Главная Публикации Жертвы репрессий Старообрядческие священники в 1930-е годы

Темы публикаций

Старообрядческие священники в 1930-е годы

В 1930-е годы XX в. подверглись гонениям как священники, так и миряне, независимо от конфессиональной принадлежности. По одному делу выносили приговоры и старообрядцам, и новообрядцам. В этой статье рассказывается о трех священнослужителях Русской Православной Старообрядческой Церкви: иереях Логине Сафроновиче Лебедеве (село Благовещенка Западно-Сибирского края), Гаврииле Варфоломеевиче Косареве (дереврня Киска Чойского аймака Ойротской области), Евстратии Петровиче Топоркове (село Емуртла Упоровского района Омской области). 

Иерей Логин Сафронович Лебедев

Логин Сафронович Лебедев родился 16 октября 1870 года в Покровской слободе Красятичской волости Радомысльского уезда Киевской губернии в семье крестьян-старообрядцев.1  В 1908 году Логин приехал в поселок Ивановский Мошковского уезда Западно-Сибирского края (ныне поселок в Мошковском районе Новосибирской области). В 1913 году в семье Логина Сафроновича и его супруги Екатерины Федоровны родилась дочь Мария, в 1914 году — сын Михаил, в 1915 году — дочь Улита, а в 1916 году — сын Наум. Логин занимался хлебопашеством. 

Пастырское служение

6 апреля 1918 года Логин Лебедев был рукоположен Иоасафом, епископом Томским и Алтайским (в миру Иоанн Семенович Журавлев; умер 15 ноября 1919 года), во священника к Покровскому храму пос. Ивановского. Владыка Иоасаф — старший брат Амфилохия (Журавлев, 1873–1937 гг.), епископа Уральского и Оренбургского.

Старообрядческие священники в 1930-е годы
Епископ Амфилохий (Журавлев) с духовенством и прихожанами на паперти храма в г. Верещагине. Слева направо 1-й ряд: отец Сава (Сава Захарович Байдуров), отец Парфений (Парфений Максимович Колегов), епископ Амфилохий (Журавлев), отец Иоанн (Иоанн Никифорович Котов), Саватий Порфирьевич Самодуров; 2-й ряд: матушка Минодора Порфирьевна с первенцем (жена отца Савы), неизвестная, Самодуров Иван Порфирьевич, инокиня Соломония

В 1918 году у о. Логина и м. Екатерины родился сын Василий, а в 1920 году — сын Севастиан.  
В 1922 году отец Логин был переведен в Завьяловский район в село Чистоозерку (ныне село в Алтайском крае). Здесь священник прослужил до 1932 года. В 1932 году отец Логин с семьей переехал в село Благовещенку Благовещенского района, где продолжил пастырское служение в местном храме.2 Как священник, Логин Лебедев был лишен права голоса.3

Арест

Старообрядческие священники в 1930-е годы
Справка об имущественном положении Л.С. Лебедева. КГКУ ГААК ОСД. Ф.Р. 2. Оп. 7. Д. 13680. С. 5

Мирное житие семьи старообрядческого священника закончилось 13 августа 1937 года. В дом №64 по улице Западной в селе Благовещенке в этот день явились сотрудники УНКВД с ордером №5 на обыск и арест Логина Сафроновича Лебедева.4 При обыске были изъяты богослужебные книги.5 Священника забрали.  

Старообрядческие священники в 1930-е годы
Постановление об избрании меры пресечения и предъявлении обвинения. КГКУ ГААК ОСД. Ф.Р. 2. Оп. 7. Д. 13680. С. 1

Сельсоветом была подготовлена справка об имущественном положении отца Логина: «Земля под обработкой/в момент ареста: 0, 50. 
Домов (дач, торговых помещений, складов) в момент ареста: 1 изба. 
Годовой доход и размер налога: – 
От подсобных помещений/наименование налога: подоходный 151. 
От скотоводства/наименование налога к-сбор: 125. 
Социальное положение: старообрядческий священник, относить к группе не трудовых элементов».6

Допросы, приговор 

Согласно следственному делу, на момент ареста семья старообрядческого священника Логина Сафроновича Лебедева состояла из жены Екатерины Федоровны, сына Василия Логиновича, сына Михаила Логиновича, который работал при Благовещенском райисполкоме, и сына Наума Логиновича, который работал печником также при Благовещенском райисполкоме.7 
16 сентября состоялся допрос. От о. Логина потребовали рассказать кратко автобиографию, затем допрашивавший сотрудник УНКВД, что не удивительно, захотел знать имена и адреса всех знакомых священника. Был задан вопрос о богослужениях, об исполнении треб. В признательных показаниях, собственно говоря, и надобности не появилось, достаточно было рассказать о церковных службах и об интересе молодежи, который проявлялся в потребности в необходимых Таинствах.8  
Моления на дому сотрудниками УНКВД, как обычно, были названы «контрреволюционными сборищами», и приговор был готов.

«18 сентября 1937 года. Обвинительное заключение: Я, заместитель начальника Благовещенского Районного отдела НКВД Сайфулин, рассмотрел 18/IX/37 г. следственное дело по обвинению церковника Лебедева Логина Сафроновича, рождения 1870 года, уроженца Киевской губернии Радомысльского уезда села Слобода Покровская, проживающего в селе Благовещенка Благовещенского района Западно-Сибирского края. Установил следующее: Лебедев лишен права голоса, как священник старообрядческой церкви осужден по 61 ст. УК. Лебедев прибыл в Благовещенский район в 1932 году и вел активно контрреволюционную агитацию за невступление в колхоз, доказывая, что колхоз временное дело, скоро должно погибнуть, убеждал молодых в том, что колхоз не долго просуществует, собирал у себя на дому нелегальные моления женщин и мужчин и им агитировал, чтобы они выходили из колхоза, под его агитацию выходили из колхоза и уезжали. Виновным себя не признал. Постановил: Следственное дело №17636 по обвинению Лебедева Логина Сафроновича направить на рассмотрение тройки УНКВД Западно-Сибирского края. Заместитель Начальника Благовещенского Районного отдела НКВД (Сайфулин). Справка: Арестованный содержится в Славгородской временной тюрьме с 1937 года. Заместитель Начальника Благовещенского Районного отдела НКВД (Сайфулин)».9

Гибель священника

26 сентября 1937 года дело по обвинению Логина Сафроновича Лебедева слушала Тройка Управления НКВД Западно-Сибирского края, которая постановила: «Лебедева Логина Сафроновича расстрелять. Лично принадлежащее ему имущество конфисковать».10  

Старообрядческие священники в 1930-е годы
Постановление Тройки УНКВД в отношении Л.С. Лебедева. КГКУ ГААК ОСД. Ф.Р. 2. Оп. 7. Д. 13680. С. 18

7 ноября 1937 года приговор был приведен в исполнение.11 

Восстановление честного имени

10 мая 1989 года старообрядческий священник Логин Сафронович Лебедев был реабилитирован посмертно: «Лебедев Логин Сафронович подпадает под действие ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30–40-х и начала 50-х годов». 
Старший Помощник прокурора Алтайского края Советник юстиции Мордовин Я.И. Начальник подразделения УКГБ СССР по Алтайскому краю Щепин Ю.Н. 10 мая 1989 года».12 

Старообрядческие священники в 1930-е годы
Памятник «Прощание. Жертвам политических репрессий посвящается» в г. Барнауле

Иерей Гавриил Варфоломеевич Косарев

Гавриил Варфоломеевич Косарев родился в январе 1864 года в селе Платове Бийского уезда Томской губернии (ныне Алтайский край) в старообрядческой семье. Гавриил Варфоломеевич был женат на Анне Васильевне, которая была младше его на год.13 В 1903 году он был рукоположен Феодосием (Быковым, умер не ранее 1909 года), епископом Томским, во священника на приход храма во имя иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость» в селе Киске Успенского аймака (ныне Чойский район Республики Алтай).

В 1929 году Косаревы проживали в селе Никольском Старобардинского района. Здесь отец Гавриил подвергся аресту, ему было предъявлено обычное для того времени обвинение — контрреволюционная агитация. По истечении четырех месяцев о. Гавриила отпустили. Священник с семьей уехал в родное село Платово, а в 1931 году вернулся в село Киску. В 1932 году последовал очередной арест, и то же обвинение. И тут Бог миловал, через два месяца священника отпустили. Два сына старообрядческого священника были расстреляны. Известно, что в семье священника Гавриила Косарева были два сына Кондрат и Петр. Сведения о других детях отсутствуют. У Кондрата был сын Григорий, 1917 года рождения.14 В 1933 году Кондрат и Петр были обвинены в контрреволюционной агитации и расстреляны.15

Третий, и последний, арест

29 июля 1937 года Гавриил Косарев в третий раз был арестован и обвинен в контрреволюционной агитации:

«Косарев Гавриил Варфоломеевич достаточно изобличается в том, что он старообрядческий священник, поп, участник кулацкой организации в 1929 году. Все время разъезжает по районам Ойротской области и распространяет религиозную агитацию среди колхозников за выход из колхоза. Распространял агитацию, высказывался в адрес вождей Партии и Правительства, а поэтому, руководствуясь ст. ст. 144, 147 УПК, постановил: гражданина Косарева Гавриила Варфоломеевича привлечь в качестве обвиняемого по ст. ст. 58-2-10 УК, мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда избрать содержание под стражей в Бийской тюрьме НКВД».16

При аресте священника были изъяты 102 рубля.  

Старообрядческие священники в 1930-е годы
Постановление об избрании меры пресечения и предъявлении обвинения. КГКУ ГААК ОСД. Ф.Р. 2. Оп. 7. Д. 13608. С. 7

3 августа состоялся первый допрос:

«Вопрос: Будучи в селе Никольском, Вы проводили контрреволюционную агитацию. Признаете себя виновным? 
Ответ: Нет, я себя виновным не признаю. Я не проводил контрреволюционную агитацию среди колхозников и единоличников. Колхозников я не агитировал, чтобы они расходились из колхозов.  
Вопрос: Свидетель (неразборчиво) показывает, что Вы распространяли пораженческую контрреволюционную агитацию. Признаете себя виновным? 
Ответ: Нет, я никогда не распространял контрреволюционную пораженческую агитацию. Свои показания (неразборчиво) подтверждаю полностью. (Допрос прерывается.) В протоколе записано с моих слов правильно, мне зачитано, в чем расписываюсь: Косарев».17

«На момент ареста семья священника состояла из жены Анны Васильевны, 72 года; племянника Григория Кондратьевича, 14 лет; снохи Секлетии Варфоломеевны, 40 лет, и племянника Сухоплечева Иосифа Петровича».18

Следствие

7 сентября 1937 года Гавриил Косарев был вновь допрошен, показания были даны аналогичные тем, что были на предыдущем допросе. Тут же было подготовлено обвинительное заключение: 

«Следственное дело №44724. По обвинению Косарева Гавриила Варфоломеевича по ст. 58-2-10 УК РСФСР. Обвиняемый содержится под стражей в Бийской тюрьме НКВД. В Никольский сельсовет неизвестно откуда приехал старообрядческий священник Косарев, который, по установленным поступившим данным, занимается контрреволюционной работой, активно проводит контрреволюционную агитацию за развал колхозов. Распространяет слухи о поражении Советской страны и запугивает колхозников жестокой расправой с ними как с колхозниками. Высказывает разную контрреволюционную клевету на вождей ВКП(б) и Советского Правительства. Вместе с попом Азановым проводит контрреволюционные сборища в церкви и в сторожке. Произведенным расследованием установлено, что старообрядческий священник Косарев Гавриил Варфоломеевич из деревни Киска Успенского аймака сбежал от меры репрессирования. Будучи у священника Азанова, совместно устраивали контрреволюционные сборища. Сговаривали колхозников не ходить на работу. Косарев и Азанов в контрреволюционных целях распространяли контрреволюционную клевету на руководителей ВКП(б) и Советского Правительства. Косарев Гавриил Варфоломеевич в контрреволюционную группу был завербован попом Азановым, который арестован 29 июля 1937 года, дело №14484, следствие окончено (см. л. д. 9, 10, 11, 12, 16, 17, 18, 19, 29). Косарев Гавриил Варфоломеевич, будучи завербованным священником Азановым, в 1936 году возвращаясь от Азанова в село Киска Успенского аймака на приисках Чулта Турочакского аймака, по заданию Азанова, завербовал кулака Ошлакова Ивана Христофоровича. В 1936 году в селе Спасск завербовал бывшего попа, сейчас учителя Тимофеева Николая Дмитриевича. У Косарева Гавриила Варфоломеевича при обыске изъято шифрованное письмо от участника контрреволюционной группы Тимофеева, в котором, как показывает на следствии Косарев, Тимофеев просит Косарева заехать для исполнения религиозных треб на Спасский прииск (см. л. д. 7, 9, 10, 11, 12, 16, 17, 18, 19, 20). 
Следственное дело №44724 по обвинению Косарева Гавриила Варфоломеевича по ст. ст. 58-2-10-11 УК РСФСР направить на рассмотрение Судебной Тройки УНКВД по Запсибкраю. Начальник Районного отделения НКВД Сержант Госбезопасности: (Терехов). Справка: вещдоказательства по делу не имеется. Начальник Районного отдела НКВД Сержант Госбезопасности: (Терехов) Составлено 7/IX-1937. С. Ст. Барда».19

Расстрел, реабилитация

13 сентября 1937 года дело по обвинению старообрядческого священника Гавриила Косарева слушала Тройка УНКВД, которая постановила: «Косарева Гавриила Варфоломеевича расстрелять. Принадлежащее лично ему имущество конфисковать».20 

Старообрядческие священники в 1930-е годы
Постановление Тройки УНКВД в отношении Г.В. Косарева. КГКУ ГААК ОСД. Ф.Р. 2. Оп. 7. Д. 13608. С. 22

22 сентября Гавриил Варфоломеевич Косарев был расстрелян.21

8 мая 1989 года Гавриил Варфоломеевич Косарев был реабилитирован посмертно, а «дело Косарева Гавриила Варфоломеевича прекращено в связи с отсутствием состава преступления. Старший Помощник прокурора Алтайского края, Советник юстиции Я.И. Мордовин. Начальник подразделения УКГБ СССР по Алтайскому краю Ю.Н. Щепин 8 мая 1989 года».22 

Иерей Евстратий Петрович Топорков

Будущий священник Евстратий Петрович Топорков родился в 1864 году в селе Емуртла Упоровского района Омской области (в настоящее время это Тюменская область) в семье крестьян-старообрядцев. Женился на девице Фекле. В 1905 году был рукоположен старообрядческим епископом Антонием (Паромовым) Пермским и Тобольским на приход села Емуртла. Данных о детях нет.  
В 1930 году хозяйство Топорковых было раскулачено, а сам отец Евстратий лишен права голоса, и, кроме этого, ему грозила высылка.  
Семья священника вынужденно бежала в Мосальский сельсовет. И здесь отец Евстратий продолжил свое служение в старообрядческой церкви, а затем был вынужден скрываться в других деревнях.  
В 1936 году Топорковы вернулись в село Емуртла. Тут они приобрели небольшой домик, обзавелись своим хозяйством — купили корову и лошадь.

Арест пастыря

6 сентября 1937 года в дом старообрядческого иерея явился участковый инспектор с ордером №52 на обыск и арест отца Евстратия. К удивлению домочадцев, в доме, кроме писем и в большом количестве церковной литературы, были найдены, вероятно подброшенные накануне: «трехлинейного боевого патрона 5 штук. Боевой патрон за один 1 штука»23. 
Весьма странно — держать в доме патроны, но не иметь ружья. Тщательно спланированный подлог послужил следствием ареста о. Евстратия. 

Следствие

Анкета арестованного старообрядческого священника Евстратия Петровича Топоркова: 
1. Фамилия: Топорков. 
2. Имя и отчество: Евстратий Петрович. 
3. Дата рождения: родился в 1864 году. 
4. Место рождения: Омская область, Упоровский район, село Емуртла. 
5. Местожительство (адрес): село Емуртла Упоровского района. 
6. Профессия и специальность: старообрядческий священник. 
7. Профессия и профсоюзная принадлежность, № билета: не состоит. 
 8. Имущественное положение в момент ареста: лошадь, корова, дом. 
То же до 1929 года: старообрядческий священник. 
9. Тоже с 1917 года: старообрядческий священник. 
10. Социальное положение в момент ареста: старообрядческий поп. 
11. Служба в царской армии и чин: не служил. 
12. Служба в белой армии и чин: не служил. 
13. Служба в Красной армии: 
а) срок службы: не служил. 
б) воинская категория: не служил. 
14. Социальное происхождение: из крестьян-середняков. 
15. Политическое прошлое: старообрядческий поп, в 1930 году был раскулачен и лишен права голоса. 
16. Национальность и гражданство: русский, подданный СССР. 
17. Партийная принадлежность, с какого времени и № билета: беспартийный. 
18. Образование (подчеркнуть и указать точно, что закончил): самоучка. 
20. Категория воинского учета: не состоит. 
21. Состояние здоровья: здоров. 
22. Состав семьи: жена Топоркова Фекла, 73 года, приживает в селе Емуртла, домохозяйка».24 
В Управлении НКВД еще за день до ареста лежала клеветническая характеристика на старообрядческого священника Евстратия Топоркова:

«Дана Емуртлским сельсоветом Упоровского района Омской области на гражданина Топоркова Евстратия Петровича, происходящего из граждан деревни Емуртла Упоровского района Омской области, по социальному происхождению кулак и двоедонский (имелось в виду, двоеданный. — Прим. автора) старообрядческий священник. По социальному положению единоличник. До и после революции имел сельхозмашины, жатку, молотилку, косилку и свою двоедонскую (имелось в виду, двоеданную. — Прим. автора) церковь. Гражданин Топорков Евстратий Петрович занимался эксплуатацией чужого труда, держал постоянных батраков до двух-трех человек, сезонных до десяти человек. Старообрядческим попом служил до 1930 года (имелось в виду, в селе Емуртла. — Прим. автора). В 1929 году гражданин Топорков Евстратий Петрович как поп был обложен индивидуальным заданием. В 1930 году как кулак был раскулачен и лишен избирательных прав голоса, подлежал к высылке, но от высылки сбежал в Мосальский сельсовет и поступил служить двоедонским (имелось в виду, двоеданным. — Прим. автора) попом. В 1932 году гражданин Топорков Евстратий Петрович как поп в Мосальском сельсовете был вторично обложен индивидуальным заданием, и все было распродано. С 1932 года по 1936 год гражданин Топорков Евстратий Петрович скрывался, ходил по деревням, определенного места жительства не имел. В 1936 году гражданин Топорков Евстратий Петрович прибыл в деревню Емуртлу Емуртлинского сельсовета Упоровского района, купил себе дом, корову, в настоящее время живет единолично, нигде не работает. На что существует, неизвестно.В 1937 году гражданин Топорков Евстратий Петрович временные недостатки с хлебом использовал в своих антисоветских целях, говорил: вот до чего докатилась советская власть, даже хлеба и то не стало, все умирают с голоду, а все говорят, что хорошо жить при советской власти. Его, Топоркова Евстратия Петровича, родной брат Топорков был активным участником кулацкого восстания, ездил на своих лошадях. Гражданин Топорков Евстратий Петрович и в настоящее время является опасным среди колхозников деревни. Председатель облисполкома сельсовета Плотников. Секретарь сельсовета (неразборчиво)».25

Допрос от 8 сентября 1937 года:

«Вопрос: Признаете себя виновным в контрреволюционной агитации среди населения? Ответ: Нет. Я лично человек очень верующий и за веру готов жизнь отдать. Против Советской власти я никогда не выступал, так как всякая власть поставлена от Бога, поэтому мы должны и подчиниться, но я недоволен тем, что Советская власть вмешивается в дела церкви, так как церковь отделили от государства. Больше показать ничего не могу, с моих слов записано правильно, и мне протокол прочитан вслух, в чем и расписываюсь».26

Обвинение

29 октября 1937 года обвинительное заключение вынесли не только отцу Евстратию, но и другим жителям села Емуртлы, среди них священники новообрядческой церкви и два диакона. Их обвиняли в следующем:

«Указанная выше контрреволюционная группа поставила перед собой задачу создать в Упоровском районе контрреволюционную повстанческую организацию из кулачества, религиозных активистов и контрреволюционно настроенных людей. Практическая их контрреволюционная деятельность выражалась в следующем: для появления новых людей в повстанческой группе велась активная работа по расширению религиозных общин, развитию и активизации церковных советов, из которых и ставили целью подбирать нужных людей в контрреволюционную повстанческую организацию».27 

Приговор 
В этот же день, 29 октября 1937 года, дело по обвинению Евстратия Петровича Топоркова слушала Тройка УНКВД Омской области:

«Дело Упоровского Районного отдела НКВД по обвинению Топоркова Евстратия Петровича, 1864 года рождения, священник, лишенец. Обвиняется в том, что являлся активным членом контрреволюционной церковной кулацко-повстанческой группы. По заданию руководителя группы ходил по квартирам колхозников и распространял контрреволюционную пораженческую агитацию. Виновным себя не признал. Топоркова Евстратия Петровича приговорить расстрелу».28

2 ноября 1937 года приговор отцу Евстратию Петровичу Топоркову был приведен в исполнение. Вместе с ним были расстреляны новообрядческие священники и диаконы: Поползухин Иван Ефимович 1862 года рождения, Пономарев Александр Николаевич 1878 года рождения, Серебренников Петр Валентинович 1898 года рождения, Савушкин Иван Леотьевич 1881 года рождения, Зайцев Тимофей Митрофанович 1876 года рождения.

Реабилитация

31 мая 1989 года Прокуратура Тюменской области подняла дело №5002 по обвинению старообрядческого священника Топоркова Евстратия и реабилитировала его.29 

Старообрядческие священники в 1930-е годы
Памятник жертвам массовых репрессий 1937–1938 гг. в Тюмени на месте бывшего в 1930-е годы места массовых захоронений

 Марина Николаевна Волоскова, культуролог, член СЖР