Доклад митрополита Корнилия Освященному Собору Русской Православной Старообрядческой Церкови

Предстоящие события

Москва, 20 октября 2009 г.

 Доклад Освященному Собору Русской Православной Старообрядческой Церкви Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас!

Преосвященные владыки, боголюбивые протоиереи и иереи, диаконы, иноки, благочестивые миряне, участники Освященного Собора!

Прошло около четырех лет с того момента, когда освященный Собор избрал мое недостоинство предстоятелем нашей Церкви. Четыре года — это небольшой срок по меркам церковной истории, но ускоренный ритм современной жизни потребовал определить первоочередные шаги и пути решения неотложных задач по укреплению и развитию нашей Церкви.

Сегодня наша Церковь имеет возможность свободно действовать и проповедовать истину, что было вожделенной мечтой многих поколений старообрядцев в послераскольный период.

В настоящее время с Божией помощью и советом с опытными пастырями Церкви, истинно болеющими за положение дел в нашей Церкви, решаются возникающие сложные вопросы Церковной жизни. В целом можно отметить, что в настоящее время наша Церковь развивается, появляются новые приходы, обучаются и поставляются священнослужители, увеличивается число крестных ходов, в которых участвуют много молодежи, выпускаются новые газеты и журналы, собираются научные конференции по вопросам истории и проповеди старообрядчества, проводятся вечера духовных песнопений, фотовыставки и т.д.

 У нас остается еще много нерешенных проблем и вопросов. Многое предстоит сделать в решении кадровых вопросов, в частности, в подборе кандидатов в архиереи, в оживлении приходской жизни, в развитии и расширении проповеднической деятельности, организации воскресных школ, повышении духовного и образовательного уровня священнослужителей, что возможно на базе заочного отделения училища при Митрополии. Необходимо расширить участие наших священнослужителей и прихожан в общественно-культурных мероприятиях, работе с молодежью, а также в социальном служении — помощи бедным, больным и обездоленным. Нам необходимо помнить, что Церковь во все времена была местом проявления сострадания, жалости и христианского милосердия.

Необходимо изыскивать средства на восстановление и строительство храмов, издательскую деятельность, финансирование образовательных учреждений и отделов Митрополии.

Хочется надеяться что с Божией помощью все эти вопросы будут решаться, и, прежде всего, основная задача Церкви — проповедовать православную веру, жизнь с молитвой, покаянием и добрыми делами, то есть вести людей ко спасению. «Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения» (2 Кор. 6, 2), благоприятное время и для восстановления и строительства храмов. В этом деле собирания «разбросанных камней» нам содействует государство, порой оказывая материальную помощь, как это происходит ныне в духовном центре на Рогожском. Следует отметить уважение к Церкви государственных властей и их невмешательство в дела Церкви, а также и то, что в последнее время представители власти проявляют неподдельный интерес к старообрядчеству, охотно встречаются со старообрядцами, оказывают нам посильную помощь.

В минувшем году большое внимание уделялось вопросу возрождения архитектурного ансамбля «Рогожская Слобода». Многие годы и даже десятилетия здания и территория нашего духовного центра находились в запущенном состоянии, а некоторые здания даже в аварийном состоянии. Но за последние годы, благодаря усилиям блаженной памяти митрополита Андриана и благорасположению Московских властей во главе с мэром Юрием Михайловичем Лужковым началось радостное и исторически оправданное восстановление. Проведены масштабные строительно-реставрационные работы, то, что сделано за последний год-полтора на Рогожском можно назвать чудом. Восстановлен в былом величии грандиозный храм Рожества Христова, в настоящее время продолжаются ремонтно-восстановительные работы в кафедральном Покровском Соборе, заканчивается реставрация Успенского Храма-Колокольни, заново проложены различные коммуникации, по границам территории возводится ограда, завершается восстановление прудов с иорданью, что позволит возродить старинную традицию освящения воды вне стен Храма на праздник Крещения Господня. Хочется стать очевидцем успешного завершения работ по восстановлению Рогожского комплекса и выразить глубокую благодарность Правительству Москвы и лично Ю.М. Лужкову за восстановление духовно- исторического памятника на Рогожском, который, надеюсь, станет в скором времени украшением облика столицы.

Недавно при митрополии создан Попечительский Совет с целью оказания консультативной помощи в решении хозяйственно- экономических вопросов. Это совещательный орган, решения которого носят рекомендательный характер, создан на общественных началах из старообрядцев, активно участвующих в правовой и хозяйственной деятельности нашей Церкви. В частности на заседание совета были вынесены вопросы о возвращении старообрядческих колоколов из Большого Театра г. Москвы, а также о золочении глав Успенского Храма-Колокольни на Рогожском.

В этом году значительное внимание было уделено ознакомлению с ситуацией на местах, решению вопросов епархиальной жизни. Со времени прошлого собора были совершены архипастырские поездки почти во все епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви. Во время этих посещений проводись совещания епархий, освящения храмов, рукоположение священнослужителей, решение других вопросов местной церковной жизни.

Среди таких поездок можно назвать визит в ноябре прошлого года в Нижегородскую епархию, в ходе которого были посещены старообрядческие общины Лысково, Чернухи и Бора. В декабре 2008 состоялось посещение Донской и Кавказской епархии. Тогда посетили общины Ростова-на-Дону, Ессентуков, Кисловодска, станиц Ханской, Кавказской. В Покровском Соборе Ростова-на-Дону состоялось епархиальное собрания Донской и Кавказской епархии. Епархиальное совещание Нижегородско-Владимирской епархии состоялось в январе месяце в г. Владимире. 17 февраля молебном Сретению Господню открылось Епархиальное совещание  Украинской епархии. За этот год пришлось дважды побывать на Украине и посетить общины Киева, Винницы, Одессы, Черновцов, Хотина, сел Грубно, Сокиряны, Белоусовка. 25 июня в г. Костроме состоялось епархиальное совещание Ярославской и Костромской епархии. В ходе июльской поездки по Уральской епархии молились в общинах г. Красноуфимск, Пермь, с. Русская Тавра, с. Пристань, с. Шамары, поселок Баранчинский, с. Лысьва, с. Менделеево, г. Верещагино.

В сентябре состоялась поездка по Сибирской епархии. Основной целью поездки было участие в торжествах, посвященных юбилею кафедрального собора епархии. По окончании праздничной службы состоялось епархиальное совещание, в котором приняли участие священники и делегаты всех приходов епархии.

В 2008-2009 годах состоялось немало встреч с представителями федеральных и региональных властей: министрами, губернаторами, главами муниципальных образований.

Так состоялась встреча с министром культуры Российской Федерации Александром Алексеевичем Авдеевым. Во время беседы был затронут широкий круг вопросов взаимодействия государства и Церкви в области культуры. Также поднимались вопросы состояния духовности и нравственности в современном российском обществе. Отдельные встречи состоялись с председателем Центральной избирательной комиссии Владимиром Евгеньевичем Чуровым, с руководителем федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия Александром Владимировичем Кибовским, с председателем комитета Правительства Москвы по связям с религиозными организациями Михаилом Олеговичем Орловым. Во время последней беседы поднималась проблема возвращения Церкви московских старообрядческих храмов — в Гавриковом переулке и на Апухтинке.

Особое место среди подобных мероприятий заняло заседание президиума Государственного совета России и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации. Оно состоялось 11 марта 2009 года под председательством Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева. В работе совещания приняли участие главы традиционных конфессий России. Главными темами встречи стали борьба с экстремизмом и пагубными привычками у молодого поколения, а также духовно-нравственное воспитание молодежи совместными усилиями государства и религиозных объединений. Приветствуя участников заседания, Дмитрий Анатольевич сообщил о государственных приоритетах в молодежной политике. Среди них: создание условий для самореализации молодых людей на основе творческой деятельности; взаимодействие религиозных организаций и государства в деле духовной поддержки молодежи в условиях экономического кризиса; воспитание молодежи в духе патриотизма с целью сохранения единства России. 

По итогам этого совещания был принят документ, отражающий вопросы сохранения и мирного сосуществования национальных и религиозных традиций, укрепления нравственности и патриотизма. В частности было заявлено об отказе от всякой национальной, религиозной и социальной розни, как от явления, в корне противоречащего многовековым традициям российского государства, миролюбивым основам разных религий.

Существенное внимание за минувший год было уделено сотрудничеству с органами таможенной службы, возглавляемой Андреем Юрьевичем Бельяниновым. Эта работа ознаменовалась торжественной передачей религиозных и культурных ценностей Русской Православной Старообрядческой Церкви. Она состоялась в помещении Федеральной таможенной службы. Со стороны государства в передаче святынь приняли участие первый заместитель руководителя ФТС России Владимир Малинин, руководитель Росохранкультуры Александр Кибовский, начальник Управления по сохранению культурных ценностей Росохранкультуры Виктор Петраков и другие официальные лица. Церковные ценности были задержаны сотрудниками Шереметьевской таможни при попытке незаконного вывоза из России. Решением следователя ЛУВД «Шереметьево» они были обращены в собственность государства. Согласно заключению специалистов Росохранкультуры, эти предметы представляют значительную культурную ценность и имеют отношение к старообрядчеству. Основная часть икон написана в XIX — XX веках. Всего Церкви возвращено 22 образа.

За этот период состоялся ряд встреч с представителями региональных и местных властей. Так в Тольятти на встрече с мэром города Анатолием Николаевичем Пушковым. Обсуждалась проблемная тема места строительства старообрядческого храма.

Совсем недавно, во время поездки по Уральской епархии состоялась встреча с заместителем губернатора Пермского края Яковом Петровичем Силиным. Яков Петрович отметил, что уральские земли и, в первую очередь, уральская промышленность развивалась во многом благодаря трудам старообрядцев. В ходе встречи обсуждались вопросы развития старообрядческой Церкви в Пермском крае, особенности современного духовного кризиса, пути возрождения духовности в обществе и возможные совместные усилия в этом направлении. Заместитель руководителя администрации губернатора обещал поддержку в строительстве храмов и развитии старообрядческих приходов.

Во время празднования юбилея новосибирского кафедрального собора состоялась встреча с губернатором новосибирской области Виктором Александровичем Толоконским, после которой глава региона сам прибыл в старообрядческую церковь, где присутствовал за службой. Виктор Александрович ознакомился с ходом работ по благоустройству территории храма, сказал приветственные слова в адрес священноначалия и прихожан. Губернатору была передана просьба дать наименование «Старообрядческая» улице, на которой расположен храм, в чем Виктор Александрович обещал оказать содействие.

29 сентября я принял участие во встрече мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова с руководителями и представителями религиозных организаций города Москвы. На встрече шла речь о сосуществовании в г. Москве различных религиозных направлений, о воспитании граждан в духе мира.

В этом году намечается встреча с митрополитом Леонтием и сопровождающей его делегацией в Белой Кринице на престольный праздник святых Козьмы и Дамиана. Хочется надеться, что с Божией помощью она состоится в духе единения и братской любви. В связи с этим хочу напомнить Собору, что в самом начале моей архипастырской деятельности было высказано пожелание, приложить усилия для нормализаций отношений наших митрополий. Тогда в ноябре 2005 года состоялась моя первая встреча в Белой Кринице с митрополитом Леонтием, где была достигнута договоренность о последующих встречах с целью установления взаимопонимания. После этого были встречи в городе Киеве, а так же в Белой Кринице, где в августе прошлого года на праздновании 100-летия освящения Успенского собора прошла встреча представителей официальных делегаций наших митрополий. Состоялась совместная Божественная литургия с участием обоих митрополитов, затем прошли переговоры по вопросам, касающимся взаимоотношений наших митрополий, которые показали, что нет между нами непреодолимых разногласий.

Надеюсь, что в будущем мы сможем встретиться на совместном Соборе наших митрополий, где будет возможность обсудить накопившиеся нерешенные вопросы наших взаимоотношений, в частности, вопрос об окормлении Христорождественского прихода в Австралии. В связи с этим хочется напомнить слова из обращения к Белокриницкой Митрополии, принятого на Совете Митрополии в 2008 г, «все накопившиеся недоразумения должны разрешаться при личном общении, а затем и обсуждении на Всестарообрядческом Соборе».

Отрадно, что братская Белокриницкая митрополия не поддержала группу раздорников, отделившихся в 2007 году. Надеюсь, что наши отношения и в дальнейшем будут развиваться в духе укрепления Церковного мира на основе Церковных канонов и правил святых отец, а общение представителей наших митрополий, такое как недавно состоявшаяся поездка большой группы румынских липован в Россию, поможет установлению более тесного духовного и культурного общения, что в свою очередь поможет нам сберечь то ценное духовное наследие, которое создали наши благочестивые предки, а Белокриницкой Митрополии сохранить в инославном и инокультурном окружении связь с русской Церковью и русскоязычным миром.

В последние годы мы видим в наших храмах все больше молодежи. Отрадно видеть, когда молодой человек в период духовного становления направляет свое устремление к Церкви. И очень важно, чтобы молодым людям, приходящим в церковь, были созданы условия для общения и обучения, потому что молодой человек — это будущее нашей Церкви, возможное пополнение кадров.

Отдел по работе с молодежью, который возглавил иерей Александр Маслов, проводит с молодежью паломнические поездки, встречи на базе духовного училища, выпускаются печатное и электронное издания.

Важным направлением в деятельности Митрополии является поддержка духовного образования. Проблемы Церковной грамотности сегодня остро стоят в Церковной среде. Наша Церковь нуждается в образованных священнослужителях, головщиках, уставщиках, преподавателях воскресных школ. Духовное образование сегодня одна из основных задач нашей Церкви. Важность ее тем более возрастает, поскольку в ближайшее время в общеобразовательных школах вводится по инициативе Президента РФ курс «Духовно нравственного воспитания». Согласно постановлению Министерства Образования уже в 2010 году в восемнадцати Российских регионах вводится в экспериментальном порядке этот предмет. Если эксперимент покажет положительный результат, то с 2012 года предмет станет обязательным для всех школ России.

По словам Президента России, «ученики и их родители могут самостоятельно выбирать предмет обучения», то есть это могут быть основы православной, мусульманской, иудейской или буддисткой культуры, также у учеников должно быть право изучать основы светской этики. По словам Президента, выбор должен быть добровольный, «любое принуждение, давление в этих вопросах будет абсолютно неприемлемым. Преподавать все эти предметы будут только светские педагоги». В Министерстве Образования создана комиссия, которая готовит учебники по духовно-нравственному обучению, в которую включили и представителей нашей Церкви и хочется надеяться, что будут учтены и интересы старообрядцев.

Человеку с детства надо прививать понятие о нравственности, грехе и его последствиях. Материализм, который преподавали и до сих пор преподают в общеобразовательных школах, формирует, к сожалению, бездуховное общество. Конечно, в таком важном вопросе как духовное воспитание недопустима поспешность, принуждение или равнодушие, которые могут иметь опасные последствия.

 Желательно, чтобы на этом Соборе мы выработали нашу точку зрения по вопросу введения преподавания «Духовно-нравственного воспитания» в школе. Те, кто болеет за вечное спасение своих соотечественников — не первопроходцы. Церковь во все времена призвана давать человеку духовные ориентиры, пробуждающие любовь к Богу и ближнему.

В старообрядчестве всегда свято соблюдались основы семьи, как дорога для родителей старообрядцев духовная и физическая чистота детей, поэтому вполне понятно строго критическое отношение старообрядцев к школьному воспитанию. Мечтою многих поколений старообрядцев было иметь собственную школу со своими учителями старообрядцами. Но есть ли сегодня у нас необходимые условия для этого?

Освященный Собор, проходивший в Москве в 1906 году, выслушал доклад об упадке религиозно-нравственного воспитания старообрядческого юношества и постановил открыть в каждом приходе начальное училище с целью воспитания детей в духе Православной Церкви.

В книге И. А. Кирилова «Правда, старой веры» написано в главе «Старообрядчество и русская школа»: «Старообрядчество сохранило то малое горчичное зерно света Христова, из которого разовьется, если суждено Высшим промыслом, истинное христианское просвещение. Если суждено быть великой и свободной России — она будет, но вырастет она под лучами просвещения, принесенного из далекого прошлого старообрядчеством». Будем верить вместе с протопопом Аввакумом, что «не оскудеет по словеси Божию, старое наше православие молитвами святых отец».

 

В сегодняшнее непростое время нравственного и экономического кризиса в России старообрядцы могли бы поделиться опытом выживания и созидательной работы в сложных обстоятельствах. Обращаясь к истории старообрядчества, можно найти ответы на вопрос о том, что может сплотить русский народ и способствовать его духовно-нравственному возрождению. Говоря о сущности старообрядчества Иоанн Акимович Кирилов написал в книге «Правда старой веры»: «Истинная национальность русского народа там, где жива русская душа, где бьется русское сердце, где говорит русская вера в Господа Христа! Особенности русской национальности наиболее полно и ярко сохранились в старообрядчестве.

 «Старообрядцы не только сыны Церкви Христовой, но и граждане государства. Имело ли старообрядчество нравственное право судить и обличать свою Родину? — спрашивает в своей книге Иван Кириллов, и сам отвечает — Не только имело, но должно было указывать болезни и недостатки России».

Такой болезнью и недостатком в сегодняшней России является пьянство, табакокурение, наркомания и другие греховные привычки. Эта проблема, к сожалению, сегодня принимает государственные масштабы. Пьянство и другие пороки убивают образ Божий в человеке. Сегодня пьянство — наша общая российская беда, стыд и боль и бороться надо с ним всем миром, прося помощи Божией в этом нелегком деле.

Старообрядцы всегда были поборниками трезвости. Собор нашей Церкви ровно сто лет назад в 1909 году обсуждал проблему борьбы с пьянством и в своем постановлении призвал всех христиан быть образцом в доброй жизни, бороться с пьянством и другими пороками.

За прошедшие сто лет острота этой проблемы возросла во много раз. Алкоголизм и другие пороки это сегодня расплата русского народа за отступление от Бога и истинной веры со времен раскола и атеистического советского воспитания.

Главный упор в борьбе за трезвость и искоренение других вредных привычек нужно сделать не на запретительных и принудительных мерах, а на духовном воспитании сознания людей, ибо человек, избравший сознательно трезвый образ жизни ради спасения своей души, во много раз надежнее и ценнее непьющего по принуждению. Понимая всю сложность и опасность проблемы пьянства и других пороков, мы как и сто лет назад, сегодня выносим этот вопрос на соборное обсуждение, чтобы понять причины наших несчастий, призвать всех старообрядцев показать личный пример в этом трудном, но столь важном, деле спасения души через воздержание и молитву.

Поддержание добрососедских контактов с иными конфессиями, в том числе и с РПЦ МП, способствует поиску путей сотрудничества в нравственных и социальных вопросах. Объединение усилий в вопросах нравственного и культурного возрождения не следует смешивать с экуменическим объединением различных религий и с компромиссами в вопросах веры.

Поддержание контактов с иными конфессиями, в том числе и с РПЦ, является целесообразным в следствии того, что мы видим с ее стороны все возрастающий интерес к духовным и культурным ценностям, сохраненным старообрядцами.

Недавно у нас состоялась первая официальная встреча с новым руководителем Отдела Внешних Церковных связей МП архиепископом Иларионом. Владыка Иларион утвержден председателем обновленной комиссии по взаимодействию со старообрядчеством.

Во время встречи обсуждались вопросы возможного сотрудничества в социальной сфере, в поиске путей выхода России из духовно-нравственного кризиса, возрождению традиций православия через осмысление причин и отрицательных последствий церковного раскола. Также были обсуждены вопросы протокола встреч, вопрос введения в школе предмета «Духовно-нравственное воспитание». С целью редактирования учебника по этому предмету, ныне подготовляемому РПЦ, была достигнута договоренность о включении в комиссию представителя нашей Церкви, чтобы было учтено мнение нашей Церкви по содержанию разделов учебника, касающихся истории и современности старообрядчества.

В заключение встречи было высказано пожелание продолжить обсуждение наших взаимоотношений при встречах представителей комиссий по взаимному диалогу.

По вопросу наших взаимоотношений с РПЦ МП хочу напомнить слова, которые я высказал недавно в интервью редакции издания «Религия и СМИ»: «Полагаю, что нам необходимо вести диалог с Московским Патриархатом, но не для того, чтобы достичь вероучительных компромиссов, а чтобы способствовать возрождению духовно-нравственных традиций нашего народа через осмысление причин и отрицательных последствий раскола. Мы понимаем, что предстоит весьма трудный диалог, который не предвещает быстрых успехов, поскольку между нами накопились значительные различия по многим вопросам. Но все же конструктивный диалог об исторической оценке раскола и конкретных шагах по возвращению к дораскольному строю Церкви и общества, необходим».

Что касается наших взаимоотношений со старообрядческими согласиями, то считаю, что необходимо их развивать, так как доброжелательные контакты могут привести к миру, доверию и открытости. Деловые добрососедские контакты могли бы способствовать тому, чтобы старообрядцы совместно выступили по различным общественным, правовым и культурно-нравственным вопросам жизни нашего общества.

Сегодня заботой Русской Православной Старообрядческой Церкви стало не только возрождение храмов, общин, поставление священнослужителей, но и проповедническая, информационная деятельность, в том числе современными техническими средствами. С 2004 года действует созданный по благословению митрополита Андриана официальный сайт Русской Православной Старообрядческой Церкви. В Интернете работает ряд других ресурсов, рассказывающих о жизни, истории и традициях старообрядчества. При содействии представителей старообрядческой Церкви готовятся новостные сюжеты, телевизионные передачи и документальные фильмы. Это важное свидетельство того, что старообрядцы готовы рассказать о себе, своей истории и своей вере, и что в российском обществе все возрастает интерес к собственной истории и духовным традициям предков. В этом году значительные усилия были направлены на существенное обновление официального сайта Русской Православной Старообрядческой Церкви. Если в прошлом о старообрядчестве чаще писали и говорили люди внешние, то сегодня доступна информация, можно сказать, из первых рук. Думается, что обновленный сайт Русской Православной Старообрядческой Церкви сможет предоставить более полные сведения о ее вероучении, истории и современном состоянии.

 На страницах сайта теперь можно найти не только новости из жизни Московской Митрополии, но и исторические документы, постановления ранее бывших соборов Церкви, материалы по вероучению Русской Православной Старообрядческой Церкви, проповеди, жития святых, учебные материалы, анонсы, рецензии и многое другое.

Существенно расширен раздел, содержащий информацию о епархиях Церкви. Здесь дана своеобразная визитная карточка каждой епархии: контактная информация епархиальных центров, исторические сведения, сведения о епархиальных СМИ, мероприятиях и организациях (крестных ходах, детских лагерях, праздниках и т.п.)

Особое место уделено духовному и административному центру — Рогожской слободе. На сайте можно найти историю Рогожского поселка, распорядок богослужений в Покровском кафедральном соборе, сведения о проходящей реставрации и схему проезда.

Более четко представлена структура Московской митрополии как централизованной организации, даны краткие сведения об имеющихся отделах и возможностях связи с ними.

Сайт адресован как чадам Церкви, так и тем, кто только-только начинает свое знакомство с Церковью. Так, например, в разделе «В старообрядческом храме» объясняются правила поведения в храме, в том числе и для нестарообрядцев.

Отдельная глава сайта посвящена малоизвестным страницам истории Церкви 30-40-х годов, там также размещается информация о христианах, пострадавших в годы атеистических гонений.

В книжной лавке на Рогожском предлагается широкий выбор духовно-просветительской и богослужебной литературы. Ныне переизданы почти все Богослужебные книги церковного круга, избранные части потребника, книги по церковному уставу, певческая литература. Интересно, что это богослужебное наследие ныне востребовано не только в старообрядчестве, но и за его пределами. Частыми покупателями старообрядческой богослужебной литературы стали представители иных конфессий.

Кроме того, переиздаются годовые подборки дореволюционного журнала «Церковь» — этого кладезя публицистических, богословских и исторических материалов. Продолжается издание интересного и полезного для познания драматической истории нашей Церкви сборника впервые публикуемых документов из Рогожского архива — альманаха «Во время оно». Ежеквартально выходит в свет летопись текущих событий нашей Церкви — «Вестник Митрополии». В конце нынешнего года ожидается выход очередного номера журнала «Церковь». Хочу с удовлетворением заметить, что ныне происходит заметная активизация издательской деятельности и в других епархиях, созданы региональные сайты, выходят местные газеты и журналы.

Постепенно развивает деятельность экскурсионно-паломническая служба. За последний год удалось добиться того, что о старообрядчестве на Рогожском рассказывают сами старообрядцы. Рогожскую слободу за минувший год посетило несколько экскурсионных групп, в том числе представителей иностранных государств. Осенью 2009 года по договоренности с Префектурой Юго-Восточного округа Москвы было проведено около 20 экскурсий для школьников. Ученики и преподаватели с интересом слушали историю Рогожской слободы и ее храмов, рассказы об архитектуре и внутреннем устройстве храмов, древлеправославном пении и старообрядческих церковных традициях.

Смысл такой информационной политики — сделать доступным для любого человека исторический опыт старообрядчества, открыть каждому желающему истину христианской православной веры.

 Продолжается сотрудничество с учеными, представителями общественных организаций и деятелями культуры, в чьей деятельности затрагивается тема старообрядчества.

Так делегация Русской Православной Старообрядческой Церкви во главе с митрополитом посетила выставку «Образы и символы старой веры», проходившую в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. На этой уникальной выставке было представлено более 1000 экспонатов, включая иконы, старообрядческие рукописи, облачения, утварь, народные костюмы, произведения прикладного искусства, созданные представителями различных старообрядческих согласий в XVII — XIX веках. После встречи с организаторами выставки представители Московской Митрополии приняли участие в открытии VI научной конференции памяти Н. В. Покровского «Образы и символы старой веры», которая также состоялась в Русском музее.

Представители старообрядческой Церкви приняли активное участие в научно-практической конференции «Старообрядчество: история и современность», прошедшей в Санкт-Петербурге, в вечере памяти известного старообрядческого промышленника и благотворителя Козьмы Тереньевича Солдатенкова, состоявшегося в московском Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей.

Встречи с учеными и общественными деятелями прошли во время представления первого тома собрания сочинений святителя епископа Арсения Уральского, во время презентации нового труда доктора исторических наук, сотрудника Государственного исторического музея Е. М. Юхименко «Литературное наследие Выговского старообрядческого общежительства», во время открытия выставки «Торжество Православия», организованной Министерством Культуры РФ в филиале Государственного исторического музея в Новодевичьем монастыре.

В феврале этого года в зале заседаний Московской Митрополии состоялась торжественная церемония награждения авторов, издателей, организаторов мероприятий за вклад в публицистическую, творческую, информационную и просветительскую деятельность, посвященную теме старообрядчества. Подобное мероприятие не случайно и оно не является просто торжественной церемонией. Это важный знак научному сообществу, что старообрядческая Церковь заинтересована в серьезных исследованиях, научной, издательской и публицистикой работе, помогающей современного обществу понять подлинные исторические и религиозные аспекты бытия. Отрадно также отметить, когда на фоне разрушительного потока псевдохудожественных и низкопробных произведений появляются на радио, телевидении и в прессе честные, подлинно художественные и высокопрофессиональные передачи и публикации, посвященные духовному наследию Христианской Древней Руси, истории и культуре старообрядчества.

Очень безпокоит ухудшающееся духовно-нравственное состояние нашего общества. Мною было направлено обращение к Министру Культуры с предложением создать общественно-наблюдательный совет с целью влияния на СМИ, пресечения выпуска безнравственных программ и изданий, для создания общественного мнения осуждающего пропаганду порока, для воспитания чувства духовного самосохранения и раскаяния в грехах. Старообрядцы обеспокоены тем, что молодое поколение нашей страны лишается нравственных ориентиров, свободы выбора между добром и злом, поскольку последнее агрессивно навязывается нашему обществу. Растление и пороки развращают в особенности юные души. Наши предложения в этом вопросе нашли положительную поддержку в Совете Федерации России, у некоторых представителей СМИ, в других религиозных конфессиях. И хотя ситуация с моралью и нравственностью на телевидении и в СМИ исправляется медленно, но отрадно уже и то, что к этому вопросу привлечено внимание общественности.

Боголюбивые участники Освященного Собора!

Очевидно, что поставленные в настоящем докладе проблемы и вопросы, возникшие перед старообрядчеством, когда оно обрело долгожданную свободу для церковного развития и проповеди православия, требуют для своего разрешения определенного времени, серьезных усилий и материальных затрат. Верю, что Господь подаст нам необходимое разумение, чтобы преодолеть многие препятствия в этом великом деле, которое завещано Господом нашим Исусом Христом — деле спасения людей.

Призываю Освященный Собор потрудиться в духе христианского мира и взаимной любви, в духе святости и Божией благодати. Прошу у вас христианского прощения за грехи, которые я совершил по своему неразумию и немощи, а также испрашиваю Ваших святых молитв ко Господу Богу, дабы Он подал и мне грешному и недостойному дары смирения, терпения, мудрости и христианской любви.

Бог мира и любви и мое архипастырское благословение, да будет со всеми вами! Аминь.

 

 Смиренный Корнилий, митрополит Московский и всея Руси