Главная Публикации Персоналии Феодот Игнатьевич Масленников

Темы публикаций

Феодот Игнатьевич Масленников

Выдающийся церковно-общественный деятель рязанского старообрядчества, до революции крупный купец II гильдии и лесопромышленник. Известный благотворитель и почетный гражданин города. Член Городской Думы, Уездного земского собрания, попечительских советов Богадельни имени М.Е. Попова и Дома призрения для бесприютных детей имени Сергия Живаго.

Феодот Игнатьевич Масленников

Родился в крестьянской семье староверов-противокружников в деревне Деево Спас-Клепиковской волости Рязанского уезда. В 1894 году вместе с братьями Григорием и Кириллом Масленниковыми зарегистрировал торговый дом, открыв торговлю продовольственными и лесными товарами.

Глубоко переживая трагедию окружнического раздора и его последствия, неустанно трудился на благо примирения разделившихся. Совместно с московским купцом Н.Т. Кацеповым организовал летом 1906 г. всероссийский съезд старообрядцев, не приемлющих «Окружного послания». 5 июня того же года подписанием архиереями и иереями акта о примирении было положено начало врачевания всех разногласий, сохранявшихся впоследствии лишь в незначительной степени.

На деньги купцов Масленниковых были построены храмы: в д. Селезнево Рязанской губернии (нач. строительства — 1906 г. ), в городе Рязани на территории Скорбященского (ныне вероисповедального-старообрядческого) кладбища (закладка храма — июнь 1909 г. ), а также учреждены училища, созданы школы, стали развиваться благотворительные учреждения.

Основатель «Рязанской старообрядческой общины, приемлющей священство Белокриницкой митрополии», зарегистрированной Рязанским губернским правлением 31 мая 1910 года. На общем собрании общины 21 ноября того же года Феодот Игнатьевич Масленников объявил о безвозмездном пожертвовании общине в вечное владение выстроенных при участии своих родных братьев Кирилла и Григория Игнатьевичей каменных храма с колокольней и двухэтажного дома для причта со всеми надворными постройками. Избран председателем совета общины, в который вошли его брат Григорий и сын Исаак.

Принимал участие в издательстве книг, содействовал распространению старообрядческой литературы. Участвовал во всероссийских съездах старообрядцев, финансово и своим авторитетом поддерживая начетчиков. Занимал должность казначея Союза старообрядческих начетчиков. В 1911 году выступил в защиту епископа Михаила (Семенова) и права мирян на участие в работе Освященных соборов с «Открытым письмом Ивану Ивановичу Новикову». Брошюра была выпущена как отдельное бесплатное приложение к журналу «Старообрядческая мысль».

После революции 1917 года, во время национализации имущества большевиками, добровольно отдал все новой власти, отказавшись от иммиграции, предпочел поселиться при храме. Похоронен на вероисповедальном-старообрядческом кладбище Рязани.

Известными деятелями старообрядчества Белокриницкого согласия были и потомки Феодота Игнатьевича: иерей Евфимий Масленников и сын последнего Андрей Евфимович.