Итоги первой всестарообрядческой конференции — о проблемах, опасениях и наметившемся сотрудничестве

Главная Новости Культура, наука, искусство Итоги первой всестарообрядческой конференции — о проблемах, опасениях и наметившемся сотрудничестве

Новости по темам

Итоги первой всестарообрядческой конференции — о проблемах, опасениях и наметившемся сотрудничестве

Усилия старообрядцев всех согласий для организации празднования 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума будут объединены. Такое решение приняли участники прошедшей в Москве международной конференции «Старообрядчество, государство и общество в современном мире», которая стала первой в своем роде и собрала в одном зале представителей крупнейших древлеправославных религиозных организаций — Русской Православной Старообрядческой Церкви, Русской Древлеправославной Церкви и Древлеправославной Поморской Церкви.

Конференция Старообрядчество, государство и общество в современном мире (16)В ходе конференции прозвучали доклады по важнейшим проблемам общественной жизни и, как отметили участники мероприятия, между ними состоялся конструктивный диалог, открывающий возможности соработничества и взаимной поддержки в области социального служения, сохранения традиционных духовных ценностей, развития и распространения русской культуры и русского языка, укрепления связей со старообрядческими общинами разных стран мира: России, Украины, Молдавии, Белоруссии, Румынии, Австралии, Боливии.

Показательными стали выступления гостей из-за рубежа — православных христиан Русской Православной Старообрядческой Церквви Петра Донцова (Молдавия) и Михаила Овчинникова (Австралия). В своих докладах они рассказали о развитии старообрядчества в своих странах, о сохранении традиций, которые позволяют им сквозь года проносить тот самый «русский дух», который всегда отличал православных старообрядцев.

«Многие русские люди волею судеб и силою обстоятельств оказались за пределами России, но, где бы они ни жили, они неизменно сохраняли свою веру и культуру, — подчеркнул М.М. Овчинников. — Большое место в самосознании нашего народа занимает истинная вера, принятая Русью при равноапостольном князе Владимире. Накопленный старообрядчеством опыт может стать важной составной частью возрождения русского духа, веры и хозяйствования».

Конференция Старообрядчество, государство и общество в современном мире (18)О том же говорил и П.А. Донцов, однако главный акцент в его рассказе был сделан на сохранении культуры, духовности и быта при содействии средств массовой информации — у молдавских журналистов, ученых, фольклористов и публицистов в этом смысле есть чему поучиться.

«И вчера, и сегодня основной задачей старообрядческого актива является содействие упрочению староверия в его новых условиях, развитие церковной и приходской жизни, — заявил Петр Донцов. — Важнейшим элементом данной задачи является воспитание и образование детей. Старообрядческое образование всех уровней должно быть традиционным, национальным, духовным; должно включать в рамки народного образования те особенности религиозно-национального быта, которые всегда отличали староверов как людей, глубоко проникнутых началами русской народности, рассудительных и мудрых. Глубокое и всестороннее образование позволит развить и укрепить старообрядчество и полнее раскрыть его внутреннюю притягательность».

По словам П.А. Донцова, для решения такой задачи также необходимо сохранение языка богослужения, т.е. языка церковнославянского, который для старообрядчества всегда был и остается языком конфессиональной самоидентификации. «Для этого необходимо организовать школы повышения квалификации учителей русского языка, обучение церковнославянскому языку для всех желающих с привлечением в качестве преподавателей ученых», — добавил он.

Протоиерей РДЦ о. Андрей Марченко, выступая с докладом о межстарообрядческом сотрудничестве, отметил, что староверы испокон веку сотрудничали по целому ряду направлений, охватывающих практически все сферы общественных отношений, причем касающихся проблем не только гуманитарного, но и религиозного характера.

«Несмотря на существовавшие в этой области разногласия, наши предки, тем не менее, находили точки соприкосновения друг с другом, общие цели и приемлемые методы взаимодействия», — отметил он, подчеркнув, что всеобъемлющего, координированного межстарообрядческого сотрудничества, которое бы осуществлялось на постоянной основе, до сих пор нет. «Хотя необходимость в таком всеобъемлющем сотрудничестве несомненно есть», — сказал отец Андрей, добавив также, что на начальном этапе всем староверам необходимо научиться не только слушать, но и слышать друг друга, уважать интересы каждой из сторон и, исходя из этого, проводить совместную работу в указанных сферах, помня, что основой всякого сотрудничества является взаимное доверие.

Конференция Старообрядчество, государство и общество в современном мире (24)И не случайно в резолюции, принятой по итогам конференции, участники отразили, что считают целесообразным развивать взаимосвязи со старообрядческими религиозными организациями и старообрядческой общественностью за рубежом, в том числе на основе действующей Межстарообрядческой рабочей группы. При этом старообрядцы всех согласий признали полезность дальнейшего развития межстарообрядческих контактов и обмена опытом по проблемам взаимоотношений с органами власти и с обществом, поддержали начатую рабочей группой деятельность по поиску форм и методов взаимной поддержки и совместного отстаивания интересов старообрядческих религиозных организаций в диалоге с властями по конкретным проблемам и одобрили идею создания единой старообрядческой общественной организации.

Также в резолюции говорится, что старообрядцы выражают крайнюю озабоченность сложным положением семей староверов часовенного согласия, переселившихся из Боливии в Приморский край и обращают особое внимание на необходимость принятия мер по обеспечению сохранности старообрядческих захоронений, некрополей, кладбищ и на необходимость принятия государственными органами соответствующих законодательных мер.

 

Поделиться: