Главная » Митрополит » Выступления » Доклад Преосвященнейшего митрополита Корнилия Освященному Собору Русской Православной Старообрядческой Церкви 2010 г.

Доклад Преосвященнейшего митрополита Корнилия Освященному Собору Русской Православной Старообрядческой Церкви 2010 г.

Поиск

Предстоящие события

Доклад Преосвященнейшего митрополита Корнилия Освященному Собору 2010 годаГосподи, Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас!

Преосвященные владыки, боголюбивые протоиереи и иереи, диаконы, иноки, благочестивые миряне, участники Освященного Собора!

Рад вас приветствовать на открытии Освященного Собора. За истекшие пять лет моего служения Освященными Соборами решались многие неотложные задачи по укреплению и развитию нашей Церкви. Так, рассматривались вопросы подбора и обучения служителей Церкви, совершенствования и развития проповеди православия в современном мире, улучшения издательской деятельности, оживления приходской жизни, организации воскресных школ, повышения духовного и образовательного уровня священнослужителей на базе училища при митрополии. У нас остается еще много нерешенных проблем и вопросов, но хочется надеяться, что с Божией помощью и нашими общими трудами будут и в дальнейшем решаться вопросы, возникающие в церковной жизни. А прежде всего будет решаться основная задача Церкви — вести людей ко спасению через проповедь истинной веры, в мире, любви и согласии, в молитве, покаянии и добрых делах, в благодарении Богу за дарование благоприятного и мирного времени для восстановления и строительства новых храмов, проведения крестных ходов, для свободной проповеди православной веры. «Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения» (2 Кор. 6, 2) — эти слова апостола Павла весьма подходят к нашему времени. И еще апостол предупреждает, чтобы сие благоприятное время не омрачалось разделениями и враждой, разоряющими все благое. Устами апостола Господь кротко просит народ Божий: «Умоляю вас, братие, …чтобы все вы говорили одно и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1, 10).

Нет ничего более свободного, чем вера, где нельзя принуждать и регламентировать. Бог дал нам свободу выбора истины, Он не вторгается в нашу жизнь с принуждением и силой, но дает возможность проявлять себя свободно, и мы должны уважать возможность свободного выбора другого человека. Наши предки-старообрядцы за долгие годы гонений уживались с представителями других культур и религий, не затевали войн на религиозной почве. Сегодня мы нуждаемся в этом уникальном позитивном историческом опыте. Мы должны решительно отвергать призывы к враждебным экстремистским действиям. Те, кто критикует нас за добрососедские отношения к представителям иных конфессий, просто забывают исторический опыт старообрядцев в этом вопросе.

В последние годы к старообрядческой Церкви привлечено большое внимание тех, кто хочет познать истинный путь спасения. Особенно необходимо найти этот единственный и верный путь молодежи, то есть тем, кто только его начинает в жизни, в современном развивающемся мире, где идут информационные войны с помощью компьютерных технологий и СМИ. Апостол предупреждает: «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес. 5, 21). Сила влияния телевидения, интернета, мутного потока аудио- и видеопродукции, где господствуют порок, насилие, цинизм, порой превосходит влияние Церкви, семьи и школы. В холодной войне за души людей с помощью современных технологий появилась возможность манипулировать людьми, и молодому человеку, а порой и взрослому, стало непросто отличить свои собственные желания и мысли от тех, что навязываются извне, что сбивают с истинного пути, заставляют служить ложным эгоистическим целям. Многие молодые люди сегодня остаются вне церковной жизни, несмотря на то что они являются людьми крещеными, считают себя православными. Почему молодежь с такой легкостью поддается нравственному развращению и с трудом находит путь в храм, к живой, деятельной вере? Можно назвать много причин. На одну из них указывает свт. Иоанн Златоуст, который пишет: «Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности родителей к житейскому. Обращая внимание только на это одно и ничего не желая считать выше этого, они уже не радят о детях с их душею». Другая причина, на мой взгляд, заключается в том, что, к сожалению, у нас недостает священников и людей старшего поколения, которые могли бы отнестись к молодому человеку с вниманием, заботой и любовью, могли бы помочь ему сделать первые верные шаги к вере, к храму. Во многом это можно объяснить разрывом духовной преемственности поколений в атеистические десятилетия нашей истории. Многие взрослые люди только недавно пришли к вере и неспособны наставлять молодое поколение.

Сегодня молодым предстоит восстановить разорванную связь времен и традиций, вернуться к вере отцов, создавая полнокровную христианскую семью, послужить Отечеству. В свое время Русь называли святой, потому что большинство людей видели смысл жизни в вере, любви, исполнении христианских законов. Дай Бог нынешнему молодому поколению найти и сохранить этот смысл!

В благом деле духовно-нравственного воспитания молодежи в последнее время представители власти г. Москвы проявляют неподдельный интерес и внимание при невмешательстве во внутренние дела Церкви.

5 октября в правительстве Москвы состоялось заседание, на котором в присутствии представителей традиционных религиозных конфессий рассматривался вопрос «О взаимодействии органов исполнительной власти г. Москвы с религиозными объединениями в сфере духовно-нравственного развития и образования молодежи».

