко. Однако скоро понял, что развиваться с клиросом, в силу непостоянного состава певцов, очень сложно, и стал искать нейтральную площадку и единомышленников, чтобы совершенствовать певческие навыки. Тогда начались спевки с молодежью, учившейся в то время на Рогожском на первом курсе духовного училища, и подтянувшимися к ней москвичами.

Поиск себя

12 апреля 2005 года небольшим мужским коллективом был записан первый диск «Избранные песнопения знаменного роспева в исполнении рогожского молодежного хора». По-новому, слаженно и единодушно, прозвучали знакомые для многих песнопения из воскресного и праздничного обихода. Инициативу поддержал о. Иоанн Думнов:

«Пока такое благоприятное время — Бог в помощь вам, трудитесь дальше». Примерно в то же время Александр Овчаров познакомился со звукорежиссером Вадимом Столяровым, который хотел попробовать сделать запись хора.

Старообрядческие хоровые коллективы: общество сохранения, развития и популяризации знаменного пения «Фита
На записи диска, 2010 г. Первый слева — чт. Александр Овчаров

Диск вышел в свет и встретил теплые отзывы слушателей. Однако сами организаторы отнеслись к нему критично.

«Мы записи послушали и поняли, что надо еще много работать, — вспоминает Александр. — Потом спустя какое-то время студенты буквально притащили меня на запись диска ,,Приидите поклонимся”. Я шел с неохотой, было разочарование после записи первого диска».

После неудачной, как показалось организаторам, первой записи хора, решили попробовать записать соло. Отец Иоанн Думнов предложил запечатлеть на диске и чтение, поскольку многие молодые священники не знают погласицы. 10–11 апреля 2006 г. вышел диск «Евангельская проповедь в чтении и знаменном роспеве»: традиционной для рогожского погласицей чтец Александр Овчаров прочел 12 воскресных евангелий, а чтец Александр Пестряков пропел 12 соответствующих евангелиям стихер.

Весной 2007 года началась кропотливая работа по подготовке нового диска. Помимо традиционного набора «калашниковских» певческих книг в поле зрения попали рукописи Покровского собора и рогожского книгохранилища. Ребята разучили редкие припевы к кафизмам, знакомые тексты в новых распевах: «Христос воскресе» и «Святыи Боже» по-гречески демеством, — сложные, редко исполняемые за службой стихеры великим праздникам.

В спевки активно включились студенты МСДУ. Под руководством Валентины Синельниковой и Александра Овчарова были собраны две группы — мужская и женская. Молодежь выступила на Вечере духовных песнопений в Неделю свв. жен-мироносиц на Рогожском. 11–12 июня 2007 г. в Покровском соборе был записан диск «Приидите поклонимся». С идеей организовать запись на сей раз выступила преподаватель пения Валентина Синельникова. Готовился выпуск одаренных, преуспевших в учебе ребят. Перед тем как талантливые выпускники разъедутся по приходам, было решено запечатлеть красоту совместного исполнения.

Старообрядческие хоровые коллективы: общество сохранения, развития и популяризации знаменного пения «Фита
Молодежь в паломнической поездке, 2011 г.

В 2007 году состоялся первый выпуск Духовного училища. Молодежь с багажом новых знаний, вдохновленная общением с единомышленниками разъехалась из столицы по приходам. А училище принимало новых студентов, которые также включались в «спевочную» деятельность.

В 2008 году коллектив «Фиты» приступил к реализации проекта «Великие праздники». Предполагалось, что выйдет серия дисков с записями стихер двунадесятым праздникам, которые отчасти будут выполнять и учебную задачу. Так появилась серия «Двунадесятые праздники»: в 2008 г. диск «Рожество Богородицы», в 2011 — «Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы», в 2014 году — «Троица».

Спонтанно, почти случайно появился сборник духовных стихов «Святая ночь». Запись его состоялась в 2011 году в недавно воссозданном тогда храме Рожества Христова на Рогожском. На запись второго и третьего дисков из серии «Двунадесятые праздники»: «Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы» собралось более сорока человек. После нескольких ночных часов певческих трудов — запись проходила ночью — кто-то из молодежи запел духовный стих — хор подхватил… После нескольких спетых стихов и запись стихер пошла по-другому: более вдумчиво и легко. А на следующий день, точнее на следующую ночь, пение духовных стихов продолжилось. В сборник «Святая ночь» вошли не все спетые тогда стихи. Сборник составили наиболее своеобразные и неповторимые по звучанию. Например, стих «В Даурии» тихо и неспешно исполнен большим хором, «Святая ночь» — почти сольно, «Колыбельная» — только женским коллективом, «Пресветлый ангел» — с сольными запевами. Какую-то особенность имеет каждый из записанных стихов, и каждый из них оставляет свое неизгладимое впечатление.

В 2009 году встал вопрос о выпуске очередного диска, это послужило поводом задуматься о названии хора.

«У каждого дела должно быть свое имя, — вспоминает о возникновении названия Александр Овчаров. — Фита — это набор звуков, большая мелодия. Так и у нас много певчих, много певцов. …Вадим предложил назваться ,,Фитой”, и я его поддержал. Мы выбрали для изображения стрелу крыжевую».

Старообрядческие хоровые коллективы: общество сохранения, развития и популяризации знаменного пения «Фита

«Общество ,,Фита” — это идея, — говорит о своем хоре Александр Овчаров. — Костяк этого общества — два человека, по благословению митрополита Корнилия, который вдохновлял на протяжении всей работы. Именно Вадим Столяров помогал идее двигаться вперед. А остальные участники были всегда разные. Впоследствии наши с Вадимом мнения и мировоззрения разошлись, но за годы сотрудничества сделано много полезного. И главная польза в том, что эта идея многим помогла и по сей день помогает учиться и профессионально совершенствоваться».

У «Фиты» не было постоянно сложившегося коллектива, не было постоянного репертуара. «Фита» не прославилась концертной деятельностью, у нее не было даже какой-то четко оформленной цели. Была любовь к церковному сокровищу — богослужебному пению, и вокруг этого сокровища объединялись люди.

«Фита» была в постоянном поиске — манеры, вкуса, стиля. И в отношении самой «Фиты» этот поиск так и не подошел к концу. Но зато нашли себя те, кто в разные годы имел отношение к этому коллективу. Из парней и девчат, которые между занятиями и работой несколько ночей подряд собирались в рогожском храме и пели-пели-пели для записи диска, многие стали священниками, уставщиками, взялись за воскресные школы, воспитывают своих детей… Для них пение — это молитва, которую они каждый на своем месте приносят Богу. Это ответственность. Это источник вдохновения. Это любовь, которая стирает расстояния, растворяет время, объединяет поколения.