Духовно-практические условия развития мыслительных способностей личности

Главная Публикации Церковь и мир Духовно-практические условия развития мыслительных способностей личности

Темы публикаций

Духовно-практические условия развития мыслительных способностей личности

Ход реформ в постсоветской России показал, что наиболее оптимальным путем ее дальнейшего развития и выхода из цивилизационного тупика является осознание и реализация идеи самобытности русской культуры как основы российского культурно-цивилизационного типа, или русской цивилизации.

Одними из ярчайших черт и ценностей нашей культуры являются ее самобытность и соборность: общение в любви и понимании, нравственная, солидарная поддержка личностей, принимающих и поддерживающих друг друга в своей самобытности, свободе, духовной, нравственной, культурной и социальной ответственности.

Известно, что образование целостной личности предполагает целостное развитие всех её сущностных сил (любви, воли, разума), проявляющихся в соответствующих способностях. Это

  • способность жить в любви: способность бескорыстного благодарения и духовной поддержки ближнего, способность понимания и сострадания;
  • способность делать свободный выбор между образами своего душевно-духовного состояния и способность хотеть обретения совершенства и духовной свободы и обретать их;
  • способность самоосознавания и самостоятельного смыслообразования, способность различения достойного и недостойного (добра и зла), способность принятия на себя ответственности за своё духовное состояние и поведение.
Духовно-практические условия развития мыслительных способностей личности
Фото: riafan.ru

Поэтому одним из направлений развития современной системы российского образования является преодоление отрыва духовно-нравственного воспитания учащихся от целостной системы их образования и обучения. Необходимо приведение в единство интеллектуально-рациональной, волевой и духовной сторон человеческого мышления, восстановление целостного характера познавательной, разумной деятельности личности, умеющей не только запоминать, анализировать, определять, рассуждать и находить верный ответ, ставить цели своей деятельности и достигать их, но, в первую очередь, творчески самостоятельно мыслить. Духовная сторона образовательной деятельности, связанная с развитием способности любить, понимать ближнего, сострадать ему, должна занять подобающее ей место в органическом развитии, в целостном образовании человеческой личности: в становлении её разума, творческого воображения, в развитии мыслительных, деятельных, волевых способностей.

Восстановление духовно-нравственного воспитания в качестве неотъемлемой составляющей целостного процесса образования личности учащихся должно способствовать созданию условий для развития целостной, творческой личности в единстве и взаимообусловленности ее духовно-нравственных, познавательных, деятельных, чувственно-эмоциональных, физических сил и способностей, иерархически связанных между собой.

Подлинное образование разумной, нравственной, свободной и ответственной личности невозможно вне сознательного, целенаправленного воспитания ее воли к добру, полноты, свободы и устойчивости мира и радости духовной жизни, т.е. к духовному совершенству. По сути, главным условием и основанием процесса образования человеческой личности является пробуждение, укрепление и воспитание в ней способности и силы сознательной разумной любящей воли, направленной на творческую актуализацию высших духовных сил и способностей.

Без духовно-нравственного воспитания личности как направления её воли и духовной жизни к абсолютному добру невозможно полноценное ни интеллектуальное, ни нравственное, ни чувственно-эмоциональное, ни физическое развитие человека. Воспитание личности учащихся, ориентированное в первую очередь на пробуждение и укрепление их духовной жизни, является не просто важным составным элементом образования и человеческой личности, но его фундаментом и необходимым условием, важнейшим фактором обучения, развития живого и целостного разума.

Нравственное развитие личности как развитие её способности жить в любви, способности любить ближнего, как самого себя, понимать его и сострадать ему, предполагает наличие у учащихся желания и умения следовать правилу «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними», или «Люби ближнего как самого себя». Осуществить всё это невозможно без развития духовных сил и способностей, соответствующих нравственной природе, нравственному чувству и сознанию человека.

В содержание нравственного чувства входят чувство человека как личности, обладающей способностями любви, самостоятельного смыслообразования и творческой ответственности как высшей цели и ценности для него самого и для других; чувство различия добра как бескорыстного прославления Бога и бескорыстной любви к Нему и ближнему и зла как уклонения от добра, любви, радости и равновесия и впадения в беспокойство, тщеславие, самомнение, уныние, агрессию, гнев, т.е. в озлобление; чувство различения достойного и недостойного и способности совершать поступки на основании этого различения; чувство духовного единства, единосущия всех людей как одинаковую причастность их к благодатной, разумной жизни в благодати творческой славы — любви и добре бескорыстного благодарения; чувство творческой ответственности человека за состояние своего нрава, своей души, т.е. за состояние и развитие способности жить в любви и проявлять в своем поведении бескорыстную благожелательность по отношению к другим людям, любить ближнего как самого себя.

Нравственное сознание предполагает осознание содержания нравственного чувства и сознательную деятельность, поведение в соответствии с ним, т.е. на основании нравственного чувства.

Нравственное становление личности связано с развитием её способности понимания других людей, сострадания им. Это включает в себя развитие способности определения содержания ценностно-смыслового поля человеческой жизнедеятельности, формирование умения ставить определённые вопросы и получать на них ответ. К этим вопросам, в первую очередь, относятся следующие:

Что любит этот человек?

Что он любит больше всего?

Во что верит?

Что движет его желаниями, мыслями и поступками?

В чём он видит смысл своих действий, какие цели ставит в той или иной ситуации?

Зачем он совершает те или иные действия, поступки?

Что он понимает под добром?

Что он считает злом?

Что является причиной его страданий, беспокойства?

Чем и как ему можно помочь, поддержать, как его успокоить?

Нетрудно заметить, что поиск ответов на все эти вопросы по мотивам доброжелательности лежит в сфере нашего разумного мышления и ведёт к развитию способностей самостоятельного смыслообразования, самоосознавания и самоорганизации. Поэтому развитие нравственного сознания и поведения личности неразрывно связано с развитием его разума, становлением способности самостоятельного творческого смыслообразования и является условием и основой развития её понятийного мышления. Понятийное мышление предполагает способность видеть, понимать сущность и смысл предметов, явлений, поступков людей и событий общественной жизни, видеть в них главное, существенное, предвидеть последствия замыслов и поступков, соотносить результаты деятельности с задуманным.

В процессе развития разума в сфере становления нравственного сознания и жизни в любви, благожелательности, понимании ближнего, сострадания ему, у учащихся развивается способность понимания не только людей, но и сущности всех вещей, т.е. понятийного мышления. Идёт становление способности задумываться над сущностью, смыслом, причинами, связями предметов, явлений, процессов, возможными вариантами их изменения и развития, прогнозирования будущего и анализа способов его достижения и желание самостоятельно находить ответы на свои вопросы. Нравственное бескорыстие любви к ближнему и познание Истины Христовой («И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 32), «Я есть путь и истина и жизнь» (Ин. 14,6)) превращаются в способность целостного, бескорыстного, неэгоистичного, самостоятельного мышления, в способность объективного системного мышления в научном познании, в способность понимать сущность вещей и социальных явлений, устанавливать межу ними причинно-следственные связи, видеть тенденции их развития.

Размышляя о становлении самостоятельного разумного мышления, следует отметить, что на начальных этапах своего развития растущая личность начинает задавать вопросы об устройстве мира, конкретных вещей и предметов, смысле происходящего самостоятельно, без каких-либо специальных побуждений извне со стороны родителей, окружения. Ей достаточно знакомства со способностью самостоятельного смыслообразования, о наличии и действии которой она узнаёт вначале из сказок, историй, книг, мультфильмов, бесед, совместного с родителями и воспитателями наблюдения над миром.

Исходя из вышесказанного, мы утверждаем, что образовательная деятельность в начальной, средней и высшей школе должна быть теснейшим образом связана с воспитательной деятельностью. Они обе должны быть ориентированы как на раскрытие, актуализацию и развитие духовно-нравственного потенциала личности учащихся, так и на развитие разумного мышления — способности самостоятельного и целостного смыслообразования и понимания.

Реализация этой цели предполагает пробуждение у учащихся интереса к их духовной жизни, создание условий для осознания потребностей духовного самопознания, самоактуализации и самовыражения, развитие и поддержание желания их самостоятельного удовлетворения, стремления к духовно-нравственному совершенству. Для этого необходимо способствовать формированию у них адекватной и объективной картины внутреннего, душевно-духовного мира человека. Познание основных законов духовной жизни, духовной сущности, духовных чувств, потребностей, возможностей, способностей человеческой личности является главным условием осознания учениками идеальной, совершенной формы человека, способствует становлению их творческой самобытной личности, реализации духовно-нравственного идеала. Созданию условий для осознания и актуализации духовного потенциала личности учащихся должно способствовать их духовное просвещение. Духовное просвещение должно быть направлено на пробуждение и усиление у них чувства духовной жизни, желания реализовать свои духовные способности и осуществить духовные возможности, обрести духовно-нравственное совершенство. Духовное просвещение — это не просто обучение и информирование учащихся, это в первую очередь деятельное приобщение их к духовным, нравственным ценностям, смыслам деятельности и традициям своего народа, своей культуры.

Поделиться: