Теологическое осмысление истории и исторического процесса

Главная Публикации Наука и вера Теологическое осмысление истории и исторического процесса

Темы публикаций

Теологическое осмысление истории и исторического процесса

Поделиться:

Историческому преданию в христианстве принадлежит решающая роль. Христианство, начиная с момента своего возникновения, обращается к истории, опираясь на свидетельства веры в отношении произошедших в прошлом событий. Теологическое осмысление истории осуществляется в рамках самого исторического процесса. Истинность христианского учения подтверждается подлинным и историчным характером событий из жизни Спасителя.

Христианская теология (от догматики до канонического права) базируется на исторических фактах. Своими корнями историческая наука уходит в христианскую апологетику, представившую нам интерпретацию единой христианской хронологии. Церковная история — фундамент богословия. Христианская историография представляет не только историю развития церковно-исторической науки, но вместе с тем дает обозрение церковно-исторического материала, христианских памятников. В этой связи исследование теологического постижения истории и исторического процесса приобретает наибольшую актуальность.

Формирование христианской историографии III–IV вв. происходило в рамках библейской, теологической традиции изложения исторического процесса. С расширением христианства и получением Церковью официального статуса, складывается христианская теологическая концепция истории, создаются новые исторические жанры: церковная история, всемирная хроника. «Факт Боговоплощения, изменивший отношение к историческому времени у людей, принявших христианство, создает христианскую историографию, основанную на принципах единства и универсальности истории» .

Теологическое осмысление истории и исторического процесса
Евсевий Кесарийский,

Одним из первых создателей целостной христианской концепции истории является Евсевий, епископ Кесарийский. Евсевий по праву считается «отцом церковной историографии», благодаря созданному им в начале IV века труду «Церковная история», где впервые был дан детальный обзор христианской истории — от Рождества Христова до последних дней правления императора Константина Великого.
Как отмечают исследователи, Евсевий Кесарийский жил на стыке двух эпох — это гонения при Диоклетиане, гонения и победа христианства при Константине Великом.

Евсевий — образованнейший человек своей эпохи. На его взгляды влияли идеи Оригена. Он получил огромную библиотеку от епископа Александра Иерусалимского и пресвитера кесарийского Памфила, в которую входили произведения христианской литературы раннего периода после Рождества Христова. Евсевий оставил после себя много церковно-исторических сочинений. Прежде чем приступить к их рассмотрению, следует обратиться к тем историческим источникам, на которые он опирался. В первую очередь, это Игизипп — писатель II века. Из его трудов Евсевий заимствовал схему изложения об апостольской преемственности и чистоте учения предстоятелей Церкви. Важное значение Евсевий придавал историческим сочинениям Юлия Африкана (письма Оригену и Аристиду).

Как уже отмечалось выше, главное сочинение, написанное Евсевием Кесарийским — «История христианской церкви первых трёх веков», от Р.Х. почти до Никейского собора 324 г. Она состоит из десяти книг. Христианская жизнь первых трёх веков от Р.Х. затронута здесь со всех почти сторон, но лучшей частью сего труда является та, в которой он касается эпохи гонений и мученического героизма преследуемых христиан. Здесь Евсевий говорит о близком ему предмете, имеет под руками богатый материал; поэтому рассказ его становится живее и подробнее. В других местах он касается и внутренней жизни христиан, даёт нам очерк христианских стремлений и интересов, богословского развития, описывает появление ересей и т.п.; но вообще эти части у него гораздо слабее той, на которую мы уже указали раньше.

Первый христианский историк излагает события в хронологическом порядке, переходя нередко без связей от событий внешних к событиям внутренним и, наоборот, переходя от описания гонений и мученических подвигов христиан к изложению борьбы с ересями и к перечислению написанных за данную эпоху сочинений. Вообще говоря, как первое сочинение о церковной истории церковная история Евсевия далеко не является великим научным совершенством, но, тем не менее, она чрезвычайно важна, так как даёт первое целостное описание самой значительной эпохи в истории христианства, первых трех веков его.

Кроме «Церковной истории» из наследия Евсевия сохранилось ещё несколько сочинений, которые также имеют значение при изучении истории христианской церкви. В дополнение к VIII книге своей истории, излагающей эпоху гонений Диоклетиана, Евсевий оставил ещё 13 сказаний о палестинских мучениках, пострадавших во время этого жестокого гонения на христиан. В некоторых изданиях эти сказания соединены с «Историей», в некоторых помещены отдельно; но вообще, как бы там ни было, о них смело можно сказать, что эти сказания представляют прекрасный материал для истории последнего гонения, тем более что Евсевий сам был очевидцем и участником в событиях, которые здесь описаны.

Кроме того, у Евсевия есть ещё значительный труд исторического характера; это четыре написанные им книги о жизни Константина Великого. Труд этот кончен в 338 г., т.е. уже по смерти императора, написан, очевидно, под влиянием ещё свежей утраты, которая постигла тогда империю.

В дополнение к «Истории Константина Великого» обыкновенно присоединяется в изданиях одна речь Евсевия, говоренная им Константину при праздновании его 30-летнего юбилея, и речь самого императора «О воплощении Христа», сказанная Константином при торжественном освящении церкви в Тире. Здесь во главе епископов стоял Евсевий, который и сохранил эту речь, представляющую нам важность в том смысле, что показывает, как первый христианин-император относится к самому внутреннему смыслу христианского учения, к его основным догматам и верованиям.
Все упомянутые сочинения Евсевия были переведены сначала на латинский язык, потом позднее на новые языки. Есть и русский перевод в двух частях, изданный при Санкт-Петербургской духовной академии.

Кроме того, Евсевий сделал попытку составить вспомогательное пособие к Священной истории, написав нечто вроде топографии Палестины, в которой описывает местность Святой Земли, ее города, села, реки, горы, которые упоминаются в Св. Писании. Греческий подлинник этого сочинения до нас не дошёл тоже, а есть также латинский перевод Иеронима, носящий название Topica.

В целом основная составляющая содержания церковной истории у Евсевия Кесарийского — христианское учение или апостольское предание. Согласно Евсевию, стержнем исследования историка должно быть учение веры. Данная цель достигалась им на основе трех путей: «изложение сведений о канонических книгах Нового Завета, потому что, по Евсевию, Церковь ревностно охраняет апостольские книги; преемственность апостольского рукоположения как хранение учения апостолов; изложение сведений об отцах и учителях Церкви, раскрывавших и защищавших христианское учение».

Сочинения Евсевия Кесарийского имели громадное влияние на его современников. В начале V века в ранневизантийской литературе появились продолжатели его деятельности — новые церковные историки: Сократ Схоластик, Созомен, Феодорит Кирский, Эвагрий Антиохийский, которые на страницах своих работ отразили насыщенную многообразными событиями церковную историю эпохи IV–V вв.

Все эти историки поставили своей целью продолжать труд Евсевия, именно со времени Никейского собора и до своего времени, т.е. до 20-х или 30-х годов V столетия. Сочинения этих авторов сохранились до нашего времени в цельном виде и представляют очень важный источник для истории христианской церкви IV века, особенно для истории борьбы православия с арианством .

Теологическое осмысление истории и исторического процесса
Сократ Схоластик

Другой древнехристианский историк — Сократ Схоластик. В его работах описан период с 305 по 439 гг. Он использует такие исторические источники, как постановления церковных соборов, указы императоров, церковных иерархов, сочинения Афанасия Александрийского, Евсевия Кесарийского и других. По словам Е.С. Голубцовой, сочинение Сократа Схоластика — довольно сухое, не особенно связное изложение событий христианской церковной истории IV века, касающееся, преимущественно борьбы православия с арианством; но при всей своей сухости труд Сократа имеет много и достойных качеств: спокойствие, сдержанность, основательность в суждениях, старание неуклонно держаться документальных источников, которые он нередко вводит в свою историю. Затем, при изложении бурных споров между православными и сектантами Сократ старается относиться к делу спокойно; будучи сторонником православия, он, тем не менее, не бросает грязью в представителей арианства, напротив, относится с некоторым даже сочувствием к одной из тогдашних сект, именно новацианству, и вообще старается в своём сочинении провести ту христианскую точку зрения, что в христианстве главное не частности, не обряды, но общая основа, дух христианского учения и главное — доброе, братское отношение между христианами. Затем этот источник к фактам, более-менее возбуждающим сомнение, относится с большой осторожностью, избегает по возможности различных легенд и сказаний, где же приходится их излагать, то излагает с оговорками.

Что касается сочинения современника Сократа Схоластика — Созомена, то его значение гораздо менее. Созомен просто передал труд Сократа Схоластика, разбавив его риторикой, напыщенностью, деланным, искусственным слогом. Но есть одна сторона, где Созомен дополняет Сократа. Дело в том, что Сократ Схоластик в своём повествовании описывает преимущественно события, имевшие место в главной церкви, Константинопольской, а Созомен касается и других восточных церквей: Палестинской, Александрийской и пр., а также и западной, Римской; рассказывает о событиях, происходивших среди христианских обществ вне пределов Римской империи, именно в Персии. История Созомена дополняет историю Сократа еще в том отношении, что сочувственно описывает распространение монашества и аскетизма в христианской церкви, аскетизма, который имел большое значение среди тогдашнего христианского общества и под влиянием которого воспитывался сам Созомен.

Теологическое осмысление истории и исторического процесса
Феодорит Кирский

Третье сочинение, еще меньшее по объему, чем труды Сократа и Созамена, но, тем не менее, полезное, так как дополняет собой сочинения выше названных историков церкви, — это изложение истории Церкви Феодоритом Киррским. Главной целью являлось описание событий и документов, на которые не обратил внимания Сократ Схоластик. Сочинению Феодорита присущи связность, стройность, осмысленность. Феодорит Кирский, как известно, был высокообразованнейшим человеком своего времени, обладавшим прекрасным и благородным характером. Церковная история среди его сочинений занимает немаловажное значение для христианства, поскольку направлена преимущественно против различных еретических учений .

К 20–30-м годам V столетия принадлежат исторические сочинения представителя арианской ереси Филосторгия, который в противоположность православным историкам задался целью изобразить ту же эпоху с арианской точки зрения. Автор приводит сведения о деятельности арианской партии. Данное сочинение могло быть очень важным для истории церкви, поскольку многие факты и события представляло в ином освящении, чем находим это у Сократа, Созомена и Феодорита, но, к сожалению, оно до нас не дошло. Многие отрывки из работы Филосторгия можно найти в сочинениях Фотия, Константинопольского патриарха и писателя IX века, и у некоторых других авторов.

Ко времени правления императора Юстиниана (VI в.) относится сочинение по истории церкви, принадлежащее поборнику монофизитской ереси Иоанну, епископу Ефесскому, приближенному к Юстиниану в последние годы царствования, когда император подпал под влияние представителей монофизитства. Епископ Иоанн имел от императора поручение обращать язычников в христианство, т.е. в монофизитскую ересь. Именно об этих «подвигах на поприще миссионерства» и повествует Иоанн в самом начале своего труда, подвигах нередко жестоких, в духе нехристианском и недостойном представителя Христовой церкви, каким должен был быть епископ Ефесский.

К концу VI и началу VII столетия относится ещё одна церковная история, которая является продолжением предшествующих, — это сочинение Эвагрия, софита Антиохийского. Он излагает события начиная с периода императорства Константина Великого, делая это уже по имеющимся источникам. Затем начиная с периода V столетия он начинает самостоятельное изложение событий и доводит его до конца VI века. Эвагрий главным образом описывает события борьбы православия с сектой Нестория и монофизитами. Но по своему качеству история Эвагрия ниже всех предыдущих, поскольку автор мало вникает во внутренние стороны жизни христианского общества, а описывает лишь одни внешние события, практически не отделяя церковные события от придворных интриг и политики . Церковная история Эвагрия Антиохийского является последней из специальных церковных историй в греческой литературе в древнехристианскую эпоху с IV до VII века.

Теологическое осмысление истории и исторического процесса
Августин Блаженный

Многочисленные труды Августина Блаженного, епископа Гиппонского, представляют огромный интерес для изучения христианской истории. Историю человечества Августин рассматривает с богословской точки зрения в качестве единого, закономерного процесса. В основе изложения истории — единый всемогущий Бог-Творец, Который управляет миром. Исходя из Библии, Августин делает заключение о том, что мир, сотворенный Богом, не вечен и в определенное время он завершит свое бытие.
Понимание истории у теолога строится на христианской концепции, основные составляющие которой характеризуются историчностью человеческого бытия, универсальностью исторического процесса, линейностью истории. Важно подчеркнуть, что Августин представил христианскую трактовку истории «как реализацию Божественного плана, который обнаруживается в поэтапном характере исторического процесса, свидетельством чего является разнообразие эпохальных событий».

Свою концепцию христианской истории Августин Аврелий изложил в своем фундаментальном труде «О граде Божьем» (De Civitate Dei) (414–427гг.). Трактат «О граде Божьем» посвящен теологическому осмыслению исторического процесса. История человечества, предопределенная Богом, трактуется как борьба двух противоположных царств — божественного, которое воплощается в Церкви, и грешного (языческого), которое получает воплощение в государственной власти.

Книга «О граде Божьем» состоит из двух частей. Первая часть направлена на изложение истории языческого Рима. Вторая часть книги — изложение христианской истории. Автор проводит параллель между христианской общиной и языческим обществом, показывает преимущество Божьего царства над царством земным. Августин отмечает, что основателем земного царства является Каин братоубийца, из зависти убивший своего брата Авеля. В основе земного царства лежит себялюбие, доходящее до пренебрежения Богом. Небесное царство основано на любви к Богу.
Периодизация христианской истории, по Августину, включает следующие стадии:
1) «от сотворения мира до всемирного потопа;
2) от Ноя до Авраама,
3) от Авраама до Давида,
4) от Давида до вавилонского пленения,
5) от вавилонского пленения до рождения Христа,
6) начавшийся с рождения Христа, должен завершиться Его Вторым пришествием, Страшным Судом и концом мира» .
Когда завершится история, после Страшного Суда, праведники, предопределенные к спасению, обретут жизнь вечную, и наступит 7-й этап как завершение земной истории.

Августин сравнивает периоды истории с возрастами человека:
« — первый период характеризуется младенчеством, длится от Адама до Ноя;
— второй период представлен детством, его продолжительность от Ноя до Авраама;
— третий период отмечен отрочеством — от Авраама до Давида;
–—четвертому периоду свойственна юность, длящаяся от царя Давида до Вавилонского плена;
— пятому периоду соответствует зрелость и начало заката жизни человека — от Вавилонского плена до рождества Христова;
— шестой период — старость, он берет начало от проповеди Евангелия и длится до конца мира;
— седьмой период наступит после Последнего Божьего Суда, когда закончатся время и история и наступит Царство Божие, длящееся вечно».

История у Августина содержит следующие составляющие:
— Священная история (Historia sacra) — история человечества, содержащаяся в Библии (канонические книги Ветхого и Нового Заветов) — история богоизбранного еврейского народа, с помощью которого Господь распространил истинную веру посредством воплощения Сына Своего.
— Мирская история (Historia profana) — история, которая содержится на страницах апокрифических книг. Это история язычников, описанная античными авторами-историками. Мирская история — дополнение священной, ее логическое продолжение. Вместе они единая история, некий оригинальный синтез.

И. Герье пишет: «История человечества была включена в общий план мироздания, отчего она и получила планомерный характер. История отдельных народов и культур была объединена общим синтезом, представлялась единым процессом, который имел общее начало и цель. Цель была намечена высоко идеальная… вся земная история человечества должна была служить подготовлением к небесному царству Божию. История поэтому получает характер нравственной эволюции. У Августина прямо встречается мысль, что история есть воспитание человечества» . Автор заключает: «История Августина является первым опытом создания философии всеобщей истории, в которой факты освещены внесенной в них идеей .

Византийская историография IX–XII вв. ориентируется на библейское осмысление истории человечества. Историческое сознание византийских авторов полностью подчинено христианскому мировоззрению. В их произведениях отражены бурные события, происходившие в церковно-религиозной жизни Византии, освещена борьба с еретическими учениями.

Теологическое осмысление истории и исторического процесса
Святитель Фотий Константинопольский

Святой Фотий (ок. 815–891), патриарх Константинопольский (858–867 и 878–886) — выдающийся церковно-исторический деятель, человек, отличающийся широкой образованностью, твердостью в православной вере и благочестием. Его труды в области богословия, канонического права являются важным источником, отражающим историю Византийской империи и Константинопольской Церкви. Стержневым критерием изучения истории у Фотия является христианское учение.

Как отмечает И.И. Соколов, богословские труды патриарха Фотия «относятся к разряду догматико-полемических и апологетических, экзегетических, гомилетических, канонических, гимнографических и церковно-исторических» . В своих работах Фотий раскрывает осмысление веры как синонима христианской картины мира, определяет значение веры для общества, формулирует православную цивилизационную модель общественного устройства. Он указывает критерии истинности христианского вероучения, главным образом это положения Вселенских церковных соборов и чудеса: «Законы, предания, вероопределения и каноны утверждаются или соборами, или знамениями и чудесами, как, например, знамения Моисея в Египте и на Черном море, или чудеса, которые Господь и Бог наш Христос творил над прокаженными и больными при воскрешении мертвых» .

Важно подчеркнуть, что огромную роль святитель Фотий сыграл в изложении истории Церкви на Руси. «Фотий — наш первый историк…» — пишет епископ Порфирий Успенский. Историк И.Е. Забылин отмечает, что Фотий является автором первых достоверных сведений о Руси: «Первая страница русской истории, и самая достоверная, была написана знаменитым цареградским патриархом Фотием в его окружной грамоте к восточным святителям, где строгая и точная правда каждого слова служила ручательством святой истины дела. Патриарх Фотий справедливо считается светилом учености и образованности. Во все продолжение существования греческого царства, от Юстиниана до падения Византии, никто не принес столько услуг наукам, как патриарх Фотий. При нем положено начало и славянской образованности в переводе священных книг на славянский язык. Славянский первоучитель — св. Кирилл был учеником Фотия» .

Подытожим. Неоценимый вклад в разработку раннехристианской историографии внес Епископ Евсевий Кесарийский. Существовавшие до него многочисленные способы летосчисления заменяются единым временем, освящающимся христианской традицией. Последователи епископа Евсевия Кесарийского Сократ Схоластик, Созомен, Феодорит Кирский, Эвагрий Антиохийский в своих произведениях на основании разнообразных источников (Священное Писание, труды участников Никейского собора, «Церковная история» Евсевия Кесарийского и т.д.) отразили религиозные и политические аспекты римской истории IV — начала V вв. История в интерпретации Августина Блаженного — это библейско-христианская концепция исторического процесса. Августин развивает теологическое постижение истории. Вся человеческая история предопределяется Богом. Византийская историография IX–XII вв. отмечена появлением ряда выдающихся авторов и созданием значительного числа ярких богословско-исторических произведений, отражающих христианский смысл истории. Византийская церковная историография данного периода представляет особую важность для исследования истории православия на Руси. Историко-богословские модели, созданные византийской историографией, впоследствии оказали существенное влияние на российскую церковно-историческую мысль.

Поделиться: