Главная Публикации История старообрядчества Сомнения в истинности белокриницкой иерархии

Темы публикаций

Сомнения в истинности белокриницкой иерархии

Царское правительство принимало все меры к тому, чтобы уничтожить Белокриницкую иерархию. Оно не ограничивалось прямым преследованием, были пущены в ход и разного рода нелепые слухи, вымыслы и клевета против старообрядческой иерархии и против личности митрополита Амвросия.

Враги старообрядчества клеветали, что будто бы он был крещен обливательно, находился под запрещением священнодействия, к старообрядчеству присоединился из-за денег и т. п. В то время строжайше воспрещалось что-либо печатать в защиту старообрядчества, и защитники Церкви не имели возможности своевременно опровергать многочисленную клевету. Не позволялось старообрядцам и собираться для обсуждения церковно-общественных вопросов, для выяснения сомнений и недоразумений. Поэтому, как ни вздорны были эти слухи и вымыслы, они кое-где достигали цели: находились такие люди, которые верили клевете.

Вследствие этого некоторые старообрядческие приходы не признали Белокриницкой иерархии. Они по-прежнему продолжали принимать священство, переходящее от новообрядческой церкви. За этими старообрядцами, не признавшими митрополита Амвросия, сохранилось название «беглопоповцев».

Некоторые из них впоследствии побывали на родине митрополита Амвросия, чтобы увидеть, как греки крестят, навести о митрополите Амвросии справки в патриаршей канцелярии в Константинополе. Эти поездки и справки убедили их в том, что митрополит Амвросий был крещен трехпогружательно, никогда не состоял под запрещением и присоединился к старообрядческой Церкви исключительно по вере в ее истинность. Убедившись, многие присоединялись к Белокриницкой иерархии. Так, например, присоединились купец-беглопоповец П. А. Овчинников, часовенный безпоповец Ф. А. Малиновцев и другие.

Сомнения в истинности белокриницкой иерархии
архиепископ Никола (Позднев)

В настоящее время бывшие «беглопоповцы» имеют свою самостоятельную трехчинную иерархию с духовным центром в г. Новозыбкове. Начало ее положил архиепископ Никола (Позднев), в 1923 году перешедший к беглопоповцам из обновленческого раскола новообрядческой церкви. Эта церковь сейчас именуется «Русская древлеправославная церковь». Возглавляет ее патриарх Александр (Калинин) Московский, Новозыбковский и всея Руси.