Главная » Новости » Культура » Восстановлена наружная роспись храма Рожества Христова

Восстановлена наружная роспись храма Рожества Христова

Предстоящие события

На храме Рожества Христова на Рогожском восстановлена историческая роспись. В течение нескольких последних месяцев над ней трудился иконописец Василий Митрофанов, восстанавливая  ее по старинным фотографиям этого храма.

Образ Св. Троицы

Еще в XIX веке над входом в Христорожественский собор Рогожского кладбища была создана роспись с образом Св. Троицы. Это большое монументальное произведение было написано во всю плоскость тимпана на фронтоне колонного портика паперти и поэтому имело треугольные очертания.

Находясь над широкой лестницей, ведущей в храм, образ Св. Троицы осенял не только входящих в храм, но и всю площадь перед ним, указывая зрителю, что здание сие есть дом Божий.

В XIX веке в аналогичном духе был оформлен и вход в Покровский собор, на тимпане фронтона паперти которого был написан образ «Триипостасное Божество», или, как его чаще называют, «Троица Новозаветная».

Помещение образа Св. Троицы на треугольном фронтоне храма (фронтон в силу своего значения венчающей части здания воспринимается как образ неба) не противоречит и устойчивой традиции изображения Св. Троицы в верхней части икон и складней, причем очень часто такой образ вписан в треугольную форму с килевидным силуэтом.

В летнее время в Христорожественском храме проходили церковные Соборы. Именно фотографии соборян на ступенях широкой лестницы перед дверями храма и под образом Св. Троицы, сделанные после Собора 1909 г.,  дают нам представление, как выглядел образ Св. Троицы на фронтоне этого храма.

Центральная часть тимпана была отведена изображению Св. Троицы с Авраамом и Саррой в служении, а по сторонам изображены сцены заклания агнца и приготовления теста для трапезы.

Важно отметить, что образы Покрова и Рожества Христова, то есть храмовые образы для обоих храмов, были написаны на внутренних фасадах ворот ограды в виде больших композиций полуциркульной формы. На главных воротах помещалась композиция «Покров Пресвятыя Богородицы», а на южных – «Рожество Христово».

Образ Спаса Смоленского

С восточной стороны Христорожественского собора, между двух окон апсиды, в нише, размещался образ Спаса Смоленского. Размер и высота соседних окон задали размер образу, и он получился более высоким, чем прославленный надвратный образ Московского Кремля, по которому Фроловская башня стала зваться Спасской.

По фотографии восточного фасада Христорожественского храма, на которой запечатлен этот образ, становится понятным, что благодаря вытянутым пропорциям образа иконописцам удалось воплотить полноту иконографической схемы, по отношению к которой кремлевский образ может рассматриваться как сокращенный вариант.

Итак, рассматривая образ Спаса Смоленского с восточного фасада Христорожественнского собора, мы видим изображение Господа Саваофа, благословляющего двумя руками, Св. Духа в виде голубя, Спасителя в окружении двух ангелов с орудиями Страстей и две коленопреклоненные фигуры святых.

В недавнее время при воссоздании образа Спаса Смоленского на апсиде Христорожественского собора преклоняющими свои колена перед Спасителем были изображены первоверховный апостол Петр и священномученик Аввакум со свитками. На свитке ап. Петра помещена цитата из его 1-го соборного послания: «Зане и Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам его» (1 Петр. 2, 21), на свитке священномученика Аввакума приведена надпись, заимствованная с его старинной иконы: «Братия моя возлюбленная и вожделенная яже о Христе Исусе, стойте твердо в вере». Евангелие в руках Спасителя раскрыто на словах: «На сем камени созижду церковь мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф. 16, 18).