Главная » Митрополит » Выступления » Роль старообрядчества в развитии добровольчества в России: социальное служение государству и обществу (доклад митрополита Корнилия на круглом столе в Общественной палате РФ)

Роль старообрядчества в развитии добровольчества в России: социальное служение государству и обществу (доклад митрополита Корнилия на круглом столе в Общественной палате РФ)

Поиск

Предстоящие события

    Уважаемые участники круглого стола, посвященного добровольческому движению в России!

    Приветствую вас от лица Русской Православной Старообрядческой Церкви!

    Отношения государства и старообрядцев не всегда складывались так благоприятно, как это происходит сегодня. В течение сотен лет государственные институты выступали в качестве инструментов гонения на старообрядчество. Те немногочисленные периоды истории, когда староверов на какое-то время оставляли в покое — уже считались благословенными.

    В наши дни общественно-политические условия кардинально изменились. Обществом и государством давно осознана ценность древнерусской культуры и традиции, официально признаны и существующие старообрядческие общины. Тем более актуальной становится тема взаимодействия старообрядцев и государства в области реализации программ и мероприятий, приуроченных к году добровольца и волонтёра.

    Впрочем, социальное служение старообрядцев обществу не прекращалось и в довольно непростые времена. Здесь можно упомянуть создание госпиталей в период Первой мировой войны. В частности, один из госпиталей был открыт на территории Рогожского посёлка.

    Откликались старообрядцы на тяжёлые для государства и нашего народа вызовы и ранее. Здесь следует упомянуть чуму 1771 года, во время эпидемии которой погибло, по разным оценкам, от 60 до 100 тысяч москвичей. В этот период старообрядцы активно участвовали в устранении причин распространения и последствий страшной болезни. Московские купцы-старообрядцы, всегда отличавшиеся своей благотворительностью, устраивали карантины на свои средства. Для предотвращения распространения чумы старообрядцы Ковылин и Зенков построили карантин и больницу. Наняв у крестьян села Черкизова землю, через которую проходила дорога из Москвы во Владимир, они поставили на ней заставу, чтобы препятствовать распространению чумы за пределы Москвы.

    Первые два кладбища, где хоронили умерших от моровой язвы, основали старообрядцы: Преображенское – московские беспоповцы, а Рогожское – старообрядцы-поповцы. Место для организации Рогожского кладбища было не случайным: при Алексее Михайловиче тут располагались так называемые «убогие дома», здесь же предавали земле замученных старообрядцев. Очень скоро Рогожское кладбище и примыкающая к нему Рогожская слобода стали центром всего поповского старообрядчества, каковым остаются и по сей день.

    Социальное служение со стороны старообрядцев велось и на личном уровне. Купцами-старообрядцами открывались богадельни и больницы, среди которых стоит упомянуть Морозовскую и Солдатёнковскую больницы.

    Не прекращается социальная миссия старообрядцев и в наши дни. Гуманитарная помощь была собрана и передана старообрядцам прихода в Ольховатке, находящейся на территории неспокойного сегодня Донбасса, и пережившей обстрелы в дни активных боевых действий. В Ростове-на-Дону при приходе организован пункт питания для бездомных и нуждающихся. Местное «братство милосердия» занимается там приготовлением и организацией бесплатных обедов, санитарной обработкой раненых бездомных, ведает сбором и раздачей одежды и т.д. В этом благом деле призрения бедных участвуют добровольцы из числа прихожан. По воскресеньям для получения помощи собираются до 70 человек, в будние дни порядка 15–25. В связи с наступлением морозной погоды за последние недели стало больше поступать обращений за горячей пищей, тёплой одеждой и кровом.

    Раздача питания для нуждающихся организована и при храме Святителя Николы Чудотворца на Тверской заставе в Москве, в других приходах России. Действуют центры организации детского летнего отдыха, где ребятишки усилиями прихожан получают возможность общинно молиться, трудиться и отдыхать. В числе подобных инициатив можно упомянуть детский старообрядческий лагерь «Ржевская обитель», и такие же детские лагеря в Крыму, Костроме, Ростове-на-Дону, на Урале в пос. Шамары, некоторых других городах, где есть крупные старообрядческие общины и где дети и их родители получают поддержку в формировании полноценной личности православного христианина, неравнодушного гражданина, патриота своей страны.

    Наверное, список подобных деяний со стороны старообрядцев различных согласий можно было бы продолжить, но само подобное выпячивание своих заслуг, будь то перед обществом или государством, как известно, не в традициях православных людей. Всякое благое дело тем более отмечено Богом, чем менее публично оно осуществляется. Именно по этой причине даже в Московской Митрополии РПСЦ нет полных сведений о подобных фактах.

    Безвозмездная общественнополезная деятельность – суть и основа любой традиции, не только православной в целом, и старообрядческой в частности. Добровольное и безвозмездное служение ближнему, представителю своей общины, Церкви, народа, государства – одно из базовых качеств русского человека как такового, которое всегда особо проявлялось в минуты исторических и социальных вызовов. Самопожертвование и самоотдача на благо народа, общества и государства – это естественная черта русского человека, что стало органической составляющей и многих других народов, сосуществующих с нами в рамках нашей общей цивилизации, в рамках Русского мира.

    Именно поэтому старообрядцы всегда рады откликнуться на призыв, направленный на благое дело в интересах общества. Имея к тому же поддержку со стороны государства, видя поддержку на законодательном уровне и опираясь на собственный опыт социального служения, старообрядцы готовы включиться в эту работу по развитию социально-ориентированной деятельности, в том числе в рамках мероприятий, посвящённых году добровольца и волонтёра, коим объявлен 2018 год.

    Конечно, за столетия гонений старообрядцы привыкли опираться только на свои силы, жить замкнуто, обособленно, не забывая при этом об интересах всего общества, естественным образом ставя общие интересы всегда выше частных, личных интересов. Тем более отрадно, что сегодня нам оказывается всесторонняя поддержка, что способствует успешной реализации планов развития социальной деятельности. Среди примеров можно упомянуть деятельность дома престарелых в уральских Шамарах. Вынашиваются планы по созданию богадельни при Ржевской покровской старообрядческой общине. В этих, как и во многих других подобных ситуациях, крайне важна и чувствительна поддержка местных властей, конкретная, адресная. В Шамарах и Ростове-на-Дону необходимы дополнительнвые средства, а в случае со Ржевом это могло бы быть содействие в получении здания в черте города для организации богадельни, ухода за больными, стариками и немощными – руками, как сейчас принято выражаться, волонтёров от общины.

    Разделяя в целом устремления властей по развитию волонтёрства и добровольчества, направленных на социальное созидание и укрепление единства нашего общества, мы готовы участвовать в реализуемых в этих рамках мероприятиях на всех уровнях: от экспертного, оценивая особенности реализации соответствующего законодательства, до непосредственного участия. Ибо считаем, что в нынешних условиях не только возможно и допустимо, но и желательно взаимодействие старообрядчества и государства в вопросах нравственности, морали, сохранения духовных и исторических ценностей, защиты государственных и социальных интересов граждан нашей страны.

    Благодарю за внимание!

    27.02.2018 г.