М. Н. Волоскова. Иерей Фаддей Маркович Агафонов

Предстоящие события

    Сайт создан при поддержке гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества

    «Фонд президентских грантов»

    Документы, наиболее подробно раскрывающие картину репрессий в сталинский период, это прежде всего архивно-следственные дела, которые в настоящее время в основном доступы любому исследователю. В этой статье рассказывается о священнике с. Колодяссы Калужского края — Фаддее Агафонове.

    Служение в Колодяссах

    Будущий старообрядческий священник Фаддей Маркович Агафонов родился 21 августа 1876 года в деревне Иванково Жиздринского уезда Калужской губернии в семье священника Марка Димитриевича Агафонова. Марк Агафонов служил в селе Колодяссы Жиздринского уезда (ныне — Хвастовичский район Калужской области). В детстве Фаддей получил домашнее образование. По достижении совершеннолетия женился на девице Анастасии (1873 г.р.).

    5 февраля 1903 года епископом Ионой (Александровым, 1837–1912 гг.) Калужско-Смоленским Фаддей Агафонов был рукоположен во священника к храму во имя Живоначальной Троицы в с. Колодяссы. Здесь он сменил своего отца.

    Иона (Александров), епископ Калужско-Смоленский

     Агафоновы занимались крестьянским трудом. До революции Фаддей вместе с братьями имел около 50 га купчей земли, 10 голов лошадей, 10 голов коров и большое количество мелкого скота. Землю обрабатывала наемная рабочая сила. У Агафоновых были сезонные рабочие — 20 человек. А также и постоянные батраки, каковых было 3–5 человек1. После революции у Фаддея Агафонова было 8 лошадей, 7 коров и множество мелкого скота, а земли около 10 га [2].

    Внезапный арест

    2 мая 1935 года в Хвастовичском УНКВД был подписан ордер №9 на производство обыска и ареста Фаддея Марковича Агафонова. «Шатен выше среднего роста, нос острый», [3] — вот как описал внешние приметы священника сотрудник УНКВД.

    Сведения о составе семьи священника с его слов на момент ареста: «жена 65 лет, Анастасия Маркеловна Агафонова, моя иждивенка; сестра Анастасия Марковна, 51 год, работает в колхозе с мужем, 2-я сестра Ирина Марковна Агафонова, 38 лет, незамужняя, проживает в Катуновском сельсовете работает (неразборчиво), рукодельство, член колхоза (неразборчиво)» [4].

    Отца Фаддея заключили в Брянскую тюрьму. Встречи и общение с другими священниками Хвастовичского района, как старообрядческими, так и новообрядческими, сотрудниками УНКВД воспринимались как «нелегальные собрания», априори опасные для власти.

    Нелепые обвинения

    3 мая последовал допрос.

    «Вопрос: Скажите, как часто вы бываете у священника Титова Михаила Ивановича?

    Ответ: Бываю я у него всегда, когда прихожу в Хвастовичи, на базар или по др. делам, приходится бывать у Титова одному и компаниями.

    Вопрос: Не можете ли Вы припомнить даты, когда Вы были у Титова с компанией священников?

    Ответ: До организации Хвастовичского р-на, т.е. до 1929 года, я священника Титова не знал, узнал я его с того времени, как в Хвастовичах организовался р-н, с того времени я, так же как и другие священники, стал посещать квартиру Титова и в одиночку, и группами.

    Вопрос: При посещении квартиры Титова группами, о чем вы главным образом беседуете?

    Ответ: Беседуем на разные темы, о житейских делах, о государственных: о налогах, о перегибах в налоговой политике, о коллективизации и о построении советской власти; иногда приходится в беседах сопоставлять построение советской власти с Писанием в Библии, в частности с вопросом коллективизации, разногласий у нас, священников, в вопросе построения сов. власти, коллективизации по (неразборчиво). Подпись: Агафонов Ф.М.

    Вопрос: Не можете ли Вы привести места из Библии, о которых у вас имелись групповые суждения на квартире у Титова?

    Ответ: В таких случаях, поскольку мне не изменяет память, мы разбирали места из Евангелия от Матфея, где сказано: Придет то время, когда пойдет брат на брата, начнутся войны, трусы по местам (землетрясения), но не ужасайтесь, не это кончина, а подобает сему быти, но это временный период. Это относится и к построению советской власти и коллективизации. Даты я привести не могу, потому что Библия и Евангелие — это настольные книги священника, которые являются постоянными нашими спутниками, и по своему сану как я, а также др. священники, обязаны ежечасно напоминать об этом своей пастве.

    Вопрос: Построение советской власти, коллективизация сельского хозяйства, по-Вашему, по чьей это воле происходит?

    Ответ: Поскольку советская власть своими законами разрушает устой религии, церкви, храмы и т.д., постольку, безусловно, это является делом не рук Бога, а рук сатаны, но от этого только окрепнет и очистится православная вера, так сказано в Библии, что это временное явление. Подпись: Агафонов Ф.М.» [5].

    Анкета Ф.М. Агафонова. Д. П-3968. Л. 39

    Во время допросов следователи «вырисовывали» все новые и новые обвинения.

    «Вопрос: Следствию известно, что Вы, Агафонов, восстанавливали население против сов. власти, внедряли настроения гражданам о неподчинении власти, причем в этой части Вы использовали религиозный фанатизм масс. Что Вы можете показать по этому вопросу?

    Ответ: Я, Агафонов, никогда не вел работу по восстановлению населения против сов. власти и ее мероприятий, а, следовательно, об использовании религиозного фанатизма в антисоветских целях речи быть не может. Во время первичного допроса я показал, что в квартире Титова в марте месяце 1934 года, после того как со стороны Райфо был дан духовенству непосильный налог, мы высказывали негодование по этому вопросу и однозначно объясняли это явление отдельными изречениями из книг Священного Писания, где говорится о насилии над духовенством» [6].

    Освобождение

    По постановлению Хвастовичского РО НКВД Западной области от 29 мая 1935 года в процессе следствия материалами контрреволюционная деятельность Агафонова Ф.М. не доказана, из-под стражи освобожден, и делопроизводство прекращено.

    Второй арест

    Через два года, 30 сентября 1937 года, о. Фаддей был арестован снова:

    «Агафонов Ф.М. обвиняется в том, что в 1930 году под его руководством было сорвано собрание по выборам в Советы. Организует бывших кулаков деревни Колодяс, с которыми проводит инструктивное совещание у себя на квартире по ведению разлогательской работы среди колхозников, ведет антисоветскую агитацию, направленную на подрыв Советской власти. Под его руководством в 1936 году в колхозе «Заря» было погноено 10000 снопов конопли, большое количество фуража и картофеля. Агафонов участник и организатор восстания в с. Колодясах в 1918 году где была произведена расправа над Красными партизанами от репрессии скрылся. Принимая во внимания, что по обстоятельству дела требуется задержание Агафонова Ф.М. в целях выяснения его причастности к означенному выше контрреволюционному преступному деянию» [7] (здесь и далее орфография и пунктуация оригинала сохранены. — Ред.).

    Чуть позднее было вынесено обвинение:

    «В 1918 году в марте месяце Агафонов Ф.М. вместе с местными кулаками и бывшими офицерами организовали контрреволюционное восстание в момент которого было убито зверски 12 челов. В момент восстановительного периода Агафонов Ф.М. будучи попом, одновременно крупный ростовщик, сбивал местное население, к организации круп. (неразборчиво) за землю (неразборчиво). В 1930 году кулачество и бывшее офицерство сорвали перевыборы советов в Колодясском сельсовете и в этом срыве Агафонов принял деятельное участие. Он вместе со своей женой Агафоновой Анастасией проводил усиленную работу против коллективизации его квартира (неразборчиво). Агафонов проводил и проводит среди колхозников колхоза «Заря» Колодясского сельсовета выполняя свою работу через своих агентов Горячеву Пелагею, Артемову Акулину, Артамонову Ирину и др. В данное время не смотря на закрытие церкви Агафонов Ф.М. превратил свой дом в моленный дом где ежедневно организует службы, а под видом службы постоянно проводит секретные собрания на которых присутствуют активные церковники Ермаков В.С., Петрушин Василий С., (неразборчиво) И.И., Артамонов Михаил, (неразборчиво) Григорий и др. В середине августа месяца сего года на квартире у Агафонова Ф.М. в ночь проводилось секретное собрание на котором присутствовали: Агафонов Ф.М., его брат Агафонов Яков М., (ветеринарный фельдшер Хвастовичского района), второй брат, прибывший с отбывания наказания 5 лет за контрреволюционную работу Кирил Маркович и кроме этого присутствовали два приезжих неизвестных попов один из них архиерей. После собрания в ту же ночь разъехались Агафонов Ф.М. и его жена проводят активную работу по разложению колхоза «Заря» заявил на работу не ходить, работать нечем скоро будет второе пришествие христианство, будет падать огненный дождь и. т. (неразборчиво) поп с женой проводит среди детей зазывая их к себе на квартиру. В момент вручения гос. акта на вечное пользование колхозу «Заря» 28/VIII37 г Агафонов через своего агента Артамонова Михаила пытался настроить колхозников против получения государственного акта что Колодясский сельсовет и подтверждает» [8].

    Анкета Ф.М. Агафонова. Д. П-3968. Л. 39

    Допрос А.М. Агафонова:

    «Вопрос: Скажите Вы, производите ли религиозные обряды в церкви: службу, крестины, венчания и т.п.?

    Ответ: Церковную службу, крестины, венчания, панихиды и прочее я произвожу по просьбе граждан у себя на дому. Для себя я служу (читаю Псалтырь и Часослов) по воскресеньям, ко мне приходят иногда на всю службу кое-какие старушки.

    Вопрос: Собирались ли кроме вас к Титову другие граждане и что вы между собою говорили?

    Ответ: В последнее время не собирались, но раньше 1933, в 1934 гг. к Титову собирались другие священники нашего р-на. Беседы наши носили чисто хозяйственный характер более добавить ничего не могу протокол мне прочитан и с моих слов записан верно Агафонов»9.

    «Вопрос: Скажите вы Писарева Лукьяна Лукьяновича, Леонова Стефана Ивановича, Рыгалина Нестора Ивановича, Артемову Акулину Кузьминичну и Леонова Арсентия Стефановича знаете?

    Ответ: Всех перечисленных граждан я знаю.

    Вопрос: Скажите часто бывают у вас на квартире и также на молебствиях выше указанные мною граждане?

    Ответ: Когда была открыта церковь они часто посещали, после закрытия церкви посещают очень редко, Леонов Стефан Иванович последний раз был у меня на квартире 19 августа сего года.

    Вопрос: Скажите а вы чьи посещали квартиры?

    Ответ: Да я ходил по колхозным хатам по приглашению, где я служил молебствия где присутствовали и граждане села Рессеты.

    Вопрос: Следствие располагает данными, что в 1918 году вы были организатором контрреволюционного восстания против советской власти вместе с Писаревым Лукьяном Лукьяновичем, Леоновым Стефаном Ивановичем, Рыгалиным Нестором Ивановичем, а также участвовали в расстреле красногвардейцев подтверждаете вы это?

    Ответ: Этого я не подтверждаю, во время восстания я скрывался в деревне Брусны Плохинского района в доме священника Ахромешина Сергия Павловича.

    Вопрос: Следствие располагает полными данными, что во время посещения вами квартир колхозников, где вы после молебствия распространяете антиколхозную деятельность, подтверждаете вы это?

    Ответ: Я этого не подтверждаю, я никогда против советской власти не выступал.

    Вопрос: Следствие располагает данными, что в середине августа 1937 года ночью у вас происходило нелегальное собрание, вы это подтверждаете?

    Ответ: Да в августе месяце сего года у меня был мой брат Агафонов Кирил Маркович, который ехал после отбывания срока наказания за контрреволюционную агитацию, который был у меня 4 дня, после чего выехал в город Балту, где якобы поступил священником, а так же у меня был мой зять, проживающий в городе Киеве.

    Вопрос: Скажите на каком основании вы не регистрировавши производите у себя на квартире религиозные обряды?

    Ответ: На исправление религиозных обрядов у меня удостоверения нет, на дому я произвожу крещение детей и другие молебствия. По просьбе граждан. Я также думаю и в дальнейшем служить молебствия.

    Вопрос: В предъявленном вам обвинении ведении контрреволюционной деятельность среди населения виновным себя признаете?

    Ответ: В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю.

    Добавить больше ничего не могу с моих слов записано верно, прочитано. Агафонов» [10].

    13 октября 1937 года было составлено обвинительное заключение:

    «В Хвастовичском РО УНКВД О/О имеются данные о том, что в селе Колодяссах Хвастовичского района существует контрреволюционная группа кулаков, церковников. Произведенным предварительным следствием установлено: Кулацкую контрреволюционную группу [в] с. Колодясах возглавлял поп — Агафонов Ф.М., в состав группы входят: Рыгалин Н.И., Писарев Л.Л., Леонов С.И., Артемова А.К., Леонов А.С. Своей задачей группа ставила, срыв проводимых мероприятий Советской властью на селе. Дискредитация Советской власти, распространение контрреволюционных слухов, развал колхозов. Благодаря их контрреволюционной деятельности колхоз «Заря» Колодясского сельсовета. В 1936 года погноил 15000 снопов конопли семян (неразборчиво), поморожена картофель, все это делалось с целью сделать среди колхозников недовольство к Советской власти и колхозному строю. В 1919 году участвовали в контрреволюционном кулацком восстании и расстреле красногвардейцев. На основании вышеизложенного обвиняются: Агафонов, Фадей Маркович, 1875 года рождения, уроженец деревни Иванково Жиздринского района. Проживает в с. Колодяссы Хвастовичского района Орловской области. Грамотный, гражданин СССР. Поп-кулак. Организатор контрреволюционной группы, которые на протяжении двадцати лет Советской власти ненавидит ее строй и порядки. В 1919 году участник и организатор контрреволюционного кулацкого восстания /л.д. 42, 46, 52, 61, 48/. Дом Агафонова служит местом сбора обиженных людей Советской властью, как те: Рыгалин, Нестор Иванович, Писарев Л.Л. Леонов Стефан Иванович, Артемова, Акулина Кузьминична, которые проводят тайные совещания /л.д. 46, 48, 56/. На квартире имеет нелегальную моленную, где производят молебствия: крестит детей, исповедует, венчает и другие, на которые не имеет никаких прав без регистрации /л.д. 48, 56/. Агафонов, ходит по другим селам Хвастовичского района, посещает квартиры колхозников, где производит молебствия, после чего среди верующих распространяет антиколхозную агитацию /л.д. 48, 61, 64, 81/. В 1937 году в середине августа месяца в доме попа — Агафонова проводилось нелегальное собрание, где присутствовали: его брат Гапонов, Кирил Маркович прибывший из ссылки, после отбытия срока ссылки за контрреволюционную деятельность, Гапонов, Яков Маркович, вет. врач Хотынецкого района Орловской области. Кроме того были еще два неизвестных попа, которые на другой день ночью разъехались /л.д. 61/. Поп Агафонов посещал нелегальные поповские собрания в с. Хвастовичах. /л.д. 76, 77/. 2) Писарев, Лукьян Лукьянович 60 лет, уроженец с. Колодяссы Хвастовичского района Орловской области проживает там же /л.д. 42, 45, 48, 52, 55, 66/. Кулак, имеет хорошую связь с попом — Агафоновым. В 1918 году участник контрреволюционного восстания /л.д. 42, 45, 48, 49, 52, 66/. Состав семьи: Жена 57 л., дочь 21 г. В 1936 году в мае месяце стеклил рамы в сельском совете, где в присутствии граждан распространял клевету по адресу Советского правительства, говоря, что Советский строй есть строй принудительный, налоги берут — грабят крестьян. Раньше жилось лучше, если бы не эта власть, я бы был георгиевским кавалером /л.д. 45/. В 1937 году выступал против хлебозаготовок, на собрании сельчан заявляет, обращаясь к гражданам: «мы не должны платить хлебозаготовок государству» /л.д. 52, 53, 66/. 3) Леонов, Степан Иванович — кулак, дьякон, 1886 года рождения, уроженец с. Колодяссы Хвастовского района Орловской области проживает в городе Малоярославец Московской области, грамотный, гражданин СССР. Судим в 1930 году за срыв перевыборов Колодясского сельсовета. Лишался избирательных прав. Состав семьи: жена — Ирина 48 лет, сын — Семен 1911 г. сын — Иван 1917 г. сын Арсентий 1909 г. живет в разделе с 1927 года. Имущество имел: 2 дома, молотильную машину, занимался выделкой свечей. Купчей земли до 30 га, лошадей до 5, коров до 10 штук. Участник контрреволюционного кулацкого восстания /л.д. 38, 42, 45, 48, 53, 55, 57/. Во время коллективизации выступал против колхозного строя /л.д. 57/. В 1930 году участник срыва перевыборов Колодясского сельсовета /л.д. 38, 48, 53, 90, 91, 92, 93, 96, 97/. После утверждения Сталинской конституции, враждебно относится ко всем мероприятиям проводимым сельским советом, говоря: «конституция дала нам свободу, скоро вернете все, отобранное у нас, обратно» /л.д. 38/. Леонов имеет хорошую связь с попом Агафоновым, который посещает квартиру попа /л.д. 42, 57, 87/. 4) Артемова, Акулина Кузьминична 1889 года рождения, уроженка с. Колодяссы Хвастовичского района Орловской области проживает там же. Килейница. В 1935 году судима за расхищение социалистической собственности к I года ИТЛ. Русская, грамотная, гражданка СССР. Тесно связана с попом Агафоновым /л.д. 42, 46, 48, 55/. Распространяет, среди женщин, антисоветскую, контрреволюционную агитацию, направленную против колхозного строительства /л.д. 46, 49, 59/. Артемова А.К. так же ведет антисоветскую работу среди детей, которая пугает их новым пришествием Бога и огненным дождем /л.д. 40, 42, 53/. 5) Рыгалин, Нестор Иванович 1881 года рождения, уроженец с. Рессеты Хвастовичского района Орловской области. Грамотный, гражданин СССР, русский, в хозяйстве имелось: земли 14 га, лошадей 6, коров 5, имел батраков 3-х, 2 каменных дома. Состав семьи: жена — Анна, 1881 г. сын — Егор 1916 г. дочь — Парасковья 1918 г. Дочь — Анастасия 1922 г. дочь — Александра 1924 г. Состоя в контрреволюционной организации, руководимой попом Агафоновым, среди населения распространял контрреволюционную деятельность направленную против мероприятий коммунистической партии и Советского правительства /л.д. 68, 70, 72, 74/. В 1937 году во время подписки на заем «Обороны страны» выступал против займа. Кроме того делал подворный обход колхозников, которым говорил, что бы не подписывались на заем /л.д. 70/. В 1937 году во время уборки, с целью срыва уборочной компании, ходил по бригадам, где заявлял: «Бросайте работы, председатель привез нам кладовщика из района за 300 руб. зарплаты». Благодаря его провокации этот вдень полевые работы были сорваны /л.д. 72, 74/. В 1937 году в августе месяце в правлении колхоза выступал против завоза чистосортной ржи «Вятки» /л.д. 74/. 6) Леонов, Арсентий Стефанович, 1909 года рождения, уроженец с. Колодяс Хвастовичского района Орловской области. Сын кулака, дьякона Леонова Стефана Ивановича. Состав семьи: жена — Татьяна 1908 г. дочь — Елена — 8 лет, дочь — Ольга 5 лет, сын — Василий 2 г., дочь — Александра 5 месяцев. Во время коллективизации выступал против колхозов /л.д. 42, 46, 50, 53/. Допрошенные в качестве обвиняемых: Агафонов Ф.М. виновным признал себя частично. Леонов С.И. виновным себя признал частично. Писарев, Лукьян Лукьянович виновным себя не признал, Артемова Акулина виновным себя не признала. Рыгалин, Нестор виновным себя не признал, Леонов А.С. виновным себя не признал. Свидетельскими же показаниями их контрреволюционная деятельность подтверждена полностью, а посему: Следственно дело по обвинению вышеуказанных лиц направить для слушанья на Тройку НКВД по Орловской области. Дальнейшее содержание их под стражей перечислить за последней» [11].

    Приговор внесудебной Тройки

    Кроме Фаддея Агафонова по его делу были арестованы: Рыгалин Нестор Иванович, Писарев Лукьян Лукьянович, Артемова Акулина Кузьминична, Леонов Стефан Иванович, Леонов Арсентий Стефанович12. Всем обвиняемым вменялось участие в контрреволюционной группе. Ф.М. Агафонов обвинений в контрреволюционной деятельности и агитации не признал.

    Фото: DSC_3378.jpg Название: Кроме о. Фаддея были арестованы пять человек. Д. П-13098. Л. 114.

    19 ноября 1937 года Тройка УНКВД по Орловской области постановила расстрелять Фаддея Агафонова, а его имущество конфисковать. К высшей мере были приговорены С.И. Леонов, Л.Л. Писарев, а Н.И. Рыгалин, А.К. Артемова и А.С. Леонов получили сроки ИТЛ [13]. Сведений о расстреле нет.

    Выписка из протокола заседания Тройки. Д. П-13098. Л. 115.

     

    Реабилитирован посмертно

    По заключению прокуратуры Калужской области от 25 апреля 1985 года, на основании ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 116 января 1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв политических репрессий, имевших место в период 30–40-х и начала 50-х годов», Ф.М. Агафонов реабилитирован.

    Марина Николаевна Волоскова, культуролог, член СЖР

    1 Архив УФСБ РФ по КО. Д. П-13098. Л. 101.
    2 Там же.
    3 Архив УФСБ РФ по КО. Д. П-3968. Л. 39.
    4 Там же.
    5 Архив УФСБ РФ по КО. Д. П-3968. Л. 132.
    6 Архив УФСБ РФ по КО. Д. П-3968. Л. 134.
    7 Архив УФСБ РФ по КО. Д. П-13098. Л. 12.
    8 Архив УФСБ РФ по КО. Д. П-13098. Л. 101.
    9 Архив УФСБ РФ по КО. Д. П-13098. Л. 103.
    10 Архив УФСБ РФ по КО. Д. П-13098. Л. 105.
    11 Архив УФСБ РФ по КО. Д. П-13098. Л. 103, 111–112.
    12 Архив УФСБ РФ по КО. Д. П-13098. Л. 114.
    13 Архив УФСБ РФ по КО. Д. П-13098. Л. 115.