Формирование вышеупомянутого осознания, конечно же, невозможно без тщательного изучения истории Руси. Поэтому позвольте напомнить, что наша первая национальная идея возникла в конце XV века, выразившись в формуле «Москва – Третий Рим». Хочу особо подчеркнуть, что в ней не содержалось иных призывов, кроме побуждения правителей Руси к ревностному сохранению чистоты православной веры как залогу независимости и благополучия государства, оказавшегося после падения Византии единственным суверенным православным в мире.
С этого времени началось возвышение Руси, в первую очередь – духовное. «Русская Церковь сияет аки столп до небеси и никогда непоколебима и нерушима, право и истинно, якоже изначала прияла божественный устав» — свидетельствовали современники. Именно верность идеалам Православия помогла нашим предкам одолеть Смуту, одержать ту победу 4 ноября 1613-го, которая провозглашена теперь государственным праздником, и которую мы будем отмечать послезавтра.
Но, к сожалению, от успехов часто случается головокружение, ведущее к тяжким последствиям. К середине XVII века правители Руси, под воздействием сил, стремившихся вовлечь нашу страну в противостояние католического Запада и Османской империи, возмечтали о грандиозном царстве со столицей в освобожденном Константинополе, куда вошли бы все народы мира, исповедующие Православие. Заманчивая на первый взгляд идея на деле обернулась коренным изменением древнерусского национального идеала: из духовно-охранительного он стал превращаться во внешне-наступательный. Между тем духовные традиции Руси и бывшей Византии к середине XVII века уже очень значительно отличались. Здесь надо отметить, что историческая наука еще в конце XIX века доказала, что более древними были обычаи дониконовской Русской Церкви, которая, в отличие от восточных патриархатов, долгие столетия сохраняла независимость от внешних воздействий, в первую очередь – от латинских.
Именно это было ясно тем, кто остался твердо верен заветам Святой Руси. С точки же зрения власть имущих, церковная жизнь в едином общеправославном государстве должна была стать строго единообразной. Для этого и начали пресловутую реформу: стали насильственно «подгонять» нашу Церковь «под бывших византийцев», которых ошибочно считали ничуть не изменившимися со времен Крещения Руси. Но нашлись люди, и немало, которые сказали «нет» неосуществимому в реальности, что особенно отчетливо ясно теперь, прожекту. Их и стали называть старообрядцами. Наши предки сочли, и мы считаем до сих пор вполне достаточной для спасения, не нуждающейся в так называемых «исправлениях» ту веру, которая существовала в Древней Руси. Сохранение этой православной веры является нашей основной исторической задачей. Но одновременно старообрядцы всегда были и остаются искренне верными своему земному Отечеству, России, как бы ни относились к нам правители. Думается, именно здесь уместно перейти от истории к дню сегодняшнему.
Прежде всего замечу: нынешние пределы страны почти те же, что и в эпоху церковного раскола. Наше имперское строительство прошлых веков, увы, потерпело историческую неудачу. Уроки из истории извлечены: хотя сегодня Россия вновь постепенно, но ощутимо крепнет, первостепенной необходимостью для страны признано и провозглашено с самых высоких трибун не территориальное расширение, а сбережение народа, улучшение духовного и материального здоровья людей, живущих в тех пределах, какие даровал нам Господь на сегодня. В этой связи мы готовы поделиться своим, накопленным более, чем за триста лет, опытом самосохранения. Он состоит в религиозно-нравственном просвещенном консерватизме, стойкой исторической памяти, благоговейно-трепетном отношении к древним святыням, честной деловой активности, соборности во внутреннем самоуправлении, и, что особенно важно сейчас, при добрососедском отношении ко всем традиционным культурам и народам, среди которых нам приходилось и приходится жить. Если угодно, это наш вариант современной национальной идеи, за которую наши предки шли на дыбу и костер. И сегодня мы, сохраняя верность идеалам прошлого, открыты для всех, кто искренне стремится ко благу для России. Существующие между нами вероисповедные, национальные, социальные и иные различия не должны быть препятствием общему делу продвижения нашего Отечества по пути к процветанию.