История происхождения и содержание чина венчания

Главная Публикации Традиции История происхождения и содержание чина венчания  

Темы публикаций

История происхождения и содержание чина венчания  

Самые важные и ответственные моменты жизни христианина неразрывно связаны с храмом. Здесь в таинстве крещения христианин рождается духовно. Здесь каждый раз обновляется в таинстве покаяния и причащения. Однажды он приходит сюда рука об руку с человеком, с которым хочет разделить жизнь. Приходит с надеждой на то, что в таинстве венчания Господь соединит две индивидуальности в нерасторжимое целое и соделает семьей. Семья — это малая Церковь, где два человека соединяются, для того чтобы вместе идти ко спасению, родить и воспитать детей для службы Богу. Церковь подает в таинстве брака особую благодать, помогающую семье жить свято.  

История происхождения и содержание чина венчания  

О таинстве брака. История происхождения и содержание чина венчания 

Брак как духовное единство установлен Господом еще в раю. «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Бытие 2, 18–24).  

В Ветхом Завете после грехопадения смыслом брака было продолжение рода. Каждый надеялся, что именно в его роду когда-то воплотится Спаситель. Отсутствие детей считалось Божией карой за грехи. В библейской истории есть свидетельства о том, что некоторые евреи имели наложниц, бывали случаи развода. Но, даже несмотря на это, семья как неразделимый союз двух людей оставалась образцом. Седьмая заповедь Моисея гласит: «Не прелюбодействуй» (Исх. 20, 14). Супружеские союзы ветхозаветных праведников пророка Захарии и Елисаветы, богоотцов Иоакима и Анны и по сей день для христиан являются идеалом устроения супружеской жизни. 

С пришествием Христа нравственные требования к хранению душевной чистоты в браке возрастают: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5, 2728). В Новом Завете высшим стремлением названо бесстрастие и целомудрие, но брак указан как посильный для всех  путь ко спасению.Иоанн Златоуст ишет: «Девство я считаю гораздо досточтимее брака; и однако чрез это я не поставляю брака в числе худых дел, но даже очень хвалю его».

Широко известно упоминание в Евангелии момента, когда Господь Исус Христос почтил своим присутствием брак в Кане Галилейской. Как пишет блаженный Августин, «Христос явился на брак (в Кане), чтобы подтвердить, что Он Сам в Раю установил брак». Упоминание о столь рядовом житейском, казалось бы, событии свидетельствует о его огромной значимости. Со временем брак был признан одним из семи церковных таинств, совершаемых над человеком, к которому взрослый христианин прибегает по его желанию, поскольку в отличие от других таинств, таких как Крещение, Миропомазание, Покаяние и Причащение, таинство брака не является необходимым для спасения. 

 

О происхождении брака и возникновении чина венчания 

Изначально браком считался союз мужчины и женщины, признанный в обществе. Специальных молитв на благословение брачного союза в первые века христианства не было. Принявшие крещение новоначальные христиане с полной ответственностью принимали заповедь «не прелюбодействуй» и призыв апостола к непорочной жизни супругов: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр. 13, 4). Осознание этой заповеди утверждало христиан в том, чтобы строить семейную жизнь в единомыслии и целомудрии. 

История происхождения и содержание чина венчания  

Наиболее раннее упоминание об участии Церкви в заключении брачного союза встречается у св. Игнатия Богоносца, он пишет: «Тем, которые женятся и выходят замуж, подобает заключать союз с ведома епископа, чтобы брак был о Господе». Однако, по- видимому, в то время это было скорее поместным, нежели всеобщим правилом. 

Позднее знаком благословения брачного союза стало считаться присутствие на брачном пире священнослужителя. Есть свидетельства того, что во времена св. Иоанна Златоуста священнослужители читали молитву на благословение брака. Брачная же церемония и тогда еще была неким гражданским актом и проводилась по традиции того общества, в котором жили супруги-христиане. 

Мирские развлечения на свадьбе не всегда оказывались совместимыми с требованиями христианского благочестия, однако, даже при заключении брака между христианами, не все и не всегда могли от них отказаться. Поэтому возникла нужда разграничить мирскую часть торжества бракосочетания и церковную, при этом последней отдавалось явное предпочтение. Для благословения супруги стали приходить в церковь, и церковная церемония окончательно отделилась от светской, став в IV–VI веке чином венчания. 

