Митрополит Корнилий в московской консерватории

Главная Новости Культура, наука, искусство Митрополит Корнилий в московской консерватории

Новости по темам

Митрополит Корнилий в московской консерватории

13 сентября митрополит Московский и всея Руси Корнилий посетил Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского. Этот визит был приурочен к празднованию 150-летнего юбилея консерватории. Учебное заведение было основано выдающимся русским музыкантом Н.Г. Рубинштейном и было открыто 1 сентября 1866 года. Митрополита Корнилия сопровождал известный исследователь знаменного пения доктор искусствоведения Николай Григорьевич Денисов.

Во время торжественного мероприятия были зачитаны поздравительные адреса от высших руководителей государства, в том числе и от президента Российской Федерации В.В. Путина.

«Созданная в 1866 году, консерватория прошла большой, насыщенный творческий путь и, благодаря подвижничеству многих поколений талантливых, беззаветно преданных любимому делу преподавателей и выпускников, стала уникальным, известным во всем мире музыкальным вузом, крупным научным, просветительским центром», – отметил Владимир Путин в поздравительном сообщении.

Также с поздравительным словом к собравшимся обратился предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви.

sept2016-6Митрополит отметил, что появление этого учреждения стало важной вехой в истории русской культуры, помогло вывести на новый уровень русское классическое искусство, дало возможность отечественному зрителю ознакомиться с лучшими образцами российской и мировой культуры. Определенную роль сыграла деятельность консерватории в сохранении духовных ценностей, в частности древнерусского певческого искусства.

Также владыка Корнилий рассказал, что более века назад, 25 марта 1908 года, на этой сцене состоялась первая в истории русской музыки встреча широкой аудитории с хранителями и продолжателями древнерусского певческого искусства – старообрядцами. На подмостки лучшего концертного зала страны вышел знаменитый старообрядческий богослужебный певческий коллектив – «Хор любителей древнего церковного знаменного крюкового пения при фабрике Богородско-Глуховской мануфактуры Арсения Ивановича Морозова», в котором было около 300 человек. К моменту выступления хор уже прославился в старообрядчестве под именем Морозовского. Его покровителем и вдохновителем был владелец Богородско-Глуховской мануфактуры, старообрядец Белокриницкого согласия, видный церковно-общественный деятель, член совета общины Рогожского кладбища Арсений Иванович Морозов.

sept2016-5В 1906 году этот хор услышал будущий ректор московской консерватории, патриарх русского хорового искусства, а тогда начинающий хормейстер Александр Васильевич Свешников. Будучи студентом, он попал на пасхальную службу в старообрядческий Никольский храм в Глухове.

По образцу Морозовского хора в начале XX века создавались певческие коллективы по всей России.

Митрополит Корнилий отметил, что в конце XIX века, в 1884–1885 годах, по инициативе и на средства старообрядца Арсения Морозова вышло в свет первое в России и в истории знаменного пения полное печатное издание крюковых певческих книг – шеститомный «Круг церковного древнего знаменного пения». Рукопись подготовил первый головщик Морозовского хора Иван Аверьянович Фортов. Книги были изданы под эгидой Императорского общества любителей древней письменности под редакцией двух замечательных русских ученых – профессора Московского университета историка Геннадия Федоровича Карпова и профессора московской консерватории, заведующего кафедрой истории и теории церковного пения протоиерея Димитрия Васильевича Разумовского. Уже в 1884 году специальный подносной экземпляр получил в дар император Александр III.

История московской консерватории неразрывно связана и с именами других представителей знаменитой старообрядческой купеческой династии. В 1895 году купец и меценат Михаил Абрамович Морозов вошел в состав Строительной комиссии московской консерватории, где проработал до окончания возведения здания. С 1896 года на нем, как на казначее Московского отделения Императорского русского музыкального общества, лежали обязанности казначея комиссии. Затем эта должность перешла к брату Михаила Абрамовича – Ивану Абрамовичу. Михаил Абрамович и Иван Абрамович пожертвовали средства на всю мебель для Большого зала консерватории и прилегающих к нему помещений. В списке расходов Михаила Абрамовича Морозова за 1901 год значатся 7 тысяч рублей на мебель для консерватории и 2 тысячи рублей за учащихся.

Нельзя не вспомнить еще об одном крупном жертвователе – купце-миллионере старообрядце Гавриле Гавриловиче Солодовникове. В 1891 году он внес крупную сумму – 200 тысяч рублей – на строительство здания московской консерватории.

Но на этом не прервались связи этого вуза со старообрядцами. В советское время, именно в московской консерватории началось научное изучение старообрядческого богослужебного пения. Преподаватель консерватории Татьяна Феодосьевна Владышевская объехала многие старообрядческие общины на территории тогдашнего Советского Союза, собрала прекрасную коллекцию записей и на их основе в 1975 году защитила кандидатскую диссертацию. Эта работа явилась толчком, открыв целое направление в изучении средневековой музыкальной культуры. И в настоящее время сотрудники кафедры истории русской музыки и научного центра народной музыки им. Климента Васильевича Квитки этого вуза продолжают заниматься экспедиционной работой по изучению богослужебного пения и музыкального фольклора в старообрядческих общинах и селах на территории нашей страны, в странах СНГ и дальнего зарубежья. Здесь же, в московской консерватории, несколько лет назад Ириной Владимировной Дыниковой была защищена диссертация о Морозовском хоре.

В завершение своей речи митрополит пожелал московской консерватории продолжения деятельности в деле сохранения лучших традиций русской культуры, включая древнерусскую музыку и церковное пение, а также певческих традиций старообрядческих общин России и мира.

 

 

 

Поделиться: