Главная Публикации Церковь и мир Православный старообрядческий гуманитарный институт им. протопопа Аввакума: перспективы возрождения

Темы публикаций

Православный старообрядческий гуманитарный институт им. протопопа Аввакума: перспективы возрождения

В ряду тем последнего Совета Митрополии, который прошёл в Новых палатах (Доме причта) на Рогожском 14–15 мая 2019 года, сенсацией стало обсуждение и одобрение важного решения, связанного с возрождением московского старообрядческого института. Суть этого решения изложена в двух пунктах постановлений Совета Митрополии:

3.1. Одобрить предложенный проект создания Православного старообрядческого гуманитарного института имени протопопа Аввакума.

3.2. Рекомендовать митрополиту Корнилию назначить ректором Православного старообрядческого гуманитарного института имени протопопа Аввакума профессора Виктора Вячеславовича Соловьёва.

Православный старообрядческий гуманитарный институт им. протопопа Аввакума: перспективы возрождения
Заседание Совета Митрополии 14-15 мая 2019 г.

Это решение вызвало довольно большой резонанс в церковной среде, и это неудивительно: тема образования в русле исконной православной традиции давно привлекает внимание старообрядческих публицистов и историков.

Начнём с материального

Всем известно, что возвращение несколько лет назад огромного здания бывшего старообрядческого богословско-учительского института в Москве, откуда выехала средняя светская школа, с отключением воды и отопления, стало не «праздником возрождения», а скорее обременением, балластом на многие годы. Ведь если здание из кирпича и бетона не используется и не отапливается, оно ветшает. Митрополия тратила средства на охрану и на минимальные ремонтные «заплатки», искала источники поддержки. И теперь для сохранения и возрождения ценнейшего наследия наших предков есть как необходимые средства, так и руководитель работ по восстановлению и приспособлению к новым задачам.

Православный старообрядческий гуманитарный институт им. протопопа Аввакума: перспективы возрождения
Здание бывшего Московского старообрядческого учительского богословского института, июнь 2019 г. Фото Ольги Захаровой.

Всем известно, что именно строительство и запуск в работу богословского института сто лет назад были первой попыткой учредить полноценное современное высшее образование. Причём здесь впервые искали и находили гармонию, с одной стороны, традиции выживания древнерусской учёности, домашне-общинного образования, а также самообразования начётчиков (столетиями в условиях гонений!), и методики и педагогика Нового времени — с другой стороны. Это сложная творческая задача. И наши предки её решали. Но катастрофы начала XX столетия оборвали первые ростки нового староверческого образования. И, увы, мы до сих пор не смогли не только развить начатое в 1910-е годы, но даже восстановить созданное тогда. Не станем здесь обсуждать, как это случилось и почему. Все согласны, что прорыв в этой сфере, потребность в нём назрели давно.

И вот митрополит Корнилий, постоянно державший эту проблему в поле пристального внимания, представил Совету Митрополии человека, готового подставить своё плечо, чтобы помочь в решении этой задачи. «Своё плечо» — это опыт руководителя, как при реализации новых образовательных проектов, так и в учреждении новых предприятий; это связи в мире предпринимателей, способных оказать поддержку.

Православный старообрядческий гуманитарный институт им. протопопа Аввакума: перспективы возрождения
Профессор Виктор Вячеславович Соловьев, Рогожское, июнь 2019 г. Фото Александра Говорова.

В итоге обсуждений предложенный митрополитом кандидат — профессор Виктор Вячеславович Соловьёв из Москвы — был назначен ректором создаваемого Православного старообрядческого гуманитарного института имени протопопа Аввакума. Мы попросили Виктора Вячеславовича прокомментировать решение Совета Митрополии.

Виктор Вячеславович! Насколько известно, ранее вы активно не участвовали в делах старообрядческих общин, трудились на светской работе. Как, по-вашему, вы сможете применить свой управленческий, академический и научный опыт для реализации поставленной митрополитом и Советом Митрополии цели возрождения и развития системного образования на базе Православного старообрядческого института им. протопопа Аввакума?

— Мы с супругой Татьяной Владимировной являемся прихожанами Покровского собора в Москве и довольно активно участвовали в общинной жизни: она в большей мере, я в меньшей. Основное время я до сих пор посвящал обязанностям, связанным с военной, государственной службами, педагогической и научной работой. В ближайшее время мне исполнится 65 лет, и я смогу спокойно уйти в запас и посвятить себя церковной работе, которая близка мне по духу, по моей связи с предками, которая созвучна моему внутреннему душевному настрою. Определённое время моей службы и научной работы связаны с военно-промышленным комплексом страны, и я не могу разглашать детали, так как это закрытая информация.

Однако скажу, что именно в вопросах организации работы учебных и научных учреждений опыт у меня имеется. В настоящий момент мы составили план первоочередных мероприятий, необходимых для создания Православного старообрядческого гуманитарного института. Первые шаги уже сделаны: преосвященнейшим митрополитом Корнилием подписано распоряжение о создании института и назначении его ректора, Советом Митрополии одобрены программа действий по подготовке к созданию института, общее направление работы вуза, структура, условия обучения и развития.

Цели перед нами стоят чёткие: через год институт должен получить лицензию на осуществление образовательной деятельности. Вместе с этим он получит право на частичное финансирование расходов из средств государственного бюджета. Абитуриенты будут приниматься по результатам ЕГЭ, собеседования, при условии рекомендации от духовника. Обучение, проживание и питание в институте планируются полностью бесплатными, стипендия для студентов не предусмотрена. Обучение будет вестись по основным гуманитарным специальностям, включая богословие. По окончании вуза студентам будут выдаваться дипломы об образовании установленного государством образца. Предполагается, что обучение в единственном в мире гуманитарном старообрядческом институте будет весьма востребованно.

Какие первостепенные задачи вы ставите перед собой для скорейшего возрождения старообрядческого института?

— Первая задача следующая. В течение года, пока ведутся работы по реконструкции здания института, мы должны подготовить всю необходимую документацию по правовому обеспечению работы института и пройти лицензирование на осуществление образовательной деятельности в нем. После получения лицензии, то есть через год, начнётся набор абитуриентов, принятие на работу профессорско-преподавательского состава, административных и технических работников.

Первый набор планируем провести летом 2020 года. Это как раз будет юбилейный год, 400-летие священномученика Аввакума. Параллельно будут разрабатываться учебные программы и учебно-методические пособия по всем дисциплинам, проводиться оснащение помещений, аудиторий института всем необходимым оборудованием, учебными пособиями и оргтехникой. Работы впереди много. Есть уверенность в том, что будет бюджетное финансирование института от государства. Главное, что есть однозначная воля у предстоятеля и священства нашей Церкви, направленная на достижение поставленной цели. Приятно, что решение о возрождении института было принято на Совете Митрополии единогласно. Эта поддержка очень важна.

Не хлебом единым

Какова духовная польза намеченного проекта по возрождению института высшего образования для ревнителей древлего православия? Естественно, что этот вопрос (главный, по сути) многие годы обсуждался в старообрядческой среде. Многие помнят, как к этому неоднократно возвращался предстоятель РПСЦ. И вот наступил момент, когда наметился реальный переход к конкретным делам. В этих новых обстоятельствах вновь стоит обратиться к владыке Корнилию со «старыми-новыми» вопросами:

Владыко святыи, почему столько внимания и усилий направлено на возрождение Православного старообрядческого гуманитарного института? Какое значение, на ваш взгляд, имеет вопрос образования для развития Русской Православной Старообрядческой Церкви?

— Для христиан образование всегда было важно: как духовное, так и светское. Многие древние святые отцы были хорошо образованны в светских науках, что помогало им служить Богу и людям своими познаниями. Долгий период гонений на старообрядцев не позволял им организовать полноценную систему образования для детей и молодёжи в соответствии с древлеправославной традицией. Образование в большей мере было хотя и домашним, но довольно массовым. Известно, что в среде старообрядцев количество грамотных людей было гораздо большим, чем в других сообществах. Даже в условиях гонений в среде ревнителей древлего благочестия появлялись самородки (так называемые начётчики), которые своими познаниями и начитанностью нередко превосходили самых высокообразованных оппонентов.

Как только в 1905 году был издан Высочайший Указ «Об укреплении основ веротерпимости», гонения ослабли и наши православные старообрядцы получили больше свобод и прав, сразу по всей России начали организовываться старообрядческие школы и училища. (Нужно заметить, что и до этого были попытки добиться права на создание старообрядческих учебных заведений. Об этом, например, ещё в середине XIX века писал Н.С. Лесков в нескольких сочинениях, посвящённых рижским беспоповцам.)

И важной частью этого движения стало учреждение в 1915 году старообрядческого богословско-учительского института в Москве. После 1917 года институт закрыли, и с приходом к власти большевиков начались и новые преследования верующих, которые снова заставили священство вернуться к самообразованию. Но в настоящее время, когда государственная власть не ограничивает наших христиан в вопросах образования, мы прилагаем все усилия для создания системы образования старообрядческой молодёжи. Это важно для подготовки церковных кадров. Это важно для сохранения наших традиций, культуры, книжности, для преемственности неповреждённого православного учения.

Православный старообрядческий гуманитарный институт им. протопопа Аввакума: перспективы возрождения
Предстоятель РПСЦ митрополит Корнилий, Совет Митрополии РПСЦ, май 2019 г. Фото Александра Говорова.

Как удалось решить вопрос о восстановлении здания старообрядческого института, какие источники финансирования нашлись для решения столь сложной задачи?

— Мы никогда не теряли надежду на возрождение института. Долгое время здание занимала общеобразовательная школа. Затем удалось решить вопрос о возвращении здания Церкви, однако очень трудно было найти средства на восстановление здания. Сейчас, наконец, мы видим, как с Божией помощью решается и эта проблема. Визит на Рогожское президента России В.В. Путина способствовал решению вопроса о выделении средств на восстановление института. Мы благодарим правительство Москвы за ту помощь, которую получает наша Церковь в деле реконструкции Рогожского духовного центра, который за последние годы просто преобразился. И мэр Москвы С.С. Собянин, который сам не раз посещал Рогожское, с большим вниманием отнёсся к проблеме восстановления здания старообрядческого института. Сейчас решение этого вопроса находится на стадии определения подрядчиков. Молимся, чтобы Господь помог в этом важном деле.

Нужно ещё сказать, что в то время, пока будет идти восстановление здания института, необходимо провести не менее важную работу: зарегистрировать институт в Минюсте, решить множество организационных вопросов, связанных с открытием и дальнейшим развитием института. Институт носит имя священномученика Аввакума, и по его молитвам Господь будет содействовать во всём.

Что такое Православный старообрядческий гуманитарный институт имени протопопа Аввакума?

Именно этот вопрос обсуждался на Совете Митрополии. Сам кандидат на должность ректора огласил своё видение проекта: каковы должны быть цели, структура, кадры и программы института. Детали, конечно, будут ещё неоднократно дорабатываться и обсуждаться, но важно сразу же обозначить следующее. В огромном помещении площадью 6 000 квадратных метров предложено разместить не только сам вуз (который получит государственную лицензию и даст выпускникам возможность трудоустройства как в церковно-общинных структурах, так и в государственных учреждениях, школах и вузах России), но и колледж (уровень среднего и среднего специального образования), а также начальную и среднюю школы. Такого охвата никто ранее даже не предлагал, а по сути, только он является одновременно прагматически ценным и укоренённым в традициях старообрядчества. Разве можно разрывать цепочку образовательных циклов и не делать общинную храмовую жизнь её духовным центром?!

Существенным при представлении этих проектов стало их обсуждение и уточнение. Так, были приняты выдвинутые протоиереем Вадимом Коровиным идеи о том, что не стоит называть будущий вуз «богословским», а лучше дать ему название «старообрядческого гуманитарного», ибо он будет выпускать не только богословов или служителей храма, но и педагогов, мастеров реставрации и иных специалистов гуманитарного профиля. Кроме того, диплом с таким именем откроет широкие возможности трудоустройства для молодого специалиста.

Кроме того, о. Вадим предложил назвать институт именем протопопа Аввакума: это особенно актуально в канун предстоящего юбилея, к которому готовятся и все старообрядцы, и общественность страны. Вот как он прокомментировал идею возрождения старообрядческого института.

— Отец Вадим, вы имеете серьёзный опыт преподавания канонического права для кандидатов в священники и студентов МСДУ. Насколько, по-вашему, востребованна организация именно высшего учебного заведения в Церкви? Какие кадры, по-вашему, должен готовить институт?

— На мой взгляд, создание православного старообрядческого вуза — это эпохальное решение для нашей Церкви. Этот вопрос не просто назрел, а уже давно «перезрел». Церкви нужны всесторонне развитые, образованные люди, способные отвечать на вызовы нашего времени. Такое высшее учебное заведение было бы способно взрастить не только грамотные кадры для служения в храмах, но и проповедников Истины в мире. Школьный учитель, твердо стоящий на основе Христовой веры, это человек самою своей жизнью, своим примером «светящий» людям. Это особенно важно в наше духовно смутное время. Мне представляется, что институт должен иметь две составных части обучения: духовную и светскую, причем каждый студент должен в той или иной мере продвигаться по обоим этим направлениям. Это будет способствовать гармоничному развитию личности студента, серьёзно подготовит его к жизни в Церкви и в мире.

— Вы предложили на Совете Митрополии назвать возрождающийся институт не богословским, а гуманитарным. Чем вызвано такое переименование и насколько оно соответствует запросам современной старообрядческой молодёжи?

— В прежнее время, до революций 1917 года, институт имел наименование «богословско-учительского института». Он готовил школьных учителей и церковнослужителей. В то время слово «учительский» было в ходу: существовали, например, «учительские семинарии». Сейчас такое наименование выглядит явным анахронизмом. А слово «богословский» слишком сужало бы образовательный горизонт современного вуза, оно не соответствует тем задачам, которые ставятся перед ним. Поэтому я и предложил на заседании Совета Митрополии заменить это слово с более широким значением и более светское — «гуманитарный». Это понятие правильно отражает специфику проектируемого учебного заведения, призванного дать студентам широкое гуманитарное образование, которое включало бы в себя не только светские учебные дисциплины, но и церковные: древлеправославное богословие, теологию (как признанную государством дисциплину), историю Православной (Старообрядческой) Церкви, практические богослужебные дисциплины (литургику, устав), иконопись, реставрацию икон и многое другое.

Планируется, что обучение в старообрядческом институте будет для студентов бесплатным, что может способствовать привлечению в него учащихся из многодетных и малоимущих семей, что явится и частью социальной работы нашей Церкви. В наше время, когда «всё меряется на деньги», бесплатный вуз является «социальным лифтом» для малообеспеченных, но талантливых молодых людей, и это очень важно. Думаю, что среди нашей молодежи такое учебное заведение будет весьма востребованно.

Семь десятилетий государственной борьбы с религией дали свои горькие плоды, которые нам приходится вкушать в большой степени и сейчас. Произошел разрыв поколений, этакий духовный «демографический провал». Молодежь 1920–1930-х годов, которая дома видела верующих бабушек и дедушек, отцов и матерей, которая в детстве была приобщена к вере, массово отходила от христианской жизни. Повзрослев, она не воспитывала в вере своих детей. Прошли годы. Религию опять «разрешили», и постаревшие молодые люди 1920–1930-х годов вернулись в 1990-е в Церковь, подобно евангельскому блудному сыну. Храмы наполнились ими, но ненадолго. Это поколение уже почти всё ушло. На смену должны бы прийти их дети — но… они в детстве не получили уроков веры от родителей, и большинство из них в храмы не идет, предпочитая моленью досуг на даче или у телевизора. Только внуки этих людей, в 1990-е видевшие бабушек молящимися, могут вернуться в храмы — но этого нужно ждать через 20–30–40 лет, и то вряд ли их будет много. А храмы должны продолжать существовать «здесь и сейчас». В 1990-е, на волне «популярности» хождения в церковь, было открыто немало новых общин, и сейчас их храмы запустевают: старые прихожане уходят в мир иной, а молодых мало, и они заняты в большей степени работой и житейскими заботами, в церковь ходят от случая к случаю.

Храмы оскудели не только людьми, но и финансами. Многие общины едва могут оплатить коммунальные услуги и не в состоянии содержать не только священника, но даже и уставщика. Для таких общин есть два реальных пути: либо смириться с тем фактом, что они в ближайшее время просто исчезнут с лица земли, либо найти священника и уставщика, которые будут готовы служить без всякого жалования, то есть будут зарабатывать на жизнь своих семей самостоятельно. В настоящее время таких священников и уставщиков найти почти невозможно.

Наш вуз мог бы готовить будущих священников и уставщиков, которые одновременно будут владеть востребованными светскими профессиями. Они могли бы оказать помощь таким ослабевшим общинам, совмещая светскую работу с церковным служением. Конечно, это непросто, для этого требуются великая целеустремленность и сила духа. Но я думаю, что люди с такими качествами в старообрядчестве есть.

В заключение хочу от всей души поприветствовать создание старообрядческого института и пожелать этому строящемуся большому кораблю — большого плавания!

Образование для всех народов

Прокомментировать решение Совета Митрополии о возрождении важного центра церковного просвещения мы попросили руководителя Просветительского отдела РПСЦ о. Михаила Родина.

На Совете Митрополии вы подняли вопрос о необходимости организации на базе возрождающегося института образования для иностранцев, не владеющих русским языком. Чем обусловлена необходимость такой работы и как вы представляете себе возможные формы обучения иностранных студентов на базе института?

— Проблема подготовки кадров для старообрядческих приходов Уганды и Пакистана встаёт в последнее время всё острее и острее. Сейчас мы пытаемся выйти из положения за счёт более или менее продолжительных стажировок иностранцев на Рогожском. Но невозможно решить эту проблему только методом стажировки будущих служителей в приходах, даже в таких приходах, как Рогожская община в Москве: кроме участия в богослужениях и требах, будущие священнослужители должны утверждаться в православном вероучении, изучать Священное Писание и Священное Предание Церкви, быть готовыми к провозглашению истины в условиях недружественного окружения. Уже два года регулярно поднимается вопрос об организации курсов для студентов из Пакистана, желающих в будущем стать священнослужителями и учителями воскресных школ в пакистанских приходах. Такие курсы сейчас организуются на базе Свято-Успенского мужского монастыря на Черемшане.

В возрождающемся институте имени протопопа Аввакума планируется обучать старообрядческую молодёжь со всего мира, это будет альма-матер для староверов-интеллектуалов, кузница педагогических и церковных кадров для Церкви. И такие кадры требуются не только для русских общин по всему миру, но и для приходов, в которых христиане по-русски не говорят. На базе института, безусловно, следует применить опыт светских вузов (военных, медицинских и других), где организовано обучение иностранных студентов. Существует две системы подготовки иностранцев: во-первых, это чтение всех дисциплин на английском языке; во-вторых, это вводный интенсивный курс русского языка продолжительностью минимум полгода и затем обучение иностранцев на русском языке. Уверен, при правильном подходе можно организовать обучение по обеим схемам. Важно, чтобы руководство возрождающегося института осознавало стратегическую важность этого направления.

Православный старообрядческий гуманитарный институт им. протопопа Аввакума: перспективы возрождения
Протоиерей Вадим Коровин, иерей Михаил Родин, Совет Митрополии РПСЦ, май 2019 г. Фото Александра Говорова.

Вы не только священник нашей Церкви, но и кандидат филологических наук, имеете большой опыт работы в разных вузах. Насколько, по-вашему, возможно и востребованно систематическое высшее образование в Русской Православной Старообрядческой Церкви? Что может предложить студентам возрождающийся институт?

— Организовать системное образование как по богословским дисциплинам, так и в области гуманитарных наук важно не только для молодых людей, желающих приобрести фундаментальные знания, получить качественное образование. Это важно и для «церковной интеллигенции», для интеллектуалов в Церкви. Возможность передать знания мотивированным, увлечённым слушателям вдохновляет любого искреннего человека: понимание своей востребованности внутри Церкви может подтолкнуть учёных и педагогов к тому, чтобы постараться принести максимальную пользу.

Церковь Христова всегда приветствовала интеллектуальное развитие христиан. Ещё св. апостол Павел писал в послании к Тимофею: «Дондеже прииду, внемли чтению, утешению, учению». И сам апостол был великолепно образован. Я очень надеюсь, что возрождающийся институт станет колыбелью для многих молодых специалистов. Потенциал, безусловно, большой. Хорошее фундаментальное образование весьма востребованно в Церкви. Главное, чтобы учебный процесс был организован грамотно, чтобы планка была высокой и в вопросе качества образования не было никаких скидок на малый опыт или короткий срок работы. Если мы хотим получить хороший результат, у нас «нет времени на раскачку».

Естественно, что начатое на Совете Митрополии обсуждение и доработки продолжатся, как говорят, уже в рабочем порядке. Главное, что «лёд тронулся», и отныне решать проблемы восстановления образовательных практик в новых условиях можно по-деловому.

В заключение подчеркнём, что Просветительский отдел крайне заинтересован в осуществлении планируемых проектов, готов участвовать в них, предоставляя как свои информационные, методические и прочие наработки, кадры, так и ожидая будущих выпускников Аввакумовского института в свои ряды — для расширения географии и тематики нашей работы.

Нам (как и всем общинам, всем отделам и структурам РПСЦ) нужны молодые, высокообразованные и духовно богатые сотрудники, глубокие знатоки Древлего Православия, горящие желанием нести свет Истины своим современникам.

Просветительский отдел РПСЦ