В Москве в Доме Гоголя открылась выставка, посвященная старообрядцам-меценатам Кузнецовым. Почетным гостем стал митрополит Корнилий

Главная Новости Культура, наука, искусство В Москве в Доме Гоголя открылась выставка, посвященная старообрядцам-меценатам Кузнецовым. Почетным гостем стал митрополит Корнилий

Новости по темам

В Москве в Доме Гоголя открылась выставка, посвященная старообрядцам-меценатам Кузнецовым. Почетным гостем стал митрополит Корнилий

В Москве в Доме Гоголя состоялось открытие выставки «Гордость России — Кузнецовы», посвященной Матвею Сидоровичу Кузнецову и кузнецовскому фарфору. Мероприятие посетил преосвященнейший Корнилий, митрополит Московский всея Руси, в сопровождении иерея Николы Бобкова, директора Московского старообрядческого духовного училища А.И. Шатохина и Рогожского хора.

IMG_5611Предстоятеля Старообрядческой Церкви встретили директор Дома Гоголя Вера Павловна Викулова и сотрудники музея. Для старообрядцев провели обзорную экскурсию по мемориальному музею Н.В. Гоголя, расположенному в доме, где писатель провел последние годы своей жизни.

IMG_2464Затем гостям была представлена выставка, посвященная династии Кузнецовых и их духовному и художественному вкладу в культуру России. Подлинные экспонаты выставки «Гордость России — Кузнецовы» раскрывают основной секрет успеха именитого рода: главное богатство – верность духовным традициям своего народа, сохранение вековых нравственных основ, которые и стали залогом материального благосостояния. И можно сказать, что именно в этом завет династии Кузнецовых предпринимателям наших дней.

Род Кузнецовых восходит к крестьянам Гжельской волости. Один из родоначальников занимался гончарным делом и торговал лесом, открыл первый заводик по производству керамики, а потом, когда предприятие с Божией помощью расширилось, привлек к нему своих сыновей.  В 1832 году в пустоши Дулево во Владимирской губернии был запущен второй завод.  Еще один завод заработал в Лифляндии близ Риги. Город Конаково Тверской области обязан своим развитием именно действовавшему там предприятию Кузнецовых.

Матвей Кузнецов с детства готовился продолжить дело отца, деда и прадеда. Совсем юным, в 1861 году, его отправили учиться в коммерческое училище в Ригу, где одновременно Матвей проходил производственную практику на Рижском заводе, набирался опыта, учился искусству управления.

…Интересным было выступление Бориса Кузнецова — потомка и продолжателя династии предпринимателей-старообрядцев Кузнецовых. Борис Александрович рассказал о родословном древе прославленной династии, а также о том, как братья Кузнецовы начинали фарфоровое производство. Село Новохаритоново — родовое гнездо братьев и место создания первой фабрики по изготовлению фарфора. Они вывели производство фарфора на первое место в России, и только на втором был Императорский фарфоровый завод.

На своих заводах Кузнецовы в большом количестве выпускали красивейшие столовые, чайные и кофейные сервизы, бокалы, чашки с блюдцами, сливочники, масленки, сухарницы, блюда, вазы для фруктов. А для храмов старообрядческой Гуслицы и других российских приходов — фаянсово-эмалевые иконостасы, главки, кресты, подсвечники, киоты, рамки к иконам.

Важно то, что коммерция не была для Кузнецовых первостепенным занятием. «Иван Емельянович и Матвей Сидорович были крупнейшими меценатами: помогали нуждающимся, строили храмы, — добавил Борис Александрович. — Род Кузнецовых тесно связан с Рогожским поселком, попечителями которого они были. Вообще все Кузнецовы были членами московской старообрядческой общины Рогожского кладбища, Матвей Сидорович был ее председателем».

В своих фабричных поселках Кузнецовы построили несколько старообрядческих церквей и молитвенных домов, школ, больниц, богадельню, несколько спортивных плацев, бань и многое другое.

На средства Матвея Сидоровича и на его земле был построен деревянный храм ап. Иоанна Богослова в Дулево, ныне город Ликино-Дулево Орехово-Зуевского района Московской области, а позднее, опять же на его деньги, каменный храм.

Матвей Сидорович Кузнецов принимал самое активное участие в церковной жизни. В Дулево на его фабрике жил некоторое время архиепископ Московский Иоанн (Картушин), которому власти запретили въезд в Москву как старообрядческому архиепископу. Владыка Иоанн вернулся в Москву только после того, как в апреле 1905 года был провозглашен императорский манифест «Об укреплении начал веротерпимости».

За все эти, безусловно, богоугодные дела современные старообрядцы с благодарностью вспоминают Матвея Сидоровича Кузнецова, в личности которого органично сочетались хозяйская практичность и служение Церкви Христовой.

Отрадно, что и Русская Православная Старообрядческая Церковь внесла свой вклад в повествование о богатейшей по своему звучанию деятельности предпринимателей Кузнецовых на земле Русской.

IMG_2332В подготовке выставки активное участие приняла Московская Митрополия в лице своего Музейно-библиотечно-архивного отдела под руководством иерея Алексея Лопатина. Отделом для экспозиции был предоставлен ряд уникальных экспонатов, среди которых редкие книги и документы, раскрывающие активное участие М.С. Кузнецова в жизни Старообрядческой Церкви и Рогожской старообрядческой общины в начале XX века. Украшением выставки стали представленные Музейно-библиотечно-архивным отделом образцы фарфоровой посуды с клеймами знаменитого кузнецовского предприятия, среди которых выделяется чайная пара, изготовленная к юбилею другой известной старообрядческой династии — промышленников и меценатов Рябушинских, а также фаянсовый изолятор, выпускавшийся на предприятиях Кузнецовых для первых в России линий электропередач.

IMG_2388А завершило открытие выставки выступление сводного Рогожского хора под руководством Виталия Ивановича Москвичёва с песнопениями «На реце Вавилонстей» и припевами празднику Сретения. Гости отметили высокий уровень пения, многие из них слышали знаменный распев впервые.

Затем делегацию Старообрядческой Церкви пригласили в выставочный зал, где познакомили с работами художника Леонида Милованова, проникнутыми любовью к Родине, воспевшими ее красоту и повседневную жизнь простых русских людей. Автор рассказал о своем творчестве, обратив внимание на наиболее значимые произведения.

Его учитель народный художник СССР В. Игошев подчеркнул, что картины Леонида Милованова — это «удивительно проникновенные, полные любви к простому деревенскому человеку портреты, в которых отразилась добрая душа автора. А в художественных образах русской природы, созданных Леонидом Миловановым, проявляется образ Родины, живущий в душе каждого человека…»

Сегодня Леонид Милованов проводит выставки на различных культурных площадках крупных городов, в Москве его картины можно было увидеть в Кремле, в Доме Гоголя, а также в Доме причта Московской Митрополии .

Поделиться: