Главная Публикации Церковь и мир Несколько слов о погребении

Темы публикаций

Несколько слов о погребении

Зачастую в храмах мы наблюдаем печальную картину. Родственники приходят договариваться о погребении православного старообрядца. И первый вполне логичный, с точки зрения верующего человека, вопрос: «Кто духовный отец усопшего?» — вводит пришедших в замешательство. Второй: «Когда в последний раз он был на исповеди?» — и пришедшие начинают обзвон родственников. Их бабушка или дедушка были «давно не на ногах», до этого ходили в храм, но уже никто не помнит, в какой и когда в последний раз. И оказывается, что и сами-то они «крещены правильно» когда-то и кем-то, но сейчас ходят «в обычную церковь, ведь Бог-то везде один»

Разговор о том, что Бог один — это разговор отдельный и непростой. Здесь же, в настоящей статье, мы кратко ответим на основные вопросы родственников старообрядцев, пришедших в храм за погребением. Может быть, этот незамысловатый материал попадет в поле зрения близких уже пожилых и немощных старообрядцев и побудит вовремя позаботиться о вечной участи своих родных. Возможно, описанное ниже пригодится церковнослужителям, которые сталкиваются с необходимостью разъяснять оторвавшимся от своих корней потомкам староверов, что нужно делать в этом печальном случае.

Несколько слов о погребении

Смерть близкого человека — всегда огромное горе. Кажется, что мир вокруг останавливается, и мы ничего не можем изменить. Для покойного это, действительно, так. Время, когда он мог что-то сделать, закончилось. Но мы, живые, можем сделать для него несказанно много. Первое и самое главное — совершить погребение по православным традициям.

Что нужно сделать в первую очередь

Церковь крайне отрицательно относится к патологоанатомическим исследованиям умерших. Освященный Собор 2017 года напомнил о том, что верующие в большинстве случаев могут отказаться от вскрытия, для этого необходимо при жизни написать заявление, а после кончины написать отказ от вскрытия могут близкие родственники. Кремирование тела усопшего совершенно несовместимо с православной традицией.

Существуют традиции омовения тела усопшего и положения в гроб. По возможности желательно соблюсти и их.

Усопший в вере человек и в гробу бывает одет так же, как и при жизни на молитве в храме. Мужчинам надевают рубаху и порты, женщинам — рубаху, сарафан, повойник (если усопшая была венчана) и платок. На ноги — мягкую обувь. На шее непременно должен быть нательный крест. Гроб выстилается специально приготовленным саваном, и уже в саван кладут тело покойного.

Саван — отрез белого хлопчатобумажного или льня­ного полотна в два раза длиннее роста умершего, а
шириной около метра. Отрез складывается попо­лам и сшивается по одной длинной стороне так, что получается как бы длинная накидка или капюшон, доходящий до пят. Ту часть савана, которую на­девают на голову, по линии сгиба прошивают проч­ной ниткой. Натянув эту нитку, наголовье савана собирают так, чтобы края савана обрамляли лицо покойного. Эти края обычно обшиваются кружева­ми или рубчиком.

Руки покойного складывают крестообразно на груди правую поверх левой, а пальцы обеих рук складываются двуперстием, как для крестного знамения. В левую руку вкладывается новая лестовка.

После этого берут узкую белую ленту длиной около пяти метров и продевают усопшему под голову. Два длинных конца обвивают вокруг тела по три раза таки образом, чтобы спереди образо­валось три креста: первый — на груди, там, где сложены руки, второй — на бедрах, третий — на коленях. Оставшиеся части ленты обвивают вокруг ног покойника.

В храме на лоб усопшему кладут венчик с тремя кре­стами и молитвой в знак нашей веры в Святую Троицу и в то, что за исполнение запо­ведей Божиих усопший получит награду.

Дома или в храме

Погребение обычно совершается на третий день по кончине. До погребения гроб стоит дома или в храме. Дома гроб ставят в комнате, где есть «красный угол» с иконами. Покойный при этом обращен лицом к иконам. К рукам покойного также полагают небольшую икону.

Для совершения чина погребения гроб с телом усопшего приносят в храм. Здесь над ним совершают молитвы, которые в народе еще называют «отпеванием». Родственникам при этом желательно присутствовать в храме. В противоположность погребальным обычаям язычников, которые устраивали многодневный громкий плач по покойнику, христианское погребение, наоборот, вселяет надежду на лучшее будущее усопшему в вере, а нас, грешников, побуждает следовать по спасительному пути. Иногда принести покойного в храм не представляется возможным, в этом случае положенные молитвы священник совершает заочно.

Погребение, как правило, совершает духовный отец усопшего — священник, который принимал исповедь. Если по каким-то причинам духовный отец не может присутствовать на погребении, в любом случае необходимо его разрешение. Обряд погребения совершается только над православными христианами, то есть теми, кто был погружательно крещен, ходил в храм, бывал на исповеди и причащался Святых Таин. Поэтому очень важно еще при жизни наших ближних, особенно пожилых и больных родственников, позаботиться о том, чтобы они исповедались и причастились. В случае если человек более года не был на исповеди, ему может быть отказано в погребении.

Кто лишается церковного погребения

  1. Неверующие в Единого Бога, в Воскресение Христово и во всеобщее воскресение мертвых и сознательно содержащие какие-либо губительные ереси.
  2. Колдуны, чародеи, гадатели, хироманты и астрологи, занимающиеся спиритизмом и т.п., если не раскаются и не понесут за это епитимии.
  3. Самоубийцы, поскольку они добровольно отказались от дарованной им Богом жизни.
  4. К самоубийцам причисляются и те, кто, видя явную опасность для своей жизни, например, боль­шие волны на реке, бушующий пламень, лютый мороз и т.п., и, пренебрегая этой опасностью, без всякой разумной причины (т.е., например, не ради спасения погибающих, но чтобы прославиться смелостью, удалью или победить в споре, или в пьяном виде) бросаются в волны, или в глубину, или в пламень или выходят из дома в легкой одежде в лютый мороз и вследствие этого поги­бают.
  5. Умершие от алкоголя, наркотиков, смертельного удара в драке, в которую повлекли ярость, мщение или удаль, от подавления пищей, питием или костью, когда с жадностью набрасывались на еду или глумились (вели разговоры со смехом) во вре­мя еды и пития, также причисляются к самоубий­цам
  6. Те, кто сознательно нанес себе увечье, вследствие чего наступила смерть.

Самоубийцей не считается тот, кто совершил самоубийство по чьему-то научению или от отчаяния из-за постоянных лишений или издевательств.

О чем молятся за погребением

Основную часть погребения, как и других заупокойных служб, занимает кафизма 17-я (118-й псалом пророка Давыда). В этой кафизме нам преподан образец жизни в Боге и для Бога. Мы прочитываем ее на погребении с верой в то, что почившему в Боге нашему собрату удалось пройти жизненный путь достойно и дальнейший его путь по смерти будет продолжением его блаженного земного жизненного пути.

Суть молитв, читаемых за погребением, в том, что всё наше попечение о земной суете: богатстве, славе, уважении — в конечном итоге закончится у черты смерти.

Апостол и Евангелие повествуют о том, что смерть, с которой мы столкнулись сейчас, для истинно верующих во Христа всего лишь сон. Тело, созданное Богом из земли, сейчас возвращается к первоначальному состоянию — снова становится землей. Но, повинуясь Божьему повелению, оно восстанет снова во время Его второго пришествия и соединится с душой, для того чтоб вечно жить в Царствии Божием.

Если священник не сопроводит гроб к могиле, то здесь же, в храме, совершается прощание. Близкие попарно подходят слева от гроба сначала ко кресту, а затем к покойному. Не крестясь, перед гробом полагают два земных поклона:

Прости мя (имя усопшего) Христа ради (поклон до земли без крестного знамения).

А тебя Бог простит (поклон до земли без крестного знамения и, перекрестясь, поцеловать венчик и икону).

Аще возымеешь дерзновение ко Господу, помолись о мне грешнем (поклон до земли без крестного знамения).

После этого прощания священник от имени духовного отца читает разрешительную молитву и кладет в руку так называемую грамоту. Этой грамоте некоторые придают неоправданно большое значение. Ее даже называют «пропуском на тот свет». Грамота, действительно, имеет большое значение, поскольку ею священник разрешает обеты покойного перед Богом, грехи, в которых он каялся на исповеди и с которыми искренне боролся. Властью, данной ему от Бога («елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси; и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех»), священнослужитель отпускает те грехи почившего, в которых он покаялся, чтоб душа беспрепятственно шла поклониться своему Творцу. Однако важен в этом случае не столько листок бумаги, сколько сама прочитываемая молитва. Она — результат духовных трудов почившего, очищение его от прегрешений. Но очиститься может лишь тот, кто стремился к чистоте при жизни, и очистится лишь то, от чего при жизни усопший старался избавиться.

Устройство могилы

Место погребения покойного — это в первую очередь место, где будет совершаться молитва о нем. Умерший полагается лицом на восток, в знак своей веры в Воскресение Христово и как бы в ожи­дании всеобщего восстания мертвых. Над моги­лой, в ногах покойного, устанавливают восьмиконечный крест. Могила должна быть ухоженной — это знак нашего уважения к ушедшим. Но нашим усопшим близким нужны уже не цветы и венки, им важны не плитка и не клумбы, а молитва. Поэтому самое главное, что должно быть на кладбище, это крест, перед которым можно будет помолиться. Находясь в непосредственной близости к месту последнего пристанища наших почивших родных, мы глубже проникаем умом и сердцем в смысл молитвы.

Некоторые считают, что частое посещение кладбища «тревожит покойников». Такое мнение вряд ли можно назвать православным. Мы уже вряд ли можем побеспокоить души усопших, особенно если посещаем кладбище с целью помолиться за них.

Третий, девятый и сороковой день

По преданию святых отцов, после разлучения души от тела, душа испытуется бесами в тех грехах, которые творила в своей жизни. Самые ожесточенные и нечестивые души сразу похищают демоны и несут их в преисподнюю. Другие же души, хранимые святыми ангелами, дают ответ о своих делах и на третий день приносятся на поклонение к престолу Божию.

Потом ангелы снова относят душу в мир и указывают ей ее злые или добрые дела, напоминая дни, часы и лица. На девятый день душа вторично приходит на поклонение Богу. После сего ангелы показывают ей загробные обители: места блаженства праведных, муки и страдания грешных.

В сороковой день по кончине над нею совершается суд. Она слышит ответ Божий о своей участи. Душа, украшенная добродетелями, водворяется в месте покоя до общего воскресения мертвых. Душа грешника заключается в тем­ницах ада, где с воздыханием и плачем ждет дня воскресения и Страшного Суда, когда будет отослана в муку вечную вместе с телом своим.

Но и по истечении этого срока Божие милосердие не оставляет душу без надежды, даже если она по своим делам осуждена на муки. Надежда эта сохраняется до самого Страшного Суда, ибо Господь хочет, чтобы не погибла ни одна душа, имевшая хоть малую закваску правой веры и добродетели. Недостатки и грехи такого человека, даже если они очень велики, могут восполнить его близкие — молитвой, милостыней и добрыми делами.

Молитва за усопших дома и в храме

Проскомидия. На каждой литургии в алтаре священник поминает усопших православных христиан. Можно подать записку «на проскомидию» — в алтаре священник вынет из просфоры частицу с молитвой за усопшего. Это поминание считается самым важным, поскольку усопший человек при этом становится частью самого важного в Церкви таинства — причащения.

Ектения. В определенных местах церковной службы есть прошения за упокой. Для того чтобы человека помянули за упокой, можно написать записку «на ектению». Чтобы усопшего так поминали на всех службах в течение года, можно заказать годовое поминание.

Лития — это небольшая церковная служба, за которой молятся именно за упокой одного или нескольких человек.

Панихида. В сороковой день по кончине, годовщину или день именин усопшего, когда нет возможности совершить проскомидию, есть обычай молиться панихиду. Панихида может совершаться дома и в храме, со священником и без него. Всякая панихида непременно оканчивается литией.

Канон за умершего — сокращённый вариант панихиды. В течение сорока дней после кончины родственники усопшего стараются молиться канон ежедневно. О чтении сорока канонов можно попросить церковнослужителей в храме.

Псалтырь. Пока тело покойного не предано земле, есть обычай непрерывно молиться над ним Псалтырь. Чтение Псалтыри некоторые усердные родственники продолжают и после погребения, стараясь помолиться до сорокового дня Псалтырь сорок раз. О возможности помолиться такой сорокоуст за усопшего также можно попросить церковнослужителей.

Сколько это стоит

Все требы, в том числе и погребение, как правило, совершаются бесплатно. В память об усопшем вы можете пожертвовать храму или священнику столько, сколько вам хочется и позволяет возможность. Бывает, что в разных храмах за записки и требы может назначаться символическая плата, но и в этом случае указанная сумма — это ваше пожертвование. При возможности оно может быть больше названной суммы. Но и при финансовой невозможности вам не откажут в погребении и поминовении ваших родственников.

Поставить свечу

Свеча — наша жертва Богу. Ее можно поставить в храме или зажечь дома. Заупокойные службы совершаются перед так называемым панихидным столиком, это стол с выемками для свечей, на котором установлено распятие. Сюда можно ставить свечи за всяким, в том числе праздничным, богослужением. Так или иначе усопших в вере православных христиан поминают за каждой службой — так утверждается единство Церкви земной и небесной.

Дни поминовения усопших

«Поминальным» днем недели считается любая суббота. В определенные субботы года церковная служба целиком совершается за упокой:

— Вселенская (Мясопустная) родительская суббота,

— Вселенская (Троицкая) родительская суббота,

— Дмитриевская родительская суббота,

— Вторая, третья и четвертая суббота Великаго поста.

К поминальным дням также относится вторник Фоминой седмицы — Радоница.

Что я могу еще сделать?

Самое главное — постараться хотя бы немного изменить свою жизнь к лучшему в память об усопшем. Стать добрее, терпимее, внимательнее к нуждающимся и чужому горю. Если память об усопших близких делает нас лучше, для Бога это ценнее свечей и сотен слов.

Милостыня. В память об усопшем, особенно первые сорок дней, раздают обильную милостыню. Это могут быть продукты, деньги, вещи. Их можно отдать любому нуждающемуся: принести в храм, передать священнику, поделиться с неимущими соседями, дать просящим на улице.

Приношение в храм. За каждой службой поминают «создателей храма сего». Ваше приношение, сделанное в память о родственнике, причисляет его к создателям храма и после кончины.

Поминальный обед — это тоже милостыня. Однако провести его нужно максимально благопристойно. Если поминание прилучилось в постный день, то меню должно быть обязательно постным. Если сделать постный стол затруднительно, лучше перенести поминальную трапезу на другой день.

Чего делать не нужно

— Класть в гроб к покойному вещи и записки с целью передать их «на тот свет»

  • Ставить спиртное на поминальный стол
  • Ставить рюмку и хлеб возле фотографии покойного
  • Подавать в качестве милостыни сигареты и спиртное
  • Оставлять «для покойного» на кладбище блины, конфеты и пр.

Сороковой день прошел, а дальше?

Особыми днями поминовения усопшего будут две даты: дата его смерти и ангельской памяти (именины). К этим дням можно попросить о молитве в храме, принести что-то из продуктов в храм на помин для церковнослужителей.

Дома за усопших можно молиться ежедневно. За любой службой можно поставить свечу в храме. Ваши труды для покойного всегда будут бесценно важны, ведь для него время, когда он мог для себя что-то сделать, окончилось. Ваша молитва дарит усопшему праведнику неизреченную радость, усопшему грешнику — облегчение.

В некоторых семьях хранятся помянники, в которых записан весь род этой семьи. Эти помнянники передаются из поколения в поколение, а правнуки молятся за своих прадедов с надеждой, что и их дети принесут в церковь этот фамильный список.

Если у вас есть родственники, которые в силу возраста или по состоянию здоровья не могут сами прийти в храм, позаботьтесь о том, чтобы их навестил священник.

У каждого христианина должен быть духовный отец — священник, который принимает исповедь у человека, наставляет его, помогает строить духовную жизнь. По традиции христиане приходят на исповедь четыре раза в год во время постов. Если ваши близкие не могут сделать этого сами, пригласите священника на дом. Посещение больного священником сегодня допускается в больницах, даже в реанимации. Покаяние облегчит душу, причастие укрепит душевные и телесные силы. Иногда это посещение становится решающим в определении посмертной судьбы наших ближних.