От благодарных потомков… На Рогожском кладбище после панихиды открыты отреставрированные усыпальницы Морозовых и Соловьевых

Главная Новости Культура, наука, искусство От благодарных потомков… На Рогожском кладбище после панихиды открыты отреставрированные усыпальницы Морозовых и Соловьевых

Новости по темам

От благодарных потомков… На Рогожском кладбище после панихиды открыты отреставрированные усыпальницы Морозовых и Соловьевых

Поделиться:

Торжественное открытие семейных усыпальниц династий Морозовых и Соловьевых после реставрационных работ состоялось на Рогожском кладбище 16 июня. Преосвященнейший Корнилий, митрополит Московский и всея Руси, отслужил в усыпальнице Морозовых панихиду по захороненным в ней представителям династии. 2016_06_16_morozovy (2)Владыке сослужили отец Никола Бобков, протодиакон Виктор Савельев, диакон Василий Андроников и хор Рогожской общины Русской Православной Старообрядческой Церкви. На богослужении и на торжественном открытии усыпальницы после реставрации присутствовали представители городских властей, деятели культуры, реставраторы, потомки Морозовых, а также столичные журналисты. После панихиды перед журналистами выступил руководитель Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов. Он отметил, что свершившееся событие — историческое.

Большинство дореволюционных предпринимателей в российской промышленности и торговле были старообрядцами. Объясняется это особой этикой, которая утвердилась в среде старообрядцев. В статье «Купечество московское» Владимир Рябушинский подчеркивал, что Морозовы – это гордость русской хлопчатобумажной промышленности, потомки владимирских крестьян. «Деды были мастерами: сами работали, сами красили». Савва Васильевич Морозов пришел в Москву в 1826 году и основал свое дело, купив крепостной двор на Белой Земле в Рогожской части в Шелапутинском переулке. «Из одного мужичьего корня выросли четыре промышленные династии. Четыре дела, каждое громадное, технически совершенное, качеством своих товаров знаменитое, о рабочих заботящееся».

В усыпальнице вместе с родоначальником именитой династии покоятся два его сына — Тимофей и Иоанн, а также их потомки.

2016_06_16_morozovy (1)— Это исторический случай, — подчеркнул Алексей Александрович после панихиды. — Мы пригласили вас сюда, чтобы показать реставрацию монументальных исторических надгробий тех людей, которые очень много сделали для Москвы. Сегодня мы с удовольствием показываем, как сохраняется память о династии, которая золотыми буквами вписана в историю города. Морозовы — это величайшая династия промышленников и благотворителей. Более семидесяти зданий в городе построены на их средства — мы помним и морозовскую больницу, и библиотеку Тургенева, и художественный театр. Город им обязан. Мы завершили все реставрационные работы на Рогожском кладбище, но впереди — работы на Преображенском кладбище для других представителей династии.

По словам Алексея Емельянова, изначально этот комплекс был в крайне плохом техническом состоянии. С момента последнего захоронения он ни разу не реставрировался.

— Это творчество одного из величайших московских зодчих Федора Шехтеля, — добавил он. — Это знаковое место для Москвы и для тех, кому небезразлична история города. То, что реставрация проведена за бюджетные средства, это хорошая дань города таким людям, которые ничего не жалели для блага нашей страны и нашего города.

2016_06_16_morozovy (3)Владыка Корнилий в благодарственной речи к властям и всем причастным этому доброму делу отметил, что старообрядцы благодарны московскому правительству и лично мэру Москвы Сергею Собянину за тот труд и вложения, которые помогли восстановить этот фамильный склеп.

— Я бы расширил границы и отметил, что это событие знаковое не только для Москвы, но и для всей России и, возможно, всего мира, — заметил митрополит Корнилий, напомнив, что династия Морозовых известна по всему миру. — В истории России Морозовы оставили неоценимый след — как предприниматели, как люди верующие, вложившие средства в неветшающее сокровище, в том числе и в храмы Рогожского центра. Я своим рождением связан с теми местами, которые являются для Морозовых родовыми — к востоку Москвы, город Орехово-Зуево, Гуслица. Мои предки жили рядом с Морозовыми, были знакомы с ними. И сам я много лет отработал на текстильных предприятиях, которые оставили в наследство Морозовы. Я всегда огорчался, когда видел запустение этого памятника, но, слава Богу, представители московских властей эту реконструкцию завершили.

Владыка добавил, что после реставрации памятник стал наверняка даже лучше, чем был изначально.

— Захоронение династии Соловьевых тоже было в удручающем состоянии, — продолжил предстоятель Старообрядческой Церкви. — Я с горечью видел, как оно разрушается, поэтому низкий поклон московским властям за труд. Главное, что наш духовный центр отреставрирован, и теперь мы ждем в гости Сергея Семеновича Собянина, чтобы лично поблагодарить его за тот неоценимый труд, который он и его подчиненные вложили в украшение Рогожской слободы и, в частности, колокольни как памятника свободы, дарованной в 1905 году старообрядцам. Дай Бог, чтобы наше сотрудничество с московским правительством продолжалось.

После этого в адрес столичных властей прозвучало громогласное многолетие от присутствовавших на мероприятии старообрядцев. Дмитрий Стальников, заместитель генерального директора реставрационной мастерской «Наследие», которая выполняла все работы на этом месте, поблагодарил за доверие, которое власти оказали его организации.

— Мы провели комплексные работы по восстановлению и реставрации всего семейного захоронения, — рассказал он. — Была восстановлена конструктивная часть сеней, недостающих элементов, восстановили цоколь. По нашим исследованиям, граниту этого цоколя около 180 лет. Но мы нашли такой гранит и воссоздали недостающие элементы. Также мы провели комплексные работы по подъему памятников-саркофагов, которые уже ушли в землю. Мы столкнулись с сильным загрязнением, которое требовало очистки.

Затем Нина Зайцева, реставратор-технолог мастерской, рассказала, как была отреставрирована белокаменная часовня.

— Это была не только большая ответственность для нас и трепет, но также и большой научный интерес, — призналась она. — На поверхности белого мрамора была черная гипсовая корка — она образовалась под действием погодных условий и микроорганизмов. И эта корка представляла для камня большую опасность. Необходимо было так тонко все сделать, чтобы не затронуть авторскую поверхность. Подбирали материалы, чтобы камень не увлажнялся, ибо всякий мрамор содержит в своем составе железо и оно, если переувлажнено, дает страшные коричневые пятна. Но все эти проблемы мы преодолели.

…К сожалению, на Рогожском кладбище не найти теперь могил богатейших промышленников Рябушинских, нет больше могил фабрикантов и торговцев мануфактурой Солдатенковых, не осталось и следа от захоронений фарфорозаводчиков Кузнецовых и многих других достойных сыновей России, чьи надгробия разрушены в годы советской власти. Поэтому для Церкви было особо значимо восстановить сохранившиеся усыпальницы Морозовых и Соловьевых и тем самым передать потомкам память о них.

Поделиться: