Значение курса основ православной культуры для духовного просвещения студентов российских вузов

Главная Публикации Церковь и мир Значение курса основ православной культуры для духовного просвещения студентов российских вузов

Темы публикаций

Значение курса основ православной культуры для духовного просвещения студентов российских вузов

Поделиться:

Подготовка к самостоятельной жизнедеятельности и сама самостоятельная жизнь предполагают наличие у личности высоких нравственных и духовных качеств, способности к разумной творческой деятельности, развитую духовную и профессиональную культуру.

Становление творческой духовной и профессиональной культуры личности должно основываться на знании основного содержания духовной природы человека, на осознании духовного потенциала человеческой личности, на понимании основных способов творческой реализации ее возможностей и способностей, на видении главных тенденций и закономерностей ее духовного и социального развития.

Значение курса основ православной культуры для духовного просвещения студентов российских вузов
Фото: newstracker.ru

Поэтому изучение гуманитарных дисциплин в вузах России должно быть ориентировано на раскрытие и актуализацию духовно-нравственного потенциала готовящейся к самостоятельной жизни личности. Решение этой задачи неразрывно связано с пробуждением у студентов интереса к духовной жизни человека, созданием условий для осознания потребности и развития у них желания и навыков духовного самопознания, подчиненного стремлению к духовно-нравственному совершенству. Для этого необходимо способствовать формированию у учащихся адекватной и объективной картины внутреннего душевного мира человека и его духовной жизни, созданию условий для различения истинного добра и зла, первыми из которых являются нравственное чувство, чувство духовного достоинства человеческой личности и понимание добра как образа и идеала духовного совершенства личности.

Созданию условий для осознания и актуализации духовного потенциала личности и пробуждения желания нравственного и духовного совершенства должно способствовать изучение учащимися вузов России дисциплин гуманитарного цикла: истории Отечества, философии, культурологии, психологии, политологии, социологии и др. Изучение этих дисциплин способствует укреплению и углублению интереса студентов к духовной жизни человека, созданию условий для осознания ими духовных потребностей личности и самостоятельного их удовлетворения. Развитие у студентов желания и навыков духовного самопознания способствует их стремлению к духовно-нравственному совершенству, становлению сознательной духовной жизни. Формирование адекватной и объективной картины внутреннего душевного мира человека, понимание закономерностей его духовной жизни, развитие способности различения истинного, нравственного добра и зла являются главными мировоззренческими условиями самостоятельной личностной реализации студентов. Осознание личностных качеств человека, осознание духовных потребностей и углубление духовных чувств — чувства свободы, нравственного чувства, чувства духовного достоинства человеческой личности и чувства добра как содержания духовного совершенства человека — должно помочь будущим специалистам принятию на себя духовной и социальной ответственности.

Одной из таких дисциплин, наиболее способствующих решению указанных задач высшей школы, является курс основ православной культуры.

Являясь одной из ведущих форм духовной культуры человечества, религия концентрирует, аккумулирует и выражает опыт осознания, актуализации и передачи духовной жизни, или живой силы добра и любви. Поэтому изучение истории и теории религии, и особенно христианства, очень важно для создания условий раскрытия и актуализации духовно-нравственного потенциала личности, ее духовной жизни, пробуждения силы добра и любви.

Являясь предметным корнем и основанием религиозной веры, живая сила духа находит свое осознание и выражение в религиозном духовном опыте общения с Богом и познания Его как Творца и источника жизни. Поэтому изучение этого религиозного духовного опыта богообщения и богопознания имеет очень важное практическое значение для осознания и пробуждения сил духовной жизни личности, раскрытия ее духовно-нравственного потенциала, актуализации способности к духовному совершенству.

Перед преподавателем основ православной культуры стоит задача нахождения таких методов преподавания своего предмета, использование которых могло бы способствовать реализации возможностей раскрытия духовной жизни и духовных сил личности.

Разработка этих методов должна опираться, в первую очередь, на понимание того, что интеллектуальное развитие человека, совершенствование его памяти, рационально-логического отвлеченного мышления, аналитических способностей, умение добывать и накапливать всевозможную информацию о мире, развитие воли человека в отрыве от его нравственного чувства и чувства духовного достоинства не влечет за собой автоматически духовно-нравственного развития человеческой личности, раскрытие ее духовной жизни.

Поэтому система методов изучения религии, и в особенности христианства, православия, должна быть ориентирована не только и не столько на информационно-обучающий компонент, направленный на развитие эрудиции и интеллектуальных сил и способностей, сколько на использование изучения истории и теории религии для духовно-нравственного просвещения и развития деятельно-волевой сферы духовного мира личности учащихся.

Приоритетным направлением на пути духовно-нравственного просвещения и воспитания учащихся вузов России является приобщение их к духовному потенциалу русской культуры, ядром которого является христианское мировоззрение и опыт веры духовной жизни православия. Без изучения основ православной веры невозможно понять духовное содержание русской культуры, ее главные ценности, интуиции, устремления и, следовательно, приобщиться к русской духовной традиции, к ее глубинным смыслам и предметному содержанию ее духовного опыта и созерцаний.

Изучая основы и ценности православной веры, учащиеся вузов России имеют возможность не только постигнуть особенности и духовное содержание своей национальной культуры, понять ее уникальность и универсальное, общечеловеческое значение, но и включить получаемые знания в личный духовно-практический опыт самопознания, духовно-нравственного самовоспитания и самосовершенствования.

Изучение источников и содержания религиозного мировоззрения и религиозных ценностей создает реальные возможности для свободного мировоззренческого и ценностного самоопределения студенческой молодёжи, так как знание онтологического содержания и основ религиозной веры и религиозного духовного опыта ведет к видению ими своих духовно-нравственных сил, потребностей, способностей и возможностей, к осознанию глубин личного духовного потенциала и пониманию и видению путей его раскрытия и актуализации.

Осуществлению этой задачи способствует разумное познание и практически-волевое принятие учащимися сущности человеческой личности и идеала ее духовно-нравственного совершенства, который складывается на основе христианского мировоззрения, духовного опыта православной веры. Этот образ позволяет увидеть и понять глубины и мощь духовного потенциала личности и найти адекватные пути его раскрытия, способы пробуждения и развития скрытых в человеке духовных сил и возможностей. Видение своего душевного мира через призму этого образа природы человека позволит учащимся свободно ориентироваться в понимании сущности духовного опыта и духовной жизни человеческой личности, обрести четкие критерии для понимания содержания и духовного смысла нравственного добра, развить способность различения добра и зла, укрепить волевые усилия учащихся в их неприятии зла и усилить потребность активного противления ему как на личностно-духовном уровне, так и в сфере их социального служения.

Очевидно, что духовно-нравственное совершенствование человека всегда опирается на определенные ценностно-мировоззренческие основания. Духовно-волевые усилия личности предполагают наличие той или иной мировоззренческой модели человека, которая определяет направление и содержание этих усилий. Эта мировоззренческая модель человека, лежащая в основании процесса духовно-нравственной работы человека над самим собой, обычно предполагает определенное понимание сущности человека, включает представление о цели и высшем благе, т.е. смысле человеческой жизни, идеале высшего духовного совершенства, путях и способах его достижения. Ответы, даваемые на эти вопросы той или иной мировоззренческой системой, определяют параметры, в которых будет организован процесс духовно-нравственного развития личности. Идеалы, ориентирующие деятельность, волевую активность личности в этом процессе, определяют задачи, которые личность ставит перед собой, ценности, на обретение которых она будет ориентироваться.

Очень важно, чтобы модель человека, в качестве мировоззренческого условия, определяющего параметры духовно-практического процесса нравственного совершенствования — цели, задачи, идеалы, принципы, максимально полно и адекватно выражала содержание глубинной природы человека, т.е. реальные онтологические, сущностные основания его личности. Только в этом случае философско-теоретическое понимание человека может служить для реализации задачи полного раскрытия глубинной природы человека, ее онтологических корней через удовлетворение духовных потребностей человека в полноте бытия, свободе, добре, правде, любви, красоте, общении, самопознании, самореализации и самовыражении.

Таким требованиям, предъявляемым теорией и практикой духовно-нравственного совершенствования личности, всецело отвечает христианское понимание человека. Христианская антропология максимально полно, глубоко, всесторонне и целостно выражает духовную сущность человека как созданного Богом — Творцом по Своему образу и подобию, несущего в себе залог безусловного добра и призванного раскрыть образ Божий в своей душе до полного богоуподобления в обретении совершенной любви и свободы. Основой такого самопонимания человека служит образ личности и жизни Богочеловека Исуса Христа, в котором «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом». Христианское понимание человека ориентирует его на духовное преображение личности через соединение с Исусом Христом, следование Ему и вхождение в полноту жизни Святой Троицы. Оно раскрывает перед человеком реальные основания и возможности его богоуподобления в обретении духовного совершенства и осознании и реализации цели, задач и смысла его земной жизни.

Обретение человеком совершенной любви, в которой он соединяется с Богом, возможно лишь в том случае, если антропологическая теория предполагает и утверждает в нем, в его сущности такие силы и способности, раскрытие и реализация которых дает возможность реального духовного преображения личности, обретения ею высшего богоподобного совершенства. Христианское понимание человека как носителя залога добра — образа Бога-Творца в его душе открывает ему такой путь самопознания, самоопределения и самореализации, который основан на видении человеком своей сущности как богоданной и богосообразной, обладающей качествами и элементами духовного совершенного божественного бытия. Эти качества и элементы онтологических глубин духовного бытия человека даны его самовидению и самопознанию непосредственно. В силу этого его самосознание становится разумной творческой силой, которая лежит в основе духовного развития человеческой личности.

Эта сила проявляется, в первую очередь, в способности человека оценивать свои мысли, желания, поступки как достойные или недостойные его высшего призвания, его истинной сущности, которая не сводится к материальным, земным условиям существования человека и не исчерпывается ими. В этом чувстве правды или высшего достоинства укоренён разум человека, как способность мыслить на основании оценки своих внутренних проявлений как достойных или недостойных того образа и идеала духовного совершенства, которые человек носит в своей совести.

Образ Бога в онтологических глубинах человеческого бытия действует на уровне самосознания личности как совесть — идеальный, совершенный образ человека, связанный с сознанием высшей ценности человеческой личности, ее уникальности и несводимости к каким-либо недуховным основаниям. И, наконец, вместе с совестью образ Божий, запечатленный в онтологических глубинах человеческой души, открывается человеческому самосознанию сознанием свободы — видением самобытной, безусловной природы силы духовной жизни, которая делает человека «душою живою», и сознанием способности действовать, исходя из самой этой силы, а не только из мотивов материальной выгоды, пользы или удовольствия. С сознанием свободы духа сопряжено чувство истины человеческого бытия, которое полагает самобытную живую силу Божественного духа в человеке высшей целью всех его духовных устремлений. Это чувство позволяет человеку видеть свою жизнь через призму идеала истинной жизни, Божьей правды и подлинного добра.

Таким образом, христианское учение о человеке, как созданном по образу и подобию Божию, обращает его к видению образа Творца в себе самом. Оно ориентирует личность на узнавание и раскрытие в себе тех или иных сил и способностей, которые действительно, объективно принадлежат онтологическим основаниям ее бытия и являются реальным условием обретения человеком высшего духовного совершенства и богоподобия. Без признания присутствия в душе человека онтологических оснований образа Божия и опоры на них в деле его духовного воспитания и самовоспитания, невозможно пробудить в нем потребность свободного раскрытия этих сил духовной жизни, делающих человека подлинно духовно-разумным, свободным и любящим существом. В этом случае духовно-нравственное развитие человека лишается свободы и личной ответственности и становится управляемым извне, превращается в дрессировку на основе принципа «кнута и пряника». Чтобы воспитание духовно-нравственных основ личности стало действительно свободным и ответственным самораскрытием онтологических основ ее духовного бытия, необходимо, чтобы внутренняя самооценка личности ее следования голосу совести, чувству правды и истинной жизни превалировала над оценкой внешней, а внутренняя сторона воспитания духовной личности — над внешней.

Главной проблемой духовно-нравственного воспитания, основанного на принятии и раскрытии онтологических оснований бытия человека, является правильное понимание природы зла, которое человек видит в себе самом, и пробуждение желания борьбы с ним. Только лишь с позиций понимания человека как созданного по образу и подобию Божию и свободно уклонившегося от своего изначально совершенного бытия, зло в человеке можно понять не как случайный недостаток, обусловленный условиями внешней социальной среды, обстоятельствами его воспитания и жизни, но как грех — свободное уклонение от добра, к которому человек изначально призван по своей подлинной сущности. В результате этого свободного уклонения человека от добра произошло глубокое поражение и искажение его богоподобной природы, которое наследуется всеми людьми — потомками Адама. Только лишь благодаря искупительному подвигу Исуса Христа, который в Себе Самом исцелил пораженную грехом духовную природу человека, стало возможным ее исправление, преображение и спасение человека для вечной жизни.

Духовное развитие и совершенствование человека в христианстве, по сути, является постоянной личной борьбой с грехом, злом, которые человек видит в себе через призму образа высшего богоподобного совершенства, данного жизнью Исуса Христа. Этот образ человек принимает в таинстве покаяния и крещения, обещая Богу добрую совесть в следовании Его воле и заповедям любви к Богу и ближнему. Видение личного греха как глубинной поврежденности духовной природы и покаяние в нем является практически единственным условием духовно-нравственного раскрытия личности, актуализации ее духовной жизни, движения человека к духовному совершенству, свободе, добру и любви.

Главной задачей духовно-нравственного воспитания в этом случае будет пробуждение интереса и внимания учащегося к самому себе, к своему духовно-душевному миру, живой силе духа. Преподаватель должен помочь ему увидеть начала своей духовной жизни как образ Божий в человеке, пробудить потребность и желание победить зло, раскрыв и утвердив в своей душе тот залог добра, который определяет сущность человека как богосообразную и богоподобную, свидетельствуя о его призвании вечной жизни.

В качестве одного из средств и условий решения этой задачи можно применить метод анкетирования или тестирования учащихся.

Я предлагаю их вниманию анкету, имеющую контрольно-просветительский характер. Она содержит вопросы, отвечая на которые учащиеся, с одной стороны, задумываются над теми предметными реалиями духовной жизни, о которых в них идет речь, а с другой — проявляют состояние духовно-нравственной сферы своей личности, свое самоопределение в мире ценностных ориентаций. Отвечая на вопросы, учащиеся выбирают наиболее приемлемый для себя вариант ответа из предлагаемых в анкете. В этих вариантах выражены и представлены различные ценностные и моральные ориентации и установки: гедонистическая, утилитарно-прагматическая, ориентированная на духовно-нравственное совершенство, религиозная. Работа учащихся с анкетами показывает, что большинство из них ориентируется на ценности духовно-нравственного совершенства и склонны основывать их на принципах и ценностях православной веры.

АНКЕТА

для ценностной ориентации и активизации
познавательного интереса студентов
в вузовском курсе «Основы православной культуры»

  1. Что вы понимаете под истинным благом, или добром?
  • комфорт, материальное благополучие, всевозможные удовольствия и наслаждения;
  • способность реализовать все поставленные цели, успех в профессиональной деятельности;
  • обладание властью над людьми;
  • здоровье и бодрость тела;
  • крепость и бодрость духа, нерушимое духовное равновесие
  • жизнь по совести, бескорыстная любовь к людям;
  • жизнь по воле Бога.

2. Какой принцип отношений с людьми вы считаете наиболее предпочтительным для себя?

  • подчини волю другого человека и используй его в своих целях;
  • люби ближнего как самого себя и не делай другому того, чего не желаешь себе;
  • ты — мне, я — тебе;
  • понимание других людей.

3. Что означает для вас понять другого человека?

— поставить себя на его место и увидеть его главные намерения, глубинные мотивы поступков;

— помочь осуществить все желания другого человека;

— осознать, что человек любит больше всего, чему отдал свое сердце.

— отнестись к нему с любовью, добром и состраданием, видеть в нем образ Божий — желание и способность человека жить в добре и любви и помочь осуществить их.

4. Сущность человека определяется в первую очередь тем, что он

  • стремится получить и испытывает чувство удовольствия;

— стремится добиться успеха в профессиональной деятельности и стать полезным членом общества;

  • стремится обрести материальный достаток и комфорт;
  • стремится создать семью и продлить себя в потомстве;
  • является носителем образа Божия и божественной любви и силы.

5. Нехватка чего подразумевается, когда идет речь о человеческих недостатках?

  • физического здоровья;
  • денег;
  • комфорта и удовольствий;
  • любви и силы духа, внутреннего равновесия.

6. Какова, по-вашему, главная причина беспокойства человека, утраты им духовного равновесия?

  • тяжелые условия жизни;
  • другие люди;
  • страх смерти;
  • слабая воля самого человека;
  • отсутствие веры в духовные силы, способности и возможности человека;
  • греховная жизнь, гордость, тщеславие.

7. Кем бы вы хотели быть в первую очередь?

  • красивым и здоровым;
  • богатым;
  • знаменитым;
  • самим собой.

8. Что значит быть самим собой?

  • говорить, делать и иметь все, что захочется и вздумается;
  • не изменять привычкам;
  • жить в ладу с совестью, освободившись от страха гордости и тщеславия;
  • жить в любви и добре;
  • жить по воле Бога в любви и духовном равновесии.

9. Каким вам видится духовное совершенство человека, как проявляется сила его духа?

  • высокая эрудиция, профессионализм и способность творческого самовыражения;
  • способность понимать и любить людей, в том числе и врагов;
  • способность подчинять себе других людей и использовать их в своих целях;

–    способность в любых обстоятельствах быть самим собой, хранить духовное равновесие;

  • всемогущество, способность осуществлять все желания, достигать любую цель.

10. Считаете ли вы, что духовное совершенство, духовная свобода и душевный комфорт — одно и то же?

  • да;
  • нет;
  • затрудняюсь ответить.

11. Верите ли вы в возможность обретения человеком духовного совершенства?

  • да;
  • нет;

—    затрудняюсь ответить.

12. Что мешает человеку обрести духовное совершенство и стать самим собой?

—    другие люди;

—    возраст;

—    обстоятельства жизни, материальное положение, состояние здоровья;

—    неверие в свои духовные силы, возможности и способности;

—    гордость, тщеславие, самолюбие.

13. Считаете ли вы, что человек может познать причину, гордости, тщеславия и освободиться от их власти?

  • да;
  • нет;
  • затрудняюсь ответить.

14. В чем вы видите причину гордости и тщеславия?

—    похвала и осуждение со стороны других людей;

—    страх смерти;

—    обстоятельства жизни, материальное положение;

—    духовный сон, слабая вера в Бога и Его помощь в обретении человеком вечной жизни;

—    сам человек, его злоупотребление свободой выбора;

—    комплекс неполной ценности.

15. Хотели бы вы освободиться от власти гордости и тщеславия?

  • да;
  • нет;
  • затрудняюсь ответить.

16. Кто, по-вашему, дал образец наивысшего духовного совершенства?

  • Исус Христос;
  • Будда;
  • Магомет;
  • кто-либо из философов, спортсменов, деятелей искусства, политиков, военачальников, магов, оккультистов.

17. Считаете ли вы, что человек может достичь духовного совершенства своими силами, без поддержки и помощи со стороны Бога?

  • да;
  • нет;
  • затрудняюсь ответить.

18. Как человек приходит к вере в Бога?

  • понимая, что своими силами духовного совершенства ему не достичь;
  • страдая, человек обращается к Богу с просьбой о помощи и избавлении от страданий;
  • через чувство вины перед Богом за греховные поступки и раскаяние в них, боясь наказания за свои злые дела;
  • чувствует близость Бога и Его любовь к людям;
  • по семейной и общественной традиции.

19. Что значит, по-вашему, быть религиозным человеком?

  • верить в существование высших духовных сил;
  • изредка или регулярно посещать собрания единоверцев, ходить в храм;
  • обращаться к Богу за помощью в стеснительных и экстремальных обстоятельствах;
  • развивать необычные силы и способности;
  • жить согласно заповедям Божиим.

20. Как вы могли бы определить свою веру?

Православие; католицизм; просто христианин; буддизм; индуизм; ислам; атеизм; верю в высшие силы, Космический Разум; верю в духовный Абсолют.

21. В чем вы видите цель и содержание общения человека с Богом?

  • прошение Бога о помощи в земных делах и даровании телесного здоровья;
  • очищение сердца от греха и страстей;
  • обретение душевного комфорта и покоя;
  • принятие и хранение живой силы божественной славы, обретение духовного совершенства и спасение для вечной жизни.

22. Верите ли вы в возможность обретения человеком вечной жизни?

  • да;
  • нет;
  • затрудняюсь ответить.
Поделиться: