Конференция в Тверском государственном университете

Главная Новости Культура, наука, искусство Конференция в Тверском государственном университете

Новости по темам

Конференция в Тверском государственном университете

Поделиться:

21 мая в рамках празднования мероприятий, приуроченных ко дню славянской письменности и культуры. в Тверском государственном университете состоялась презентация научных изданий, посвященных истории Церкви и небольшая научная конференция. Мероприятие проходило при участии Тверского государственного университета и Научно-исследовательского Центра церковной истории и православной культуры им. В.В. Болотова.

Конференция в Тверском государственном университете

Московскую Митрополию Русской Православной Старообрядческой Церкви  представляли заведующий архивом В.В. Боченков, заведующий книгохранилищем В. В. Волковым  и редактор информационно-издательского отдела Г.С. Чистяков. Презентацию книг и научную конференцию вела декан исторического факультета, директор центра В.В. Болотова Т. Г. Леонтьева.

В ходе конференции были представлены три книги. Первую — научный сборник «Провинциальное духовенство дореволюционной России» представила научный редактор издания, доктор исторических наук профессор Т. Г. Леонтьева. В эту книгу вошли научные статьи, подготовленные участниками третьей заочной конференции «Провинциальное духовенство дореволюционной России». Материалы конференции представлены в статьях исследователей России, Белоруссии, США, изучающих историю российского провинциального духовенства в дореволюционный период. На основе документов региональных и центральных архивов анализируются наиболее значимые проблемы, связанные с социокультурным, экономическим и политическим положением сословия. Книга рекомендуется всем изучающим историю религии. Несколько статей сборника посвящены вопросам истории старообрядчества Тверской, Нижегородской, Владимирской и Ярославской губерний.

Следующей книгой, представленной на конференции, стал сборник документов: «Духовенство и приходы города Твери и Тверского уезда. 1801 год. Клировые ведомости» Это издание подготовлено тверским историком-краеведом С.С. Кузиным. В книгу вошли данные из так называемых клировых ведомостей — годовых отчетов о состоянии храмов, служащих в нем священно-, церковнослужителей и членах их семей.

Презентацию новых изданий завершило представление труда кандидата филологических наук, заведующего архивом Московской Митрополии В. Боченкова «П. И. Мельников (Андрей Печерский): Мировоззрение, творчество, старообрядчество». Заведующий книгохранилищем Московской митрополии РПСЦ Валерий Волков, руководитель этого издательского проекта, рассказал об истории и особенностях монографии.

Конференция в Тверском государственном университете

Идея подготовки книги появилась два года назад. Тогда, в 2007 году в Тверском университете состоялся первый круглый стол между представителями тверской научной общественности и старообрядцами. Виктором Боченковым был прочитан доклад о творчестве П. Мельникова-Печерского. Тогда же и появилась идея подготовить книгу. В основу монографии легли многолетние исследования заведующего архивом Митрополии  по истории старообрядчества и блестяще защищенная в Литературном институте им. А.М. Горького его диссертационная работа.

Научно-исследовательский центр церковной истории и православной культуры им. В.В. Болотова, работающий в стенах Тверского государственного университета, сейчас является одной из научных площадок, где «узаконена» тема истории и культуры старообрядчества, где представители светских и церковных ученых имеют возможность открыто и беспристрастно обсуждать проблемы церковной истории. Важно и то, что в этой работе участвует и учащаяся молодежь — студенты и аспиранты Тверского университета

Книги Мельникова-Печерского написаны ярко, пользуются большой популярностью у читателей, издаются большими тиражами и до сих пор являются одним из важных источников для исследований по теме старообрядчества. Однако, зная небеспристрастность автора, его тенденциозность современный исследователь должен хорошо понимать, где в сочинениях Мельникова правда, где художественный вымысел, а где откровенный подлог. Анализируя сочинения Мельникова, В. Боченков скурпулезно исследует приводимые писателем факт. В монографии Боченкова показано, как писатель открывал для себя самого и для русской читающей публики старообрядчество, преодолевая сложившиеся в общественном сознании стереотипы, стараясь обосновать свое видение старообрядческого вопроса. В книге анализируется творчество и других писателей, касавшихся темы старообрядчества: И.И. Лажечникова, М.Н. Загоскина, Ф.В. Ливанова.

П.И. Мельников предстает не только как писатель, автор знаменитых романов «В лесах» и «На горах», но и как издатель газеты, публицист, убежденный монархист. В работе В. Боченкова приводятся некоторые ранее малоизвестные факты истории старообрядчества XIX века.

После представления книг было заслушано несколько научных докладов.

В. Боченков, рассказал о личности известного русского поэта, публициста и общественного деятеля  славянофила Ивана Сергеевича Аксакова, его роли в исследовании старообрядческого вопроса и формировании идеологии веротерпимости в российском обществе.

Конференция в Тверском государственном университете

Старообрядчеством И. Аксаков заинтересовался еще в начале 50-х годов XIX века, когда в 1852 году был направлен в Ярославскую губернию для проведения расследования деятельности секты странников-бегунов, выявленной в селе Сопелки. В 1852 году он пишет «Краткую записку о странниках или бегунах».

И.С. Аксаков, как и П. И. Мельников, рассматривал феномен старообрядчества на фоне государственно-общественных отношений. Старообрядчество для Аксакова явилось особой формой социального протеста против государственной и церковной несправедливости. По мнению публициста, русский народ, не находя иного объяснения ужасным последствиям петровских реформ, сделал вывод о наступлении царства антихриста и «с помощью некоторого невежества утвердился в этом предположении».

Аксаков исследовал полемические сочинения старообрядцев на предмет народно-общественной критики господствующего исповедания, так называемого «казенного православия». Цитаты из старообрядческих сочинений, использованные Аксаковым, являлись не только объектом исследования, но и со временем трансформировались в тезисы собственных взглядов известного славянофила. В некоторых вопросах взгляды старообрядческих авторов и Аксаков тождественны. Говоря о новообрядческом духовенстве, он пишет: «Корыстолюбие, пьянство, совершенное неуважение к собственному сану, полнейшее равнодушие к вере, изумительное невежество во всем, что касается раскола, грубое пренебрежение к мужику, — вот что, к сожалению, довольно часто встречается в сословии сельского духовенства. Разумеется, есть исключения, и очень видные, но все же они редки…»  Публицист указывает на неспособность духовенства вести богословские споры со старообрядцами; причина тому — плохое обучение и засекреченность сведений о старообрядчестве.

В дальнейшем, когда Аксаков оставит чиновничью деятельность и займется публицистикой, выступая за свободу совести в России, он будет часто опираться  на опыт, полученный во время командировки в Ярославскую губернию.

И. С. Аксаков писал в своем служебном докладе: «Они (старообрядцы — прим. ред.) называют синод не поместным собором, а присутственным местом с канцелярией, устроенной на немецкий образец, — местом, которым управляет власть светская, они оскорбляются тем, что наши архиереи подписываются «кавалерами» и утверждают, что к ним правильнее было бы обращаться с титулом «превосходительства, нежели преосвященства». Спустя двенадцать лет он возвращается к этим засекреченным тогда строкам в газете «Москва: «Генерал-адъютантский аксельбант «для ношения на рясе», пожалованный в самых последних годах прошлого столетия архиепископу псковскому и члену Святейшего Синода Иринею… — довольно знаменательно — смеем думать —  прообразует взаимное отношение церкви и государства в России и достаточно отвечает на вопрос… разграничены ли у нас и в какой степени обе эти области?» Аксаков указывает, что на месте «идеала церкви очутился идеал государственный, а правда внутренняя замещена правдою формальною, внешнею» В своих рассуждениях  Аксаков использует мнения старообрядцев по церковно-общественным вопросам. Он приводит слова одного из крестьян о том, что «так называемая православная вера… есть вера казенная, гражданская, не на живом, искреннем убеждении основанная, а служащая одним из орудий правительству для поддержания порядка».

Интересно мнение Аксакова о необходимости расширения прав на свободу вероисповедания и свободу слова. В частности он предлагал разрешить «печатно всем и каждому, как православному, так и раскольнику, писать и рассуждать о расколе». Эту мысль он будет последовательно отстаивать в своей публицистике.

Доклад редактора информационно-издательского отдела Московской Митрополией Г. Чистякова был посвящен современным художественным произведениям, в которых в той или иной степени затрагивается тема старообрядчества. Оказывается, в последние годы интерес писателей и кинематографистов к теме староверия не утихает. Однако в отличие от XIX века, когда в даже в лучших художественных произведениях Лескова и Мельникова присутствовал элемент социального заказа, сегодня тема старообрядчества используется главным образом для решения художественных задач. Авторы исторических повестей, детективных романов, создатели кинофильмов часто руководствуются желанием создать нестандартный, необычный человеческий образ, либо необычное место действия, и для этого вводят в сюжет старообрядческий мотив.

К сожалению, современные художественные произведения часто грешат неточностями и ошибками в изображении старообрядчества, а иногда несут читателям или зрителям заведомо ложную информацию. В докладе Г.Чистякова прозвучали оценки ряда современных произведений, таких как роман Алексея Иванова «Золото бунта или Вниз по реке теснин», рассказ Борис Акунин «Конец света»,  повесть Камиля Зиганьшина «Скитники», четвертая книга романа Анатолия Урванцева «Коелга» — «Двоедане». Критическому разбору подверглись фильмы Андрея Кавуна и Валерия Тодоровского «Охота на пиранью», Виталия Мельникова «Агитбригада «Бей врага». Положительный отзыв получило освящение темы старообрядчества в телевизионном сериале Вячеслава Никифорова «Знахарь». Этот сериал является одним  из немногочисленных примеров современного кино, создатели которого обратились за консультациями к непосредственным носителям старообрядческой культуры и специалистам историкам. Это позволило избежать досадных киноляпов, несуразностей, откровенных вымыслов и фальсификаций, так присущих современному кинематографу.

В ряду телевизионных проектов, в которых затронута тема старообрядчества была упомянута безуспешная попытка экранизации знаменитого романа Мельникова-Печерского «В лесах, на горах». В 2008 году компания Star Media по заказу одного из центральных телеканалов приступила к подготовке съемок 24-х серийного фильма по первой части знаменитой дилогии. К сожалению, уже на этапе подготовке сценария были допущены грубые ошибки. Эпическое повествование о судьбе русского народа превратилось в бульварный детектив. От романа Мельникова-Печерского в неприкосновенности остались лишь некоторые имена главных героев, да две-три сюжетные линии. Сценарий фильма переполнен историческими и фактологическими ошибками, недопустимыми вымыслами и откровенными курьезами. В текст будущего фильма внесены сцены отпевания самоубийцы, изображены курсы светских манер в старообрядческом монастыре, фигурирует почитание староверами императора Петра I, курение табака, обращении игуменьи Манефы за помощью к колдунье и т. п. Эти и другие чудовищные нелепицы очевидные не только специалистам, но и многим рядовым зрителям. По счастью, финансирование проекта было прекращено, и непрофессиональный продукт не попал на отечественные телеэкраны.

Доклад «Тема старообрядчества в современных художественных произведениях» вызвал неподдельный интерес у присутствующих на конференции. Докладчику был задан ряд вопросов, касающихся современного исторического кино и его недостатков. По мнению редактора информационного отдела, причиной низкого качества современного исторического кино является не отсутствие талантливых режиссеров, актеров и даже не дефицит финансовых средств, а продюсерский характер его создания. Главный хозяин на съемочной площадке сегодня не режиссер, а продюсер. Его задачей является, прежде всего, эффективная финансовая прибыль. Поэтому в сфере внимания продюсеров находится те моменты съемочного процесса, на которых можно либо хорошо заработать, либо хорошо «сэкономить». Если же говорить о наших претензиях к кинематографу: претензиях историков, филологов, культурологов, религиоведов, и, наконец, обычных зрителей, то эти стороны кино не входят в сферу интерес большинства современных продюсеров. Достоверность исторической съемки требует не столько финансовых затрат, сколько интеллектуального ресурса и административной воли. Но таковых качеств у современных бизнесменов в кинематографии, явно, не достаточно.

Поделиться: