Православные христиане молитвенно отмечают 1030-летие принятия христианства на Руси

Главная Публикации Церковь и мир Православные христиане молитвенно отмечают 1030-летие принятия христианства на Руси

Темы публикаций

Православные христиане молитвенно отмечают 1030-летие принятия христианства на Руси

Святой равноапостольный князь Владимир (947–1015 гг.) до обращения в христианство предпринимал попытки реформировать существовавшую прежде религию. Была проведена систематизация языческих идолов, «отвечающих» за ту или иную сторону человеческой жизни. Однако существенных результатов в деле духовного и государственного укрепления славянского народа это не принесло. Необходима была действенно преображающая сила. По Божественному Промыслу, такою великой духовной силою, просвещающей человеческие души, призывающей к жертвенной любви, созиданию, смирению, нравственности, и явилось христианство, пришедшее к нам культурно из Болгарской земли, а канонически из Византии.

Православные христиане молитвенно отмечают 1030-летие принятия христианства на Руси

Существует предание, что князь Владимир до событий 988 года был занят поиском такой веры, которая бы идеально подошла славянам. Приоритет был отдан восточному христианству, чудный, почти неземной строй богослужения которого поразил княжеских послов, да и впоследствии самого Владимира. По преданию, до собственного крещения в городе Корсунь (Херсонес Таврический) князя поразила слепота, и после крещения, выйдя из купели, Владимир, как он сам засвидетельствовал, «узрел истинного Бога». Сам благочестивый князь дал всему народу личный пример покаяния и преображения собственной души. После крещения им были оставлены в прошлом все языческие привычки и соответствующий образ жизни.

Крещение Руси в 988 году означало масштабное изменение и даже искоренение почти всего, что существовало до принятия христианства и вело славян к дальнейшему духовному разложению: языческих традиций, обычаев, нравов. А сентябрьское крещение людей в Днепре (Киев) и Волхове (Новгород) символизировало намерение князя Владимира преобразить наше Отечество и сделать его оплотом Православия.

Православные христиане молитвенно отмечают 1030-летие принятия христианства на Руси

Нельзя утверждать, что с принятием христианства язычество на Руси прекратило своё существование. Известны даже случаи стычек и междоусобиц между христианами и язычниками, однако постепенно язычество выветривается из сознания славян, и древнерусские люди начинают удивительный путь к созиданию того, что позже их потомки назовут «Святая Русь».

Итоги и положительное значение принятия христианства Русью трудно переоценить. Духовное просвещение народа, искоренение пороков и безнравственности, обретение веры в живого Бога Троицу, духовная жизнь, любовь к ближнему, борьба со страстями и спасение через искупительную миссию Господа Исуса Христа — наверное, самая основная и важная ценность, привнесённая славянам с распространением и укоренением христианства. Однако не менее важной составляющей в деле распространения христианства на Руси предстаёт культурная лепта итогов Крещения.

Православные христиане молитвенно отмечают 1030-летие принятия христианства на Руси
Храм Покрова на Нерли. Фото: smorodina.com

Русские города преобразились с началом развития деревянного, а позже каменного церковного зодчества. Всюду возводились православные храмы и монастыри, являвшиеся светочами распространения грамотности и веры. Наиболее известные среди них — храм Покрова Богородицы на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, церковь Спаса Преображения в Новгороде, церковь Спаса на Нередице, Успенский собор в Звенигороде, собор Михаила Архангела в Микулином городище, соборы Московского Кремля и многие другие храмы и монастырские архитектурные комплексы, возведённые в различных уголках нашей Родины.

Православные святые Древней Руси являют нам достойный пример живых евангельских добродетелей, проповеди духовности, книжности и готовности стоять за Веру до конца. С принятием, распространением и усвоением христианства славянами появляется такой феномен духовной культуры, как религиозная литература. Доставшаяся в наследство от святых равноапостольных Кирилла и Мефодия письменность способствовала распространению книжности на Руси.

Православные христиане молитвенно отмечают 1030-летие принятия христианства на Руси

В языке и литературе каждого народа заложены самые высокие его духовные качества: нравственность, любовь, разум, отношение к миру и человеку. Ознакомление с литературными памятниками Древней Руси способствует духовному развитию человека, его самовоспитанию, религиозности. Древнерусская литература есть источник христианского благочестия, человеческого примера развития в себе христианских качеств смирения и человеколюбия, молитвенного бдения и совершения подвига за веру, уважения к старшим и сохранения исторической памяти, традиций. Принятие христианства и его книжной культуры создало благоприятные условия для появления литературных шедевров Древней Руси, внёсших колоссальный вклад в развитие общемировой литературы. Письменность как таковая на Руси была и ранее, но именно с принятием христианства её развитие приобрело широкие, глобальные масштабы. Письменность постепенно трансформируется в категорию русской духовной культуры под названием книжность. Отличаясь своей внутренней идейностью, богатой художественной насыщенностью и в тоже время простотой и понятностью, древнерусская литература с лёгкостью доносила до сердец и умов буквально недавно обращённого в христианство народа Богооткровенные Истины.

Поделиться: