По преданию, в Константинополе издревле был обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отгнание болезней. С 1 августа и до праздника Успения Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали Крест народу для поклонения.
В Русской Церкви этот праздник соединился с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 г. (по др. источникам — 989 г.). Об этом сохранилось известие в хронографе XVI века: “Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1”. В Уставе Успенского собора (в Московском Кремле), составленном в 1627 г. по указанию патриарха Филарета, дается следующее объяснение нынешнего праздника: “А на происхождение в день Честнаго Креста бывает ход освящения ради воднаго и просвещения ради людскаго, по всем градам и весем”.
Празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пречистой Богоматери и Честнаго Креста во время сражения благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами в 1164 г., в котором враги были побеждены. В то же время греческий император Мануил в битве одолел срацин, в войсках которого также были знамения от свв. икон. Это первый из трех праздников Всемилостивому Спасу, совершаемых в августе; второй — Преображение Господне, а третий — Пренесение нерукотворенного Образа Господа нашего Исуса Христа из Едессы в Царьград.