Главная Новости Новости общин В Кишиневской епархии на месте бывшего Серковского монастыря установлен поклонный крест

Новости по темам

В Кишиневской епархии на месте бывшего Серковского монастыря установлен поклонный крест


Еп. Кишиневский и всея Молдавии Евмений за богослужением в храме д. Сырков30 октября, на память святаго пророка Иосии, святаго преподобномученика Андрея иже в Крите и память святых священномученик, мученик и исповедник, за древлее благочестие пострадавших, состоялся крестный ход и установка поклонного креста на месте знаменитого в истории старообрядчества Серковского монастыря, закрытого по распоряжению правительства в 1845 году. Службу Воскресению Христову и мученикам в небольшой сельской церкви села Сырково возглавил Преосвященный епископ Евмений, ему сослужили священноиерей Стефан Еремеев (с. Куничи), священноиерей Григорий Кизицкий (г. Кагул), диакон Андрей Вознюк, и собравшиеся чтецы Василий Иванов (г. Тирасполь), Георгий Панко (г. Кишинёв) и Александр Бейко (с. Егоровка). К литургии собрались христиане с разных приходов Кишиневской епархии: Кишинёва, Тирасполя, Куничи, Покровки, Окницы, самого Сыркова и других мест.

Крестный ход к месту бывшего Серковского монастыряПо окончании архиерейской литургии, молящиеся двинулись в путь к лесу, к месту, где некогда находился Серковский монастырь. Во главе крестного хода шествовал епископ Евмений. В пути был совершен молебен Кресту и преподобным отцам, все запевы запевались на распев. Впереди христиане на руках несли заранее изготовленный деревянный поклонный крест, украшенный резьбой. Молящиеся прошли около пяти километров, прежде чем достигнуть места в лесу, где и располагался монастырь.

По прибытии на место владыка Евмений совершил чин освящения воды, окропил крест, после чего крест был водружен. В качестве гостя на торжестве также присутствовала сотрудник Академии Наук Республики Молдовы, историк Н. В. Абакумова-Забунова, научная деятельность которой посвящена изучению истории Серковского монастыря.


Историческая справка

Священство Кишиневской епархии у поклонного креста, установленного на месте Серковского монастыря«…Серковский мужской монастырь – старейший старообрядческий  монастырь на территории Бессарабии.  Определенно  к нему подходит и термин исторический, поскольку, связан с именами знаменитых в старообрядчестве иноками — Геронтием и местночтимыми cвятыми РПСЦ  Павлом  и Алимпием, чьим заслугам принадлежит идея создания епископской кафедры для старообрядцев и учреждение в 40-х гг. ХIХ в. Белокриницкой старообрядческой митрополии. В Серковском монастыре приняли постриг и молились  первый  Белокриницкий архимандрит Геронтий (в мире Герасим Исаевич Колпаков) и инок Алимпий (в мире Афанасий Зверев), уже в Белой Кринице принявший фамилию Милорадова …

…В начале ХУШ в. на севере Бессарабии, в Сорокском и Оргеевском  цинутах (в то время за-прутские земли Молдавского княжества) появляются первые старообрядческие поселения — Кунича  и  Серково.

, в трех верстах  от которого, в глухом лесу, был основан старообрядческий монастырь, вошедший в историю как Серковский. Не случайно в одном из миссионерских отчетов Кишиневской епархии за 1894 год отмечалось: «Старейшими раскольничьими гнездами в Бессарабии являются село Куничное Сорокского уезда и исторический, ныне закрытый, Серковский монастырь,
находившийся в Оргеевском уезде, в котором раскольники уже существовали в половине ХУШ столетия»…

…В начале 1839 г. инок Павел прибыл к Геронтию в Серковский монастырь, поскольку отсюда удобнее  было попасть в австрийскую Буковину. Весной того же года оба направились в Белокриницкий монастырь, тогда еще мало известный,  и  стали добиваться от австрийских властей учреждения  в монастыре архиерейской  кафедры….

…За время своего столетнего существования, монастырь обзавелся довольно большим количеством построек бытового  и хозяйственного назначения.    Согласно  описи монастырского имущества, составленного комиссией при его закрытии, монастырское строение включало: старообрядческую Церковь, освященную  во имя Святой мученицы Екатерины (о чем свидетельствовала изъятая казенная монастырская печать) со старой, но без повреждений, деревянной колокольней; возле церкви  располагалось  монашеское кладбище и небольшой фруктовый сад. Окружала монастырь плетневая ограда с досчатыми воротами. Монастырь  имел  20 старых деревянных иноческих келий   различной величины и вида. Некоторые, как замечалось, были ветхи; лучшая, из всех, настоятельская келья,  занимала  4  комнаты  с деревянными  полами, с кладовою и сараем, покрытыми камышом и соломой. Казначейская, валькованная, келья  располагалась в 2-х комнатном помещении, крытом камышом с соломой;   9 братских келий разного размера –1, 2-х, 3-х , 4-х  и 5- ти комнатные.  Все кельи  имели свои отдельные кладовую и сарай. Трапезный дом состоял  из двух отдельных комнат на каменном фундаменте, с деревянными полами – собственно трапезная комната; во второй комнате располагались поварская и пекарня. Возле колодца начато было строительство  кухни и прачечной.


Церковь и трапезная монастыря располагали богато украшенными предметами и символами культа, разнообразной церковной утварью, всего, согласно описи, 81 наименований имевшихся в церкви икон, лампад, риз, подсвечников, книг и прочих предметов и символов культа. В алтаре в числе имеющихся  3-х  икон — две иконы Матери Божьей – одна  вышитая жемчугом с камушками, другая оправленная в серебро и вызолоченная. Там же находились Большой деревянный крест Распятие, 2 евангелия в серебряных окладах;  два креста –один оправлен в серебре, другой – в медной оправе; подсвечники большие. В трапезной находилось 12 икон без окладов, 3 древние книги.

Монастырь значительно расстроился и располагал, как видно из описания,  большим количеством добротных  хозяйственных построек.  При монастыре находились: мастерская  для плотнической работы;  деревянный из дубового дерева амбар из двух отделений с четырьмя закромами с деревянными полами; земляная мельница с одним колесом для молотьбы муки; деревянная мельница со всем прибором и одним колесом для приготовления круп, а вокруг нее – сарай;  сараи для складирования разных хозяйственных орудий труда для обработки земли, возов и проч.; конюшня  с 8 лошадьми, которые использовались для обработки земли , а также для разъездов; каменный погреб с навесом для хранения разных запасов и продуктов, как в зимнее, так и в летнее время.  Вокруг келий и плетневой ограды находился фруктовый из разных деревьев сад, приносивший значительный доход…

Н. В. Абакумова-Забунова

 "Липоване: история и культура русских старообрядцев." Выпуск VII