Главная Новости Культура, наука, искусство Аввакумовские чтения проходят в эти дни в Санкт-Петербурге

Новости по темам

Аввакумовские чтения проходят в эти дни в Санкт-Петербурге

28 сентября 2020 года в Институте русской литературы (Пушкинский дом) РАН прошел первый день Малышевских чтений. Научно-культурный форум проводится институтом ежегодно. В юбилейный год со дня рождения свщмч. Аввакума чтения были переименованы в Аввакумовские. Из-за эпидемиологических ограничений время проведения сдвинулось с весны на 28–30 сентября. Для желающих, но не имеющих возможность присутствовать на чтениях Пушкинский дом организовал телемост.

Аввакумовские чтения проходят в эти дни в Санкт-Петербурге

В научных кругах свщмч. Аввакум известен в первую очередь как средневековый писатель, роль которого в литературе, однако, до сих пор не оценена по достоинству. В творениях Аввакума отражается окружающая его сложная, но полная духовности реальность, потому они бесценны для каждого, кто задумался о русской вере в принципе, о ее истоках, истории и сегодняшнем дне.

Открывая мероприятие, профессор, доктор филологических наук заведующая Отделом древнерусской литературы Пушкинского дома Наталья Владимировна Понырко поприветствовала гостей следующими словами:

Дражайшие друзья! Сегодня здесь, в Институте русской литературы, мы отдаем дань памяти великому русскому писателю, историческому деятелю и церковному подвижнику протопопу Аввакуму. Среди вечных спутников русского человека личность протопопа занимает одно из важнейших мест. По духовной мощи, по силе выражения национального характера мало кто сравнится с Аввакумом. В XIX веке таким был Лев Толстой, в XX–XXI подобных уже нет. Потому для нас так важно прикосновение к его творческому наследию, для чего мы здесь и собрались.

Также Наталья Владимировна сказала несколько слов о протоиерее Леонтии Пименове, который упокоился в этом году. По словам Н.В. Понырко, отец Леонтий часто посещал Пушкинский дом и Малышевские чтения. Каждый, кто с ним общался, знал великий масштаб этой личности и отраженную Аввакумовскую силу духа. Отчасти нынешние чтения посвящены и ему.

Возвышенный тон мероприятию задало чтение фрагментов Жития протопопа Аввакума народным артистом РФ Игорем Скляром. Затем мероприятие перешло к научной программе. Модератор первого дня доктор филологических наук ведущий научный сотрудник Пушкинского дома С.А. Семячко вновь предоставила слово Н.В. Понырко, которая выступила с научным докладом «Протопоп Аввакум: между литературой и жизнью».

Свой доклад Наталья Владимировна начала с пронзительных слов протопопа Аввакума, обращенных к боярыне Морозовой, пребывавшей в Боровской тюрьме: «Свет моя, еще ли ты дышишь? Друг мой сердечный, еще ли дышишь? Или сожгли, или удавили тебя?» По словам Натальи Владимировны, все строки Аввакума пронизаны живыми чувствами. Все его писания: от Жития до челобитных царю Алексею Михайловичу и посланий к своим духовным чадам, которые поражают читающих своей художественной выразительностью, — удивительно подходят под формулу Б.Л. Пастернака: «…и тут кончается искусство, и дышит почва и судьба».

Наталья Владимировна уже не первый год занимается изучением творчества протопопа Аввакума. Ею составлен адаптированный перевод его жития на русский язык. Великолепный знаток богослужебных текстов, человек, знающий сегодняшнее богослужение, она смогла углядеть истоки поэзии Аввакума в текстах Священного Писания и молитв церковного обихода.  Высокое поэтическое в его творениях сплетается с народным просторечным. Проповедник по долгу церковного служения, Аввакум внес немало новшеств в свои проповеди. Он не столько пишет, сколько говорит со своими слушателями. Потому некоторые свои письменные поучения называет беседами. При этом все поучения Аввакума отталкиваются от текстов Священного Писания и молитв, многие из которых святой подвижник знал наизусть и по памяти цитировал их большие фрагменты. Ритмика и пафос богослужебных текстов перетекают в проповедь и становятся ее логическим продолжением. С другой же стороны, письменные тексты в творчестве Аввакума обогащаются звучанием народного стиха.

Далее выступилаАлла Михайловна Грачёва с докладом «Протопоп Аввакум и теория русского лада Алексея Ремизова». Алексей Михайлович Ремизов — русский писатель, который занимался вопросом переплетения литературной и устной речи в творениях отечественных писателей. Знакомство А. Ремизова с переводчиками Жития Аввакума на иностранные языки заставило его пересмотреть для себя труды огнепального протопопа и обозначить его основополагающую роль в процессе оживления русской литературы мелодикой устной речи. Он связал народное искусство с существующей тогда литературой. То, что во времена Аввакума презрительно именовалось «вяканием», в творчестве Аввакума соединилось с высоким «штилем» и легло в основу творчества В. Хлебникова, Е. Замятина, М. Пришвина, Л. Леонова.

Доктор филологических наук русский писатель и литературовед Евгений Германович Водолазкин в своем докладе «Протопоп Аввакум и современный литературный процесс» отметил различие эстетической системы, к которой принадлежал протопоп Аввакум, и той системы, в которой существуют нынешние авторы. Для Аввакума и других средневековых писателей реальностью было то, что их окружало, и в этом немалая ценность их творений. Позже реальностью в литературе стали считать то, что теоретически возможно в момент творчества писателя. На определенном этапе реальность стала тяготить литературу, в ней стало больше вымысла. Аввакум был ближе к реальности, потому что его творчество — это стопроцентное бывшее. И в этом вопросе на творения старообрядческого средневекового писателя равнялись по времени более близкие к нам, например А.И. Солженицын.

В творчестве Аввакума привлекательно отсутствие границ между литературой и жизнью: жизнь становилась литературой, а литература жизнью. В последние десятилетия мы наблюдаем вновь  радикальный поворот литературы к реальности. В этих условиях Житие протопопа Аввакума становится одним из важнейших образцов по написанию.

Далее слово было предоставлено директору Пушкинского дома В.В. Головину, который отметил большую важность Аввакумовских чтений и пригласил гостей на открытие выставки материалов Древлехранилища им. В.И. Малышева и работ фотохудожника иерея Алексея Лопатина «Человек в храме. Из колена Аввакума: XXI век».

Мне радостно видеть в этом прекрасном зале множество знакомых и незнакомых лиц, для кого Аввакум что-то значит, — поприветствовал гостей о. Алексей. — Представляя здесь свои фотоработы, можно задаться вопросом: что общего у этих фотографий с древностью XVII века? Осмелюсь сказать, фотографии имеют к истории нашей церкви прямое отношение. Ведь кто для нас протопоп Аввакум? Мятежник, раскольник или русский писатель? Для запечатленных на фотографиях людей Аввакум святой мученик и исповедник за правую веру. Вглядываясь в эти лица, мы соприкасаемся с живой верой, сохранившуюся до сего дня. Возможно, взглянув на современных старообрядцев, протопоп не признал бы их за своих, ведь многое изменилось. Но дух и вера остались те же, и, глядя на эти лица, вы видите носителей той веры, которую проповедовал протопоп Аввакум.

После перерыва слово было предоставлено народному артисту РФ режиссеру сериала «Раскол» Н.Н. Досталю. Николай Николаевич рассказал, как зародился замысел картины, которая имеет не только художественную составляющую, но и просветительскую. Сериал вызвал серьезный отклик даже среди тех, кто ранее не знал про протопопа Аввакума, кто представлял боярыню Морозову не умной и красивой женщиной своего времени, а фанатичной старухой на телеге по впечатлениям от картины Сурикова. Многие присутствующие выразили свое восхищение экранизацией и пожелали Николаю Васильевичу дальнейших творческих успехов.

Вторая половина дня продолжилась докладами Елены Владимировны Беляковой «Значение памятников канонического права для формирования старообрядческой традиции», Светланы Алексеевны Семячко «Рука правая лежит на персях согбена, яко благословляющая» (Почитание благоверной княгини Анны Кашинской в контексте борьбы официальной церкви со старообрядцами), Флорентины Викторовны Панченко «Стихира протопопу Аввакуму в распеве девинского наставника Д.Д. Михайлова».

Завершило вечер первого дня пение хора Лиговской старообрядческой общины Санкт-Петербурга.