Главная Новости Культура, наука, искусство Предивное художество

Новости по темам

Предивное художество

В начале сентября у входа в Новый выставочный зал Государственного исторического музея появились баннеры с информацией о выставке «Предивное художество»: Иконы из собрания Григория Лепса». В названии экспозиции её организаторы использовали определение икон как «предивного художества», данное замечательным русским писателем Н.С. Лесковым в его рассказе «Запечатленный ангел».

Предивное художество
Фото Дмитрия Егорова

Популярный певец и композитор заслуженный артист РФ Григорий Викторович Лепс уже давно известен как собиратель старинных икон, преимущественно старообрядческих, XVI – начала ХХ вв. В 2012 году был издан научный каталог его собрания с описанием 150 икон, выполненный известными музейными работниками В.В. Горшковой и Е.М. Юхименко. Широкой публике эта коллекция, к настоящему времени насчитывающая более 200 образов, представляется впервые.

Предивное художество
Фото Дмитрия Егорова

У Григория Викторовича со временем сложились добрые отношения со Старообрядческой Митрополией Московской и всея Руси. Высокопреосвященнейший митрополит Корнилий посещал дом певца по его приглашению и знакомился с иконным собранием. Г. Лепс бывал на Рогожском, а некоторые старинные гравюры из своего собрания предоставлял для экспонирования на выставках в здании Рождественского храма, которые организовывались Музейно-архивно-библиотечным отделом Митрополии (руководитель о. Алексей Лопатин).

Предивное художество
Фото Дмитрия Егорова

И вот теперь, 4 сентября, дирекция ГИМ пригласила представителей Митрополии почтить своим присутствием открытие выставки икон из собрания Г.В. Лепса. По этому случаю в музей прибыл митрополит Московский и всея Руси Корнилий в сопровождении сонма архипастырей и других священнослужителей РПСЦ. В своем выступлении митрополит Корнилий приветствовал эту совместную культурную акцию Государственного исторического музея и коллекционера, поблагодарил певца за сохранение памятников иконописи в своем собрании.

Предивное художество
Фото Дмитрия Егорова

Экскурсию по выставке для гостей провела её куратор доктор филологических наук главный научный сотрудник ГИМ Елена Михайловна Юхименко, известный исследователь истории и культуры старообрядчества.

На следующий день на многих новостных сайтах и в печатных СМИ появилась оперативная информация об открытии выставки с подробным описанием её структуры и содержания разделов. Многие из числа журналистов и блогеров воспользовались для этого почти дословным воспроизведением текста из красочного издания альбомного типа «Предивное художество»: Иконы из собрания Григория Лепса», подготовленного Е.М. Юхименко. Правда, как это теперь часто бывает, ссылок на эту объемную брошюру-альбом, экземпляр которой получил в дар каждый участник церемонии открытия, найти не удалось.

Предивное художество

Между тем это издание служит, на мой взгляд, достойным примером сопровождения тематической экспозиции емким по содержанию и высокохудожественным по оформлению представлением её разделов и экспонатов. В многостраничную брошюру-альбом включены не все, но основные иконописные памятники, составляющие подлинную научно-художественную ценность коллекции. Из описания следует, что на выставке представлены редкие работы мастеров Оружейной палаты XVII в., иконы, вышедшие из старообрядческих мастерских Выга, Поморья, Москвы и других центров иконописания, шедевры миниатюрного письма романовских, палехских и мстерских изографов. Иконопись рубежа XIX–ХХ вв. ярко характеризуют замечательные памятники, выполненные в мастерских Василия Гурьянова, Михаила Дикарева, Осипа Чирикова, Якова Богатенко, Александра Бородина. Примечательно, что некоторые образа из коллекции Г. Лепса ранее принадлежали знаменитым собраниям А.В. Морозова, Н.М. и А.М. Постниковых, А.Е. Сорокина.

Позднее, после изучения печатного издания, мне захотелось еще раз прийти на выставку ГИМ, так как на многолюдии церемонии её открытия подробно и вдумчиво рассмотреть эти великолепные образцы иконописи не удалось. Но для этого есть еще достаточно времени, ведь экспозиция будет открыта до 5 ноября.

Предивное художество
Фото Дмитрия Егорова

В описание выставки, сделанное Е.М. Юхименко, не вошел один экспонат, показавшийся мне весьма интересным и значимым. Демонстрация коллекционером широчайшего спектра иконописания завершается живописным этюдом фигуры женщины в традиционном старообрядческом одеянии. Присутствие на выставке этой работы великого М.В. Нестерова свидетельствует о том, что Г.В. Лепс расширяет рамки своего собирательства, обращаясь к лучшим образцам станковой живописи русской реалистической школы.

Покидая выставку, я ощутил чувство уважения к собирательной деятельности Григория Викторовича, вкладывающего значительную часть своих гонораров в сохранение памятников духовности русского народа. Введение коллекции в научный оборот, экспонирование ее в главном историческом музее страны защищает иконописные шедевры от утери или забвения, дает возможность всем любителям древнерусского искусства восхититься выдающимися памятниками церковной темперной живописи.