Третий день Освященного Собора

Главная Новости Московская Митрополия Третий день Освященного Собора

Новости по темам

Третий день Освященного Собора

Поделиться:

Третий день Освященного Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви открылся обсуждением темы электронных документов, в последние годы все более активно применяемых в государственных и частных структурах. К электронным документам относятся разного рода кредитные карты, чипы в водительских правах и паспортах. Большое распространение получила так называемая УЭК – универсальная электронная карта. По мнению ее создателей, она может заменить все ныне существующие документы. Такие тенденции вызывают смущение у верующих, поскольку электронные документы постепенно меняют информационное пространство. Создатели подобных карт получают доступ к личной информации о каждом жителе страны, имеют возможность отслеживать любые действия граждан и т.п.

На Соборе прозвучал доклад о. Сергия Бобкова (с. Белая Криница, Украина) об отношении к электронным документам. В нем, в частности, указывалось, что владыка Леонтий, архиепископ Белокриницкий и всех древлеправославных христиан митрополит, обозначил пользование электронными документами как грех.

Вместе с тем стоит напомнить, что этот вопрос уже обсуждался на Освященных Соборах в прошлом. Так, Собор 2012 года вынес на эту тему особое суждение: «Освященный Собор не находит вреда для спасения души в применении существующих в настоящее время электронных документов. Принятие или непринятие этих документов является делом совести каждого».

В ходе нынешнего обсуждения выяснилось, что об электронных документах не появилось никаких новых фактов, которые свидетельствовали бы об ухудшении ситуации; более того, некоторые оглашаемые сведения оказались из области слухов. Епископ Казанский Евфимий призвал докладчиков по этой теме не быть голословными и в следующий раз непосредственно указать на достоверные факты вреда, наносимого электронными документами и чипами конкретным физическим лицам с личными свидетельствами этих лиц. Его позицию поддержал епископ Донской и Кавказский Зосима, он отметил, что истории в апокалиптическом духе на тему электронных документов поступают с начала 1990-х годов, однако в большинстве случаев они не находят подтверждения. Однако на запросы верующих, обеспокоенных какими-либо фактами, все же надо отвечать. Поэтому, предложил владыка Зосима, этот вопрос надо поднимать не столько на Освященных Соборах, сколько на круглых столах с участием профильных специалистов и всех заинтересованных лиц. О. Леонтий Пименов поддержал вынесение дискуссии о картах и глобализации за рамки заседаний Освященных Соборов, поскольку эти дискуссии отнимают у Собора время для решения других вопросов.

По окончании обсуждения Собор утвердил состав комиссии по вопросам отношения к электронным документам: преосвященный епископ Зосима, протоиерей Геннадий Чунин, иерей Иоанн Гусев, иерей Вадим Коровин, иерей Олег Гаврилов, иерей Сергий Бобков, иерей Владимир Шибанов и иерей Димитрий Мартышин.

Затем председательствовавший на Соборе митрополит Корнилий сообщил собравшимся о приглашении, поступившем от митрополита Леонтия. Предстоятель братской Митрополии приглашает принять участие в праздновании 170-летия со дня восстановления трехчинной иерархии в старообрядческой Церкви, которое состоится в селе Белая Криница.

Владыка Корнилий отметил, что сам по себе факт приглашения свидетельствует о позитивной динамике в отношениях братских Церквей. Однако, к сожалению, общественно-политическая ситуация на Украине сегодня весьма непростая, и решение о визите туда необходимо согласовать с участниками Освященного Собора.

Были высказаны мнения, что подобные празднования лучше провести в более безопасном месте, например, в городах, где ныне фактически расположены духовные центры Митрополий – Москве или Браиле.

Конкретизировав эту идею, о. Андрей Вознюк высказал мнение о том, что логично отмечать юбилей присоединения митрополита Амвросия к старообрядческой Церкви там, где покоятся мощи святителя – в г. Браиле.

Это предложение и было поддержано делегатами Собора. Восьмой пункт его постановлений гласит: «Предложить высокопреосвященнейшему митрополиту Леонтию провести совместное празднование юбилеев в месте пребывания мощей свт. Амвросия».

Следующий вопрос был посвящен теме предоставления общинами кадастровых документов на объекты недвижимости. Собор постановил, что такие документы должны быть подготовлены общинами к следующему Освященному Собору.

Юрист Митрополии Павел Коробейников рассказал о дополнениях и изменениях в уставе местных религиозных организаций в связи с изменениями в государственном законодательстве. Собор принял этот доклад к сведению и постановил привести все уставы общин в соответствие с новыми требованиями.

О. Михаил Родин (Балаково) сообщил о ситуации, сложившейся вокруг зданий бывшего старообрядческого Черемшанского Успенского монастыря. Эти здания некогда принадлежали одному из крупнейших старообрядческих монастырей Белокриницкой иерархии. В келиях этой обители жили многие старообрядческие подвижники, один из которых – преподобный Серапион Черемшанский – был недавно прославлен в лике святых Освященым Собором. Несколько месяцев назад местные власти начали снос зданий монастыря с целью коммерческого использования освободившихся участков земли.

Соборяне признали разрушение исторических зданий Успенского монастыря актом вандализма, оскорбляющим чувства верующих. Выразили глубокую благодарность председателю Государственной Думы В.В. Володину за усилия по сохранению исторических зданий Успенского Черемшанского монастыря и поддержали усилия инициативной группы по возрождению этих монастырей.

Одним из последних вопросов Собора стал вопрос о возможности использования при домашней молитве икон, изготовленных типографским способом.

После продолжительного обсуждения было подтверждено решение Освященного Собора 2001 г. об отношении Церкви к бумажным репродукциям икон: «Освященный Собор не одобряет применение для молитвы икон, изготовленных типографским способом. Оказывать всевозможную поддержку возрождению искусства иконописания и реставрации икон и поощрять творчество современных старообрядческих иконописцев по древним благочестивым канонам».

Поделиться: