Главная » Митрополит » Выступления » Слово митрополита Корнилия в Государственной Думе во время участия в круглом столе на тему «Вклад религиозных организаций в Победу в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов»

Слово митрополита Корнилия в Государственной Думе во время участия в круглом столе на тему «Вклад религиозных организаций в Победу в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов»

Поиск

Предстоящие события

В 2015 году исполняется 70 лет со дня окончания самого кровопролитного военного конфликта всех времен и народов – Второй мировой войны. В ходе боев, от бомбежек, обстрелов, от голода и в лагерях погибло около 70 миллионов человек. Потери Советского Союза, по официальным данным, составили 26,6 миллиона человек, причем значительная часть погибших, более половины, относится к мирному населению страны.

Столь великие потери страны, особенно в первые годы войны, были обусловлены не только предельной жестокостью боевых действий, но и, как выяснилось, отсутствием готовности Советского Союза к военному конфликту такого масштаба. В предвоенные годы в стране шли массовые политические репрессии. Они ударили не только по так называемым «контрреволюционным классам»: крестьянству, духовенству, казачеству, – но и по самим советским административным, партийным и военным учреждениям. Маршал Василевский впоследствии писал: «Без тридцать седьмого года, возможно, не было бы вообще войны в сорок первом году. В том, что Гитлер решился начать войну в сорок первом году, большую роль сыграла оценка той степени разгрома военных кадров, который у нас произошел».

Во второй половине 30-х годов было репрессировано большинство старообрядческих священнослужителей, а в 1937–1938 годах по стране прокатилась кампания закрытия и уничтожения храмов. Чтобы сделать этот процесс необратимым, здания церквей, как правило, взрывались.

После нападения Германии на СССР и начала Великой Отечественной войны старообрядцы, как и в 1812 и 1914 годах, встали на защиту Отечества.

Уже в первые дни войны старообрядческая Архиепископия обращается к своим чадам с призывом встать на борьбу с врагом: «В тиши ночной, когда мирный русский люд спал, напала на него саранча. Свободные и миролюбивые малые народы европейских стран утонули в крови, превращены в рабов, отданы на поругание нечисти. Великая скорбь, плач стариков, детей и матерей содрогают весь мир…

Пришло время, пришел час для каждого верующего старообрядца направить все свои силы и помыслы на борьбу с насевшим врагом и, не щадя живота, постоять за други искренние своя, отстоять грудью великую, мирную и прекрасную Родину!

Сотворим же крестное знамение, и по примерам прошлых лет, по примерам наших святых воителей, с благословения и молитв всех святых и аз благословляю вас на подвиги ратные.

Меч победы да пребудет в руках ваших, разящих иноземного врага!»

В 1942 году, в один из самых тяжелых периодов войны, предстоятель Церкви архиепископ Иринарх обратился к жителям оккупированных территорий с посланием. В нем он говорил: «Возлюбленные чада старообрядческой Христовой Церкви, находящиеся в немецком пленении и оккупации… Из центра старообрядчества – из достославной Москвы, с Рогожской заставы – я, ваш архипастырь и богомолец, обращаюсь к вам со словами утешения и надежды и призывом оказывать всяческое противодействие врагу. Помогайте партизанам, вступайте в их ряды, будьте достойны своих предков, бившихся за свою святую Русь. Вспомните, как наши достославные предки, движимые любовию к родине, все, как один, вилами и рогатинами истребляли и гнали со своей земли дванадесять языков гордого завоевателя. И сколько же их ушло из России? Жалкая кучка! Освобождение нашей матери-родины от исконного врага и губителя русского народа – немца – всенародное святое дело. Помогайте нашей армии истреблять и гнать врага со священной земли нашей и тем самым приблизитъ радостный час соединения с вами».

Один миллион двести тысяч рублей собрала Архиепископия Московская и всея Руси на оборону страны; сумма, быть может, в масштабах страны небольшая, но мы помним, как высоко оценил Христос лепту вдовицы. «Трогательно до слез было смотреть, с какой готовностью, с каким горячим порывом протягивались руки к тарелке ,,На оборону Родины”, чтобы положить на нее свою посильную трудовую лепту», – вспоминает секретарь Архиепископии Галина Мариничева о службах в Покровском кафедральном соборе в военные годы.

Многие, очень многие не вернулись с фронтов. За годы войны многие тысячи старообрядцев пали на поле брани, защищая Отечество, умерли от голода и болезней. Зимой 1942–1943 гг. скончался от тифа епископ Паисий (Петров), а протоиерей Андрей Попов был застрелен в оккупированном Ржеве немецкими захватчиками.

Старообрядческий епископ Иринарх Киево-Винницкий (Вологжанин), протоиереи Маркел Кузнецов (Калуга), Лазарь Турченков (Иваново, Ржев) и другие были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», епископ Александр (Чунин) Волжско-Донской и Кавказский – медалями «За оборону Сталинграда» и «За победу над Германией». Легендарный разведчик Николай Кузнецов был выходцем из старообрядческой семьи…

Едва окончив школу, по 16 часов в сутки работал сварщиком на Ярославском паровозоремонтном заводе, где выпускали и ремонтировали бронепоезда, будущий архиепископ Иоанн (Витушкин). Непрестанная работа со сваркой почти лишила будущего архиепископа зрения. В 24 года он стал инвалидом второй группы, и только по молитвам ко Господу юноша был исцелен.

Все четыре года архиепископ Иринарх (Парфенов) и епископ Геронтий (Лакомкин) обращались к пастве с патриотической проповедью. Она была устной, с амвона храма, и в виде листовок летела в приходы, как уже освобожденные, так и еще захваченные врагом. Святые Александр Невский, Сергий Радонежский, патриарх Гермоген, Димитрий Донской, Козьма Минин, Димитрий Пожарский – эти имена, с которыми старообрядчество кровно связано, вдохновляли на ратный труд и на боевой подвиг.

В 1943 году начались перемены в отношении советской власти к религиозным объединениям. Не последнюю роль в этом сыграл патриотизм, проявленный верующими во время тяжелейшего периода войны.

Отмечу, что послабления в отношении старообрядческой Церкви были весьма небольшими. К концу войны из заключения были отпущены некоторые священники. В 1945 г. возобновилось издание церковного календаря РПСЦ. С другой стороны, здания храмов, изъятых в 30-е годы, возвращены не были. Не было разрешено начать выпуск журнала «Вестник Московской Архиепископии».

Хотелось, со своей стороны, поделиться мыслями об итогах и уроках Второй мировой войны и ее значении как для всего мира, так и для судеб нашей страны и нашего народа. Сегодня очень важно говорить на эту тему, потому что мы наблюдаем, как в последние десятилетия происходит идеологический пересмотр итогов этого кровопролитнейшего конфликта между народами земли.

Первый урок – нельзя умиротворять и поддерживать страны и режимы, исповедующие человеконенавистническую идеологию, в данном случае немецкий нацизм. Рано или поздно такой режим станет причиной войн и бедствий для многих людей.

Второй урок – государство никогда не должно устраивать репрессий, гонений против коренных классов общества, включая традиционные религиозные объединения.

Третье – должно развиваться патриотическое воспитание, уважение к памяти предков, к духовным, культурными и историческим ценностям нашей страны.

Четвертое – для сохранения мира необходимо укрепление системы международной безопасности с одной стороны и обороноспособности государства с другой.

Будем помнить, что не только армия и флот, ракеты и самолеты, новейшее вооружение и полководческий талант защищают страну от врагов. Порой обстоятельства казались безнадежными и казалось – все кончено. Но русский народ, остервеневший от наглости врага, поднимался и вставал во весь рост и решительно очищал свою землю от иноземного супостата, от ненавистного неприятеля.

Вечной славой покрыли себя в боях за русскую землю наши предки-староверы. Старообрядцы – это и есть тот простой народ, что всегда составлял славу и честь России, ее историческую память и гордость, золотой запас нашей культуры. Недаром А.И. Солженицын назвал православных староверов «лучшей частью своего племени».

Обращаясь к истории старообрядчества, можно найти ответ на вопрос, что может сплотить русский народ и способствовать его духовно-нравственному возрождению. Возвращение к хранимой старообрядцами православной вере, в которой и заключается душа нашего народа, есть основа нравственного, а вместе с ним и материального возрождения России, возрождения русского духа!