Русская Православная Старообрядческая Церковь была представлена в различных направлениях работы с молодежью:

общественно-приходские мероприятия, приуроченные к церковным праздникам;

организация культурных мероприятий по возрождению утраченных национальных традиций (древнерусское церковное пение, церковно-славянский язык, популяризация народных ремесел и традиционного уклада жизни);

общеобразовательные программы для прихожан в виде паломнических экскурсий к православным святыням, периодических открытых занятий в детских и взрослых воскресных школах;

работа с молодежью по воспитанию в подрастающем поколении патриотических чувств, уважения к своей стране и предкам и благочестивым традициям;

издательско-просветительская деятельность;

Также в правительство Москвы нами были внесены предложения по расширению и улучшению работы Церкви с молодежью:

создание центра ремесел, центра народного творчества, репетиционной базы для певческих коллективов;

создание паломнического центра, постоялого двора для паломников;

учреждение медицинского центра для инвалидов и больных;

организация приюта для сирот и бездомных;

рассмотрение возможности выделения эфирного времени для демонстрации фильмов и выпуска телепередач с религиозной тематикой.

Представители власти г. Москвы охотно встречаются со старообрядцами, помогают в решении насущных вопросов. Особенно хочется отметить благожелательное отношение со стороны Олега Михайловича Орлова — председателя комитета по связям с религиозными организациями г. Москвы.

В минувшем году большое внимание уделялось вопросу возрождения духовно-архитектурного ансамбля «Рогожская слобода». Проведены масштабные строительно-реставрационные работы в Покровском и Христорождественском храмах. В 2011 году будет продолжено восстановление фасадов Успенского храма-колокольни. Проведены большие работы по благоустройству территории, возведены ограда и входные ворота, завершается восстановление и благоустройство прудов с иорданью, оборудовано новое освещение территории. В настоящее время ведутся большие работы по восстановлению Дома причта. Хочется выразить глубокую благодарность за неоценимый вклад в восстановление архитектурного ансамбля «Рогожское» — духовного и административного центра нашей Церкви бывшему меру г. Москвы Юрию Михайловичу Лужкову, а также надеяться, что и Сергей Семенович Собянин продолжит начатое благое дело, и ансамбль «Рогожское» станет в скором времени украшением облика столицы. Это событие будет достойным вкладом в приближающееся празднование знаменательной даты — 200-летия Победы России в Отечественной войне 1812 года. Разработан план мероприятий проведения этой юбилейной даты, и Рогожский духовно-исторический центр займет в них видное место.

В минувшем году наша страна отмечала 65-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. В апреле сего года на Совете Митрополии обсуждался вопрос о праздновании этой знаменательной даты и мероприятиях в ее честь. Было принято постановление, которое гласит: «Призвать настоятелей общин совершить в храмах и на братских захоронениях поминовение погибших воинов. Принять участие в государственных мероприятиях, связанных с празднованием 65-летия Победы, воздерживаясь при этом от совместных молитвенных действий с представителями других конфессий». В ходе выполнения этого постановления Совета Митрополии мною было принято предложение о возложении цветов к Могиле Неизвестного Солдата у Кремлевской стены. Это событие было отражено на сайте митрополии. После этой публикации появились обвинения в мой адрес, что я ходил на поклонение к так называемому «вечному огню». На самом деле Могила Неизвестного Солдата и так называемый «вечный огонь» у Кремлевской стены — это два разных, удаленных друг от друга объекта. Могу заверить Собор, что во время возложения цветов к Могиле Неизвестного Солдата никакого «поклоняния огню» не было, и тем более совместных молитв с инославными, а была на государственном уровне засвидетельствована память и выражено уважение к тем, кто отдал свои жизни за освобождение нашей Родины от врагов, тем более что среди воинов было немало старообрядцев.

При возложении цветов было бы уместно помолиться у этого мемориала, но в этом месте нет, к сожалению, христианского символа — креста, чтобы пред ним можно было помолиться за упокой христиан, на поле брани убиенных. В связи с этим мною было направлено обращение к патриарху РПЦ МП Кириллу с предложением совместно обратиться к светским властям об установлении у Могилы Неизвестного Солдата христианского символа — креста. В полученном на мое имя ответе патриарх пишет: «Будучи совершенно согласен с Вами в том, что христианский символ в этом месте более бы соответствовал нашей исконной духовной и культурной традиции, в то же время хотел бы заметить, что возложение венков к Могиле Неизвестного Солдата вряд ли может считаться поклонением огню, как «языческому кумиру». Венки возлагаются не в поклонение огню, а в память о подвиге усопших воинов. Впрочем, поднятую Вами дискуссию об облике памятного места считаю возможным продолжить и развивать».

Сегодня осуществляется в нашем государстве принцип свободы совести, что дает возможность в меру наших сил участвовать в совместных с государством заботах о духовном и физическом сбережении русского народа.

Сейчас наша страна испытывает духовную агрессию так называемых «западных ценностей» в то же самое время идет наступление нетрадиционных культов, некоторые из них направлены явно против православных традиций. Это происходит на фоне экономических потрясений, роста алкоголизма и наркомании, возрастании агрессивности и преступности, упадка честного отношения к труду, понижения рождаемости.

Государство понимает, что для ответа на эти вызовы современности необходима опора на общественное согласие, на возрастание духовно-нравственного уровня, на возвращение к истокам и формам устроения духовной жизни, что всегда давало возможность народу Руси преодолевать любые трудности. Поэтому все, что касается инициатив государства и других традиционных конфессий по сохранению духовности, здоровья нации мы поддерживаем и участвуем в этом, если это не противоречит устоям и правилам нашей веры.

Так, в этом году делегация РПСЦ участвовала во Всемирном Русском Народном Соборе, где нам была предоставлена возможность выступить перед представителями власти, лидерами общественных объединений и делегатами от традиционных религий России. На Соборе присутствовали видные деятели науки, культуры, писатели и журналисты, представители ближнего и дальнего зарубежья. Главной темой этого Собора стала проблема национального образования, формирование личности и гражданского общества. В моем выступлении была выражена озабоченность современным состоянием семьи, детского воспитания и образования.

К сожалению, как и в прошлом, после этого мероприятия можно было услышать упреки в мой адрес за участие в этом Соборе.

На них были даны ответы на нашем Соборе 2007 года, но все же хочу повторить, что у старообрядчества появилась еще одна возможность донести свой голос до всех, кто хочет услышать наше мнение о путях преодоления духовного, культурного и экономического кризиса. Выступление на подобных форумах показывает, что старообрядчество, сохранившее веру своих предков, живо и готово участвовать в меру своих сил в духовном возрождении России перед лицом усиливающейся бездуховности и активности псевдорелигиозных объединений. Конечно, мы понимаем, что решение этих вопросов недопустимо смешивать с понятием экуменизма, как объединения, подразумевающего компромиссы в вопросах веры.

Иногда нам приходится слышать голос так называемых «ревнителей чистоты Православия», которые, критикуя посещение Народного Собора, приводят слова первого псалма Давыда: «Блажен муж, иже нейде на совет нечестивых». В беседе на первый псалом свт. Василий Великий поясняет, что это изречение относится к окончившим свой жизненный путь, он пишет: «Кто еще в живых, того нельзя называть блаженным по неизвестности окончания жизни». Святитель говорит, какими путями не надо ходить, чтобы не погубить своей души: «Блажен, кто не дал в себе места сомнению о Боге, кто не впал в малодушие при виде настоящего, но ожидает чаемого, кто о Создавшем нас не возымел недоверчивой мысли». Так нам следует понимать духовный смысл изречения «Блажен муж, иже нейде на совет нечестивых».

Архипастырские поездки и встречи

В декабре 2009 г. делегация Русской Православной Старообрядческой Церкви посетила Иерусалим во исполнение соборного постановления о водружении лампады у Порога Судных врат. Участники делегации посетили место распятия Христа на Голгофе, храм Гроба Господня, место Успения Пресвятыя Богородицы и другие святые места. У Порога Судных врат 15 декабря 2009 года отслужили молебен Спасителю и священномученику и исповеднику Аввакуму, память которого праздновалась в этот день. Во время совершения молебна была возжжена лампада над святыней.

Также наша делегация нанесла визит вежливости патриарху Иерусалимскому и всея Палестины Феофилу. В приветственном слове к иерусалимскому патриарху было отмечено, что первая подобная встреча состоялась в 1914 г., когда старообрядческие епископы Мелетий Саратовский и Александр Егорьевский и Рязанский во время паломнической поездки по Востоку дважды были на приеме у патриарха Иерусалимского. Патриарх Феофил в ответ засвидетельствовал, что он рад приветствовать на Святой земле предстоятеля Русской Православной Старообрядческой Церкви. В ходе встречи поднимались темы разделения между христианами, обсуждались причины церковного раскола в России. Было рассказано о хранимых старообрядцами древлеправославных традициях.

На Александровском подворье хор Петербургской общины познакомил слушателей с древними церковными песнопениями, которые вызвали восторженные отклики.

Журнал «Церковь» недавно ознакомил своих читателей с подробностями этого исторического события. Участник поездки иерей Геннадий Чунин подробно описал свои впечатления от этого события. Он отметил, что у старообрядцев впервые появилась возможность не только делегацией посетить Святую землю, но и возжечь свою старообрядческую лампаду у великой православной святыни. В появившихся откликах после этого события некоторыми высказывалось мнение, что лампада послужила соблазном, так как место, в котором она возожжена, находится вблизи новообрядческого храма и около нее могут молиться и инославные. Но святость этого места не вызывает сомнения и возжжение лампады, как свидетельство почитания этой святости, не может быть осквернено тем, что эта святыня почитается не только старообрядцами. В конце своего очерка о поездке в Иерусалим отец Геннадий пишет: «Нас радует, что после нашего отъезда в Иерусалиме останется светить огонек нашей лампады, а в сердцах людей сохранится память о нашем пении, нашей вере, нашем Отечестве».

Важной вехой в современной истории Московской Митрополии стала архипастырская поездка в г. Сидней (Австралия), состоявшаяся в январе 2010 года. Эта поездка стала первым посещением австралийского континента предстоятелем Русской Православной Старообрядческой Церкви. 7 января, в день престольного праздника в Христорождественском храме Сиднея, на старинном антимисе, освященном в 1884 году архиепископом Московским Саватием, была совершена архиерейская литургия. В ходе поездки состоялась встреча делегации Московской Митрополии с архиепископом Канадо-Американским и Австралийским Софронием. Было проведено собрание Христорождественской общины, на котором решались важные вопросы местной общественно-церковной жизни.

В июле сего года Христорождественский приход в Австралии по приглашению местной общины посетили: иерей Геннадий Чунин и дьякон Валерий Тимофеев. Они в течение месяца совершали богослужение в Христорождественском храме г. Сиднея и исполняли необходимые требы. Отец Геннадий имел беседу с настоятелем храма Белокриницкой Митрополии города Сиднея протоиереем Тимофеем Овчинниковым.

В этом году значительное внимание было уделено ознакомлению с ситуацией на местах, решению вопросов епархиальной жизни. Со времени прошлого Собора были совершены архипастырские поездки по территориям большинства епархий Русской Православной Старообрядческой Церкви. Во время этих посещений проводись совещания епархий, освящения храмов, рукоположение священнослужителей, решение других вопросов местной церковной жизни.

Среди приходов, которые удалось посетить за прошедшее время, были города и села России: г. Сарапул, г. Ижевск, г. Великий Новгород, г. Бор, с. Большое Непряхино, с. Шувое, г. Егорьевск, г. Лысьва, с. Андроново, с. Устьяново, с. Большое Мурашкино, с. Григорово, г. Лысково, с. Валки, г. Самара и другие.

Во время майского архипастырского визита в Аразамас состоялась встреча с мэром города А.Н. Мигуновым. В ходе беседы обсуждалась возможность строительства нового храма. Мэр предложил на выбор несколько земельных участков под строительство, которое уже начато.

Во время архипастырской поездки на Украину были совершены богослужения в храмах г. Жмеринка, слободы Чернятинская, в селе Жуковка.

В этом году некоторые храмы Русской Православной Старообрядческой Церкви отметили 100-летний юбилей.

Так, сто лет назад, 10 апреля 1910 года, преосвященный Кирил, епископ Петроградский и Твер­ской, совершил торжественное освящение церкви во имя Покрова Пресвятыя Бо­городицы в городе г. Ржеве Тверской губернии. Нынешние торжества должны придать новый импульс развитию старообрядчества в регионе.

Также было совершено архиерейское служение в храме с. Селезнево. Этот просторный каменный храм с колокольней был построен сто лет назад местными купцами-старообрядцами на берегу красивого озера.

В ходе архипастырского визита в Уральскую епархию состоялась встреча с руководителем администрации губернатора Пермского края Ф.З. Алиевым. Участники встречи обсудили духовно-нравственные проблемы общества, вопросы строительства храмов в г. Лысьва и г. Чайковский.

В сентябре состоялась важная поездка по Уссурийской и всего Дальнего Востока епархии. Этот визит оказался весьма плодотворным. Состоялась встреча с президентом Республики Бурятия В.В. Наговицыным. Во встрече также приняли участие мэр г. Улан-Удэ Г.А. Айдаев, заместитель председателя правительства Республики Бурятия, руководитель администрации президента П.Л. Носков, депутат Народного Хурала И.И. Калашников и другие.

Одним из обсуждаемых вопросов стало предстоящее в 2011 году празднование 350-летия добровольного вхождения Бурятии в состав Российской империи. В план республиканских мероприятий планируется включить торжества, посвященные столетию Иркутско-Амурской епархии и 10-летию со дня прославления в лике святых священномученика Афанасия Тарбагатайского.

В ходе встречи с главой Нижнежиримской сельской администрации Н.А. Петровым был решен вопрос строительства в селе старообрядческого храма.

5 сентября в г. Улан-Удэ впервые после долгого перерыва прошла архиерейская литургия. Богослужение совершалось в храме святителя Николы, который некогда принадлежал одной из общин старообрядцев Бурятии. Затем были посещены города Иркутск и Хабаровск.

12 сентября в кафедральном соборе г. Хабаровска был совершено возведение на кафедру Уссурийской и всего Дальнего Востока епархии епископа Патермуфия. Последним пунктом поездки стало посещение г. Владивостока.

В конце сентября состоялась поездка по Кишиневской и всея Молдавии епархии. После архиерейского служения в столице Молдавии г. Кишиневе состоялось посещение Преднестровской республики, где прошла встреча с президентом Приднестровья И.Н. Смирновым. Во время беседы речь шла о приходах г. Тирасполя и г. Бендеры, была достигнута договоренность о содействии в проведении ремонтных работ в Покровском храме г. Тирасполя. После этой встречи делегация Московской Митрополии посетила г. Тирасполь, г. Бендеры, г. Бельцы, с. Старая Добруджа, с. Покровка.

30 сентября на епархиальном совещании в Кишиневе обсуждались проблемы христианской молодежи. Было высказано мнение, что молодежные съезды должны стать одной из основных форм работы с молодежью. Со своей стороны, священство епархии изъявило готовность поддерживать молодежные инициативы. В тесной связи с рассмотрением проблем подрастающего поколения был затронут вопрос необходимости духовного образования — на епархиальном совещании был положительно рассмотрен вопрос о материальной помощи Московскому старообрядческому духовному училищу. В числе прочих вопросов повестки дня была одобрена идея создания иконописной мастерской при епархиальном центре в Кишиневе.

Также в этом году состоялось несколько епархиальных совещаний.

В Москве на мартовском епархиальном совещании присутствовали 24 священника и три диакона. Были приняты решения по развитию нескольких приходов и реконструкции храмов.

3 июня в храме святителя Николы г. Верещагино прошло епархиальное совещание Уральской епархии. Участники совещания заслушали отчеты настоятелей о деятельности приходов, обсудили вопросы воспитания и обучения молодежи, деятельность воскресных школ, подготовку кандидатов в священнослужители. Священнослужители поделились опытом и результатами взаимодействия приходов с местными средствами массовой информации.

9 августа состоялось епархиальное совещание Ярославско-Костромской епархии, на котором представители священства и делегаты от приходов одобрили кандидатуру протоиерея Валентина Новожилова в епархиальные архиереи. 14 августа с. г. на праздник Происхождения Честнаго и Животворящего Креста Господня в храме села Дурасово за божественной литургией настоятель храма протоиерей Валентин Новожилов был пострижен во иноки с именем Викентий.

Освящение храмов

В истекшем году состоялось несколько освящений новопостроенных храмов.

27 декабря 2009 года был освящен храм в селе Афанасьево Кировской области во имя святых верховных апостол Петра и Павла. Афанасьево — один из районных центров Кировской области. В деревнях и поселках, расположенных на берегу Камы, издревле проживало много старообрядцев.

4 июня был совершен чин закладки храма в селе Морозово Очерского района (Уральская епархия). Предполагается, что новый храм будет освящен во имя Рожества святителя Николы Чудотворца, как и тот, что действовал здесь до революции.

6 июня состоялось освящение храма в селе Тойкино Большесосновского района Уральской епархии. Новый деревянный храм назван в честь святаго и славнаго пророка Илии фезвитянина.

Хиротонии

Существенное внимание уделяется вопросу подготовки и поставления священнослужителей. За прошедший год совершено несколько диаконских и священнических и одна архиерейская хиротония.

25 апреля, согласно решениям Освященных Соборов и апрельского Совета Митрополии, был возведен во епископы священноинок Патермуфий (Артемихин), ранее служивший настоятелем храма Успения Пресвятыя Богородицы села Городище Луганской области (Украина). Хиротония в Покровском кафедральном соборе на Рогожском совершена в сослужении владыки Саватия, архиепископа Киевского и всея Украины, и преосвященного Силуяна, епископа Новосибирского и всея Сибири.

24 января в Покровском соборе на Рогожском рукоположен в сан священноиерея диакон Игорь Карванен.

11 апреля во иереи был рукоположен диакон Сергий Лап­тев, шесть лет прослуживший в сане диакона в храме Успения Пре­святыя Богородицы в Нижнем Новгороде. Теперь о. Сергий опре­делен на служение в этом храме вторым священником.

12 июля в Покровском кафедральном соборе на Рогожском возведен в сан иерея диакон Михаил Лоскутов. О. Михаил продолжит служение в храме Вознесения Господня в поселке Баранчинский Уральской епархии.

В Неделю десятую по Пятьдесятнице был рукоположен во диаконы чтец Константин Гаранин. Служение диакона Константина будет проходить при храме Знамения Пресвятыя Богородицы в г. Оренбурге.

19 августа обрела нового настоятеля старообрядческая община г. Клинцы. В день престольного праздника Преображения Господня был рукоположен во священники диакон Михаил Смирнов, внук одного из прежних настоятелей Преображенского храма протоиерея Владимира Смирнова.

Встречи со светскими властями по вопросам нравственности и духовного образования

В 2009-2010 гг. состоялись встречи с представителями федеральных властей. На них представители старообрядческой Церкви высказались по целому ряду проблем морали и нравственности.

Особое место среди подобных мероприятий заняло участие в рабочей встрече, организованной 3 февраля Комитетом по связям с религиозными организациями города Москвы совместно со столичным Департаментом потребительского рынка и услуг. В ходе встречи представители государственных властей и религиозных объединений обсудили вопросы профилактики алкоголизма и пропаганды здорового образа жизни.

Хочу напомнить, что проблемы алкоголизма были обсуждены на минувшем Освященном Соборе 2009 года и последующих Советах Митрополии. В ходе выполнения решения Собора в марте сего года в адрес правительства РФ было направлено обращение, касающееся борьбы с пьянством и алкоголизмом. В нем, в частности, предлагалось законодательно ограничить производство и продажу алкоголя; запретить продажу алкоголя лицам, не достигшим 21 года; запретить продажу пива и слабоалкогольных напитков в павильонах, киосках и палатках; запретить употребление алкогольных напитков на массовых и официальных мероприятиях; запретить рекламу пива и других алкогольных напитков (в том числе скрытую — через фильмы, конкурсы, фестивали, а также ее спонсорство); ввести в программы преподавания всех учебных заведений обязательный курс противоалкогольных и противотабачных знаний; создавать музеи под названием «Вред пьянства и табакокурения» с обязательным посещением их учащимися.

Недавно нами издана брошюра «О вреде пьянства и борьбе с ним», в которой главный упор направлен на борьбу за трезвость и искоренение других вредных пристрастий, предлагаются не запретительные и принудительные меры, а методы духовного воспитания, ибо человек, сознательно избравший трезвый образ жизни, во много раз надежнее и ценнее непьющего по принуждению.

Еще одной проблемой, вызвавшей обеспокоенность Церкви, стало возможное введение новых форм так называемой ювенальной юстиции — отрасли гражданского права, затрагивающей внутрисемейные отношения между родителями и детьми.

В некоторых странах, где принято это нововведение, традиционное иерархическое устройство семьи поставлено под сомнение, а права ребенка поставлены выше прав родителей. В реальности это позволяет органам ювенальной юстиции активно вмешиваться в семейную жизнь, по разным незначительным поводам изымать детей из семьи, передавать на воспитание в интернаты или другие семьи.

По этому вопросу нами было направлено обращение к президенту РФ Д.А. Медведеву и Государственной Думе РФ. В нем, в частности, говорилось: «Крепкая, духовно и физически здравая семья, основанная на авторитете старшего поколения, была и остается краеугольным камнем христианского общества и Российского государства… Нарушив заповедь Божию о почитании отца и матери, исчезли с лица Земли целые народы, примеров чему большое число в истории… Убедительно просим Вас принять все возможные меры, дабы многовековая традиция семейного воспитания в духе почитания старших не оказалась под угрозой насильственного уничтожения».

В июле на территории Рогожского состоялась встреча с министром культуры Александром Алексеевичем Авдеевым.

В ходе беседы были затронуты вопросы возвращения из Большого театра колоколов старообрядческого храма в Гавриковом переулке; подготовки для Московской старообрядческой Митрополии копий документов Рогожского архива, изъятого в советское время и хранящегося ныне в фонде древних рукописей Российской государственной библиотеки; реставрации усыпальниц известных старообрядческих династий на Рогожском кладбище. Министр обещал оказать содействие в решении этих вопросов.

На встрече также обсудили возможность участия старообрядческой Церкви в торжествах, посвященных 200-летнему юбилею победы в Отечественной войне 1812 года. Министр обещал, что участие Церкви будет включено в план общероссийских мероприятий.

Отношения с Белокриницкой Митрополией

В последние годы наши некогда добросердечные братские отношения подвергаются испытаниям. Мы, со своей стороны, делаем все возможное, чтобы в результате возможных взаимных встреч, дружеских переговоров, тесных контактов и молитвенного общения наши отношения развивались и укреплялись во благо церковного мира. Мы призываем Белокриницкую Митрополию встретиться на совместном Соборе, где будет возможность обсудить накопившееся вопросы, в том числе об окормлении Христорождественского прихода в Австралии. В скором времени состоится Освященный Собор Белокриницкой Митрополии, на котором будет обсуждаться вопрос о наших взаимоотношениях. Хочется выразить надежду, что решения будут приняты на основе церковных канонов и правил святых отец и молитвенное и дружественное общение двух братских Митрополий не смогут поколебать никакие раздорнические силы. Мы надеемся, что с Божией помощью сможем сберечь то драгоценное наследие, которое завещали наши благочестивые предки, если будем пребывать в христианской любви. Прп. Ефрем Сирин сказал о силе любви: «Видя теплоту взаимной любви нашей, Бог исполнит прошения всех, удовлетворяя каждого, за доброе произволение относительно друг друга».

О состоянии отношений с другими конфессиями

В докладе к Освященному Собору 2004 года владыка Андриан писал по поводу отношений с РПЦ Московской Патриархии: «Состоялись встречи с архиереями МП, которые, как мне представляется, способствовали снижению уровня предвзятости и установлению более доброжелательного отношения к старообрядчеству. Эти встречи убеждают меня, что, не отступая от отеческого благочестия, не изменяя духу дораскольной Церкви, мы сегодня можем обсуждать с МП решение спорных имущественных вопросов, формы совместного противодействия духовному экстремизму, сектантству и прочим болезням нашего общества. Мы видим, что в среде МП стал проявляться все возрастающий интерес к древлеправославной традиции». В 1913 году Ф.Е. Мельников писал по поводу совершающегося поворота иных конфессий к лицу древнерусской Церкви: «В этом повороте видим победу старообрядчества».

Сегодня мы продолжаем в этом духе встречи с представителями Московской Патриархии. В прошлом году у нас состоялась ознакомительная встреча с вновь назначенным председателем ОВЦС МП митрополитом Иларионом (Алфеевым). На встрече шла речь о поисках выхода России из духовно-нравственного кризиса, осмыслении причин и отрицательных последствий церковного раскола, о вопросах возможного сотрудничества в социальной сфере.

Митрополит Иларион недавно высказал пожелание прибыть к нам с ответным ознакомительным визитом, сейчас уточняется вопрос о взаимоприемлемой дате.