Название «венчание» происходит от слова венец. Венец был свадебным символом еще до возникновения христианства. Венец как символ победы над плотью встречается в творениях Златоуста: «Им (молодым) возлагают на главу венцы, ибо они не побеждены и следуют к брачному ложу, не будучи побежденными похотью. Если же некто, будучи рабом похоти, предается блудницам, то как он так же может получить венец на главу, будучи побежденным?»

 

Над кем совершается таинство 

Сегодня брак — одно из семи таинств христианской церкви. Оно совершается над христианами. Будущие муж и жена непременно должны быть одного христианского упования. И этот, на первый взгляд, очевидный факт сегодня приобретает особую значимость и требует особого внимания. Очень часто задают вопрос: «Можно ли венчаться в церкви РПЦ? Что делать, если один из супругов тоже христианин, но не старообрядец». Вступающим в брак стоит понимать, что церковное таинство может совершаться только над двумя исповедующими истинное православие людьми, то есть над людьми, крещенными по святоотеческим канонам, ведущими христианский образ жизни, имеющими духовного отца, регулярно бывающими на исповеди, то есть людьми, живущими в Церкви. А поскольку истинной может быть только одна Церковь, венчание, как и участие в других таинствах в каких-либо иных конфессиях, в том числе РПЦ, не допустимо.  

История происхождения и содержание чина венчания  

И если один из будущих супругов еще не является старообрядцем, то прежде заключения брака необходимо сначала решить вопрос о принятии крещения или довершить уже совершенное погружение миропомазанием. «Вторая половина» тоже должна стать чадом старообрядческой церкви и лишь тогда может встать вопрос о венчании. Логично и правильно, если это именно так, а не наоборот. Христианин-старообрядец, осознанно пренебрегающий своим пребыванием в Церкви Христовой и добровольно прибегающий к участию в совершении таинств в любой иной конфессии, не имеющей молитвенного общения с Церковью, таким образом отделяет себя от Церкви. В последующем, если этот христианин пожелает возвратиться в Церквь, он подлежит чиноприему согласно церковным канонам. 

В наше время существует множество случаев «невенчанных» и «смешанных» браков, когда по недостаточной осведомленности сожительство двух даже когда-то в детстве крещенных, но не придавших этому должного значения, людей начинается без церковного благословения или после заключения брака в другой конфессии. Если христианин вступает в сожительство без церковного благословения (с кем бы то ни было), это для него грех блуда, и этот грех врачуется по соответствующим церковным правилам. Если же христианин-старообрядец вступает в брак с иноверцем по обычаям чужой конфессии — это для него грех отпадения от Церкви, законность такого брака требует отдельного рассмотрения. Однако стоит отметить, что Церковь имеет приоритетом сохранение уже начавшегося союза двух людей, но всячески призывает обоих из них к полноценной церковной жизни: то есть к покаянию и в случае необходимости — воцерковлению «второй половины».  

Существует также такое явление, как второй брак, когда «ради человеческой немощи» в брак вступают два овдовевших или получивших церковный развод человека. Такой семейный союз также совершается с церковного благословения, при этом супругам непременно дается епитимья. Редки, но все же существуют случаи третьего брака, что является крайне нежелательным. Однако, чтобы некоторым образом узаконить и такой союз и отличить его от блудного сожительства, существует специальная молитва и для вступающих в третий брак. Конечно, богослужение при заключении такого брака не имеет той торжественности, как венчание тех, кто вступает в брак впервые. 

Что необходимо для совершения брака 

Первое и самое важное условие — добрая воля, чистая совесть и искренние намерения жениха и невесты, их обещание взаимного уважения и доверия. Вторым важным условием является благословение: каждой из сторон следует заручиться благословением на вступление в брак от своего духовного отца и от своих родителей (или старших в семье). В прошедшие времена благословение родителей часто бывало определяющим в вопросах выбора супруга и вступления в брак.  

История происхождения и содержание чина венчания  

Глубокие личные чувства между брачующимися не считаются обязательным условием (как и не считается оправданным в вопросе вступления в брак полагаться только на чувства). Если такие чувства возникли между женихом и невестой или придут к ним впоследствии — это воспринимается как дар Божий и проявление того, что мы называем «семейным счастьем»; но важно следить, чтобы даже большие личные чувства не заслонили Господа и общую задачу супругов — вместе идти по пути Спасения. Если ярких личных чувств между брачующимися не возникло или они быстро угасли — это не повод унывать, но надо стремиться наполнять свою душу христианскими добродетелями, трудиться над христианским воспитанием детей и благодарить Бога за то, что Он избавил нас от одиночества.  

В любом случае, серьезным фундаментом христианского брака должны быть добрые христианские качества обоих супругов; все эмоциональное и чувственное — ненадежно и преходяще, и потому оно отодвигается на второй план. 

Будущие муж и жена не должны быть родственниками — церковные правила подробно регламентируют допустимые степени родства.  

Таинство, как правило, совершает священник, являющийся духовным отцом жениха и невесты. Если же это по каким-то причинам невозможно, обвенчать молодую пару может любой священник. Однако благословение духовного отца на брак является непременным условием. 

Брак обычно совершается в присутствии свидетелей.

Минимальный возрастной порог для вступающих в брак девушек — 14 лет, для юношей — 16. Если до 45 лет мужчина сохранил целомудрие и не создал семью, Церковь призывает его к дальнейшему воздержанию. Максимально допустимой разницей между супругами считается 13 лет, если мужчина при этом старше женщины. 

Иногда жених и невеста приходят к венчанию, имея на руках гражданское свидетельство о браке. Бывает, что свидетельство из ЗАГСа и штамп в паспорте супруги получают уже после того, как состоится их венчание в церкви. 

 

Время совершения венчания 

Христианин прибегает к таинствам после соответствующей духовной подготовки в то время, когда это потребно для него. Существуют обычаи прибегать к исповеди и причастию во время поста, потому что пост располагает к покаянию и приготовляет душу и тело к принятию Тела и Крови Христовой. Сегодня, как и в древности, в некоторых приходах взрослые принимают крещение по завершении Великого поста перед Пасхой Христовой. Однако в случае необходимости исповедь, причастие, крещение и другие таинства совершаются вне зависимости от постов и праздников. Таинство брака при этом является исключением. Начало семейной жизни несовместимо с постом и великими церковными торжествами, когда Церковь призывает отвлечься от всего плотского и земных попечений и погрузиться в молитву. 

История происхождения и содержание чина венчания  

Дни, в которые не совершается таинство брака 

(даты даны по старому стилю) 

— Святки — с 25 декабря по 6 января включительно.  

— По вторникам, четвергам и субботам (т.е. накануне среды, пятницы и воскресения в течение всего года).  

— Накануне двунадесятых, храмовых и великобденных праздников.  

— В Неделю мясопустную и седмицу сыропустную.  

— Во все посты и в загoвения на пoсты.  

— На Светлой (Пасхальной) седмице.  

— В праздник Усекновения главы св. Иоанна Предотечи (29 августа).  

— В праздник Воздвижения Честна́го и Животворящаго Креста Господня (14 сентября).  

— Накануне уставных дней всеобщего поминовения усопших (в пятницы родительских седмиц): 

17 февраля (ст. ст.) — Вселенская (Мясопустная) родительская суббота.  

24 апреля (от обычая) — вторник Фоминой седмицы (Радоница).  

2 июня — Вселенская (Троицкая) родительская суббота.  

20 октября — Димитриевская родительская суббота.  

 

Последовательность и символизм действий чина венчания 

День венчания в любом случае остается в памяти на всю жизнь. Но чтобы глубже понять и прочувствовать его значимость и торжественность, необходимо подготовиться к нему заранее. Чин венчания содержит множество глубоких по содержанию молитв и мудрых наставлений. В последовательности действий священника и новобрачных заложен глубокий смысл, поэтому, прежде чем прибегнуть к таинству, хорошо было бы разобраться в смысле произносимых молитв и значении совершаемых действий. Ниже мы приведем общую последовательность и кратко расскажем о значении каждого из действий священника. 

По благочестивой традиции, заключению брака предшествует недельный пост супругов, а накануне таинства жених и невеста приходят в храм на исповедь, чтобы с чистым сердцем начать новую страницу в своей жизни. Венчание совершается после литургии. Хорошо, если жениху с невестой удается попасть на литургию в храм, чтобы помолиться перед столь значимым для них событием. Как и в прошлом, сегодня некоторые благочестивые христиане стараются не просто полностью помолиться службу, но за литургией причаститься Святых Христовых Таин. После службы, пока молящиеся расходятся из церкви и священник готовится к совершению Чина венчания, у молодых будет достаточно времени, чтобы облачиться в праздничные одежды и подготовить все необходимое.  

История происхождения и содержание чина венчания  

Перед началом венчания новобрачные приносят и отдают священнику кольца, свечи, повойник, подножие, чашу (рюмку) для вина, небольшой платочек для того, чтоб накрыть соединенные руки новобрачных.  

По обычаю, шествие в храм бывает с пением в преднесении икон. Иконы, обычно это иконы Спасителя и Богородицы, полагаются на чистый плат — рушник — и вручаются кому-либо из благочестивых людей, чаще юноше и девушке или детям. Несущие иконы идут впереди, следом за ними — жених с невестой и гости. Ради торжественного события жених и невеста одеваются в праздничные одежды. Жених — в косоворотку или кафтан, невеста — в сарафан, чаще красный или белый. Как и на прочих богослужениях, в руках у них лестовка, постоянный спутник христианина в молитве.  

История происхождения и содержание чина венчания  

Сегодня нередко молодые люди венчаются в «гражданских» нарядах — в костюме и платье. Допустимо и такое, однако следует помнить, что одежды эти должны быть приличными и подходить для богослужения. Для невесты недопустимо глубокое декольте, короткие рукава, оголенные плечи. Неуместными будут также фата и яркий макияж. Следует помнить, что при всей торжественности, необычности и неповторимости этого события, жених и невеста направляются в храм, где главное значение будет иметь молитва, а не пышность нарядов. 

Жених и невеста с пением молитв вводятся в храм. Жених при этом поставляется по правую, а невеста по левую сторону. Такой порядок соблюдается в храме во время любой службы, сохраняется он и при венчании: муж — как поставленный Господом глава жены и в порядке стояния первенствует пред женой и потому стоит справа. 

По обычаю всякого молитвословия, все присутствующие молятся приходные поклоны (семипоклонный начал). Начинается первая часть таинства — обручение. Она совершается в западной части храма, близ входа или даже в притворе. Жениху и невесте вручаются свечи в знак «божественного просвещения и веселия» (блаж. Симеон). Зажжённые свечи в руках жениха и невесты служат символом супружеской любви и целомудрия. Ярко горящие в руках свечи говорят о том, что сегодняшний их приход в церковь за благословением вполне искренен и не имеет под собой корыстных и расчетливых побуждений. Супруги обязуются поддерживать в душах друг друга пламень любви к Богу и Церкви, которая сегодня благословляет их на совместную жизнь.  

История происхождения и содержание чина венчания  

В алтаре на престоле священник полагает два кольца. Прикосновение к престолу, на котором совершается божественная литургия, освящает кольца, а также свидетельствует о том, что жених и невеста обручаются не только по своему изволению, но испрашивают благословения Божия на свой союз. Кольца (или, как их именуют в молитвах, перстни) подтверждают согласие жениха и невесты впредь вместе идти по жизни. Перстень, по древнему обыкновению, служит символом подтверждения некого договора — отныне новобрачные вверяют друг другу свои права, честь и спокойствие. И как неразрывен и не имеет конца круг кольца, так неразрывным и вечным будет союз этих двух людей. Священник от престола износит кольца, благословляет ими жениха и невесту и надевает кольца им на безымянный палец правой руки, затем он молится, чтобы Христос, от язык предобручивый Себе Церковь деву чисту, благословил и это состоявшееся обручение и сохранил обручающихся в мире и единомыслии.  

История происхождения и содержание чина венчания  

В прошлом был распространен обычай отделять обручение от собственно венчания. В таком случае — если венчание решено совершать позже и отдельно — священнодействия и молитвы Чина обручения на этом заканчиваются. Но сегодня случаи, когда жених с невестой сначала обручаются, а венчаются спустя какое-то время, единичны, и обручение, как правило, переходит в венчание. 

Если же сразу за обручением следует и венчание, то невесте прямо здесь, в притворе, надевается повойник (полотняная шапочка), а поверх повойника платок. Так невеста благословляется впредь всегда покрывать голову: в храме молиться в платке с повойником, а на людях быть в платке или ином приличном головном уборе.  

История происхождения и содержание чина венчания  

Начинается венчание. Священник проводит пару в центр храма и поставляет их перед Святым Евангелием. Закон, оставленный Христом и записанный в Евангелии, это путеводитель для будущих супругов и руководство во всех их совместных действиях и отношении друг к другу и ближним.  

С пением псалма «Блажени вси боящиися Господа, ходящии в путех Его» (Пс. 127, 1) пара поставляется на подножье (2) (чистый белый плат) в знак того, что жених и невеста соблюли чистоту девства до брака. Слова 127-го псалма призывают супругов «ходить путями Божиими», то есть исполнять заповеди Его, и от того, как супруги будут вести себя в отношении к Богу и заповедям Его, будет зависеть их семейное счастье. 

История происхождения и содержание чина венчания  

В назидание новобрачным читаются послание апостола Павла к Ефесянам о совершенной любви в браке и Евангелие о первом чуде Христа, совершённом на брачном пире в Кане Галилейской. В молитвах священник просит Бога помочь супругам во всяком благом деле, сохранить целомудрие и чистоту, даровать им детей.  

Устами священника в трогательных молитвах Чина венчания Святая Церковь воспоминает благословленные Самим Богом браки св. праотцев наших и призывает на брачующихся то же благословение Господне, коего сподобились они, молит Всевышнего сохранить вступающих в брак, как сохранены были Ной в ковчеге, Иона во чреве китове и три отрока в пещи вавилонской, даровать супругам единомыслие душ и телес, долгоденствие, венец неувядаемый на небесах, даровать от росы небесныя свыше и от тука земного, исполнить их домы пшеницы, вина и елея и всякие благостыни, дабы они могли, всякое самодовольство имуще, преподавать и требующим. Вместе с тем пастырь Церкви умоляет Господа помянуть и родителей жениха и невесты, ибо молитвы родителей утверждают основание домов.

Взяв в алтаре с престола венец, священник выносит его, благословляет им мужа и налагает венец на главу его, моля Господа славою и честию венчать жениха. Так же износится венец для невесты. Муж и жена становятся как бы царями дома, всего будущего потомства, обязуясь пользоваться этой властью разумно и во благо для всех. В древности венцами украшались главы победителей, возложение венцов на жениха и невесту служит для них как бы наградой за их целомудренную жизнь до брака и предвестием той награды, которую Господь уготовал супругам, честно прожившим свою жизнь. 

История происхождения и содержание чина венчания  

Затем иерей, также от престола, выносит чашу с вином и трижды подает пить жениху и невесте в знамение единения в Боге. Отныне во все время последующей супружеской жизни все у них должно быть общее: одни желания и намерения, — и все они должны делить между собой пополам, — и счастье, и несчастье, и радости, и скорби, и труды, и покой, и подвиги, и венцы за подвиги. Чаша эта здесь же, в храме, разбивается, дабы никто никогда не пил из нее.  

Накрыв соединённые руки жениха и невесты платочком, священник трижды обводит их вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие. Песнопением «Святии мученицы» брачащимся напоминают подвиг святых, претерпевших мучение и смерть ради заповедей Божиих.  

История происхождения и содержание чина венчания  

Затем священник разворачивает молодых лицом к людям и читает наставление о благочестивой супружеской жизни. Потом священник снова разворачивает их к алтарю и снимает венцы с головы жениха и невесты. Затем провозглашается многолетие новобрачным, после чего они прикладываются ко кресту (если жених с невестой пришли в храм с иконами, то прикладываются к этим иконам). 

После этого новобрачные вместе со всеми присутствующими совершают исходные поклоны, и первым поздравляет новобрачных священник, совершавший венчание. Затем они сами поздравляют друг друга и, обратившись к людям (на запад), принимают поздравления от гостей.  

Фото: Серафима Смирнова

Поделиться: