Главная Публикации Церковь и мир Австралийские паломники на «русском Афоне» 

Темы публикаций

Австралийские паломники на «русском Афоне» 

Бури и потрясения ХХ века разметали многих наших соотечественников по разным странам мира. Люди разных вероисповеданий и политических убеждений, деятели науки и искусства, аристократы и купцы, офицеры и казаки, представители простого народа волею судеб оказались заброшены в западноевропейские государства, в Турцию, Китай, Австралию, Южную Америку. Многие из них помнят о своей далёкой исторической Родине, ищут с ней связи, разыскивают в России родственников и могилы предков. 

Австралийские паломники на «русском Афоне» 
На фото в центре Михаил Овчинников

Одним из таких наших зарубежных соотечественников является Михаил Моисеевич Овчинников. Родился он 72 года назад в Китае, в семье староверов, ушедших за границу во время Гражданской войны в России вместе с белоэмигрантами. Потомки донских и забайкальских казаков укрылись в языческой стране от преследования безбожников. Многодетная семья тяжким трудом добывала средства к существованию в чужом краю.  
Во времена китайской «культурной революции», сопровождавшейся погромами и резней, многие русские были вынуждены бежать теперь уже из Китая — кто в Южную Америку, кто на Зеленый континент. Так в 1962 году семья Овчинниковых оказалась в Австралии. 

Природная сметка и трудолюбие, так свойственные старообрядцам, помогли обжиться и на новом месте. Сейчас Михаил Моисеевич — крупный предприниматель и общественный деятель, меценат, атаман Сводно-казачьей станицы в Австралии, участник многих конгрессов соотечественников. Он создал в Австралии Первый русский музей и обширную библиотеку русских книг, в которой насчитываются десятки тысяч томов раритетных изданий светской и церковной литературы. 

Когда в 2016 году над старообрядческой святыней — комплексом монастырских зданий Свято-Успенского Серапипервым отозвался на нужды древней обители. Он вошел в состав Инициативной группы по возрождению Черемшанского старообрядческого комплекса и направил Открытое письмо на имя Президента России в защиту святого Черемшана. Это письмо было тогда же опубликовано в газете «Русский Вестник» и вызвало значительный общественный резонанс. Благодаря усилиям культурной общественности России и зарубежья удалось спасти от сноса главную святыню Черемшана — Успенский собор, который в 2017 году был возвращен верующим. Тогда же началось возрождение мужского монастыря на Черемшане: сюда потянулись как люди, жаждущие иноческой жизни, так и желающие потрудиться в восстанавливаемой святой обители.  Михаил Овчинников давно мечтал лично посетить святые места на Черемшане, и вот это чаяние сбылось. 

6 ноября 2018 года его и дочь Елену радушно встретили саратовские староверы. Отобедав в сторожке саратовского Успенского храма, австралийские гости отправились к Успенскому же собору на Черемшане — главной цели своего паломничества. Путь в почти 250 километров был проделан на автомобиле, за рулем которого сидел отец Михаил Родин — священник строящегося в городе Балакове старообрядческого храма во имя преподобного Серапиона, создателя Свято-Успенской черемшанской обители.  

Четырёхчасовой путь прошёл в оживлённой беседе: Михаил Моисеевич рассказывал о своих детстве и юности, о жизни староверов в Австралии. Уже вечерело, когда паломники ступили на порог древней святой обители. Братия монастыря во главе с владыкой Андреем, недавно рукоположенным на Самарско-Саратовскую кафедру, оказала приезжим теплейший прием. В трапезной им был предложен обед из постных блюд монастырского рациона и чай из настоящего старинного тульского самовара.  

После трапезы владыка Андрей провел гостей в многострадальное здание Успенского собора, построенного в 1881 году по именному разрешению императора Александра Второго. Разрешение на строительство выхлопотал последний атаман Некрасовского казачьего войска Осип Семенович Гончаров, переехавший с туретчины на Черемшан и принявший здесь иноческий постриг под именем Иоасафа. Не довелось старому казаку увидеть завершение своих трудов: он умер в конце 1879 года, не дождавшись постройки собора. Его многотрудное тело было погребено недалеко от строящегося собора на монастырском кладбище. 

Некогда собор был украшен древними иконами, красивой утварью. Но в советское безбожное лихолетье святыня была попрана, часть икон разграблена, часть попала в музеи… На месте алтаря новая власть разместила раздаточную пищеблока, в храме устроили столовую дома отдыха трудящихся «Черемшаны №1».  Ныне староверы установили в разоренном здании временный полотняный иконостас со старинными иконами, отгородив им алтарь, где находятся походные престол и жертвенник. Уже отслужена первая за десятки лет божественная литургия… 

После осмотра храма австралийские гости перешли на территорию бывшего монастырского кладбища. В 1930-е годы на месте кладбища была выстроена площадка для танцев, а надгробия иноков и архиереев, чьи тела нашли здесь последнее пристанище, были безжалостно уничтожены. Пляски на костях считались, по-видимому, эффективным методом «борьбы с религиозными предрассудками»… Так были уничтожены места захоронения нескольких старообрядческих архиереев, а также известных подвижников Черемшана, в том числе основательницы черемшанского монашества инокини Павольги, а также «генеральская могила» атамана Гончарова. 

Насельники и гости монастыря помолились на поруганном безбожниками кладбище за всех «иже зде лежащих и повсюду православных христиан». Над попранной святыней вновь зазвучали святые слова о прощении грехов, о причтении усопших к Небесному Царствию. Милость как к живым, так и к прежде усопшим христианам — исполнение заповеди Господней о любви к ближнему, потому издавна наши предки лелеяли «любовь к отеческим гробам».  

Михаил Моисеевич вспоминал, что недавно он побывал в китайском Харбине, где участвовал в восстановлении русского эмигрантского кладбища, которое стало разрушаться местными вандалами. Поклонившись святым местам, гости и владыка направились в город Хвалынск, где в здании районной администрации их встретили глава Хвалынского района Алексей Анатольевич Решетников и глава г. Хвалынска Андрей Петрович Ремизов. Беседа прошла в непринужденной обстановке за чашкой чая. На стол были поставлены постные угощения: запеченная тыква и знаменитые хвалынские яблоки.  
 
Затем гостей радушно приняли сотрудники Хвалынского краеведческого музея. Именно в его собрании хранится множество икон и святых книг из Свято-Успенского собора, а также архимандритская шапка и лестовка преподобного Серапиона Черемшанского. В музее М.М. Овчинникова приветствовал депутат Саратовской областной Думы Алексей Викторович Наумов, кандидат исторических наук, краевед, большой знаток истории Хвалынска и Черемшанских монастырей, член Инициативной группы по возрождению Черемшанского старообрядческого комплекса. 
 
Поздно вечером паломники отъехали в Балаково, где на следующий день осмотрели бывший старообрядческий храм во имя Святой Живоначальной Троицы — творение знаменитого Ф. Шехтеля.  
 
Эта архитектурная жемчужина Поволжья, созданная на средства знаменитых балаковских купцов-старообрядцев Мальцевых, в настоящее время находится в ведении прихода Московского Патриархата, а старообрядцы с трудом достраивают новый храм, который планируют освятить во имя преподобного Серапиона, архимандрита Черемшанского, нового чудотворца, основателя мужского монастыря на Черемшане. К этому строящемуся храму и проследовали австралийские паломники. 

В храме гостям была предложена братская трапеза, а затем М.М. Овчинников с дочерью вместе с владыкой Андреем поехали в Саратов, где в здании областной библиотеки была устроена небольшая выставка старинных и раритетных книг и журналов о русском казачестве.  

Австралийские паломники на «русском Афоне» 

Гостей встретили министр внутренней политики и общественных отношений Саратовской области Елена Юрьевна Щербакова, и. о. заместителя министра экономического развития начальник управления внешнеэкономической и инвестиционной деятельности Саратовской области Елизавета Евгеньевна Нечаевская и другие официальные лица, а также заместитель саратовского атамана Поволжского казачьего войска Сергей Николаевич Фролов. 
 
Обсудив проблемы развития старообрядчества в Саратовской области, возрождения Черемшанского старообрядческого комплекса, экономических связей Саратовской области с предпринимателями Австралии, староверы отъехали в Успенский храм г. Саратова, где состоялся обед. Члены саратовской Успенской старообрядческой общины попрощались с австралийскими гостями и пригласили их посещать саратовские места и впредь. 
 
Напряженными и насыщенными событиями оказались эти два дня для австралийских гостей. Но усталость от таких встреч всегда в радость. Улетая, гости попросили святых молитв за себя и свою семью и пообещали в меру сил и возможностей поддерживать и впредь восстановление нашей всероссийской святыни, этого «русского Афона» — старообрядческих обителей на святом Черемшане.