Главная » Митрополит » Выступления » Доклад Преосвященнейшего митрополита Корнилия Освященному Собору Русской Православной Старообрядческой Церкви 2011 года

Доклад Преосвященнейшего митрополита Корнилия Освященному Собору Русской Православной Старообрядческой Церкви 2011 года

Поиск

Предстоящие события

    Видеозаписи

    • Интервью с Митрополитом Корнилием на телеканале «Русский Мир»
    • Освященный Собор 2016 г.
    • Презентация сборника «Русское старообрядчество» в Доме русского зарубежья

    Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас!

    Преосвященные владыки, боголюбивые протоиереи и иереи, диаконы, чтецы, благочестивые иноки и миряне, участники и гости Освященного Собора! От всей души приветствую вас на открытии Освященного Собора 2011 г.

    Прошло около шести лет с тех пор, когда Освященный Собор избрал мое недостоинство предстоятелем Русской Православной Старообрядческой Церкви. За истекшие годы с Божией помощью принимались посильные меры по укреплению и развитию нашей Церкви. Особое внимание уделялось проповеди православной веры, которую сохраняет Русская Православная Старообрядческая Церковь, вопросу подбора и обучения духовных кадров, проведению на местах епархиальных совещаний, развитию информационно-издательской деятельности, повышению духовного и общеобразовательного уровня священнослужителей и мирян на базе Училища при Митрополии. За истекший год создавались новые приходы, освящались храмы, поставлялись священнослужители, проводились крестные ходы, в которых участвовало много молодежи, проводились вечера духовных песнопений, исторические и богословские диспуты, конференции по вопросам истории старообрядчества, выпускались книжные и газетные издания, организовывались фотовыставки о старообрядчестве и т.п.

    В наше время наблюдается повышенное внимание к старообрядчеству тех, кто хочет познать путь спасения через исповедание истинного нереформированного православия. Сегодня в России многие понимают, что старообрядчество – неотъемлемая часть нашей общей исторической судьбы. Среди голосов духовно возрождающейся России – голос старообрядцев становится все более окрепшим и слышимым.

    Ныне идет переосмысление государственными властями места и значения Церкви в нашем обществе, ей возвращаются долги, протягивается рука помощи и сотрудничества в знак покаяния и примирения. Об этом свидетельствует недавно принятый закон Российской Федерации «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Ныне, как и вначале XX века, старообрядчеству снова открывается возможность взяться с новой силой за просветительскую и духовную деятельность в более широких масштабах, образно сказать – снова возделывать оскудевшую духовную ниву. С традиционной для православных старообрядцев сыновней верностью Церкви и Родине, с желанием сохранить и обогатить исконную древнерусскую духовность и культуру Русская Православная Старообрядческая Церковь продолжает решать возложенные на нее задачи: отстаивание и сохранение истинной веры и древлего благочестия; противостояние духовно-нравственному разложению и греховному потопу; умножение в мире любви, милосердия и христианского сострадания – и через это вести людей ко спасению в Царство Небесное.
    Сегодня греховный и падший мир старается вытеснить христианство на обочину жизни. Общественный прогресс, то есть развитие экономики, науки и техники, устремляет

    человечество к лучшему будущему, но будущий мир, согласно учению Церкви, ожидает отступление от веры, безбожие, воцарение антихриста, гибель и Страшный Суд. Поскольку, по слову Священного Писания, «Царство Божие внутри нас есть», то Его нужно устраивать в первую очередь в собственной душе – в этом заключается предназначение Церкви и задача каждого христианина. Научный прогресс, при всех своих достижениях, способствует все большему ускорению нежелательного и все же неизбежного процесса глобализации. При этом нарастает своеобразный духовный антипрогресс, разрушающий нравственность и религиозную мораль. Церковь призвана осознавать, как глобализация влияет на судьбу религиозно-нравственных ценностей, и при очевидной опасности уметь противостоять чуждым и разрушительным воздействиям.

    О хиротониях
    В 2010 году был рукоположен в епископы священноинок Патермуфий на епархию Иркутско-Амурскую и всего Дальнего Востока.

    В феврале 2011 года съезд Ярославско-Костромской епархии постановил предложить Архиерейскому Собору избрать во епископы Ярославско-Костромской епархии священноинока Викентия (Новожилова).
    Священноинок Викентий был рукоположен во архиереи 6 марта сего года в храме Покрова Пресвятыя Богородицы села Стрельникова. Во время хиротнии мне сослужили архиепископ Киевский и всея Украины Саватий, епископ Кишиневский и всея Молдавии Евмений, а также духовенство Ярославско-Костромской епархии.

    В августе 2011 г. был положительно решен вопрос о поставления архиерея на Казанско-Вятскую кафедру. Совет Митрополии, состоявшийся 4–5 августа, постановил исполнить решение Освященного Собора 2006 года об избрании священноинока Евфимия во архиереи и решение Собора 2008 года, утвердившего священноинока Евфимия (Дубинова) в качестве кандидата во епископы на Казанско-Вятскую епархию.
    Архиерейская хиротония священноинока Евфимия (Дубинова) была совершена 7 августа сего года, в воскресенье, на память свв. прав. Анны и прп. Макария Желтоводского и Уньженского, чудотворца. Во время рукоположения мне сослужили преосвященные епископы Зосима, Донской и Кавказский, Евмений, Кишиневский и всея Молдавии, и Патермуфий, Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока. В богослужении приняло участие многочисленное духовенство Казанской и Московской епархий.

