«Мы достигли сердец людей, задели их души»

Главная Новости Культура, наука, искусство «Мы достигли сердец людей, задели их души»

Новости по темам

«Мы достигли сердец людей, задели их души»

Хор певчих старообрядческих приходов Сибири под руководством Александра Емельянова, совместно с группой певцов московского Покровского собора, что на Рогожском, в воскресенье, 11 сентября, выступил в Польше на 54-м Быдгощском музыкальном фестивале.sept2016-1Старообрядческие хоры неоднократно выступали в этой стране на разных фестивалях. В Быдгоще новосибирский хор впервые выступил в 2000 году. Восхищенное выступлением старообрядцев посольство Польши в России прислало благодарность митрополиту Алимпию, дав самую высокую оценку коллективу и тому, какое впечатление он произвел на польских слушателей.

В 2003 году хор нижегородской старообрядческой общины под управлением Алексея Шашкова принял участие в фестивале православной музыки в городе Хайновке, получив специальный приз за интерпретацию песнопений знаменного распева. В 2009 году новосибирский хор принял участие в фестивале хорового пения в городе Ченстохова — кстати, для поляков это место имеет особое значение, ведь именно здесь с дораскольных времен находится чудотворная икона Божией Матери, почитаемая и православными, и католиками.

И вот, нынче старообрядческий хор был приглашен в Быдгощ.

Этот город расположен на севере Польши. В годы социализма здесь стали проводиться, несмотря на некоторые препятствия, международные конференции, посвященные изучению древнего христианского пения. В то время это был единственный научный форум во всем мире, посвященный вопросам церковной музыки. Органическим дополнением к музыкальным научным форумам являются фестивали церковной музыки. Быдгощевские конференции и фестивали проводятся до сих пор один раз в три года. На них за более чем сорок лет звучала музыка христиан всего мира. Русская старообрядческая певческая культура представлялась дважды.

Как и в 2000 году, нынешняя поездка в Польшу стала возможной, благодаря стараниям музыковеда Марчелы Еригиной и заботам пана Кшиштофа Смэрда, советника министра иностранных дел Польши, которые инициировали приглашение хора из России. Пан Кшиштоф в молодости получил образование в Советском Союзе. Его супруга, пани Марчела, является специалистом по византийскому церковному пению, ученицей выдающегося богослова и музыковеда Николая Дмитриевича Успенского. Книга Н.Д. Успенского «Древнерусское певческое искусство», вышедшая в 1970-е годы, стала настольной для всех музыкантов-профессионалов и любителей в то время, поскольку являлась единственным доступным источником знаний по музыкальной культуре Древней Руси.

Пан Кшиштоф, работая в девяностые годы ХХ века первым секретарем польского посольства в Москве, неоднократно посещал богослужения на Рогожском, особенно в праздник святых жен-мироносиц. С тех пор он искренне ценит знаменное пение, относясь к нему, как к общему славянскому духовному достоянию.

Содействие европейской поездке сводного хора Старообрядческой Церкви оказал также заместитель начальника Управления гуманитарных наук Российского гуманитарного научного фонда Николай Григорьевич Денисов, доктор искусствоведения , хороший друг пана Кшиштофа.

Старообрядческий хор, состоящий из 17 человек, в субботу, десятого сентября, прилетел в Варшаву, после чего сразу же направился в Быдгощ, дорога в который занимает около пяти часов. В Быдгоще хористов встретил импрессарио филармонии пан Анджей Халух, который непосредственно участвовал в подготовке этого визита.

На следующий день состоялось выступление. Зал Поморской филармонии, вмещающий около тысячи человек, был полон. Послушать русских старообрядцев пришли как давние ценители старообрядческого пения, так и те, кто ранее никогда не слышал исполнения знаменных песнопений…

Программа выступления, составленная Александром Емельяновым, была разнообразной. Не секрет, что неподготовленному слушателю воспринимать древнее певческое искусство непросто.

— Но по реакции зрителей мы поняли, что наша задача была выполнена, — говорит головщик хора. — На протяжении всего выступления в зале стояла гробовая тишина, люди со вниманием слушали песнопения, а по окончании раздались овации. Слушатели долго не отпускали нас и просили исполнить еще что-нибудь.

А. Емельянов полагает, что зрители-слушатели ощутили ту духовную нить, которая связывает всех славян-христиан в культурно-историческом смысле. Особенно удивляло людей, что пели старообрядцы не по нотам, а по крюкам – древним музыкальным певческим знакам.

По отзывам организаторов концерта, реакция зала оказалась более чем положительной. Никто даже не ожидал, что, в некотором смысле, скучноватая для европейского слуха монодийная музыка в исполнении мужского хора окажет такое воздействие на собравшуюся аудиторию.

— Значит, наш труд по проповеди достигает сердец людей, задевает их душу, — продолжает рассуждать руководитель хора. — Когда мы пели «Отче наш» на польском языке, многие плакали. Вызвать слезы духовным песнопением — дорогого стоит! Зрителю передалось наше духовное состояние и настрой.

Напомним, раньше Польша была одним из тех мест, куда староверы уходили от гонений. Емельянов с сожалением признал, что в настоящее время общины старообрядцев на этих землях — в основном беспоповского поморского согласия — чрезвычайно слабы, а у чад Русской Православной Старообрядческой Церкви контактов с ними нет.

— Может быть, в будущем они себя проявят, и мы, возможно, поможем им задуматься о самосохранении и активизировать свою деятельность на духовном поприще, — добавляет он.

Составляя программу выступления, старообрядцы старались показать слушателям максимальное разнообразие гласов, распевов, жанров. В их исполнении прозвучали стихеры знаменного столпового распева, фрагменты поучительного чтения, духовые стихи и пение по напевке.

— Наша программа была построена и по смысловому принципу, — объясняет головщик сводного старообрядческого хора. — Песнопения были посвящены Кресту Господню, теме Христовых страстей и искупительной жертве Спасителя, Воскресению. Это и песнопения Страстной Седмицы, и песнопения службы Воздвижению Креста Господня. Были представлены стихеры «Блажен…» на несколько гласов. Благодаря этому разнообразию, нам удалось на протяжении всего часа держать публику во внимании.

Участники хора отмечают, что рады не только своему достойному, в том числе с технической точки зрения, выступлению, но и тому, что смогли стать носителями апостольского служения, в некотором смысле, миссионерами своей Церкви. Ведь посредством пения хористы поведали слушателям о своей вере и той уникальной культуре, которую хранят.

В понедельник, 12 сентября, хор выехал обратно в Варшаву. Пан Кшиштоф устроил хору экскурсию по старой Варшаве, рассказав едва ли не о каждом здешнем памятнике, и показал певцам могилы русских воинов, освобождавших Варшаву, отметив, как заботятся об этом значимом мемориале поляки. На следующий день, 13 сентября, старообрядческий хор отбыл в Москву.

Хористы благодарны владыке Корнилию, благословившему важную поездку, руководителю хора Александру Николаевичу Емельянову, Николаю Григорьевичу Денисову и, безусловно, польским друзьям, оказавшим содействие в организации этого значимого события.

Поделиться: