Главная Публикации Церковь и мир В помощь новоначальному христианину

Темы публикаций

В помощь новоначальному христианину

Каждый из чад Христовой Церкви становится таковым в разном возрасте. Одни рождены и воспитаны в христианской семье, другие — уже в сознательном возрасте принимают святое крещение, третьи — хоть и крещены с детства, однако вопрос их воцерковления ставится уже в зрелом возрасте.В помощь новоначальному христианину

Крещению взрослого человека в древности предшествовал довольно долгий период оглашения. Изъявившему желание стать христианином прочитывались определенные молитвы — с этого момента он назывался «оглашенным», то есть человеком, которого огласили словом истины, после чего он наряду с прочими верными стоял в храме на богослужении до определенного момента литургии, ходил на исповедь, молился и постился. «Огласительный» период был предназначен для того, чтобы человек познакомился с основами веры, навык христианскому образу жизни и к моменту крещения обладал уже определенным духовным опытом и знаниями. Церковные правила предписывают желающим креститься три года быть в состоянии оглашения. Считалось, что именно такой срок достаточен для того, чтоб в полной мере изучить основы православной веры и сознательно подойти ко крещению. И сегодня чин оглашения всегда предшествует чину крещения, однако необходимость некоей интеллектуальной и духовной подготовки к новой жизни во Христе сегодня понимается, можно сказать, более лояльно, нежели в древности.

Период оглашения сегодня, как правило, занимает гораздо меньшее время и определяется индивидуально священником. При больших общинах организуются для оглашенных специальные курсы по основам веры. Многолетний опыт работы с оглашенными имеет Вечерняя школа (катехизические курсы для взрослых) при старообрядческом храме свт. Николы у Тверской заставы Москвы, лекторий для готовящихся ко крещению периодически организуется на базе Московского старообрядческого духовного училища на Рогожском. Небольшие общины проводят занятия с оглашенными индивидуально, но нередко складывается так, что полученных перед крещением знаний и опыта оказывается недостаточно.

Христианин, принявший крещение, погружается в целую систему правил, которая кажется сначала сложной и запутанной: существует домашнее молитвенное правило, правила подготовки к исповеди и причастию, правила постов, правила поведения в храме и множество других порядков и регламентов. Особенно «на людях» кажется неудобным спросить и неудобно сделать что-то не так. Зачастую в приходах есть люди, которые недоброжелательно относятся к ошибкам других. Благочестие в храме действительно важно — не нужно осуждать этих людей. «В Церкви всё благообразно и по чину да бывает…» (1 Кор. 14, 40), а сделать замечание в тактичной форме умеют не все. В настоящей статье мы попробуем кратко разобрать вопросы, касающиеся происходящего в храме, которые могут волновать новоначального христианина или готовящегося принять святое крещение.

В помощь новоначальному христианину

Многое из правил поведения в храме уже описано. Особенно ценным для начинающих христиан является современное издание Донской и Кавказской епархии «Правила благочестивого поведения в Доме Божием». Разъяснение основных церковных понятий, сведения об устройстве храма, священнической иерархии, частях богослужения содержатся в книге «Краткое учение о богослужении». Некоторые основные сведения о молитве домашней и правилах подготовки к таинствам можно почерпнуть в издании молитвенника на русском языке 1988 года и его переизданиях. Обычаи приготовления к погребению, прощания с усопшим и поминовения очень подробно расписаны в Панихиднике.

В настоящей статье речь пойдет о разновидностях общих церковных служб и некоторых их особенностях, о том, когда начинается и заканчивается богослужение, будут разъяснены некоторые его моменты и действия молящегося во время их совершения, в том числе как правильно приступать к святыням в храме.

 

В какие дни и по какому случаю мы идем в храм. Виды церковных служб и некоторые их особенности

Апостол Павел заповедует своим чадам: «Непрестанно молитесь» (1-е Фес. 5, 17). Святые отцы называют молитву дыханием души, основой жизни и призывают как можно чаще быть на службе в церкви, а когда это затруднительно или невозможно, компенсировать общую церковную молитву молитвой домашней.

В помощь новоначальному христианину

В монастырях и некоторых храмах службы совершаются ежедневно, однако совершение богослужений каждый день абсолютно во всех приходах невозможно — священник в приходе чаще всего бывает один, прихожан, способных провести службу «от и до», тоже немного. Поэтому в большинстве приходов службы совершаются по воскресным дням, великим праздникам, в предпразднества некоторых великих праздников (Рожество Христово, Богоявление, Пасха), в дни Светлой (Пасхальной) седмицы, в некоторые дни малых и средних так называемых «полиелеосных» праздников, в первую седмицу Великого поста, а также в родительские субботы.

 

Воскресное богослужение

Одна из десяти основных заповедей, данных человеку Богом еще в Ветхом Завете, гласит: «Шесть дней работай и делай всякие дела твои; день седьмой — суббота Господу Богу твоему». После того как Христос воскрес из мертвых, ветхозаветное почитание субботы совершенно естественно уступило место почитанию дня воскресного, как дня недели, в который прославляется важнейшее событие для всего человеческого рода. Не с привычного нам понедельника, а именно с воскресного дня, который по-славянски именуется неделей, начинается церковная седмица. Каждая воскресная служба содержит в себе отголоски службы Пасхальной. Она проникнута особой торжественностью и большей частью посвящена разъяснению смысла и событий Христова Воскресения. Этой службе положены особенные дополнительные песнопения, которые не поются даже и в великие праздники. Только на утрене воскресения для поклонения верующим из алтаря выносят святое Евангелие.

 

Великие (двунадесятые) праздники

Из числа праздников, отражающих ключевые события в церковной истории, выделено двенадцать особенно важных. Эти праздники называют еще двунадесятыми, то есть праздниками из числа двенадцати. К таковым относятся:

Рожество Пресвятой Богородицы — 8 (21) сентября;

Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября;

Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря);

Рожество Христово — 25 декабря (7 января);

Богоявление (Крещение Господне) — 6 (19) января;

Сретение Господне — 2 (15) февраля;

Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля);

Вход Господень в Иеросалим (Вербное воскресение) — ближайшее воскресенье перед Пасхой;

Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи;

Пятидесятница (День Святой Троицы) — 50-й день после Пасхи, 8-е воскресенье после Пасхи;

Преображение Господне — 6 (19) августа;

Успение Пресвятой Богородицы — 15 (28) августа.

Богослужение каждого из этих праздников имеет свою особенность. Приведем в пример некоторые из них. На Воздвижение Креста Господня для поклонения верующим из алтаря торжественно выносится напрестольный крест. На Рожество Христово, Благовещение и Крещение читается нефимон — великая павечерница с ее особенными торжественными песнопениями. На Богоявление совершается освящение воды, на Преображение — освящение плодов (в первую очередь, винограда и яблок). Праздник Входа Господня в Иеросалим украшает верба — ее раздают молящимся, когда они подходят к Евангелию. На праздник Троицы существует обычай украшать храм зеленой травой, цветами и ветками; это особенный день, когда после литургии в храме священник читает коленопреклонные молитвы. Успение Пресвятой Богородицы особенно торжественно проходит в храмах, освященных в честь этого праздника: здесь по уставу службы поется «Погребение Пресвятой Богородицы» — семнадцатая кафизма со своими положенными при этом припевами. Общей обрядовой отличительной особенностью двунадесятых праздников является то, что, перед тем как приложиться к иконе праздника, молящимся раздают горящие свечи.

В помощь новоначальному христианину

В ряду праздников особое место занимает Пасха (Светлое Христово Воскресение). Она не входит в число двунадесятых, поскольку является праздником особенным, «праздником праздников и торжеством торжеств». Пасхальное богослужение не похоже ни на одно их прочих. Оно непременно совершается ночью, включает в себя троекратный крестный ход вокруг храма, пение (а не чтение, как в остальных случаях) праздничного канона и часов, приветственное взаимное целование христиан и освящение брашен: яиц, куличей, пасхи. Пасхальное богослужение дополняется службами Светлой седмицы — они являются продолжением Пасхи и неотъемлемой ее частью. В тех приходах, где литургия совершается в течение всей недели, по окончании утренних служб совершается крестный ход вокруг храма с пасхальным хлебом — артосом, который в Светлую субботу разделяют и раздают верующим. Пасха — самый долгий праздник, он продолжается в течение 40 дней, в каждый из которых поется пасхальный канон.

 

Предпразднества и попразднества

Великим праздникам предшествуют предпразднества — дни, в которые совершаются службы, предуготовляющие верующих ко встрече праздника. Службы эти повествуют о событиях, предшествовавших событию праздника. При отсутствии повседневной службы не все предпразднества молятся в храме. Но некоторые из них непременно совершаются везде. К таковым относятся предпразднества Рожества Христова, Богоявления и Пасхи. В зависимости от традиций и возможностей прихода чреда служб может начинаться за пять дней до Рожества Христова, за два дня до Богоявления и за неделю до Пасхи. Но непременно совершаются Царские часы в так называемый сочельник накануне Рожества и Богоявления. А из числа служб Страстной седмицы, предшествующей Пасхе, чаще всего прихожане собираются на чтение двенадцати Евангелий, посвященных страстям Христовым, накануне пятницы, на службу Боготелесного погребения Христова накануне субботы.

То же самое можно сказать про попразднества. Попразднества — это службы — продолжения великого праздника. Попразднество может длиться от одного до девяти дней. При этом самым важным является следующий после праздника день. К наиболее почитаемым праздникам-попразднествам относятся Собор Богородицы (следующий день после Рожества Христова), собор Иоанна Предотечи (следующий день после Богоявления), День Святаго Духа (понедельник после Пятидесятницы).

 

Праздники средние и малые

Помимо воскресных дней и великих праздников в календаре выделяются малые и средние полиелеосные праздники — это дни памяти великих святых или событий, нарочито отмеченных Церковью. Службы им более подробны: они дополнены ветхозаветными чтениями (паремиями), содержат больше стихер, многие из которых поются на распев, непременно включают в себя чтение полиелеоса — 19-й кафизмы с припевами, к которой присовокупляется избранный псалом с величанием. Если в приходе есть икона празднуемого святого, во время пения величания молящиеся прикладываются к ней.

 

Служба первой седмицы Великого поста

Во многих приходах есть благочестивый обычай молиться во все дни первой седмицы Великого поста. Призванные расположить человека к покаянию, эти продолжительные службы содержат в себе минимум пения и дополнительные назидательные чтения из учительных книг. Все положенные на службе поклоны совершаются «в землю». Первая неделя Великого поста во многих приходах оканчивается исповедью и Причастием.

 

Родительские субботы

Родительскими субботами называют дни особого поминовения усопших. К таковым относятся:

  • Вселенская (Мясопустная) родительская суббота,
  • вторник Фоминой седмицы (Радоница),
  • Вселенская (Троицкая) родительская суббота,
  • Дмитриевская родительская суббота,
  • Вторая, третья и четвертая суббота Великаго поста.

 

Церковная служба, ее состав, начало и окончание

Церковная служба какому-либо святому или празднику состоит из нескольких составных частей-чинопоследований. Всего их девять: вечерня, павечерница, полунощница, утреня, первый, третий, шестой и девятый часы и литургия. Все девять церковных служб в древности совершались отдельно одна от другой. Но ввиду того, что люди, исполняя свои житейские обязанности, не могут являться в храм девять раз в сутки к каждой отдельно совершаемой церковной службе, в настоящее время все девять церковных служб соединены в два богослужения: вечернее, состоящее из вечерни, павечерницы, утрени и первого часа, и утреннее, состоящее из полунощницы, третьего, шестого, девятого часов и литургии. Вечернее богослужение совершается накануне праздника, а утреннее — собственно в день праздника утром. То есть, пропуская по каким-либо причинам службу в субботу вечером, мы пропускаем большую и самую содержательную часть и попадаем лишь на малую часть службы, самую важную, но в содержательном плане самую общую. В вечернее богослужение входят стихеры, паремии, полиелеос, каноны, полностью посвященные праздничному дню, раскрывающие его историю, суть и значение. Именно вечером молящиеся прикладываются к праздничной иконе, если таковая имеется в храме. Часы и литургия — это самая важная часть службы. Но все молитвы часов и литургии повторяются из службы в службу и гораздо в меньшей степени содержат вариации.

В помощь новоначальному христианину

Вечерняя служба, равно как и утренняя, начинается с того момента, когда священник с прихожанами молится семипоклонный начал, и оканчивается также семипоклонным началом. Вопреки бытующим мнениям, в службе нет «не особо важных» частей, которые можно пропустить или отлучиться, чтобы заняться другими делами. Правила призывают нас быть одинаково внимательными ко всем без исключения моментам в богослужении.

Следует особенно отметить моменты службы, которые требуют от нас быть предельно внимательными:

1) во всяком начале любой из служб до молитвы «Прииди´те, поклони´мся»;

2) во время чтения в начале утрени шести псалмов, начинающихся словами «Сла´ва в вы´шних Бо´гу, и на земли´ мир, в челове´цех благоволе´ние» (ексапсалмы´);

3) во время чтения Апостола и Евангелия;

4) во время чтения или пения Символа православной веры: «Ве´рую во Еди´наго Бо´га…»;

5) во время чтения молитв «Трисвято´го» и до «Отче наш», в какой бы момент богослужения эти молитвы ни совершались, а также когда «Отче наш» поется или читается отдельно;

6) во время всех главопреклонных молитв, особенно той, которая читается священнослужителем в конце литии на всенощном бдении;

7) во время пения или чтения Великого славословия «Слава в вышних Богу»;

8) во время произнесения священником отпу´ста, который обычно начинается словами «Христо´с, и´стинныи Бог наш…», или «Го´споди, Ису´се Христе´, Сы´не Бо´жии, моли´тв ра´ди…»;

9) на божественной литургии во время пения «Единоро´дныи Сын…»;

10) во время пения «Херувимской песни» («Иже херуви´ми…») и совершения переноса жертвенных хлеба и вина.

Не принято ходить и во время пения клиросами «прича´стна» (указанного Уставом стиха из Псалтыря´, во время исполнения которого после возгласа «Свята´я святы´м» священство причащается в алтаре и приготовляет Святые Да´ры для причащения молящихся), а также во время причащения мирян;

11) во время чтения акафиста Пресвятой Богородице, пространного молитвенного обращения к Царице Небесной, которое состоит из 12 частей (кондако´в и и´косов), заканчивающихся поочередно словами «Радуися, Невесто Неневестная» и «Аллилу´ия». Ака´фист читается на так называемых «правильных канонах», а также по особому уставу на утрене в субботу 5-ю Великого поста в службе Похвалы Пресвятой Богородице.

При чтении Апостола, Евангелия, ексапсалмов, главопреклонных молитв и пении «Херувимской» следует наклонить голову.

Так получается, что для рядового прихожанина богослужение заключается в стоянии и внимании тому, что поют и читают в храме, его действия сведены к минимуму. Однако следует знать, как правильно себя вести в случае каждения, необходимости поставить свечу, как правильно подходить к иконе, Евангелию, кресту, брать просфору и другую святыню.

 

Правила поведения во время богослужения

Каждение

Каждение — это возжжение в знак молитвы Богу благовонного ладана в особых металлических сосудах на цепях. Эти особые сосуды называются кадилами. В определенные моменты службы священник или диакон обходит с кадилом храм и трижды (дважды прямо, третий раз — крестообразно) осеняет им иконы, хранящиеся в храме святыни и молящихся.

В помощь новоначальному христианину

Совершая каждение, священнослужитель произносит 50-й псалом («Помилуй мя, Боже…»), а обратясь к людям и кадя их, говорит: «Дух Святыи найдет на вас, и сила Вышняго осенит вас». На это молящиеся, не крестясь, кланяются в пояс, и каждый тихо отвечает: «Дух Твой благий наставит мя на землю праву». Данный обычай связан со значением кадильного дыма: по святоотеческому толкованию, он видимо обозначает невидимую благодать Святаго Духа Божия, находящуюся в Церкви.

 

Как ставить и когда зажигать свечи в храме

Обычай зажигать светильники возник очень давно, в первые века христианства. Христиан за исповедание веры подвергали мучениям, и потому они собирались для молитвы тайно, по ночам. Но очень скоро свечи стали зажигать не только для того, чтобы осветить помещение, но и чтобы выразить духовную радость и торжество.  В самом начале службы в храме горит всего две или три свечи: одна перед образом Спасителя, другая — перед образом Богородицы возле царских врат и третья — возле праздничной иконы посреди храма.

Все свечи зажигают на великой вечерне перед каждением и пением припевов на «Господи возвах». Затем их гасят по окончании вечерни. Зажигают снова после кафизм, гасят на третьей песни канона, зажигают в конце восьмой песни — перед пением «Величит душа моя Господа» и оставляют зажженными до Великого славословия. На утренней службе свечи зажигают после девятого часа к началу литургии, которая начинается возгласом священника «Благословено царство Отца и Сына и Святаго Духа», и оставляют зажженными до окончания службы.

В помощь новоначальному христианину

Мы ставим свечу перед иконой Господа или Его святых с молитвой к тем, кто изображен на иконе и надеждой на помощь Божию и заступление святых. Свеча — это наш дар Богу и Его святым, поэтому обращаться со свечой нужно аккуратно и бережно.

Краткие молитвы перед иконами

Молитва перед иконой Спасителя: Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя, грешнаго!

Молитва перед панихидным столиком: Покой, Господи, душа усопших раб Твоих!

Молитва перед Крестом: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному!

Молитва перед иконой Богородицы: Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас!

Молитва перед иконой ангела-хранителя: Ангеле Христов, хранителю мой святыи, спаси мя, грешнаго раба твоего!

Молитва перед иконой святого: Святыи (имя святого), моли Бога о нас!

На великие праздники и в некоторых других особых случаях сами прихожане стоят со свечами в руках:

  • в двунадесятые праздники, праздники, причисленные к двунадесятым, и престольный праздник от полиелеоса до 3-й песни канона, затем свечи гасят. Свечи вновь зажигают после 8-й песни канона и стоят с зажжёнными свечами до окончания великого славословия;
  • в Великий четверг на службе святых Страстей Христовых во время чтения двенадцати Евангелий;
  • на службе Святыя Пасхи от крестного хода до момента, когда все «христосуются» друг с другом (до окончания первого часа);
  • при совершении чина погребения усопшего.

 

Целование икон и Евангелия

В православном старообрядческом храме целование икон происходит в определенный момент службы — когда поется величание празднику на полиелеосе. Подходят к иконе по чину и по старшинству. Сначала к иконе подходит старший по чину священнослужитель (епископ или священник), затем он восходит на амвон и кланяется молящимся в пояс со словами: «Христос посреди нас» (если это епископ, то он благословляет молящихся). Все же находящиеся в церкви на это кланяются ему в землю, без крестного знамения, отвечая: «Есть и будет». После этого к целованию попарно подходят младшие служители (священники, диаконы и чтецы, если они есть), затем стоящие в храме, сначала мужчины, потом женщины.

Подходят к иконе парами, совершают два поклона в землю, с крестным знамением, творя молитву празднику. Например, в праздники Пресвятой Богородицы: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас», а в праздник св. Николы: «Святителю Христов Николае, моли Бога о нас».

В помощь новоначальному христианину

Затем нужно перекреститься, сложить крестообразно на груди руки с двуперстием, причем правая рука должна быть поверх левой, и поцеловать икону. Обычно в этих случаях у иконы стоит кто-либо из церковных служителей и указывает свечой то место, куда надлежит прикладываться. Первым целует икону прихожанин, стоящий справа, обычно он старший. После целования молящиеся вновь творят перед образом земной поклон с крестным знамением и вышеуказанной молитвой и, не крестясь, кланяются в землю со словами: «Прости Христа ради, отче честный» или «владыко святыи» стоящему справа от иконы священнику или епископу. Затем, также не крестясь, кланяются в землю друг другу, так, чтобы быть друг от друга по правую руку. При этом находящийся справа (подходивший к целованию первым) говорит: «Христос посреди нас», а находящийся слева отвечает: «Есть и будет». В период от Светлого Христова Воскресения и до отдания праздника Святой Пасхи вместо вышеприведенного «приветствия — ответа» произносим пасхальное приветствие: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Это указание относится и к священнослужителям.

Такой же порядок соблюдается и на целовании святого Евангелия. Подходящие к целованию святой книги произносят молитву: «Со страхом и любовию приступаю Ти, Христе, и верую словесем Твоим» (первый земной поклон). На второй поклон: «Страхом убо греха ради, любовию же спасения ради». Затем, перекрестившись, целуют на Евангелии изображение распятого Спасителя в правую ножку, с молитвой Исусовой. После этого вновь кланяются в землю, произнося: «Верую, Господи, во святое Евангелие Твое, Христе Боже, помози ми и спаси мя». Затем кланяются священнику и друг другу.

 

Разновидности потребляемой святыни. Как и кому принимать святыню

Причастие

Величайшей святыней для христианина являются Тело и Кровь Христовы, которые подаются ему в таинстве Причащения. Приуготовление сих Святых Даров совершается за божественной литургией, и вся предшествовавшая литургии служба есть приготовление к этому кульминационному ее моменту.

В помощь новоначальному христианину

Причащению предшествует длительная подготовка. Каждый желающий причаститься Тела и Крови Христовых должен соблюсти седмицу сухоядением, помолиться семь правил: семь правил по лестовке, или семь раз правильные каноны, или хотя бы один раз помолиться Псалтырь с покаянными тропарями.

На исповеди, которая как правило совершается накануне, готовящийся к причащению получает благословение от духовного отца. Он непременно молится полный круг богослужения вечером накануне причастия, молится последование ко святому причащению, приходит к началу службы утром. Перед утренней службой или во время нее, по обычаю конкретного прихода, причастники прикладываются к иконе Богородицы.

Во время пения причастна они выходят на середину храма и, сложив руки крестообразно, ожидают выхода священника с чашей. К чаше подходят в порядке очереди: сначала клирики (чтецы и свещеносцы), затем младенцы, отроки, затем отроковицы, затем юноши, девицы, мужчины и женщины.

Причастившийся христианин, перекрестясь, целует святую чашу и отходит в сторону, чтобы потребить просфиру, а затем запить ее теплотой.

В помощь новоначальному христианину

 

Антидор

К причастию без исповеди по традиции сегодня допускаются младенцы, т.е. дети дошкольного возраста. Взрослые же христиане готовятся к причастию преимущенственно в период многодневных постов. Однако так было не всегда. Желая исполнить заповедь Спасителя: «Сие´ твори´те в Мое´ воспомина´ние» (Лк. 22, 19), в первые времена христианства причаститься Св. Таин Тела и Крови Христовых старался каждый христианин за каждой литургией. Тогда же сложился обычай не сподобившимся причастия, однако живущим достойно звания христианского, предлагать меньшую святыню на благословение и очищение — антидор (ее также называют «дора» или «дары»).

Антидор в переводе с греческого — «вместо дара». Это просфора´, а вернее — нижняя часть (подножие) той просфоры´, из которой на проскоми´дии был вынут Св. Агнец для последующего на литургии освящения и преложения Духом Святым в истинное Тело Христово.

Обычай раздавать дору более распространен в южных регионах России, а также на Украине, в Молдавии и Румынии. В приходах центральной России дору чаще всего потребляет либо сам священник, либо кто-то из церковнослужителей в алтаре.

Однако если дора раздается прихожанам, то делается это в такой последовательности. После заамвонной молитвы, во время пения (или чтения) 33-го псалма, священник спускается с амвона. Раздавая до´ру, он складывает персты руки как на благословение и крестное знамение, берет дору тремя перстами, т.е. большим, безымянным и мизинцем, и каждому приходящему говорит: «Милостив и щедр Господь: пищу дал есть боящимся Его» (Пс. 110, 4). Приходящий кланяется священнослужителю в пояс (без крестного знамения), затем, перекрестившись с молитвой Исусовой, принимает в правую свою руку св. до´ру, поддерживая левою, целует дающую руку священнослужителя, отходит на свое место и, не крестясь, потребляет до´ру. При этом «подходят под дары» только те, кто был на вечерней службе и молился вечерню и утреню.

 

Просфора

Просфоро´й, или просвиро´й (просфирой), называется круглый хлеб с печатью, изображающей восьмиконечный крест, и надписью: «Се Агнец Бо´жии, взе´мляи грехи´ всего´ ми´ра». Просфиры пекут непосредственно перед литургией и приносят в храм к началу утренней службы. Во время чтения полунощницы и часов священник совершает проскомидию, т.е. вынимает из просфор частицы за живых, достойно звания христианского живущих, и за усопших. В конце службы, обычно во время ограждения крестом, просфиры целиком или разделенные на части выносят и дают молящимся.

Поскольку просфира имеет непосредственное отношение к наивысшей святыне — Телу и Крови Христовой, брать ее могут только православные христиане, достойные прикасаться к святыне (то есть не имеющие таких грехов, которые отлучали бы их от прикосновения к святыне). Чтобы достойно вкусить просфиру, необходимо помолиться всю службу: вечерню, павечерницу, полунощницу, утреню, часы и литургию… Потребляют просфиру благоговейно, стараясь не уронить ни крошки, стоя в молчании. Затем молитвенно благодарят Господа, совершая три поклона с кре´стным зна´мением, первые два в пояс, а третий в землю. При этом произносят молитву: «Помяни´ мя, Го´споди, егда´ прии´деши во Ца´рствии Си» (поклон). «Помяни´ мя, Влады´ко, егда´ прии´деши во Ца´рствии Си» (поклон). «Помяни´ мя, Святы´и, егда´ прии´деши во Ца´рствии Си» (поклон земной).

 

Всенощный хлеб

Всенощный хлеб приготовляется по случаю всенощного бдения, отсюда его название. Сегодня чаще всего его готовят и раздают по случаю великих или прочих нарочитых праздников. Хлеб, а точнее пять всенощных хлебов, освящается во время вечерней службы по окончании вечерни. В центр храма выносятся пять хлебов, вино, масло и пшеница. Священник или епископ берет один из хлебов и с молитвой благословляет им прочие. Довольно редок, однако существует обычай сразу после благословения и потреблять этот хлеб. Чаще всенощный хлеб предлагается молящимся во время целования креста. На подносе выносят просфиры и рядом на другом подносе выносят всенощный хлеб.

Следует помнить, что благословенный хлеб дозволяется потреблять всем, в том числе и оглашенным, соблюдающим устав, в то время как просфиру можно брать только верным, т.е. крещеным христианам, помолившимся службу. Просфиру при этом надо употребить в первую очередь.

По обычаю, потребив всенощный хлеб, произносят молитву с поклонами: «Твои´х даро´в досто´йны сотвори´ нас, Богоро´дице Де´во (поклон), презря´щи согреше´ния на´ша и подаю´щи исцеле´ния (поклон),
и´же с ве´рою прие´млющим благослове´ние Твое´, Пречи´стая» (поклон земной).

 

Святая вода

Святая вода — еще одна святыня, которая приготовляется верующим на благословение, очищение и освящение. Есть обычай освящать воду на праздники Происхождения Креста Господня (14 августа н.ст.), Преполовения Пятьдесятницы и Богоявления (19 января по н.ст.). Также воду освящают на молебнах обычно в престольный или местночтимый праздник. При этом вода освящается так называемым «малым чином», ее допустимо брать из храма домой, при нужде окроплять жилище и принимать натощак после утреннего молитвенного правила.

В помощь новоначальному христианину

Брать из храма святую воду в большом количестве необязательно. При желании ее можно «умножить» — взять сосуд с простой водой и влить в нее святую.

Придя домой, православный христианин, желающий окропить жилище, вливает принесенную святую воду в чистый сосуд. Заранее нужно приготовить кропило (можно приобрести готовое или сделать самому). Затем, став пред святыми иконами, помолившись три поклона с молитвою «Бо´же, ми´лостив…», глаголет: «За моли´тв святы´х оте´ц на´ших…», «Трисвято´е» и по «Отче наш», и молитву
Ису´сову. Затем с пением тропаря «Во Иорда´не креща´ющутися, Го´споди…» (на праздник Богоявления) или «Спаси´ Го´споди, лю´ди Своя´…» совершают окропление всего дома…