Главная » Митрополит » Выступления » Слово митрополита Корнилия на Всестарообрядческом съезде в Бурятии (7 августа 2015 г.)

Слово митрополита Корнилия на Всестарообрядческом съезде в Бурятии (7 августа 2015 г.)

Поиск

Предстоящие события

Уважаемые участники торжественных мероприятий, посвященных двухсотпятидесятилетию прибытия первых переселенцев-старообрядцев в Бурятию! От всей души приветствую вас от лица РПСЦ и желаю всем старообрядцам, собравшимся на этой исторической земле, и всем гостям сих торжеств здравия, благоденствия и помощи Божией во всех благих делах!

Дай Бог, чтобы наша встреча послужила идее, заложенной в название этой встречи старообрядцев мира «Путь Аввакума», чтобы она помогла нам идти путем сохранения веры, путем взаимного доверия и поддержки, путем примирения и сотрудничества в делах на благо и процветание нашего Отечества.

Сегодня мы с удовлетворением воспринимаем доброе отношение к старообрядцам со стороны властей РФ, призыв сохранять консервативные основы бытия русского народа, призыв «Русские, объединяйтесь!». Осуществление этого призыва, несомненно, послужит основой выполнения цели, стоящей перед Россией, которую в свое время сформулировал А.И. Солженицын: «Собирание и сбережение русского народа, где бы он ни жил, а также созидательное объединение «русского православного мира» по всему миру. Старообрядцы впервые после революции 1917 года услышали весть о том, что они нужны России.

После трагической церковной реформы XVII века, после более чем трехсот лет ужасных гонений со стороны самодержавия и верхушки синодальной церкви на хранителей православия, они были вынуждены бежать за пределы Родины. С течением времени они рассеялись по всему миру и теперь проживают в двадцати странах на четырех континентах, при этом сохраняя веру и традиции святой допетровской Руси. К сожалению, сегодня на Руси эти основы почти утеряны, а нам нужно их беречь, изучать и возвращаться к корням, так как, возможно, это единственный выход из сегодняшнего тяжелого состояния России.

Только вера, постоянное молитвенное, покаянное состояние души помогают нам сегодня выйти на правильный путь спасения, уничтожить следы атеистической заразы, внести радость и высокий смысл в каждое благое дело, которое нужно творить во славу Божию.

В отличие от многих, у старообрядцев есть своя национальная идея – сохранение и отстаивание православной веры. Это та идея, за которую наши предки начиная с огнепального протопопа Аввакума шли на костер и на дыбу. Эта идея помогла выработать тот национальный характер, о котором теперь много говорят и часто пишут.

За борьбу против нарушения святоотеческих преданий протопоп Аввакум с семьей был сослан в дикую забайкальскую Даурию под начало «лютого воеводы» Пашкова. Десять лет Аввакум пребывал в ссылке в невероятно тяжелых условиях, испытывая голод и холод, побои и издевательства жестокого воеводы, но все же не пал духом и не был сломлен.

В 2020 году старообрядческий мир будет отмечать 400 лет со дня рождения выдающегося борца за правду исповедника и святаго мученика Аввакума, который завещал нам свято хранить веру православную и который отстоял всеми силами и ценой своей жизни Церковь дораскольную, чистую, благочестивую, двуперстную.

Необходимо сегодня сохранить русский язык, имеющий в своей исторической основе святые славянские корни. И не менее важна сегодня задача сохранить межличностную связь, братское чувство духовного единения старообрядцев, выработанного нашими предками, тот характер отношений к представителям других конфессий, к своему народу, ко всему миру в целом, который называется русской культурой, русским православным духом.

Процесс рассеивания русского народа начался со времен церковного раскола XVII века. Реформа Никона разорвала связь времен, нарушила духовную преемственность Святой Руси, отвергла ее опыт веры и святость.

Часть русского народа вынуждена была покинуть родные места и переселиться в дальние, неведомые земли. Таким местом в XVIII веке была «дикая пустыная Даурия», как эти места названы в духовном стихе о священномученике Аввакуме.

Старообрядцы стали первыми русскими жителями Забайкалья. Именно они внесли весомый вклад в духовное и хозяйственное возрождение этого края, бережно сохраняя свою веру, показывая пример самоотверженного напряженного труда, приносящего им, с Божией помощью, процветание и материальный достаток на обжитых ими землях.

Об этом пишет русский поэт Николай Алексеевич Некрасов, который был свидетелем «чуда» освоения диких земель старообрядцами в страшной глуши Забайкалья, герой поэмы Некрасова «Дедушка» рассказывает своему внуку:

…Горсточку русских сослали
В страшную глушь, за раскол.
Волю да землю им дали;
Год незаметно прошел –

Едут туда комиссары,
Глядь – уж деревня стоит,
Риги, сараи, амбары!
В кузнице молот стучит,

Мельницу выстроят скоро.
Уж запаслись мужики
Зверем из темного бора,
Рыбой из вольной реки.

Вновь через год побывали,
Новое чудо нашли:
Жители хлеб собирали
С прежде бесплодной земли.

Дома одни лишь ребята
Да здоровенные псы,
Гуси кричат, поросята
Тычут в корыто носы…

Так постепенно в полвека
Вырос огромный посад –
Воля и труд человека
Дивные дивы творят!

 

Старообрядцы, прежде всего, люди дела. Они живут в постоянном духовном и физическом труде, в заботе о ближних, о семье, о детях. У них с детства привычка пораньше вставать на молитву, вести образцовое хозяйство.

Характерный штрих истории старообрядчества : в конце XIX века они составляли 2–3% всего населения Российской империи, однако обладали 60–70% общероссийского капитала.

Конечно, только крепкая вера помогла им сохранить себя и добиться уважения окружающих. Где бы ни жили старообрядцы, они всегда проявляли себя как люди честные, трудолюбивые, законопослушные, держащие свое слово, а самое главное – уповающие на помощь Божию.

Старообрядцам особенно свойственно постоянное напряженное ожидание будущего Страшного Суда. Их духовно мобилизуют слова Евангелия: «Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет» (Мф. 24, 42).

Старообрядцы, несмотря на гонения и искушения, сохранили и пронесли сквозь века дух Стоглавого Собора, дух православного христианина и личной ответственности за пребывание в этом мире. Философ Василий Розанов в какой-то мере выразил это настроение: «Если на всемирном Суде русские будут когда-нибудь спрошены – во что вы верили, от чего вы никогда не отреклись, чему всем пожертвовали – быть может, очень смутясь, они найдутся в конце концов вынужденными указать на раскол – вот некоторая часть нас верила, не предала, пожертвовала…»

Да, старообрядцам из-за долгих гонений свойственна замкнутость, скрытность от любопытствующего , а порой недоброго взора посторонних, но в то же время открытость для тех, кто ищет спасения в православной вере, в главном деле – созидании внутреннего мира и нравственного личного преображения во имя достижения Царства Небесного, где царит красота и правда.

Стойкость и твердость проявляется в примерах истории России, когда старообрядцы вставали на защиту Отечества в «годину испытаний», или, обретя научные знания, применяли их в жизни, добиваясь успехов в избранном деле.

Хотелось бы отметить особое отношение старообрядцев к защите своей Родины от иноземных захватчиков. Не щадя своей жизни, они совершали ратный подвиг сохранения родной земли, защиты близких, а главное – защиты православной веры, на устои которой во все времена покушались иноверные супостаты. До сих пор вспоминают еще живущие фронтовики-старо обрядцы, как в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. молитва и крепкое упование на Божию защиту помогали им в самые страшные и опасные моменты боя оставаться живыми и невредимыми.

Историки старообрядчества выделяют основные причины длительного и успешного выживания старообрядцев в России и за рубежом:

— религиозно-нравственный консерватизм;

— чувство собственной правоты, подвижничества и проповеди в мире;

— политическая и социальная замкнутость;

— грамотность, почитание старших, православная система домашнего образования;

— глубокое знание догматики веры и истории государства;

— деловая и нравственная честность;

— чувство коллективной солидарности, подчинение церковной иерархии и соблюдение равноправия мирян в общине.

Сегодня в среде самого старообрядчества дела обстоят не так просто. Современность – это время относительной свободы и, следовательно, время больших соблазнов, особенно для молодежи, не имеющей порой опоры на опыт предшествующих поколений. Это соблазны легкой, богатой, веселой жизни, к сожалению, приводящие к отказу от своей религиозной идентичности, к готовности покинуть свою Родину, пристраститься к чуждому.

И все же русское старообрядчество стремится свято и бережно сохранять свои обычаи, обряды, свой особый уклад жизни как драгоценный святой дар от Бога, завещанный нашими благочестивыми предками.

Дай Бог не утерять нам этот дар, эту неукротимо и упорно оберегаемую спасительную православную веру! Веру, которую принес на Русь первый православный старовер – святой равноапостольный князь Владимир, 1000-летие блаженной кончины которого праздновал недавно весь православный мир.

Братие и сестры, православные старообрядцы, будем неколебимо держаться благочестивой древлеправославной веры наших предков и тогда, как заповедал великий страдалец и борец за веру святой священномученик Аввакум, «во веки не погибнем»!