    Таким образом, за последние два года своих архиереев получили три епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви: Дальневосточная, Ярославско-Костромская и Казанско-Вятская.
    Хотелось бы отметить, что инициатива по выдвижению кандидатов в архиереи на епархиальные кафедры должна исходить прежде всего из самих епархий. Прискорбно наблюдать, как некоторые наши епархии уже десятилетиями не имеют епископов, но не предпринимают усилий по воспитанию либо поиску кандидатов. Хочу напомнить, что по святоотеческим правилам избрание и поставление епископа должно совершаться в трехмесячный срок после освобождения архиерейской кафедры.

    Помимо замещения архиерейских кафедр, не меньшее внимание уделяется подготовке и поставлению священно- и церковнослужителей на приходы.

    В декабре 2010 года был возведен в сан иерея диакон Александр Мишкин. В июне 2000 г. по благословению митрополита Алимпия в Коврове была зарегистрирована старообрядческая община, тогда Александр Мишкин был избран ее председателем. Теперь о. Александр будет служить настоятелем ковровского храма, недавно переданного властями старообрядческой Церкви.
    В ноябре 2010 года, на память святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива, был рукоположен во диаконы чтец Алексий Ошлыков. Диакон Алексий продолжит служение в храме Введения Пресвятыя Богородицы в городе Боровске.

    В июне сего года в праздник Отдания Святыя Пасхи был рукоположен во диаконы чтец Феодор Думнов. Местом его диаконского служения определен храм Успения Пресвятыя Богородицы города Владимира.
    В июне сего года, на праздник Вознесения Господня, рукоположен во диаконы выпускник дневного отделения Московского духовного училища чтец Василий Кривенко. Местом его диаконского служения определен Покровский кафедральный собор города Москвы.

    В июле сего года, на праздник Рожества Крестителя Господня Иоанна, был рукоположен во иереи диакон Роман Корякин. Отец Роман направлен на служение в храм Успения Пресвятой Богородицы села Чернуха Арзамасского района Нижегородской области.
    В июле сего года, на память святых отец, собравшихся на шести Вселенских Соборах, рукоположен диакон Сергий Сусоров во священники ко храму г. Сызрань.
    В августе сего года, на память святаго пророка Илии, был рукоположен во священники диакон Михаил Родин. До этого в течение трех лет о. Михаил являлся председателем Балаковской общины. О. Михаил направлен на служение в г. Балаково, однако местом священнического служения и стажировки пока стал старообрядческий храм г. Саратова.
    Более десяти за истекший год поставлены во чтецы и свещеносцы.

    Архипастырские поездки, встречи и епархиальные совещания
    По прежнему значительное внимание уделяется ознакомлению с ситуацией на местах, решению вопросов епархиальной жизни.
    В этом году мне удалось посетить старообрядческие общины следующих городов и селений: Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород, Пермь, Рязань, Фролово, Бор, Уральск, Лысково, Киров, Лысьва, Ессентуки, Измаил, станица Березовская, хутор Трясиновский, села Кузнецы, Рытово, Большое Мурашкино, Валки, Китаевское, Кумская Долина, поселок Новокумский, села Муравлёвка, Старая и Новая Некрасовка.

    В ходе этих визитов в ряде епархий были проведены епархиальные совещания по важным вопросам церковной жизни.
    Во время совещания в Казанско-Вятской епархии, которое состоялось в Казани 4 ноября 2010 г., было отмечено, что основные задачи на сегодняшний день – восстановление кафедрального собора и формирование полноценного епархиального управления. За последние годы со времени прошлого епархиального совещания в жизни епархии произошли положительные перемены: открыт пресс-центр епархии, начал работу епархиальный сайт, некоторые приходы имеют опыт выпуска приходских печатных изданий, продолжается строительство храма в г. Набережные Челны. В епархии ежегодно проводится крестный ход из г. Вятки (г. Киров) в с. Великорецкое, на место явления чудотворного образа свт. Николы. Крестный ход стал важным явлением не только в епархиальном, но и в общестарообрядческом масштабе. В ходе совещания обсуждался вопрос о поставлении епархиального архиерея, и наконец минувшим летом во епископы был рукоположен священноинок Евфимий (Дубинов).

    В феврале сего года в с. Стрельникове состоялся съезд Ярославско-Костромской епархии, которая вдовствовала после кончины архиепископа Иоанна. Рассмотрев возможные кандидатуры в епархиальные архиереи, епархиальный съезд предложил Архиерейскому Собору избрать во епископы Ярославско-Костромской епархии священноинока Викентия (Новожилова), Архиерейским Собором предложение было поддержано, и священноинок Викентий возведен во архиерейский сан.

    В июне сего года в храме Лиговской общины Санкт-Петербурга состоялся съезд Санкт-Петербургской и Тверской епархии. В рамках повестки дня участники съезда рассмотрели вопросы о кандидате в епархиальные архиереи, о передаче церкви государством нескольких объектов недвижимости религиозного назначения, обсудили положение дел в приходах. Регулярные богослужения сегодня совершаются в десяти храмах епархии, еще несколько приходов нуждаются в организации общин и строительстве храмов.

    На съезде также были избраны благочинные епархии: благочинный по Тверской и Смоленской областям протоиерей Евгений Чунин, иерей Геннадий Чунин – по Ленинградской, Новгородской и Псковской областям, иерей Сергий Бедный – по Брянской области и приходам Беларуси.

    На состоявшемся в сентябре в Ростове-на-Дону епархиальном совещании Донской и Кавказской епархии был заслушан доклад предстоятеля Ростовской кафедры епископа Зосимы, в котором он затронул ряд насущных приходских проблем, кадровые вопросы. Одним из решений совещания стало избрание о. Иоанна Севастьянова благочинным Донской и Кавказской епархии.
    В октябре сего года в граде Измаиле прошло совещание Украинской епархии. На совещании, помимо слушания докладов из приходов, было решено создать каноническую комиссию по Украинской епархии. Также предложена кандидатура о. Евфимия Кузьмина (г. Измаил) в архиереи, за избрание которого проголосовало подавляющее число клириков Украинской епархии.

    Освящение храмов
    Отрадно наблюдать увеличение количества вновь открываемых и освящаемых храмов.
    В июне был совершен чин освящения храма в селе Безводное Нижегородской обл., где силами христиан местной общины в короткий срок была отреставрирована старинная старообрядческая церковь, построенная в XIX веке. Как и до революции, ее престол был освящен во имя Казанской иконы Пресвятыя Богородицы.

    В XIX веке здесь располагался старинный старообрядческий скит, ставший своеобразным духовным центром края. Здесь в разное время проживали ставшие впоследствии знаменитыми старообрядческие начетчики. Уроженцем села был епископ Казанский и Вятский Иоасаф. В Безводном издавал свои труды святитель Арсений Уральский. Возрождение святыни началось совсем недавно. Благодаря усилиям группы инициативных людей весной 2009 года была зарегистрирована община, в церковном здании и на прилегающей территории начались восстановительные работы. В августе 2009 года ко храму был рукоположен иерей Алексий Антюшин. Трудами настоятеля, председателя общины и попечителей в короткие сроки осуществлена внутренняя отделка помещения, установлен каркас иконостаса, изготовлены первые иконы. В планах на ближайшее будущее – реставрация фасада и возведение колокольни.

    В августе сего года в г. Лысьве Уральской епархии состоялось освящение храма во имя святых преподобномученик Константина и Аркадия, шамарских чудотворцев. Мученики Константин и Аркадий были родом из лысьвенских мест, подвизались и пострадали неподалеку оттуда. Пятнадцать лет назад они были прославлены в лике святых. Престол лысьвенского храма стал первым в Русской Православной Старообрядческой Церкви, освященным в их честь. Немногочисленной местной общине с Божией помощью в течение короткого времени удалось возвести храм. Много стараний к этому приложил настоятель храма иерей Илия Тиунов. После своей иерейской хиротонии летом 2009 года он сразу принялся за строительство. В ходе строительства община неизменно поддерживала пастыря – посильную лепту внес каждый из прихожан. Существенную поддержку оказали общины Верещагина и Перми.

    В сентябре сего года, на память св. священномученика и апостола Евтихия, в с. Селиваниха Орехово-Зуевского района Московской области состоялось освящение храма во имя Рожества Богородицы. Первый храм во имя Рожества Богородицы был выстроен в Селиванихе в конце XVIII века. В 30-е годы ХХ века храм был закрыт, а затем и полностью разрушен безбожниками. 14 августа 2010 года на месте храма был установлен крест, полностью расчищен фундамент старого летнего каменного храма, началась работа по его восстановлению, была возведена церковная ограда, заложен фундамент под дом причта и зимнюю церковь. Столь быстрое возрождение храма в селе стало возможным во многом благодаря старанию местных старообрядцев. С Божией помощью в течение года были возведены стены, приобретены книги и утварь, иконостас украсился первыми образами. На торжественное освящение храма прибыло духовенство Московской епархии. Сегодня духовное окормление общины Селиванихи поручено о. Максиму Андрееву из с. Шувое.

    Об отношениях с Белокриницкой Митрополией

    В последнее время отношения Московской и Белокриницкой Митрополий развиваются в духе укрепления церковного мира, на основе уважения, доверия и братской любви. Установлению дружеских конструктивных отношений наших Митрополий способствовал приезд в Москву в мае сего года делегации Белокриницкой Митрополии во главе с архиепископом Флавианом на праздник св. жен-мироносиц.
    Основная цель визита делегации старообрядцев из Румынии – обсуждение подготовки Всеобщего Старообрядческого Собора.

    На Совете Митрополии в марте сего года нами была создана Комиссия для возобновления переговоров с Белокриницкой Митрополией о проведении Общего Собора наших Митрополий.Председателем комиссии со стороны Русской Православной Старообрядческой Церкви назначен архиепископ Саватий, аналогичную комиссию со стороны Белокриницкой Митрополии возглавил архиепископ Флавиан.
    Гости из Румынии приняли участие в заседании Совета Митрополии, в торжествах, посвященных Неделе святых жен-мироносиц, вместе со священством из Московской Митрополии вознесли молитвы о пострадавших от репрессий старообрядцах на месте их убиения – Бутовском полигоне в Москве. Состоялось совместное заседание комиссий по подготовке Всеобщего Старообрядческого Собора, на котором были намечены пути совместных действий в этом направлении.

    Результатом работы комиссий стало архиерейское совещание представителей Московской и Белокриницкой Митрополий, состоявшееся 14 сентября сего года в селе Белая Криница на Украине, которое прошло в духе взаимопонимания и конструктивного сотрудничества. В нем приняли участие со стороны Московской Митрополии – 6 архиереев, со стороны Белокриницкой Митрополии – 4 архиерея во главе с митрополитом Леонтием. В результате переговоров было достигнуто следующее соглашение, подписанное всеми участниками совещания: «Архиерейское совещание Белокриницкой и Московской Митрополий, обсудив ряд вопросов, считает благим и богоугодным делом дальнейшее общение и возможным вынесение решений насущных вопросов на Архиерейский Собор предположительно в г. Киеве в сроки на усмотрение обеих сторон».
    Хочется надеяться, что и дальнейшие встречи представителей наших Митрополий будут проходить успешно и плодотворно, все решения будут приниматься на основании правил святых отец и с Божией помощью завершатся созывом Всеобщего Старообрядческого Собора, на котором в духе мира и христианской любви должны решаться все возникающие вопросы.

    О взаимоотношениях с другими конфессиями
    Поддержание мирных и доброжелательных контактов с иными конфессиями, в том числе и с представителями самой многочисленной из них – РПЦ МП, думаю, является целесообразным, так как в этих встречах мы имеем возможность шире ответить на все возрастающий интерес инославного общества к древнецерковной традиции, сохраняемой ныне в Русской Православной Старообрядческой Церкви. Со всей прямотой и старанием мы обязаны облегчить путь возвращения в истинную Церковь всем тем, кто этого желает.

    Сегодня все большее число клириков РПЦ МП говорят и пишут о необходимости возвращения к историческим и духовным истокам, проводят церковные обряды по старым канонам, сопровождая их древними песнопениями. Все более распространяется в приходах Московского Патриархата погружательное крещение. Во время недавнего посещения храма Святителя Николы на Берсеневке патриарх РПЦ МП Кирилл высказал мысль о необходимости возрождения старого обряда. В этом заявлении патриарха слышится осознание трагических последствий раскола и призыв к возможному возвращению к древлему благочестию. По словам патриарха Кирилла, в Московском Патриархате «есть люди, которые сегодня именно через обряд находят путь ко Христу». Конечно, механическое возрождение древних форм богослужения мало что привнесет в духовность. Но благодать Божия укрепляет и ведет ищущего живого опыта духовного делания к той живой традиции богослужения, которую сохраняет наша Церковь по промыслу Божию. Наша Церковь устремлена к сохранению накопленного ею за века духовного богатства. И все больше людей сегодня понимают, что для христианина путь ко спасению души – это путь обращения к истокам благочестия. Эту мысль подтверждает тот большой интерес, который вызвал в нашем обществе показ фильма режиссера Н. Досталя «Раскол». Фильм заставляет задуматься о том, что трагический церковный раскол XVII века – это, по словам А. Солженицына, кровоточащая незаживающая рана на теле нашего народа; можно сказать, причина первой гражданской войны, которая разделила наш народ и принесла много жертв. Фильм позволяет понять, что старообрядчество не новая экзотическая религия, а продолжение и сохранение православия, пришедшего на Русь десять веков назад.

    Факт трагического разделения людей, исповедующих имя Христово, и тем более именующих себя древлеправославными старообрядцами, заставляет нас искать пути к установлению отношений мира и доброжелательности с представителями Русской Древлеправославной Церкви и со старообрядцами, не приемлющими священства. Мы призываем их способствовать тому, чтобы все старообрядцы вместе выступали перед лицом государства по вопросам общественной, правовой, гуманитарной жизни нашего общества.

    Об Училище Московской Митрополии и духовном образовании
    К настоящему времени в Церкви можно видеть все больше молодежи. Весьма важно, чтобы молодым людям, проходящим период духовного становления, были созданы все возможности для познания основ православной веры, обучения церковным дисциплинам, возможности передачи им опыта старшего поколения.
    Важным направлением в работе Митрополии с молодежью является организация и поддержка различных форм духовного образования. И поскольку Церковь сегодня весьма нуждается в грамотных и энергичных священнослужителях, головщиках, уставщиках, преподавателях воскресных школ, то, несомненно, духовное образование находит с нашей стороны всемерную поддержку.
    Главной опорой в деле духовного образования сегодня является Духовное училище. В 2010–2011 учебном году училище обучало и выпустило 8 человек (из них 4 на очном и 4 на заочном отделении). К сожалению, на сегодня не налажен в епархиях подбор поступающих в училище, а в самом училище нет еще четкой организации распределения выпускников училища, но все они трудятся в приходах.
    В этом учебном году вводится система договоров с учащимися, которая позволит более четко организовать обучение и распределение учеников. В связи с нехваткой материальных средств мы перешли на двухгодичный цикл обучения, а желающие продолжить обучение могут это осуществить на заочном отделении, где сегодня обучается около 50 человек. В училище трудятся 17 преподавателей, для студентов проводится богослужебная практика в приходах.

    В связи с материальными затруднениями нашим Собором было принято обращение ко всем общинам нашей Церкви о поддержке деятельности училища (компенсации 50% расходов), в 2010 г. была получена компенсация 35%, в 2011 г. – только 10%, в результате чего приходится сокращать учебную программу и не всегда регулярно выплачивать зарплату преподавателям.

    Поэтому обращаю просьбу ко всем общинам – поддержать материально духовное училище, так как от его деятельности и его выпускников во многом зависит будущее нашей Церкви. И все же, несмотря на материальные трудности, училище с Божией помощью живет, совершенствует и развивает свою деятельность. Хотелось бы призвать и молодежь, и духовенство всех возрастов шире пользоваться возможностью пополнять свои духовные и общеобразовательные знания на базе нашего училища.

    О духовно-нравственном обучении в общеобразовательной школе
    В современном мире, где умножаются пороки, преступность, вражда, необходимо научить молодого человека жить по законам добра, милосердия, совести. Поэтому так важна и своевременна была инициатива президента РФ Д.А. Медведева о введении в общеобразовательной школе курса «Духовно-нравственное воспитание». Согласно этой инициативе в 2010–2011 учебном году в 21 регионе РФ в экспериментальном порядке был введен этот предмет. Согласно положению Министерства образования 240 тысяч школьников 4 и 5 классов изучали на основе добровольного выбора основы разных религиозных культур и светской этики. Эти курсы преподавали светские педагоги.

    Вопрос о введении духовно нравственного образования в школе обсуждался на нашем Соборе в 2009–2010 годах. В целом эта инициатива нашла поддержку соборян, решением Собора была создана комиссия, задачей которой была подготовка учебника по этой дисциплине. В результате разработан учебник, автором которого является преподаватель нашего Училища – Алексей Владимирович Муравьев (кандидат исторических наук). В этом учебнике в доступной форме рассказывается об основах религиозной нравственности, о преимуществе добродетели над пагубными последствиями порока, греха и зла.
    В октябре сего года в Правительстве РФ были собраны представители всех религиозных конфессий России, чтобы обсудить вопрос взаимодействия общеобразовательных учреждений и религиозных организаций в решении вопросов, связанных с преподаванием основ религиозной культуры в РФ. Вел заседание первый заместитель главы Правительства РФ – Александр Дмитриевич Жуков. В докладе Министерства образования отмечено, что преподавание курса создает условия для формирования интереса обучающихся к истории страны, традициям народов. В ходе изучения курса педагоги замечают положительные изменения в отношениях между одноклассниками, учащиеся стали вежливее, добрее, терпимее относиться друг к другу и к окружающим.

    В ходе апробации курса родителями были выбраны добровольно: «Основы светской этики» – 42%, православной культуры – 30%, мировых религиозных культур – 18%, исламской культуры – 9%, буддийской культуры – 1%, иудейской – менее 1%. На совещании было отмечено, что на сегодня беспокойство, которое наблюдалось в школе на стадии введения духовного образования, ушло и не зафиксировано размежевания школьников по религиозным признакам, чего так опасались в начале эксперимента. Есть проблемы в этом новом непростом деле: надо ли ставить оценки, вести ли преподавание только в 4 и 5 классах, где взять часы для преподавания при большой загруженности школьников.

    Но в целом в заключение совещания было сказано, что эксперимент будет продолжен и в 2012 году в соответствии с готовностью еще в 50% субъектов РФ будет вводиться курс «Основы религиозных культур», и полное введение его будет завершено в 2013 году.

    В моем выступлении на этом совещании было высказано мнение, что в духовном воспитании недопустимы принуждение, поспешность и равнодушие, которые могут иметь опасные последствия, что в целом духовно-нравственное образование учащихся сегодня весьма необходимо и полезно, поскольку школа долгие десятилетия давала атеистическое, бездуховное воспитание, в результате чего сегодня значительная часть нашего общества пребывает в состоянии агрессивности, преступности, умножения зла и пороков, самый эффективный способ борьбы с которыми – духовно-нравственное воспитание молодого человека, ведь он должен сознательно выбрать добро ради спасения своей души.

    Также мною было предложено вводить предметы религиозного воспитания во всех классах, начиная от начальных до выпускных, так как духовное воспитание весьма актуально и полезно во всех возрастах.
    Дай Бог, чтобы введение в школе «Основ духовной культуры» привело к возрастанию мира, любви и добра в нашем обществе и исполнению пожелания Христа: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19, 14).

    Взаимодействие с властями и государственными структурами
    В этом году продолжалось взаимодействие с федеральными, региональными и муниципальными властями в сфере решения разных церковных проблем, а также по вопросам укрепления свободы вероисповедания и межконфессионального мира.
    Так, на Совете Митрополии, состоявшемся в марте сего года, было уделено внимание вопросам применения на практике принятого в ноябре 2010 года федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». В обсуждении этого пункта повестки дня принял участие ведущий советник комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций С.В. Медведко. Он ответил на многочисленные вопросы членов Совета Митрополии, касающиеся применения этого закона на практике и возможного возврата старообрядческой Церкви собственности, изъятой в годы советской власти.

    В настоящее время составлен список первоочередных объектов религиозного имущества, на которые претендует Русская Православная Старообрядческая Церковь. Курировать эту деятельность поручено иерею Сергию Лисуренко.

    В начале марта сего года мне довелось принять участие в заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации. Заседание прошло под председательством главы администрации президента Сергея Нарышкина. Обсуждались вопросы: «О мерах по укреплению межрелигиозного и межнационального согласия в обществе», «О создании комиссии Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений», «О ходе реализации поручений Президента Российской Федерации о проведении апробации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» в субъектах Российской Федерации».

    26 мая состоялась встреча с новым градоначальником Москвы Сергеем Семеновичем Собяниным, который, кстати, родом из сибирских старообрядцев. На встрече Сергей Семенович ознакомился с историей и современным положением Старообрядческой Церкви. Были обсуждены вопросы взаимодействия Правительства Москвы и Московской Митрополии, в частности по восстановлению Рогожского духовно-исторического центра. В завершение встречи были затронуты проблемы укрепления духовного и нравственного состояния современного российского общества и воспитания подрастающего поколения.

    Продолжаются контакты с московскими властями по вопросам завершения реконструкции историко-архитектурного ансамбля «Рогожская слобода». Так, в апреле Рогожское посетил руководитель Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы Юрий Владимирович Артюх, а в июне он прибыл в Рогожскую слободу в сопровождении руководителя Департамента культурного наследия г. Москвы Александра Кибовского. Совместное участие в совещании руководителей сразу двух департаментов мэрии Москвы позволило наметить пути к решению ряда насущных проблем в дальнейшем восстановлении и реставрации церковно-архитектурного комплекса «Рогожская слобода». На встрече обсуждалось и участие старообрядцев в мероприятиях предстоящего празднования 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года.

    О продолжении реконструкции и восстановления архитектурного ансамбля Рогожского старообрядческого духовно-исторического центра
    Большие работы за истекший год проделаны по возрождению Рогожского архитектурно-исторического ансамбля силами московского правительства.
    С 2003 года на территории Рогожского комплекса ведутся реставрационные работы, первый этап которых близок к завершению. В настоящее время составлен перечень работ по завершению реставрации храма-колокольни Успения Пресвятыя Богородицы, Покровского и Христорождественского храмов, благоустройству территории. В ближайшее время будет закончена реставрация Дома причта, что значительно украсит Рогожский поселок и станет важным этапом в реставрации всего комплекса.

    Надеемся, что московское правительство во главе с мэром Сергеем Семеновичем Собяниным сделает все возможное, чтобы возрожденный их вниманием и трудами исторический ансамбль «Рогожская слобода» стал в скором времени украшением облика столицы России.

    Взаимодействие с учеными, общественными организациями.
    Увековечивание памяти старообрядческих подвижников
    В наше время одним из важных направлений работы по проповеди истинной веры является сотрудничество с самыми широкими кругами общественности, учеными, специалистами в области славянской книжности, иконописи, древлецерковного пения. Как правило, многие из них не только с симпатией относятся к старообрядчеству и его церковно-историческому и культурному наследию, но изучают и весьма авторитетно отстаивают его в современном российском обществе. Мы обращаемся к ним за научной помощью и поддержкой, за авторитетным словом в области исторической истины, которая всегда близка и дорога приверженцам старой веры.

    Так, например, в феврале сего года в зале приемов Митрополии состоялся вечер, посвященный 500-летию со дня рождения славянского первопечатника и просветителя праведного Иоанна Федорова. В нем приняли участие не только старообрядцы (священнослужители, преподаватели и студенты духовного училища и сотрудники Московской Митрополии), но, можно сказать, цвет отечественной исторической науки, ученые – специалисты в области старопечатной и старообрядческой книги, в их числе академик Государственной академии славянской культуры Ю.А. Лабынцев, главный научный сотрудник Государственного исторического музея Е.М. Юхименко, доцент кафедры региональной истории и краеведения Российского государственного гуманитарного университета В.Ф. Козлов, старший научный сотрудник Российской государственной библиотеки Е.А. Емельянова, сотрудники историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета. Приветственное слово в адрес участников мероприятия направили доктор исторических наук главный редактор сборника «Федоровские чтения» Е.Л. Немировский, а также члены Русского общества им. Пушкина во Львове.
    В ходе встречи ученые отмечали непреходящее значение прославления русского просветителя Иоанна Федорова в старообрядческой Церкви и для всей общественной жизни России.

    Не меньшее внимание в научной и общественной сфере уделяется и иконописному наследию древней русской Церкви и старообрядчества. В последние годы понятия «старообрядчество» и «каноническая иконопись» становятся тождественными, неразделимыми в представлениях самых широких слоев светской и церковной общественности.
    Сегодня уже редко какая выставка старинных икон обходится без приглашения старообрядцев. В феврале сего года делегация Русской Православной Старообрядческой Церкви посетила выставку икон прп. Андрея Рублева в Государственной Третьяковской галерее. Выставка под названием «Андрей Рублев. Подвиг иконописания» была приурочена к 650-летию со дня рождения иконописца и святого.
    Нас приветствовала генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Владимировна Лебедева, которая выразила искреннюю радость видеть в качестве гостей экспозиции представителей Русской Православной Старообрядческой Церкви, всегда бережно хранившей традиции древнерусской иконописи.
    Знаменательно, что посещение выставки произошло в канун дня памяти новопрославленных святых – преподобных Андрея Рублева и Даниила Черного, иконописцев радонежских, создавших школу иконописи, традиции письма которой позднее были приведены в пример Стоглавым Собором и другими авторитетными церковными постановлениями.

    Представители нашей Церкви идут со словом проповеди и в стены учебных заведений, отвечают на вопросы различных электронных и печатных СМИ. В этом году делегация Московской Митрополии в разном составе посетила несколько светских и конфессиональных учебных учреждений. Представители информационно-издательского отдела приняли участие в нескольких телевизионных передачах на ведущих каналах телевидения, организовали помощь в подготовке более 10 документальных фильмов и множестве телевизионных сюжетов и радиопередач. Главное в этой деятельности – не только разъяснение позиции Церкви по актуальным событиям сегодняшнего дня, но и формирование общественного мнения, не замутненного старыми антистарообрядческими мифами.
    Особое значение в проповеди веры имеет пример уважительного отношения к предкам и их заслугам. Не секрет, что многие современные староверы до обидного мало знают о деятелях старообрядчества, старообрядческих подвижниках и святых. В этой связи хотелось бы призвать всех христиан изучать историю Церкви своего региона, искать и публиковать информацию о бывших здесь храмах, монастырях, подвижниках благочестия, важных церковно-исторических событиях.

    В качестве примера хотелось бы привести недавнее открытие памятника известному старообрядческому деятелю начала ХХ века Димитрию Сироткину на старинном кладбище в столице Сербии Белграде. Старообрядческая Церковь помнит Димитрия Сироткина не только как крупного российского промышленника, но прежде всего как известного благотворителя, начетчика, церковного деятеля и председателя Совета Всероссийских съездов старообрядцев Белокриницкого согласия. Памятник изготовлен по заказу администрации Нижнего Новгорода в начале 2011 года, а работа финансировались ОАО «Завод «Нижегородский теплоход» – судостроительным предприятием, которое было основано Димитрием Сироткиным 100 лет назад. На церемонии открытия памятника присутствовала и делегация Русской Православной Старообрядческой Церкви.

    Еще один положительный пример духовно-просветительской деятельности нашей Церкви – молитва о невинно репрессированных христианах-старообрядцах. 9 мая, в день памяти святителя Стефана, епископа Пермского, архиереи и священники Московской и Белокриницкой Митрополий отслужили заупокойную литию на месте захоронения невинно убиенных старообрядческих священнослужителей и мирян на Бутовском полигоне в Москве. На богослужении присутствовали многочисленные прихожане старообрядческих приходов России и других стран, которые прибыли в Москву на праздник свв. жен-мироносиц. Во время литии были упомянуты установленные имена священнослужителей и мирян, которые были расстреляны и похоронены в Бутово. Само богослужение прошло на месте непосредственного захоронения жертв репрессий.

    Одним из последних важных событий церковной жизни стало торжество обретения мощей святителя Арсения (Швецова), епископа Уральского и Оренбургского.
    23 сентября сего года в храме Уральской старообрядческой общины во время обретения мощей святителя был отслужен молебен престольному празднику и святителю Арсению, служба которому составлена иереем Вадимом Коровиным. Затем у места погребения владыки был отслужен молебен с чином омовения святых мощей епископа Арсения. С крестным ходом они были обнесены вокруг храма, где продолжилось богослужение, и все приехавшие на торжество смогли приложиться к святым мощам.
    А 25 сентября, на память святаго священномученика Автонома, в городе Уральске состоялось освящение храма. Восстановленный храм, в котором в начале века служил святитель Арсений, как и до революции, был освящен во имя Покрова Пресвятыя Богородицы.
    Об этом историческом событии в Русской Православной Старообрядческой Церкви был снят документальный фильм, который будет предложен для просмотра участникам Собора.

    О подготовке к 330-летию мученической кончины протопопа Аввакума
    В 2012 году исполняется 330 лет со дня мученической кончины святаго священномученика Аввакума и пустозерских страдальцев-исповедников иерея Лазаря, дьякона Феодора, инока Епифания. В связи с этим в нашей Церкви созданы координационный совет и специальная комиссия во главе с епископом Ярославско-Костромским Викентием, намечен ряд общецерковных мероприятий, посвященных празднованию этой даты. Так, появятся материалы на эту тему в Церковном календаре и журнале «Церковь»; будут проведены Аввакумовские чтения на родине Аввакума в с. Григорово и в с. Большое Мурашкино, а также в г. Нарьян-Мар, где поморскими старообрядцами создана экспозиция о пустозерских страдальцах, пострадавших за древлее благочестие. Предполагается паломническая поездка делегации Русской Православной Старообрядческой Церкви в Пустозерск с целью установления памятного креста на месте сожжения святаго священномученика и исповедника Аввакума и его соратников. Ярославско-Костромская епархия также разработала и утвердила план мероприятий в честь 330-летия кончины священномученика Аввакума, куда включены: конференция на базе местного университета имени Н.А. Некрасова, посвященная протопопу Аввакуму, вечера духовных песнопений, фотовыставки, выпуск юбилейного календаря, планируется совершить богослужение, посвященное памяти мученической кончины огнепального протопопа и его сподвижников.

    Хочется выразить надежду, что юбилейное чествование подвижников и исповедников древлего благочестия послужит укреплению нашей Церкви и сближению всех тех, кто чтит историю и традиции истинного православия, сохраненного и переданного нам в дар благочестивыми предками как бесценное душеспасительное сокровище.

    О подготовке к 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года
    Нами разработана программа мероприятий, включающая организацию экспозиции в восстановленном Рогожском историческом центре, который также связан с событиями войны 1812 года. В доблестной победе России велика заслуга старообрядцев, которые во все грозные времена проявляли мужество и стремление самоотверженно служить православному Отечеству. Выставка «Московские старообрядцы в Отечественной войне 1812 года» расскажет о знаменитых старообрядцах, прославившихся в эти времена. Это и протоиерей Иоанн Ястребов, сумевший сохранить православные святыни Рогожского от разграбления во время оккупации Москвы французами; и старообрядец купец Прокопий Шелапутин, который исполнял обязанности городского головы в нелегкое военное время. На выставке будет представлена походная церковь, которую оставил на Рогожском Матвей Иванович Платов, знаменитый старообрядец, казацкий атаман, чьи войска участвовали в освобождении от супостатов Москвы, а затем и всей России.

    Также в программу юбилейных мероприятий войдут научно-исторические конференции, выступление церковных хоров, фотовыставка и т.д. В память победы в войне 1812 года намечено установить памятный крест в окрестностях г. Вереи, где шли крупные бои партизан с захватчиками. Хочется надеяться, что юбилейные торжества откроют новые страницы участия старообрядцев в Отечественной войне 1812 года.

    Информационно-издательская деятельность
    Кратко хотелось бы сказать об информационной и издательской деятельности в Церкви. Продолжает действовать официальный сайт Русской Православной Старообрядческой Церкви. Новостной раздел пополняется несколько раз в неделю. Издается «Вестник Митрополии», который стал настоящей летописью официальных событий Русской Православной Старообрядческой Церкви. С момента возобновления его издания в 2004 году подготовлено к печати 30 номеров. Последние номера «Вестника Митрополии» издаются в цвете и содержат фотографии с мест церковных событий.
    Недавно вышел из печати, согласно решению Собора 2010 года, старообрядческий «Катехизис». Среди прочих изданий следует также назвать брошюру «Бутовский крест – символ русской Голгофы». Она посвящена истории гонений на старообрядческую Церковь во времена безбожного режима. Среди последних книг, изданных при содействии Московской Митрополии, следует назвать памятную брошюру «В память вечную будет праведник», приуроченную к обретению мощей святителя Арсения (Швецова), епископа Уральского и Оренбургского, иллюстрированный словарь «Старообрядчество», а также первый том трудов епископа Михаила (Семенова).

    Подготовлены к изданию и в ближайшее время должны увидеть свет собрание сочинений архиепископа Иоанна Картушина и приложение к журналу «Церковь» альманах «Во время оно».
    Немало изданий, затрагивающих тему старообрядчества, появилось благодаря светским издательствам. Среди таковых труд А.Е. Кабанова «Старообрядцы владимирских и костромских земель», книги А.В. Крамера «Причины, начало и последствия раскола русской Церкви в середине XVII в.», М. Зеленогорского «Жизнь и труды архиепископа Андрея (князя Ухтомского)», Пьера Паскаля «Протопоп Аввакум и начало раскола», книга из серии ЖЗЛ Кирилла Кожурина «Протопоп Аввакум», фундаментальный труд доцента кафедры региональной истории и краеведения ИАИ РГГУ В.Ф. Козлова «Москва старообрядческая», книга исследователя причин и последствий раскола ХVII века Б.П. Кутузова «Феномен старообрядчества» и многие другие.

    Большое влияние на отношение общества к старообрядчеству сыграл ряд документальных и художественных фильмов, среди последних наиболее значительным является сериал «Раскол», показанный по телеканалу «Культура» (режиссер Н. Досталь). Сотрудники отдела, участвуя в круглых столах и содействуя подготовке теле- и радиопередач, документальных и художественных фильмов, уберегли их создателей от многих возможных ошибок.

    Во время прошлого выступления на Освященном Соборе мною был поднят вопрос о недостаточной информационной и издательской деятельности на местах. Хотелось бы, чтобы в ходе обсуждения этого вопроса на нынешнем Соборе выступающие рассказали о своих успехах на этом поприще, а также о сложностях и проблемах, встречающихся на пути местных издателей.

    В ходе прошлого Освященного Собора обсуждался ряд негативных черт в современной информационной и издательской деятельности. В частности, был отмечен негативный факт наличия «околостарообрядческих» интернет-ресурсов и изданий, которые занимаются не столько просвещением и проповедью православия, сколько распространением негатива, глумления и кощунства – используя карикатуры и прочие недостойные церковного журналиста методы. В этой связи было принято решение: предложить редакторам церковных СМИ обменяться мнениями по актуальным вопросам в формате круглого стола. В этом году информационно-издательский отдел провел заочный круглый стол по наиболее актуальным вопросам информационной деятельности. О его итогах доложит Освященному Собору руководитель информационно-издательского отдела А.В. Антонов.

    Библиотечно-архивный отдел Митрополии
    В 2011 г. продолжалась работа созданного недавно при Московской Митрополии библиотечно-архивного отдела под руководством иерея Александра Панкратова (Великий Новгород).
    Его сотрудники участвовали в инвентаризации и составлении научных каталогов Рогожского книгохранилища и Архива Митрополии, подготовили к выпуску несколько изданий.
    Среди последних необходимо выделить 2-й том творений святителя Арсения Уральского и 1-й том сочинений епископа Михаила (Семенова).

    Значительным успехом Отдела явилось получение в августе текущего года, через благотворительный фонд «Институт проблем гражданского общества», гранта (финансирования) на открытие в нижнем ярусе Рогожской колокольни читального зала. Выделяемые средства позволят обустроить его на достаточно высоком уровне, создать достойные условия для работы с сохраненными нашими предками книжными сокровищами, как для православных христиан старообрядцев, так и для всех интересующихся историей Церкви Христовой.
    Открыть читальный зал планируется в 2012 году.

    Отдел также задействован в комплектовании и организации работы библиотеки современной духовной литературы, расположенной в здании Духовного училища, подготовке ряда музейных выставок (например, в г. Рязани и Владимирской обл., а также планирующейся в храме Рожества Христова на Рогожском экспозиции к 200-летию войны 1812 г.).

    Досточтимые боголюбивые участники Освященного Собора!
    В своем докладе я постарался рассказать, чем живет наша Церковь сегодня, когда нам дана Богом долгожданная возможность свободно проповедовать истину, восстанавливать и строить храмы при уважительном отношении к нам со стороны властей. К сожалению, десятилетия предшествующих безбожных гонений и притеснения верующих отрицательно сказались на духовно-нравственном состоянии нашего народа. И все же сейчас идет процесс духовного возрождения, осмысления нашей истории и поиска пути ко спасению, пути к Богу.

    Сегодня наша Церковь должна делать все возможное, чтобы в душах нашего народа восстановить веру, надежду и любовь, чтобы противостоять той духовной агрессии, которая нарастает сегодня, как волны потопа. Нам требуется объединить наши усилия, чтобы наша Церковь исполняла главную цель, которую ей поручил Господь – спасение душ человеческих. Слава Богу, сегодня Господь нам дает такую возможность. Эти задачи, безусловно, требуют времени и немалых усилий по сохранению и восстановлению в современном апостасийном мире базовых христианских ценностей, таких как смирение, целомудрие, милосердие и сострадание, в особенности в душах молодых людей, что могло бы способствовать укреплению и духовно-нравственному оздоровлению общества. Слава Богу, сегодня эти духовные ценности возрождаются и находят все больше сторонников и бескорыстных служителей. Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения (2 Кор. 6, 2).

    Призываю наш Освященный Собор и в дальнейшем в духе мира и христианской любви решать все поставленные вопросы, сохраняя неизменную преемственность с предыдущими Соборами, проходившими во Святем Дусе. Да поможет нам Бог совершить сей Освященный Собор в единении и мире во славу и укрепление Церкви Христовой!
    Прошу у вас христианского прощения и святых молитв ко Господу Богу, чтобы Он даровал мне, грешному и недостойному, душевных и телесных сил, смирения, терпения, мудрости и христианской любви, чтобы нести дальше возложенный на меня крест.

    Бог мира и мое архипастырское благословение да будут со всеми вами! Аминь!

    Смиренный Корнилий, Митрополит Московский и всея Руси