 Поддержание добрососедских контактов с иными конфессиями, а в особенности с теми, которые в своем наименовании носят понятие «старообрядчество», весьма целесообразно, так как мы могли бы обсуждать социальные и правовые вопросы в нашем государстве, совместно бороться с пороками нашего общества, такими как пьянство, наркомания, табакокурение, насаждение разврата и насилия.

Нам хотелось бы установить дружеские отношения со всеми старообрядческими согласиями, вспоминая слова Ф.Е. Мельникова, сказанные в статье «Путь объединения старообрядчества»: «Все старообрядцы, несомненно, скорбят о существующих между нами разделениях и разногласиях, и все они жаждут объединения разделенного старообрядчества в одну древлеправославную Церковь».

В отношениях с Русской Древлеправославной Церковью мы исходим их обращения, направленного нами в 2006 году, в котором выражен призыв к взаимным шагам по налаживанию отношений доверия и открытости. Исходя из этого, с нашей стороны недавно была завершена передача молитвенного дома в городе Саратове в обмен на храм, который занимает ныне наша община. Думаю, что этим удалено еще одно препятствие к налаживанию мирных, доверительных взаимоотношений.

 О духовно-нравственном обучении в школе

На Освященном Соборе 2009 года обсуждался вопрос о введении в общеобразовательной школе курса «Основы духовной культуры». Напомню, решение Собора было следующим: принять участие представителям нашей Церкви в подготовке учебника по этому предмету. По решению президента РФ при Министерстве образования была создана комиссия, задачей которой было подготовить учебники по духовно-нравственному обучению, в которую включили и представителей нашей Церкви. В результате их работы, с нашей стороны — автор Алексей Муравьев разработал вариант учебника, который, по заверению председателя комиссии М. Шахнович, будет издан в ближайшее время. В учебнике Алексея Муравьева в доступной форме рассказывается о понятиях нравственности, ценности добродетели и о пагубных последствиях греха. Учебник, который добровольно могут выбрать школьные преподаватели этого предмета, позволит детям понять, что в мире есть Бог, любовь, добро, милосердие, совесть, но в то же время, избегать зла, греха и вражды.

Хотя основную ответственность в духовном воспитании детей должна нести Церковь и семья, все же полагаю, что сегодня полезно духовно-нравственное обучение в школе, которая долгие десятилетия пребывала в атеистическом, бездуховном состоянии, в результате чего разрушалась нравственность, возрастали пороки, преступность, агрессивность — то есть умножилось зло. Дай Бог, что бы сегодня возрастало добро и исполнилось пожелание Господа нашего Исуса Христа: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне» (Мф. 19, 13).

Об училище и духовном образовании

Сегодня наша Церковь нуждается в грамотных, духовно опытных священнослужителях и церковных тружениках — головщиках, уставщиках, преподавателях воскресных школ, церковных историках и писателях. Духовная просвещенность и исторически богословские знания нужны и простым прихожанам, поэтому в современной деятельности Митрополии важным направлением является всемерная поддержка духовного образования и просвещения.

Важным подспорьем в деле духовного образования, в первую очередь для священнослужителей, является деятельность старообрядческого духовного училища при Московской Митрополии. Сегодня в нем преподаются одиннадцать дисциплин на трех курсах: это такие предметы, как церковное пение и чтение, богослужебный устав, история Церкви, святоотеческое богословие, апологетика и другие дисциплины. Четвертый выпуск училища в 2010 году составил 8 человек. Всего в этом учебном году обучается на дневном очном отделении — 18 человек и на заочном 54 человека. Количество преподавателей — 19 человек, среди них есть священнослужители и кандидаты наук. Открыто 4 факультатива. Студенты дневного отделения проходят церковную практику в Покровском кафедральном соборе Москвы и в других городах и селах России. В училище регулярно проводятся диспуты, беседы и встречи на интересующие студентов духовные темы.

В связи с материальными затруднениями в Московской Митрополии на Соборе прошлого года было принято обращение ко всем общинам нашей Церкви о материальной поддержке деятельности училища (компенсации 50% расходов), за истекшее время получена компенсация только около 20%, в результате сейчас, в начале учебного года, на заседании учебного совета обсуждался вопрос материальной экономии, в связи с чем предлагалось обучать студентов только мужского пола, сократить количество дисциплин и вместо 3-годичного обучения на очном отделении обучать 2 года, а третий год желающих обучать заочно. Также обсуждался вопрос о заключении договора между училищем и студентами при поступлении, в котором будут прописаны права и обязанности обеих сторон.

И все же, несмотря на материальные трудности, училище с помощью Божией живет и будет в дальнейшем совершенствовать и развивать свою деятельность. Так, намечается открытие филиалов училища в епархиях, чтобы облегчить возможность заочного обучения на местах. Отрадно, что все больше и больше молодых и грамотных выпускников училища занимают достойные места в приходах нашей Церкви в качестве священнослужителей, уставщиков, певцов, преподавателей воскресных школ и несут другие церковные послушания на благо Церкви.

Информационно-издательская деятельность

Хотелось бы сказать об информационно-издательской деятельности нашей Церкви, которая наряду с возрождением храмов, поставлением и обучением священнослужителей, улучшением проповеднической деятельности занимает сегодня важное место. Задача издательского отдела Митрополии — сделать интересной и доступной для любого человека информацию о старообрядчестве, помочь обрести истину православной веры. Продолжает действовать официальный сайт Русской Православной Старообрядческой Церкви. Новости на нем обновляются в зависимости от событий, происходящих в Московской Митрополии, в среднем 2-3 раза в неделю. Кроме того, в этом году на сайте появились отдельная рубрика, связанная с богослужебной, духовной и исторической литературой. На сайте помещаются рецензии на новые издания по старообрядческой тематике. Это позволяет читателям заранее узнать о содержании тех или иных книг и пробрести их. Также продолжается издание «Вестника Митрополии», уже ставшего своеобразной летописью жизни Церкви. Если бы Вестник Митрополии издавался в 50-е, 60-е, 80-е и даже 90-е годы, то нам сегодня, возможно, не приходилось бы по крупицам восстанавливать уже утраченную и забытую информацию о жизни Церкви.

В этом году продолжено издание общественно-церковного журнала «Церковь». Новый выпуск журнала поступил в книжные лавки храмов Русской Православной Старообрядческой Церкви всего лишь полтора месяца назад и уже практически разошелся. Несмотря на перерыв в издании, новый номер сохранил традиции, хорошо известные читателю после возобновления издания журнала «Церковь» в 1990 году. Сотрудниками библиотечно-архивного отдела Митрополии В. Волковым и В. Боченковым издан второй том сочинений святителя Арсения Уральского.

В этом году нас порадовали светские издательства, немало уделившие внимание старообрядческой теме. Среди наиболее важных изданий, подготовленных учеными, можно назвать книги «Морозовский хор в контексте старообрядческой культуры начала XX века» И.В. Дынниковой, «Три жития» Н.В. Понырко, переизданная М. Гринбергом книга В. Рябушинского «Старообрядчество и русское религиозное чувство» и переизданная под редакцией Е.М. Юхименко книга П. Паскаля «Протопоп Аввакум и начало раскола».

Вместе с тем, не могу не обратить внимание на факт недостаточной работы в сфере информационной и издательской деятельности на местах. Действительно, имеются ряд местных изданий, таких как журналы «Сибирский Старообрядец», «София» и «Радуга», газеты «Община», «Калугарь», «Благовест», «Покровский Вестник», «Старообрядец», работают несколько сайтов, посвященных жизни старообрядческих общин Ржева, Санкт-Петербурга, Перми и др. Но этого явно мало для действенной проповеди и освещения жизни Церкви в современном информационном пространстве. Нет ни одного действующего епархиального сайта, а в некоторых епархиях вообще не проводится информационная работа. По этой причине многим людям, ищущим истинную Веру или информацию о жизни общин, приходиться либо обращаться в Митрополию, которая находится иногда за тысячи километров от места их жительства, либо, что еще хуже, — черпать информацию из сомнительных «околостарообрядческих» интернет-ресурсов. Думаю, что настало время более широкого развития местной информационной деятельности. Ясно, что дорого и сложно печатать полноформатные глянцевые издания, но издать небольшую газету или подготовить страничку в Интернете в состоянии большинство наших общин.

 Боголюбивые участники Освященного Собора! Задачи, стоящие перед нашей Церковью, сегодня весьма ответственные и трудные. В наше время, когда старообрядцам, с помощью Божией, дана долгожданная свобода церковного развития, учебы и проповеди истинной веры, усилились враждебные и разделяющие силы, чтобы поколебать церковный мир и единение. Разделение — страшный грех, разоряющий все живое, о пагубных его последствиях предупреждает Господь и устами верного ученика поведал миру — удаляйтесь разделений, ибо блаженны миротворцы. В Послании к римлянам апостол призывает братию остерегаться разделения: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны… уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Исусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (Рим. 16, 17). Ибо когда нет единодушия, то иссякает любовь — неиссякаемый источник неложного знания и твердой веры.

Призываю Освященный Собор потрудиться в духе мира и христианской любви. Святость Освященных Соборов состоит в том, что в них невидимо пребывает Глава Церкви Господь наш Исус Христос и действует Своей благодатию Святой Дух. Святость Собора заключается и в обязательном исполнении решений предшествующих Освященных Соборов, постановления которых также принимались с начальными словами: «Соизволися Святому Духу и нам …»

С удовлетворением хочу отметить, что дух соборности нашей Церкви позволяет преодолевать раздорнические настроения последних лет и что миролюбие, открытость и единение в главном привлекают к нашей Церкви всех тех, кто хочет идти путем спасения.

Да поможет нам Бог совершить сей Собор в единении и мире, в благом разумении и мужестве, вере и взаимной любви, в духе святости и Божией благодати!

Испрашиваю ваших усердных молитв ко Господу Богу, дабы Он даровал мне, недостойному и грешному, дары смирения, терпения, мудрости и христианской любви ко всеобщему нашему спасению.

Бог мира и любви и мое архипастырское благословение да будут со всеми вами!

Смиренный Корнилий,
Митрополит Московский и всея Руси