Доклад митрополита Корнилия Освященному Собору

Главная Митрополит Доклады и выступления Доклад митрополита Корнилия Освященному Собору

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Доклад митрополита Корнилия Освященному Собору

Поделиться:

Особенностью сегодняшнего дня, той обстановки, которая сложилась после так называемой перестройки, является свобода развития Церкви, содействие государства, а иногда и материальная помощь в восстановлении и строительстве храмов и в целом уважительно-невмешательское отношение к нашей Церкви государственных властей. Но, к сожалению, десятилетия гонений и притеснений верующих безбожной властью отрицательно сказались на духовной жизни народа. В человеческих душах сегодня, к сожалению, осталось мало любви, милосердия и сострадания. В обществе преобладает стремление к наживе, власти, тяга к удовлетворению своих греховных наклонностей и пороков. Наш народ испытывает сегодня тяжесть разделения на бедных и богатых, что отдаляет поиск смысла жизни и путей к Богу. Мне видится, что спасение сегодня в сохранении в душах христиан тех духовных источников истинной веры и древнего благочестия, которые во все времена испытания и кризисов на Руси спасали наш народ от разорения и гибели. Задача Церкви сегодня — отстаивая правила христианской веры и живя по заповедям Божиим, противостоять той духовной агрессии, которая захлестывает нас как волна греховного потопа. Сегодня требуются серьезные усилия и затраты для осуществления той миссии, которая завещана Господом Исусом Христом – спасения человеческих душ.

Сегодня наша Церковь имеет долгожданную свободу, возможность развиваться и проповедовать истину. Однако, у нас остается много нерешенных проблем.

Приходская жизнь в наших общинах иногда ограничивается только совершением уставного богослужения, сочетаясь, подчас, с заботой о ремонте храма! Еще далеко не везде созданы и действуют воскресные школы, недостаточно широко ведется проповедническая деятельность, редко наши пастыри выходят, так сказать, в мир, участвуя в различных общественно–культурных мероприятиях. Многим священнослужителям не хватает времени и сил для повышения духовного и культурного уровня. С целью миссионерской деятельности нужно в духе доброжелательности и терпения проводить беседы с приходящими в храм новыми людьми  о древлеправославной вере, об историческом пути старообрядчества. Не имея достаточного духовного образования, трудно донести истинную позицию Церкви, дать ответы на вызовы нашего времени. Для повышения общего духовного и культурного уровня недавно Духовное училище Митрополии открыло заочное отделение.

Существенным показателем активности в жизни Церкви является социальное служение. Государство сегодня готово помогать Церкви в осуществлении социальных программ – это помощь бедным и больным, престарелым и обездоленным. Необходимо нам всем вспомнить, что Церковь во все времена была местом проявления сострадания и помощи обездоленным, проявления христианского милосердия.

    О визитах и встречах

Прошедший год был для меня насыщен разными по значению событиями: поездками по  епархиям и приходам, как России, так и ближнего зарубежья, проведением совещаний, встречами с политическими и государственными деятелями, главами городов и регионов, представителями общественных организаций.

Состоялись визиты на Украину и в Молдавию, посещения Уральской, Ярославской и Костромской, Казанско-Вятской, Петербургской и Тверской и епархий; осуществилась предложенная Собором поездка по Дальневосточной епархии. Были проведены епархиальные совещания на Украине, в Молдавии на Урале, в Санкт-Петербурге совсем недавно состоялся епархиальный съезд, где решались различные церковные, хозяйственные и кадровые вопросы.

Во время этих визитов приходилось встречаться с  руководителями региональных и муниципальных властей. Так в марте состоялась встреча с губернатором Ярославской области Сергей Вахруковым. На встрече были обсуждены вопросы восстановления церковного архитектурного ансамбля в  Коровниках (г. Ярославль) и реставрации здания храма, недавно переданного старообрядцам в г. Рыбинске. Несколькими днями позже прошли встречи с вице-губернатором Самарской области Александром Нефедовым и главой города Самары Виктором Тарховым, на которых были рассмотрены вопросы восстановления самарского храма. На встрече с  главой муниципалитета г. Сызрань Виктором Хлыстовым обсуждалась возможность участия города в реставрации старообрядческого Крестовоздвиженского храма. В г. Тольятти решается вопрос об отводе земли под строительство храма. В г. Бендеры прошла встреча с вице-президентом Преднестровья  Александром Королевым, в ходе которой вице-президент поддержал предложение о выделении земельного участка и строительстве нового храма в Бендерах. В июне состоялась встреча  с вице-губернатором Саратовской области Александром Бабичевым.

На всех прошедших встречах в основном обсуждались вопросы дальнейшего развития старообрядческих приходов.

Несколько важных мероприятий регионального и федерального уровня  состоялось и в Москве. На заседании президентского совета мною была представлена наша точка зрения по вопросам укрепления связей с соотечественниками, сохранения культурного наследия народов России за рубежом, по вопросам совершенствования законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях. Советом Митрополии было принято обращение по поводу разрушения церковных памятников культуры в Косово, которое передано в секретариат Президента РФ. В сентябре я принимал участие во встрече Президента РФ  Медведева Д. А. с представителями религиозных, общественных и научных организаций. В ходе этой встречи Президент говорил о патриотизме, определил его как способствование успеху России, рассказал о мерах правительства РФ по отпору агрессии на Кавказе, о том, что вектор развития экономической, политической и духовной жизни не будет изменен, призвал всех к согласию и миру ради укрепления России.

В целом, что касается взаимоотношений с государственными структурами власти, то сегодня мы должны быть благодарны им за внимательное отношение к существующим нуждам Церкви.

Об отношениях с Белокриницкой Митрополией

В последние годы наши отношения с Белокриницкой Митрополией подверглись серьезным испытаниям. На Освященном Соборе, состоявшемся в мае 2008 года в г. Браиле, они объявили о временном прекращении молитвенного общения с нашей Церковью. Однако, все это уже позади.

Совет Московской Митрополии, состоявшийся в июле этого года принял обращение к Белокриницкой Митрополии. В нем были даны ответы на недоумения, высказываемые нашими собратьями по вере. Также архиереи Русской Православной Старообрядческой Церкви указали в обращении, что «все накопившиеся недоразумения должны разрешаться при личном общении, а затем и обсуждении на Всестарообрядческом Соборе».

Ошибочное решение Белокриницкой Митрополии было исправлено на внеочередном Освященным Соборе в г. Браила, состоявшемся 5 августа сего года. На нем было принято следующее решение: «Освященный Собор благословляет иметь молитвенное общение с администрацией Московской митрополии РПСЦ, митрополитом Корнилием ради церковного мира».

Это и было подтверждено в августе в селении Белая Криница (Украина) на встрече официальных делегаций Белокриницкой и Московской митрополий. Со стороны братской митрополии на торжества, посвященные 100-летию освящения белокриницкого храма Успения Пресвятыя Богородицы, прибыли митрополит Леонтий, епископ Паисий, священники из Румынии о. Аверкий, о. Симеон, о. Лукиан, о. Игнатий, о. Петр, о. Илия, протодиакон Павел, диакон Андрей, чтецы. С нашей стороны вместе со мной во встрече приняли участие: архиепископ Киевский и всея Украины Савватий, епископ Кишиневский и всея Молдавии Евмений, священники из России и Украины. 27 августа, в среду на встрече делегаций  Митрополий состоялся обмен мнениями по текущим вопросам церковной жизни.  Вечером, в этот же день, в Успенском соборе было совершено праздничное Всенощное Бдение, а на следующий день – Божественная Литургия с участием обоих митрополитов на престольный праздник Успения Пресвятыя Богородицы.

Встреча представителей двух братских Митрополий показала, что нет между нами глубоких разногласий, не хватает только более тесных контактов и непосредственного молитвенного общения. Мы стараемся, чтобы наши отношения развивались в дальнейшем во благо укрепления Церковного мира и без нарушения Церковных правил. Об этом, к нашему удовлетворению, заявлено в обращении Белокриницкой Митрополии от 23 июля 2008 года: «Все проблемы надо решать согласованно, на основании святых правил». Мы надеемся, что молитвенное и дружеское общение двух братских митрополий поможет совместно сберечь то драгоценное наследие, которое создали наши благочестивые предки, а представителям Белокриницкой Митрополии за рубежом сохранить свою связь с русскоязычным миром и православную русскость в иноземном, инокультурном и инославном окружении.

О состоянии отношений с другими конфессиями

Думаю, что нашей Церкви сегодня уместно, как и другим конфессиям,  выражение мнения на различных официальных встречах и в средствах массовой информации по гуманитарным, общественным и социальным вопросам, таким как борьба с наркоманией, пьянством, табакокурением, по вопросам борьбы с насаждением пороков и разврата.

Поддержание контактов с иными конфесиями, в том числе и с РПЦ, является целесообразным с той точки зрения, что сегодня мы видим возрастающий интерес общества к древнецерковной традиции.

Со всеми старообрядческими согласиями мы стараемся установить отношения мира и доброжелательности. Так в этом году прошли встречи с представителями РДЦ, на которых с нашей стороны был выражен призыв к взаимным шагам по налаживанию отношений доверия, открытости и единения.

Со старообрядцами, не приемлющими священства, мы также хотели бы наладить добрососедские деловые контакты, способствующие тому, чтобы старообрядцы выступали вместе по вопросам общественной, правовой и духовной жизни общества.

Сегодня мы стоим перед трагическим фактом разделения людей, исповедующих имя Христово. Мы должны идти прежним путем сохранения верности Церкви Христовой, следует беречь свою веру, чтобы явить миру плоды ее. Мы не можем и не должны отказываться ни от чего, чем живет наша Церковь, не должны отступать от истины. Конечно, к нашей правоте часто примешивается греховное фарисейство, чувство горделивости своей правотой; и далеко не все мы делаем, чтобы облегчить отпавшим возвращение в Церковь. Надо твердо и по совести, спокойно и смиренно идти ко спасению путем истины, не гонясь за мнимым единством на этом пути, и верить, что когда-нибудь Господь, если Ему будет угодно, соединит христиан, сделает невозможное – возможным, и исполнятся завещанные Им слова: «И будет едино стадо и един Пастырь».

О преодолении церковного раздора 2007 года

Завершившийся Освященный Собор 2007 года был непростым. На нем разбирались наиболее значимые, а иногда и спорные вопросы взаимоотношений с другими конфессиями. Однако, стоит отметить, что, несмотря на порой бурные обсуждения и волнения, в конечном итоге с Божией помощью восторжествовало здравомыслие. Решения Собора послужили делу умиротворения и развития нашей Церкви. После Собора были попытки навязать мнение, что на Соборе произошел раскол Церкви. Хочу напомнить сказанное мною в заключительном слове при закрытии Собора 2007 года: «Произошел не раскол, а исцеление Церковного организма».

По моему глубокому убеждению, в нашей Церкви нет кризиса, как нас убеждают раздорники, а продолжается созидательная церковная жизнь – появляются новые общины, возрождаются храмы, рукополагаются священнослужители, готовятся в училище молодые кадры, увеличивается число крестных ходов, издается новая церковная литература. Наша Церковь жива, и врата ада не одолеют ее, и подтверждением тому стал Собор 2007 года, прошедший в духе открытости, свободы мнений, в готовности обсуждать самые трудные вопросы жизни Церкви в духе справедливости и христианской любви — то есть настоящей соборности.

27 февраля сего года епископат нашей Церкви обратился к раздорникам, которые отступили от единства церковного, поставили себя вне ограды Церкви Христовой. В обращении сказано: «Церковь Христова, как истинная чадолюбивая Мать, не хотящая гибели душ своих чад, призывает с христианской любовью всех, кто впал в этот раздор, оставить его и возвратиться с покаянием в лоно Матери Церкви», ибо уходящие в раздор вместо любви к Богу и ближнему, вместо любви в Церковному преданию, насаждают в своих сердцах ненависть, презрение и высокомерие. Упорствующие в таком мнении впадают в гордыню неофарисейства.

После Собора 2007 года в мой адрес было направлено обращение группы христиан с Дальнего Востока, желающих получить ответ о моем уповании. На это обращение мной было послано письмо, в котором даны следующие ответы на поставленные в обращении вопросы:

1.Поскольку предлагаете мне дать ответ о моем уповании, то отвечаю, что уповая на милость Господа в прощении моих грехов и заступление Пресвятой Богородицы, надеюсь и верю, что могу спастись только в Истинной Христовой Церкви, которая есть Русская Православная Старообрядческая Церковь.

2.Анафематствовать ереси, должен тот, кто от ереси приходит в Истинную Христову Церковь. Поскольку аз с рождения был крещен в Истинной Христовой Церкви, никогда из нее не выходил и снова не возвращался, мне это делать не подобает.

3.Совместное моление чад нашей Церкви с представителями иных религиозных конфессий не разрешается, является грехом, осужденным каноническими правилами.

4.Любые встречи иерархов Русской Православной Старообрядческой Церкви с представителями инославных конфессий должны быть направлены на защиту, утверждение и проповедь Истинной Христовой веры, то есть не на вред ей, а на пользу.

  В письме я также напомнил вопрошающим, что полагаю неканоничной и неполезной практику и форму открытых обращений о делах  Церковной жизни через Интернет и другие средства массовой информации, поскольку  в этом случае церковные дела выносятся за пределы Церкви на позор и хуление, глумление и злорадство недругов Истинной Церкви. В заключение этого письма я для всех раздорников, желающих возвратиться в лоно Матери Церкви, напомнил Евангельскую притчу о блудном сыне, в которой говориться, что этот сын, «пришед в себя», то есть опомнившись, осознав свои ошибки и грехи, со словами покаяния, осознавая, что теперь недостоин и сыном называться, с готовностью быть простым работником, лишь бы быть в родном доме, пришел к отцу. И милосердый отец без упреков и наказаний принял его и дал ему все лучшее. Вот образец возвращения в Церковь отпавших от нея. Но представим себе, что блудный сын перед возвращением начал бы, еще не раскаявшись перед отцом, ставить различные ультимативные условия. Трудно представить, чтобы в этом случае любящий отец смог бы так радостно встретить своего блудного сына.

В недавнее время в адрес Собора направлено несколько посланий от раздорников с пожеланиями вернуться в нашу Церковь. В посланиях ставятся разные ультимативные условия этого возвращения, по сути, требования о пересмотре решений предыдущего Собора. Такая постановка вопроса о возвращении в лоно нашей Церкви, является заведомо неприемлемой, так как не отвечает Евангельскому духу, заложенному в притче «О блудном сыне».

Еще раз хочу напомнить слова обращения к раздорникам о том, что мы не желаем погибели их душ и призываем с христианской любовью оставить раздор и с покаянием возвратиться в лоно Матери Церкви.

О продолжении реконструкции Рогожского Центра

Самое пристальное внимание уделяется вопросам возрождения архитектурного ансамбля  Рогожской слободы.

Мы помним, в каком запущенном состоянии находилась территория нашего духовного центра еще 5-10 лет назад. Из 13 зданий, переданных Церкви, в относительно нормальном состоянии находились лишь Покровский собор и Успенский храм-колокольня. Другие  здания  были мало пригодны к использованию, некоторые помещения находились в  аварийном состоянии. В течение многих лет Митрополия не имела помещения, в котором можно было проводить совещания или встретить гостей. За последние годы произошли заметные изменения.

В 2003 году началась реставрация  храма — колокольни Успения Пресвятыя Богородицы. Работы по реставрации фасада ведутся вот уже в течение пяти лет.

В 2005-2007 годах на средства митрополии был произведен ремонт здания бывшей богадельни Бугрова. Переустройство и переоборудование бывшей богадельни связано с размещением в стенах здания Московского Духовного училища. Произведена перепланировка, соответствующая задачам учебного заведения. В здании появились лекционный зал, классы, учительская и библиотека.

В 2006 г. в здании самой митрополии  обустроен зал совещаний.  Отремонтирован ряд помещений и в других зданиях Рогожской слободы.

В 2005 году мэром г. Москвы Ю. М. Лужковым было подписано распоряжение № 1213 о восстановлении архитектурного ансамбля Рогожская слобода. В первую очередь реконструкция и ремонт должны коснуться трех храмов духовного центра: храма Рожества Христова, храма-колокольни Успения Пресвятыя Богородицы и Покровского кафедрального собора.

До революции 1917 года храм Рожества Христова являлся одним из крупнейших церковных зданий Москвы и служил зимней церковью. Он был построен в 1804 году. В нем не только совершались богослужения, но и проходили Освященные Соборы.  В 1929 году храм был экспроприирован советской властью. Иконостас был разграблен, однако часть икон удалось сохранить. В 1995 году здание храма было возвращено Церкви. К сожалению, состояние возвращенного храма было удручающим.  Пожаром, случившимся в 20-е годы, были полностью уничтожены купол храма и ротонда. После войны внутренние помещения храма были перестроены для размещения столовой, а затем складов.

 Благодаря усилиям митрополита Андриана и благорасположению московского мэра Ю. М. Лужкова  храм Рожества Христова стал первоочередным объектом реконструкции. За прошедшее с 2005 года время разработана проектная документация, проведен конкурс на генерального подрядчика. Конкурс на реконструкцию храма Рожества Христова выиграло строительно-реставрационное предприятие ООО РСК «Возрождение».

Непосредственное восстановление храма Рожества Христова началось в декабре 2007 года.  С начала 2008 года идут активные работы по восстановлению и реставрации этого величественного собора. Проведены работы по укреплению фундамента, стен, восстановлена крыша и декоративные элементы здания. Произведены работы по восстановлению ротонды. Восстановлена первоначальная планировка здания, заменены окна, внутри здания и в подвале проводятся отделочные работы, устанавливается система отопления. 25 августа на храме Рожества Христова Рогожской слободы был произведен монтаж каркаса купола, отсутствовавшего на этой церкви более 70 лет.  Восстановление храма Рожества Христова стало важным этапом не только в процессе реконструкции Рогожского архитектурного ансамбля, но и в благоустройстве всего Нижегородского района столицы.

Не остается в стороне и самая главная печаль Рогожской слободы – руинированное здание Дома Причта. В соответствующих городских структурах прошел конкурс на главного подрядчика, которому было поручено произвести реконструкцию здания и разборку строй кладки. Начаты подготовительные работы к постройке лесов вокруг здания.

Тем временем территория Рогожской слободы освобождается от сооружений, не имеющих отношения к церковно-архитектурному ансамблю. В последние месяцы снесены сооружения стадиона: подтрибунные помещения, здание тира и бассейна. В декабре будет демонтировано здание спортивного зала, где ныне размещается типография. На этой обширной территории будет воссоздан каскад старинных Рогожских прудов с небольшим парком. Предполагается, что на прудах будет возведена часовня с Иорданью. Это позволит возродить старинную Рогожскую традицию освящения воды вне стен храма на праздник Крещения Господня.

В 2009 году планируются работы по реставрации Покровского кафедрального собора. В первую очередь будет осуществлен ремонт фасада здания, устроен пристенный дренаж, заменена кровля и остеклена южная паперть.

Об училище, духовном образовании и работе с молодежью

Еще одним важным направлением в современной деятельности Митрополии является всемерная поддержка духовного образования. В прошлые века основы христианской Веры закладывались, прежде всего, в семье.  В XVIII-XIX веках в старообрядческой среде существовали монастырские и домашние школы, в которых подрастающее поколение  познавало азы веры. В XX веке все это было разрушено и утрачено. Всеобщее образование, введенное советским государством, с одной стороны дало возможность каждому гражданину стать грамотным и получить трудовую квалификацию, но, с другой, вытравило из целых поколений веру в Бога. Проблемы с церковной грамотностью, к сожалению, есть и в старообрядческой среде. Сегодня, как никогда, старообрядческая Церковь нуждается в образованных священнослужителях и церковных тружениках — головщиках, уставщиках, преподавателях воскресных школ, богословах,  церковных историках и апологетах веры. Христианская грамотность нужна и простым прихожанам. Поэтому первоочередной задачей современного дня нужно считать духовное просвещение.

Важным шагом в этом направлении явилось возобновление в 2004 году деятельности организованного при Митрополии Московского Духовного училища. Сегодня в стенах училища преподаются следующие предметы: церковное пение и чтение, богослужебный устав,  история древней и русской Церкви, святоотеческое богословие и древнерусская письменность, церковное право и религиоведение, педагогика и апологетика, история искусств и история России. Становление училища продолжается. Сейчас в Московском  Духовном училище обучаются 50 студентов, примерно поровну на дневной и заочной форме обучения. Минувшим летом состоялся уже второй выпуск МДУ. Всего за последние годы Духовное Училище окончили два десятка студентов, большинство из них заняли достойные места в общинах и приходах Церкви – в качестве уставщиков, головщиков, преподавателей воскресных школ, несут они и другие церковные послушания. Но, как показали уже эти первые два выпуска, далеко не всегда решение вопроса трудоустройства выпускников Духовного Училища оказывается быстрым и однозначным.

И здесь я должен обозначить  еще одну важную проблему: оказалось, что многие наши общины сегодня не готовы к приходу молодых специалистов. Не готовы создать им условия для труда во славу Божию – чтобы полученные ими знания могли принести добрые и полноценные плоды.

Некоторые наши общины и приходы еще и сегодня живут так, что от воскресного дня до следующей субботы храм, как правило, закрыт, а если кто-то и есть при нем, то это только сторож. Приезжему выпускнику духовного училища, зачастую предлагается устраиваться на светскую работу, а в свободное от нее время исполнять церковное послушание. Получается, что усилия и средства Митрополии, старания преподавателей Духовного училища, да и годы, проведенные за партой, не имеют плодотворного применения в церковной жизни.

Но думаю, нельзя мириться с таким положением вещей. Мы заинтересованы в том, чтобы дело духовного образования скорее принесло свои плоды, чтобы эти плоды проявлялись везде, где будут трудиться выпускники Духовного Училища. И мы будем стремиться к тому, чтобы наши молодые специалисты не отвлекались на простое зарабатывание денег и служение мамоне, а целенаправленно занимались церковно-значимыми делами, так, чтобы все их рабочее время было направлено на труды во славу Божию, ради церковной пользы. Это значит, что в приходах и епархиях нужно создавать им полноценные рабочие места, открывать воскресные школы и библиотеки, создавать детские лагеря и шире заниматься просветительской деятельностью. Наши выпускники изучали не только устав и пение, но и могут преподавать в воскресной школе, работать с детьми в летних лагерях и, быть может, каких-то секциях или кружках. И мы будем помогать кадрами в первую очередь тем приходам, где видят будущую деятельность выпускников МДУ именно подобным образом.

В последние годы мы видим в старообрядческих храмах больше молодежи. Это отрадное явление, однако, далеко не везде используется в целях воспитания новых кадров. Роль молодого человека на приходе в лучшем случае ограничивается пением на клиросе или участием в строительных и подсобных работах. В то время, когда происходит становление личности, когда человек выбирает свою дальнейшую судьбу, почему-то никто не подскажет  ему о возможности духовного служения, служения Богу. В этой связи хотелось бы напомнить, что дело воспитания будущих духовных кадров и, вообще, воспитания подрастающего поколения является делом всей Церкви. Очень важно, чтобы на местах молодежь не была предоставлена сама себе, но окружена христианским вниманием пастырей и архипастырей, чтобы организовывались специальные условия для христианского общения молодежи, чтобы молодым прихожанам своевременно рассказали и о проводимых в Москве ежегодных молодежных праздниках в день Жен-Мироносиц, и о возможности поступления в Московское Духовное училище. Пока во многих приходах молодежи оказывают недостаточное внимание, и она остается предоставленной сама себе. А ведь внимание к молодежи – это важнейший путь подготовки местных кадров, которых нам так не хватает.

Сегодня в Московской Митрополии продолжает действовать отдел по работе с молодежью, который возглавляет иерей Александр Маслов. За последние годы в активе молодежного отдела – целый ряд успешно организованных и проведенных мероприятий. Но работа по организации паломнических поездок и походов, молодежных встреч, конференций и других мероприятий нужна и на местах: в епархиях, в приходах. Надо стремиться к тому, чтобы наша церковная молодежь увидела и нашла свое место в Церкви.

Здесь, на Рогожском, в последнее время активизировалась экскурсионная деятельность, и я считаю это положительным моментом. Нередкие гости на Рогожском — студенты Московских ВУЗов, они имеют возможность не только ознакомиться с архитектурными памятниками и историей Рогожского кладбища, но и узнать о традициях староверия, иногда — пообщаться со студентами Духовного Училища. Этой осенью Рогожское посетили школьники нескольких школ нижегородского района г. Москвы; такие мероприятия мы будем проводить и в дальнейшем.

Об издательской деятельности

В последние годы активизировалась издательская деятельность. Отрадно, что ныне все больше литературы издается и в столице, и в провинции. Издательством «Печатник» переиздан практически весь круг богослужебных книг: Евангелие, Библия, месячные, праздничная и общая Минеи, Постная и Цветная Триодь, служебный Октай, Часослов. Изданы чины и последования основных таинств и треб. Перестали быть дефицитом певческие книги, а знаменные азбуки  сегодня доступны любому желающему учиться древнерусскому церковному пению. Разными издательствами выпускаются молитвенники и канонники, книги  по истории храмов, монастырей, брошюры, посвященные церковным правилам и обычаям  благочестия.

Продолжается выпуск апологетической литературы. В этом году свет увидело несколько уникальных изданий дореволюционных авторов. Среди них книга известного старообрядческого писателя, а в последствии белокриницкого митрополита Иннокентия,  Ивана Усова «Церковь Христова временно без епископа». Это издание  выпущено издательством ИИЦ «Слово». Книга Ивана Усова содержит немало ответов и на современные вопросы.

Апологии двуперстного крестного знамения посвящена книга автора XVIII века  Алексея Родионова «Зитуменос или взыскаяние». Барнаульское издательство «Фонд поддержки строительства храма Покрова» выпустило давно ожидавшуюся  книгу И. А. Кириллова «Правда Старой Веры». Это издание посвящено онтологическим вопросам бытия русского народа и его религии.

В этом году в провинции появлялись и  новые периодические издания. Например, журнал томской старообрядческой общины «София». Предполагается, что на страницах журнала будут публиковаться материалы, посвященные жизни староверов Томска и Сибири, освещаться актуальные вопросы современного дня старообрядчества.

В стороне от издательской деятельности не осталась и Московская Митрополия.  В книгу «Краткая история Русской Православной Старообрядческой Церкви», подготовленную информационно-издательским отделом Московской Митрополии,  вошли новые главы, сокращающие белые пятна позднейшей истории старообрядческой Церкви. Особый интерес читателя должна вызвать глава  «Древлеправославная Церковь в XX веке». В ней впервые в старообрядческой историографии делается попытка дать системный анализ истории и состояния старообрядческой Церкви в послереволюционный и  советский период. Настоящей издательской жемчужиной можно назвать первый том собрания сочинений святителя Арсения Уральского. Это издание подготовлено архивом и библиотекой редких книг и рукописей Московской Митрополии. Открывает книгу статья Виктора Боченкова о жизни и творчестве епископа Арсения. В книгу вошли ранее никогда не изданные труды Арсения Уральского, посвященные полемике вокруг Белокриницкого Устава, «Исповедание веры в символьную Церкви»,  «Апология старообрядчестсвующей иерархии», ответы на вопросы синодальных миссионеров и многие другие. В этой книге также публикуется Устав Белокриницкого монастыря. Этот уникальный документ не публиковался с конца XIX века. Продолжается регулярное издание «Вестника Митрополии», сборника документов «Во время оно», церковного календаря.

Боголюбивые участники Освященного Собора!

Сегодня мы имеем долгожданную свободу, возможность развиваться и проповедовать истину.

Задачи, стоящие перед нашей Церковью, безусловно требуют сил, времени и серьезных материальных затрат, но основное, что нужно нам сегодня – это сохранение истинной веры, которую заповедали нам благочестивые предки.

Призываю Освященный Собор потрудиться в духе мира, справедливости, здравомыслия и христианской любви. Святость Собора заключается в его неизменной последовательности прежде бывшим Соборам, проходящем во Святем Дусе, в соответствии начальным словам постановлений Освященных Соборов: «Соизволися Святому Духу и нам…»

Освященный Собор – есть служение Богу, оно должно совершаться с подобающими торжественностью, смирением и величием. Здесь невидимо пребывает Глава Церкви — Господь наш Исус Христос, и действует Святыи Дух, Дух истины.

Здесь не может быть места страстям человеческим, греховным наклонностям. Все должно быть в благоговении и молитвенном настроении. Тогда в деяниях Собора будет слышаться глас Божий и изволение Святаго Духа, будет проявляться общее стремление служить Господу и Его Церкви.

Да поможет нам Бог совершить сей Собор в единении и мире во славу и на благо Церкви Христовой!

Прошу у всех Вас христианского прощения за мои грехи и немощи и ваших молитв ко Господу Богу, дабы даровал Он мне недостойному телесных сил, смирения, терпения и христианской любви.

И Бог мира и мое архипастырское благословение да будет со всеми вами!

Аминь!

Смиренный Корнилий,

митрополит Московский и всея Руси

Поделиться: