Главная Публикации Персоналии Слово иерея Иоанна Курбацкого на 100-летие храма в с. Поречье

Темы публикаций

Слово иерея Иоанна Курбацкого на 100-летие храма в с. Поречье

Христос воскресе! Дорогие братие!

Мы сегодня совершили молебен в храме, которому в этом году исполнилось ровно 100 лет. Всего 100 лет. Какой, в сущности, маленький срок! Но какие трагические события произошли за это время! И сердце, и разум переполняют смешанные чувства и размышления.

Храм сей начали строить в 1907 г. после Указа императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». Это было время огромного религиозного подъема! Сколько церквей было воздвигнуто по всей старообрядческой Руси: и здесь, и в Боровске, Владимире, Сухиничах, Ржеве, Рязани… До этого староверы вынуждены были ютиться в тесных моленных, которые запрещено было делать внешне похожими на православные храмы. И вот в 1911 г. эту церковь освятили. И уже тогда отметили ее, как одну из самых благолепных из вновь построенных. Можно представить радость и духовное ликование христиан, имеющих здесь в русской глубинке такой «роскошный чертог Божий», украшенный колоколами, иконостасом и иконами.

Но не прошло и четверти века, как храм закрыли, разорили, переоборудовали под больницу, а позднее под склад, священника и попечителей репрессировали. И только спустя 80 лет после закрытия храма мы опять пропели в этих стенах молебен Пасхе, прославили угодника Божия святителя Николу, в честь которого был воздвигнут сей храм, совершили крестный ход.

Размышляя об этом находясь в полуразрушенном и оскверненном храме, перед нами встает чрезвычайно важный и глубокий вопрос о нашем самосознании и национальной идентификации. Действительно, почему мы на протяжении всей своей истории постоянно перечеркиваем прошлое, ломаем традиционный уклад, отказываемся от старых символов и заменяем их новыми?

Нам рушили веру
В дела старины,
Без чести, без меры,
Без всякой вины. Что в детстве любили,
Что славили мы,
Внезапно разбили
Служители тьмы.

Это сказано поэтом Варламом Шаламовым о расколе русской церкви в ХVII веке. Далее были Петровские реформы, уничтожившие самобытность Руси и национальный образ государства. Затем революция 1917 г. с ее антирелигиозной направленностью, разорением церквей и монастырей. Потом реставрация 1991 года с ее антисоветской и антирусской направленностью, пересмотром итогов Великой отечественной войны…. Список можно продолжать и продолжать. Мы сами уничтожаем преемственность поколений. Не отсюда ли проистекает отсутствие у нас национального самосознания после 1000-летнего существования государства Русского? Не отсюда ли наше состояние «Иванов, родства не помнящих», которые вчера снимали кресты с куполов, а сегодня уничтожают кладбища и архитектурные памятники столицы и других русских городов?

Но для того, чтобы у нас и нашего народа было будущее мы должны вернуться к своим корням, хранить историческую память, бережно относиться к своему наследию, передавая его из поколения в поколение. Старообрядцы всегда именно этим и отличались, являя собой здоровое ядро русского общества. Поэтому мы сегодня здесь не напрасно. Помолившись и прославив Господа в этом храме, мы тем самым еще и проявили уважение к памяти предков наших, которые освятили это место и посвятили его Богу.

Слово иерея Иоанна Курбацкого на 100-летие храма в с. Поречье
Храм свт. Николы в с. Поречье

Печально и горько и стыдно нам, что храм полуразрушен… Но будем помнить, что «не в бревнах, а в ребрах» Церковь Христова. Будет в нас вера, будет любовь к Богу и ближнему, значит и Господь будет с нами, и храм сей будет восстановлен и еще не один будет воздвигнут.

Я обращаю мое слово к местным жителям и призываю вас посильно участвовать в сохранении и, если Бог даст, восстановлении этого храма. А если кто осквернял его (или родственники ваши участвовали в этом) да покается в этом пред Богом и искупит этот грех трудом и пожертвованием на реставрацию.

Я обращаю мое слово к пореченским старообрядцам. Храните верность древлеправославию по примеру отцов. Они в гораздо более суровых условиях, чем нынешние времена сохраняли свою веру. Не имели они великолепных храмов, вынужденно по многу лет не видели священников, имели ограничения в гражданских правах. Но они не уступили, не соблазнились доступностью других церквей, не изменили своей вере, т.к. знали, что она есть истинная православная вера.

В церковно-славянском языке слово «верные» — это одновременно и «верующие» и «верные». Так и в древних языках – еврейском, греческом, латинском – слово «вера» и «верность», — это одно слово. И это ко многому нас обязывает, многому научает.

Я обращаю мое особое слово к молодежи. Будьте достойными продолжателями дел своих славных предков по вере, которые строили такие храмы, как этот, служили в них. Берите с них пример. Мы сегодняшние, конечно, уступаем им и по силе духа, терпению и стоянию в вере, и даже по здоровью. Но мы с ними едины о Христе Исусе. И это – главное. А сила Божия в немощи совершается (2 Кор. 12:9). Используйте нынешнюю свободу для христианского совершенствования, на изучение слова Божия, на служение Богу, Его Церкви и ближним. Не откладывайте дел спасения «на потом». Работайте Богу, искупующе время, яко дние лукави суть (Еф. 5:16).

Кто знает, что ждет нас в будущем, долго ли продлится эта возможность открыто проповедовать и исповедовать свою веру. Знали ли тогда, в 1911-м году, строители этого храма, что пройдет всего 20 лет, как его разорят и закроют. Что будет здесь мерзость запустения, стояща на месте святе (Мф. 24:15). Мог ли предположить тогда о. Евтратий, что ему предстоит претерпеть ссылку, лишение имущества, нищету и расстрел. Большевики убили его тело, но душу не смогли погубить (Мф. 10:28). Укрепляемый Спасителем, о. Евстратий пронес свой крест до конца. И ныне, верую, пребывает в лике святых мучеников.

Будем помнить слова Христовы: «В мире скорбни будете. Но дерзайте, яко Аз победих мир» (Ин. 16:33) и «Аще Мене изгнаша и вас изженут; аще слово Мое соблюдоша и ваше соблюдут» (Ин. 15:20). Поэтому не стоит бояться ни трудов, ни искушений, ни гонений. Спаситель наш, Господь Исус Христос с нами есть «во вся дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:20).