Главная Публикации История старообрядчества Диспуты витебского начетчика Георгия Фоковича Табакова с новообрядцами

Темы публикаций

Диспуты витебского начетчика Георгия Фоковича Табакова с новообрядцами

Начиная с 1908 года в городе Витебске стали регулярно проходить диспуты о вере между старообрядцами и новообрядцами. Участие в беседах принимали новообрядческий священник Федор Борнуков и старообрядческий начетчик Георгий Фокович Табаков. Достаточно объемные изложения диспутов Табаков отправлял для ознакомления старообрядческому архиепископу Московскому и все Руси, а также предлагал Ф.Е. Мельникову для публикации в журнале «Церковь». Георгий Фокович был родом из Витебска, из семьи старообрядцев белокриницкого согласия. Кроме непосредственно хлопот, связанных со строительством старообрядческой церкви в Витебске, Табаков принимал активное участие в религиозных диспутах, беседах и слыл проповедником Христовой веры.

Диспуты витебского начетчика Георгия Фоковича Табакова с новообрядцами

Витебск, 1860-е годы

Диспут в образцовой школе

22 февраля 1909 года в Витебске в образцовой школе при духовной семинарии состоялся диспут со старообрядцами по вопросу возникновения Белокриницкой иерархии. Диспут проводил новообрядческий миссионер священник Федор Борнуков. В диспуте также приняли участие преподаватели и воспитанники семинарии. Со стороны старообрядцев выступал начетчик Георгий Фокович Табаков. Первым выступил о. Федор Борнуков, который по-своему изложил историю возникновения Белокриницкой иерархии в 1846 году, а затем указал на то, что Церковь Христова не может существовать без епископата. Новообрядческий иерей сослался на таких святых, как Игнатий Богоносец, Афанасий Великий, Иоанн Златоуст, и на 11-е поучение Златоуста. Потом священник задал вопрос: может ли Церковь оставаться без епископа множество десятков лет?

Со стороны старообрядцев в качестве оппонента выступал Георгий Фокович Табаков, который подверг обстоятельной критике все положения новообрядческого миссионера. Особенное внимание Табаков уделил пояснению о судьбе Церкви Христовой: «На отделяющихся нужно смотреть не как на разрушающих полное единство, а как на болезнь — струпы на едином и том же теле (Обличительное богословие Иннокентия, том 1, стр. 402, и также труды св. отец церкви (неразборчиво) в житии св. Афанасия, стр. 256). Они также члены церкви, только не полные (Жизнь и труды св. апостола Павла (неразборчиво), перевода стр. 476). Святейший патриарх Тарасий пишет, что застарелые болезни очень трудно вылечиваются (7 Всел. Собор), а Афанасий Великий говорит: шествующие же не лестный путь убо извержем не чувственное, но умное сиречь: «аще епископ или презвитер, очи церковныя, неподобно живут и соблазняют люди, подобает изврещи их» (Просветитель, слово 12). Тогда Табаков заметил, что епископы и священники называются, по существу, очами: у человека два глаза (наподобие как у церкви презвитер и епископ), и, если у человека заболит один глаз, что, он разве перестал уже быть человеком? Разумеется, нет, так и в церкви, если епископы сделались заразными со струпами, что, до тех пор покамест они не выздоровеют, им не полагается быть в одном стаде, дабы не заразили они и здоровых, от этого церковь не перестает быть церковью, как и человек с больным глазом не перестает быть человеком. Вот и (неразборчиво) отцу миссионеру, а так как это болезнь очень застарелая, то она не так скоро излечится. А для лечения 70-е правило Карфагенского Собора повелевает к еретикам донатистам посылать для уврачевания их болезни посольников, то есть докторов. Так точно поступал и Папа Бенедикт: когда в Рим был сослан еретик Макарий, то Папа посылал к нему для врачевания советника своего Внифантия (История Всел. Собор., том 7, стр. 109). Затем, когда иноки (неразборчиво) лавры отделились от кафолической церкви (общения), патриарх Евстахий старался различными способами подействовать на них и употребил восемь месяцев на их врачевание и вразумление. Святейший Тарасий сказал: видите, этот архиепископ восемь месяцев провел, увещевая их и великолепно относясь к ним, хотя он знал, что они на Соборе преданы анафеме (История Всел. Собор., том 7, стр. 111). В книге «Маргарит» говорится: «И чего ради попусти брань» (на церковь). Яко да покажет светлый (неразборчиво) победу (Маргарит о еже «предста царица», лист 519 об.). Заботясь о судьбе Своей церкви Христос посылал пророков, покорил и предвозвестил все, как об этом пишет Златоуст: «Церкви ради пророков» (во главе о церкви), святой Ипполит об этом так: грады ваши огнем пожжены, страну вашу пред вами чуждии поядят. Оставлена будет дщи Сионя якоже сень в винограды и яко овощное хранилище в вертограды и яко град обстоит. Виждь пророка, возлюбленнии, осияние еже прежде колицых родов предрече, небо о иудеях сие слово пророчествова, пети о Сиони граде, но о святей Церкви. Сион бо Церковь, сиречь юже от язык приведшуюся невесту все пророки показаша (Большой соборник, лист 120 об.). Итак, ясно видно, что каждый шаг Христовой Церкви среди бушующих волн житейскаго океана взвешен, измерен, освящен и предсказан святыми пророками Ветхаго и Новаго Завета. Пророк Иеремия об этом состоянии Церкви за много тысячелетий предвозвестил. Вот подлинныя его слова: Во звестите во Иудее и Иерусалиме, распустите слухи, говорите, трубите трубою на земли, кричите сильно и говорите: соберитесь и пойдем в города укрепленные. Выставите знамя к Сиону, бегите, не останавливайтесь, ибо Я наведу от севера бедствие и великую гибель (гл. IV ст. 5–6). Быть может, кто-нибудь подумает, что здесь говорится не о Церкви Христовой. Нет! Вот именно, что это говорится о Церкви Христовой, как о этом понимает и Блаженный Иероним следующи: «Пусть слышит это и Иуда, пусть слышит это Иерусалим, в котором есть исповедание веры и в котором обитает мир Христов… поднимаются войны еретиков: пусть ограждают нас твердыни Христовы! Поднимите знамение креста на возвышенном месте на высоте церкви; ободритесь, боязливые, не стойте, но прибегайте к помощи Христа. Бедствие, говорите, навожу Я от севера и великое сокрушение, истиннаго Навуходоносора, которому Я попускаю в этом мире, чтобы испытана была сила и победа ваша (Часть 6, стр. 218. Блаженный Иероним). Заметьте, почтенное собрание (сказал Табаков), как ясно сказано, как будто он сам присутствовал и был всему этому очевидец, этому ужаснейшему перевороту и волнению и гонению на православных христиан начиная с 1654 и до 1662 года. Дальше говорит Блаженный Иероним: «И сами священники, которые должны были учить закону Господню и подчиненный им народ защищать от ярости льва, объятые каким-то изступлением, обратятся в помешанных… Ибо кто не обезумеет, не потеряет сердца, когда бывших некогда царей своих, князей, священников и пророков увидит во власти льва? (там же, Блаженный Иероним, стр. 220). Как видите, почтенное собрание (заметил Табаков), в этих немногих словах с поразительной точностью описан этот самый момент отступления епископов в ересь, как вам известно, все это время борьба была главным образом за крестное знамение и именно на (неразборчиво). В другом листе той же 6-й части Блаженный Иероним (стр. 400–401) объясняет, что это будет за бедствие: «Можем разуметь это, говорит он и о церковных начальниках, недостойно управляющих овцами Господними, что по отвержении и осуждении их спасется народ, будучи поручен другим, кои будут достойны, и остаток спасется. Губят овец пастыри, которыя учат ереcи; терзают и расточают те, которыя производят раскол; разгоняют те, которыя несправедливо отлучают от Церкви; не посещают те, кои не милуют кающихся. Всех таковых Господь помилует, возвращая им прежния пастбища и удаляя злых пастырей (Часть 6-я, 400, 401). Ибо пророк и священник осквернились, и в доме Моем Я нашел пороки их, говорит Господь. Посему путь их будет как скользкое место в темноте; их толкнут, и они упадут на нем; ибо Я принесу (или нанесу) на них зло, год посещения их, говорит Господь (Иеремия, XXII, 11–12). Когда в Церкви Божией, и особенно в начальниках ея, находятся пороки, тогда мы будем знать, что исполнилось сказанное: Пророки и священники осквернились, в доме Моем Я нашел пороки их, говорит Господь. Дом же Христа есть Церковь, о которой и апостол пишет к Тимофею: Да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть Церковь Бога жива, столп и утверждение истины (К Тимофею 3, 15). В пророки разумный учителя, в священники достоинство служения. Когда же они будут находиться в темноте и на пути скользком, то есть в заблуждении еретическом, тогда вынуждены ко всякому колебанию и падут (стр. 405 часть 6-я Блаженного Иеронима). По учению св. Игнатия Богоносца, начальники Церкви суть епископы, и благодаря этому особенно выделяются следующие слова: «Начальники, епископы исполнятся беззакония, Дом же Христа — Церковь останется «столпом и утверждением истины, в пророки разумный учитель, в священники — достоинство служения», или проще: епископы, находясь в заблуждении еретическом, падут, Церковь останется одними священниками и поручится другим епископам. Это и случилось на самом деле. Дальше пророк говорит о том, что церковныя начальники падут и падут не малою частию, но безусловно все (стих 14 гл. XXIII). И в пророках Иерусалима, продолжает Блаженный Иероним, я видел подобное (или ужасное) прелюбодейство и путь лжи. Путь лжи можно отнести к разным небывалым соборам на небывалых еретиков Мартинов и разных источников (неразборчиво), и укрепляли они руки злодеев, чтобы не отвратилися от порочности своей (или от пути своего наихудшаго). Все они сделались предо Мною как Содом, и жители его как Гоморра, не только, говорит, это оказалось в сборищах еретиков, но и в пророках Иерусалима, то есть в учителях Церкви Я видел подобное и ужасное: скопище извращающих слово Божие и ходящих по пути лжи, которые следовали лжи еретиков, укрепляли руки злодеев к своим порокам и присовокупляли и их преступления, и этих, которых должны были исправлять, вели к погибели. Дальше Табаков указал на предсказание за сто лет святителем Филиппом Московским бедствия, постигшего православных христиан в 1656 и в 1667 годы. Гонимый «князьями мира сего» сказал: Радуюсь, что для Церкви Господней терплю сие; но близко время, в которое она приемлет вдовство, и пастыри, яко наемники, презираеми будут (Училище благочестия, стр. 170). Великий святитель предвидел, что недалеко уже тот день, когда пастыри аки волки будут. Это и случилось, как говорится у апостола: Дети, последняя година есть, и яко слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихристи многи (1 посл., гл. 2). О, правды яко много предотечев, но и сам уже близ есть по числу еже о нем 666 (Апокалипсис, глава 13), число бо человеческо есть антихристово. Кто весть аще в сих летех, 1666 г., явственных предотечев его, или того самаго не укажет. К сему же и сие воспомянути не отрекуся, еже и святий Иоанн евангелист в Апокалипсисе в главе 20 пишет о связании сатаны на тысящу лет, и потом о развязании обращается диавол на первое возлюбленное свое место, идеже еще из неба хотел, и от этого времени поветрием тяжким поражен быть запад. О сим пространне во главе 21 обрящеши… А по исполнении лет числа тысящи шести сот шестидесяти шести, не потребно и нам от сих вин спасение имети, да не некое бы что зло пострадати по преждереченных исполнения писания свидетельств… (Книга о вере, гл. 30, лист 271-2), а это и случилось, что епископы пали в 1666 году. Но ведь им есть возможность и восстать, что и случилось с митрополитом Амвросием. Следовательно, так и выходит, что Церковь будет поручена другим достойнейшим епископам и остаток спасется (Блаженный Иероним, часть 6, стр. 400–401). На вопрос, каким образом народ израильский возвратится в прежнее состояние стр. 128. Но если они покаются, и я освящуся среди них (Блаж. Иероним, часть 2, стр. 129)» . [1]

О прошедшей религиозной беседе вышла публикация в газете «Витебские ведомости», в которой было указано, что диспут продолжался в течение 6,5 часов и зал был переполнен слушателями. Е.Ф. Табаков отправлял программы и содержания диспутов архиепископу Иоанну для ознакомления и демонстрации Ф.Е. Мельникову, который мог бы опубликовать материалы диспутов в журнале «Церковь» или издать их в виде брошюры[2] . Кроме того, Табаков хотел, чтобы его считали начетчиком, а именно зачислили в Союз начетчиков, состоя в котором он мог бы получать хотя бы небольшое денежное пособие. Также Георгий Фокович просил архиепископа Иоанна помочь с книгами, которые пригодились бы, в том числе и для диспутов с новообрядцами, в частности это труды византийского аскета Феодора Студита, церковного писателя Блаженного Иеронима, материалы по истории Белокриницкой иерархии [3].

На эту телеграмму Табаков получил ответ из Москвы 20 января 1911 года, в котором сообщалось, что архиепископ Иоанн рассмотрел просьбу Табакова о его желании быть начетчиком и поручил Георгию Фоковичу появиться в Москве лично для знакомства [4].

Беседы о епископате

1 марта 1909 года в витебской духовной семинарии проходил очередной диспут новообрядцев со старообрядцами по вопросу о разборе учения защитников Белокриницкой иерархии о временном прекращении епископства в Церкви Христовой: «Первым выступил о. Борнуков. Он, как и на второй беседе, только и вертелся на непогрешимости епископов, приводя почти те же самыя свидетельства в защиту своего упования, какия приводил и на второй, а именно Симеона Солунского, Игнатия Богоносца, св. Киприана, добавил новую притчу о рабах (как раз на свою голову) из Благовестника зач. 95 и затем из Книги о вере л. 59 обор., где говорится о двух сребрениках, затем привел изречения Христа: Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь. Затем о. Борнуков пытался доказать (приводимыя мною свидетельства на второй беседе о погрешности) противоположное, что якобы апостолы Петр и Иоанн поверовали воскресению (но ему этого не удалось, о чем будет показано мною ниже) приводил и другия свидетельства, но они совершенно не к месту…»[5].

Со стороны старообрядцев выступал известный начетчик Г.Ф. Табаков, который говорил: «Собор 1666 года издал постановление. Во имя великого Бога, которым Ангелы причащали святых пустынножителей (Житие Ануфрия Великого) Ангелы совершили брак Товии и т.д. Одним словом, говоря короче и проще, если бы было приостановлено взаимообщение небесной Церкви с земною, то был бы парализован весь богочеловеческий организм. Игнатий Богоносец говорит: где Христос Исус, там кафолическая Церковь. Ужели Он пребывает только на земли, оставил Небо?.. Святой Сильвестр пишет, что земная Церковь есть только подобие небесной, а потому напрасно было бы в ней искать полной и совершенной святости, ибо Церковь свята и непогрешима, а мы можем ли закрыть глаза, живущие здесь на земли, пред пороками и заблуждениями. Если мы станем самообольщаться, то нас грозно изобличит апостол (Иоанн 18). Вот почему мы земную Церковь называем не в такой степени совершенною и непогрешимою, как небесную, а по апостолу, если страждет один уд, то с ним страждет и все тело. Вот нам-то именно сострадают Ангелы и Архангелы и все святии. Так, мы знаем, Ангел освободил Петра из темницы, Архангел Гавриил благовестил Деве Марии о зачатии Сына Божия. Затем мы знаем что Серапион, Христов мученик, Ангелом поставлен был епископом (Пролог, мая 24-й день), далее Ангел хиротонисал Амфилохия при участии других ангелов (Четья Минея печатная, ноября в 23-й день), затем Архистратиг Михаил крестил Конона с женою и вере научил и причастил их Святых Таин (Пролог, 5 марта), заповедал архимандритам и игуменам и всем монахам и старостам поповским и всем священникам и клирикам, всякаго чину православным христианам, великим и малым, мужам и женам, повелеваем покарятися во всем без всякаго сомнения и прекословия святей восточной церкви (Соб. деян., л. 15). Тогда Табаков заметил, видите, почтенное собрание, все должны покарятися, мужие и жены, малыи и великии, священники и клирики и всякаго рода чины, а о епископах и намеку нет. Странное дело (заметил Табаков), неужели епископы не должны и покарятися единой св. соб. и апостольской церкви? Да, как видите (добавил Табаков), выходит так. Что же, согласно мнению новообрядцев, содержится в Богословии Филарета (Черниговскаго): «Если Бог открыл учение, нужное для спасения нашего; то Он мог представить объяснение его только учительству, состоящему под руководительством Св. Духа и потому непогрешимому (ч. 8, стр. 299). И так (заметил Табаков) находиться в лоне Церкви — это значит без всякаго прекословия нужно слушать непогрешимых епископов, чтобы только они ни говорили, чему бы только они ни учили — все это должно считаться непогрешимой истиной. Вот (например) собрались на Соборе 1666–1667 года, предали православных христиан за содержание православного учения проклятию, гонению, мучению, заточению, далее изменили до мельчайшей подробности все предание древней Церкви, православие назвали ересью, а ересь назвали православием (разумное перстосложение) и думали, что и в самом деле они не погрешили. Но разве это учение христианское, у них так (заметил Табаков), что на сегодня проклято, то на завтра свято (разумное разрешение единоверцами старых преданий). Такие фокусы не может проделать ни один фокусник, какие проделывали непогрешимыя епископы. Вси следы их церковь сняла с папизма (голос православных против папизма — стр. 4 книги по издании Черновцы). На что лучше учения папистическаго о непогрешимости Папы, раз он непогрешим, то, какия бы он индульгенции ни издавал, каких бы он только ересей ни вводил о чистилище, о непорочном, то есть безмужнем или бессемянном, зачатии Богоматери, о непогрешимости пап, о его главенстве и о исхождении Св. Духа и от Сына и т.д…. А митрополит Московский Иоаникий вот что говорит: «Если бы не было старообрядцев, православие давно бы обратилось в лютеранство» («Новое время», №10412 1905 г. А. Суворин)…» [6].

7 марта 1910 года состоялась дискуссия «О Христовой Церкви». Инициатором беседы являлся епархиальный миссионер Федор Борнуков, со стороны староверов в качестве оппонента выступал Георгий Фокович Табаков, который оказался ревностным защитником святой Церкви Христовой: «Мною была произнесена длинная речь, в которой указаны все погрешности и отступления греко-российской церкви от истинной древней Христовой церкви, все ея гонения, мучения и клятвы на православных христиан за содержание древняго учения, далее было прочитано из книги I части Иеронима, где он говорит: Если меня обличают ариане, то это так и должно быть; если же православныя, порицая вышеизложенное вероучение, «они перестали быть православными» (Иероним, ч. 1, стр. 48), значит, заметил я, престали быть и соборы Никоновы, бывшие в 1656–1667 гг., за их незаконныя клятвы на православных христиан и осуждение и хуление церковных преданий и учений. Всяк убо всуе не благословляя и проклиная, себе не благословляет и проклинает, говорит св. Иосиф Волоколамский («Просветитель», гл. 12, стр. 516 и там же стр. 518. Затем мною было указано по выписке на 7 том Всел. Соб., где говорится, что «ересь» отделяет от церкви всякаго человека, значит никониане, заметил я, сделавшись еретиками, по словам отцов Седьмаго Вселенскаго Собора, сами отделились от церкви, ибо «ересь», как говорят отцы Собора, отделяет от церкви (Деяния Всел. Соб., т. 7, стр. 93). Что касается слов Федора Борнукова, якобы Церковь Христова узнается по епископам и что якобы они непогрешимы, якобы их Христос поддерживает, то на это мною было прочитано из Книги о вере, где говорится, что многия еретики имеют признаки, указанныя моим собеседником, но познается она не по признакам. а точию от писаний (Кн. о вере, лист 216)…» [7]

Известно, что кроме Табакова в беседе со стороны старообрядцев принимал участие Александр Иудович Устинов, который основал школу, в которой велось обучение детей и подростков истории христианской Церкви и старообрядчества. Школу посещали дети не только староверов, но и новообрядцев. Кроме того, А.И. Устинов занимался строительством старообрядческого храма на Витебской земле.

Диспут длился с трех часов дня до половины девятого вечера. Священник Федор Борнуков и начетчик Георгий Табаков выступали по очереди, каждый по тридцать минут. Среди участников больше всего было новообрядцев, также были старообрядцы белокриницкого согласия и беспоповцы.

Репортажи о прошедших между староверами и новообрядцами диспутах публиковались в газете «Витебские ведомости». Также Георгий Фокович регулярно получал благодарности от Архиепископии за ревностную защиту святой Христовой Церкви [8].

    null
  1. РГАДА. Ф. 1475. Д. 329. Л. 90–96.
  2. Там же. Л. 100.
  3. Там же. Л. 102.
  4. РГАДА. Ф. 1475. Д. 331. Л. 10.
  5. РГАДА. Ф. 1475. Д. 329. Л. 107, 108.
  6. РГАДА. Ф. 1475. Д. 329. Л. 107–111.
  7. РГАДА. Ф. 1475. Д. 330. Л. 32, 33.
  8. Там же. Л. 34, 34 об.