Слово при крещении детей

Поиск

Предстоящие события

    Видеозаписи

    • Интервью с Митрополитом Корнилием на телеканале «Русский Мир»
    • Освященный Собор 2016 г.
    • Презентация сборника «Русское старообрядчество» в Доме русского зарубежья
    Дорогие братие и сестры!

    Спаситель рода человеческого Исус Христос пришёл в мир, чтобы искупить нас от греха и чрез крещение ниспослать верующим в Него благодать Святаго Духа, которая направляет к новой жизни, избавляет от греховного плена, устремляет в Царство Небесное.

    В таинстве Крещения человек вступает в новый, вечный завет с Богом, обещаясь исполнять Его заповеди, умереть греху и жить для Господа.

    Высоко и ответственно звание христианина, которое даётся человеку при крещении. В нём мы призваны к вечной жизни, обрести которую можно лишь создав Царство Божие в своей душе, чтобы потом войти в вечную жизнь с Господом.
    Св. Ефрем Си́рин учит: «Царство Божие внутри тебя, грешник. Войди в самого себя, ищи усерднее и без труда найдешь его. Вне тебя – смерть и дверь к ней. Войди в себя, пребывай в сердце твоём, ибо там Бог. Не найдёшь Царства Божия здесь – не будет его там» (слово 142).

    Перед тем, как совершить таинство крещения, священник должен разъяснить восприемникам и родителям его смысл и необходимость в деле спасения души и обретения вечной жизни. Без крещения невозможно спасение души, поскольку Господь сказал: Если кто не родится водою и Духом, не может войти в Царство Божие (Ин. 3, 5).

    Христос, придя в мир для спасения рода человеческого, «во исполнение всякой правды» принял крещение от Иоанна Крестителя. В божественном смирении Он – Безгрешный – погрузился в воды Иордана, чтобы этим обновить наше естество, очистить его от скверны первородного греха падшего Адама, освободить нас от проклятия и осуждения за прародительное неповиновение Творцу. Как символ примирения с Богом всего человечества Дух Святой в виде голубя снизошел на Исуса Христа в момент крещения.
    Св. Иоанн Златоуст в проповеди на Крещение пишет: «На Иордане Святой Дух в виде голубином показал, что в крещении рождается духовный человек и он должен быть незлобив, прост и невинен». Полное погружение символизирует смерть, а восстание из воды – новую жизнь.

    После распятия и воскресения Христа древнее средостение между человеком и Богом пало – и человеку была открыта дорога к Отцу Небесному в Его Царство, где, по слову апостола, людям нет «никакого осуждения за грех Адама» (Рим.8,1-5).
    Для крещёного человека открыт путь ко спасению через стремление пребывать в добре, в тесном единстве со Христом. Крещение подобно привитию дикой ветви к плодоносному стволу, который питает и возрождает к плодоношению привитую ветвь. Не случайно Христос призывает Своих последователей: «Пребудьте во Мне – и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собой, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне» (Ин.15,4-17). А кто не пребывает со Христом, «извергнется вон, как ветвь и засохнет» (Ин.15,7)
    Христос пролил Свою кровь во оставление грехов всего мира (Мф.26,28), но некрещёный человек, как отторгнутая ветвь, не имеет надежды быть искупленным крестной жертвой Спасителя. Крещение – только начало спасительного пути, когда человек одерживает первую победу над грехом. По крещении мы наделяемся силой благодати Святого Духа бороться с властью греховного мира, с его «богопротивлением» и многоразличными страстями. В таинстве Крещения плоть, склонная к падению, теряет свою власть над духом. Благодать Святаго Духа обновляет человеческую природу, поражённую грехом, и дарует ей первозданную чистоту.

    До крещения грех есть та сила, которая порабощает человека; о её действии говорит апостол Павел: «…не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… бедный я человек!» (Рим.7,15-24).
    Греховному влечению, склонности к падениям, духовному повреждению подвержен род человеческий подобно наследственной болезни, которая обитает в человеке с самого рождения. Об этом состоянии греховной наследственности говорит пророк Давыд: Се́ бо в беззако́ниих зача́т е́смь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́ (пс.50).

    Крещение благодатию Святаго Духа помогает изгнать эту «греховную порчу», соединяет со Христом, «прививает» к Его животворящим Телу и Крови.
    В крещении Господь принимает душу младенца в лоно Своей Церкви, где Он как Страж и Наставник вместе со святым ангелом-хранителем оберегает душу ребёнка. Господь становится любящим и милующим Отцом, как бы ведущим дитя за руку по опасному и трудному пути жизни.

    В святом крещении в душу младенца вселяется благодать, которая сродни посеянному зерну, способному расти и развиваться, приносить добрые плоды, хранить и созидать душу. О том, что происходит в крещении, сказал св. Симеон Новый Богослов: «Тогда Бог Слово входит в крещёного, как в утробу Приснодевы, и пребывает в нём как семя». Из этого семени должен родиться новый человек во Христе. И как любое растение требует ухода, поливки, обработки, так и посеянная благодать в душе человека требует заботы добрых дел любви и исполнения заповедей Божиих. Без этих дел душа высохнет, умрёт или будет как дерево, покрытое богатой листвой, но пустоцветное, в подобие «безплодной смоковницы», проклятой Христом за то, что обещая плод обильным цветением, не приносило его. По слову Иоанна Предотечи: «Уже и секира при корне дерева лежит, всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф.3,10).

    В крещении благодать даётся младенцу как сила, которая будет содействовать в нем возрастанию духа. Как толкует св. Макарий Великий – крещение зажигает в душе свет и всевает то семя Христово, которое младенец, достигнув сознательного возраста, будет взращивать, ощущая в себе действие благодати, ведущей его к добру и спасению.

    Для присоединения к Церкви, по слову апостола Петра, нужно «обещание доброй совести» (1 Петр.3, 20). Это обещание при крещении за младенцев приносят взрослые верующие восприемники, или «крестные родители», которые обещают Богу, что путь жизни крестника будет христианским, что он будет воином Христовым против дьявола и злых сил, будет идти трудным путем в вечное и истинное отечество – Царство Божие, следуя за знамением Христовым – Его Честны́м Крестом.
    Необходимость крещения детей сразу после рождения, а не по достижении совершеннолетия (как делают протестанты), Святая Церковь объясняет желанием иметь надежду на спасение души ребенка в случае внезапной смерти его до достижения совершенного возраста. Христос, придя в мир, принял добровольно июдейский обряд обрезания на восьмой день по Рожестве. Этот обряд затем в Церкви Христовой был заменен крещением. Церковь первых времен христианства уже знала крещение детей. Об этом свидетельствуют церковные историки и апостольское крещение «дома Стефани́нова», где, конечно были и дети.

    Хочу обратиться к восприемникам. Крестные родители, вы приняли на себя великую обязанность и ответственность руководства на пути спасения новопросвещенных. Отныне вы должны стать хранителями безгрешных белых одежд, в которые облачены крестившиеся, в знак будущей душевной и телесной чистоты, которые с этого момента они обещаются хранить.

    Душа ребёнка чувствительна к добру и злу. Младенец наделён от самого зачатия восприятием действия Божией благодати – и обнаруживает это в проявлении своих чувств. Подтверждением этому служит описание в Евангелии встречи Девы Марии, имевшей во чреве Богомладенца Христа, и Елисавети, носившей в себе будущего пророка Иоанна. При этой встрече, «когда Елисаветь услышала приветствие Марии, взыгрался младенец во чреве ея» (Лк.1,43). В Евангелии Иоанн Предотеча ещё во утробе матери именуется «младенцем», который проявляет чувство радости по наитию Святаго Духа. Также проявление чувств младенца в утробе матери описано в житии прп. Сергия Ра́донежского. «Руководствуясь светом благодати и наставлением восприемников, направляемый молитвой Церкви крещёный младенец, – пишет еп. Михаил Семёнов в проповеди “О таинстве крещения”, – входит в праведную жизнь сначала безсознательно, потом полусознательно, а позже, при выходе в самостоятельную жизнь, он должен самоопределить себя как христианин, т.е. совершить сознательное обращение своей воли и мысли ко спасению».

    Крещение – это духовное рождение, которое происходит по вашей вере. В душу младенца при крещении входит свет Божественной любви. «Крестился еси, просветился еси», – говорится в Чине крещения. Восприемники, в руки вам даются горящие свечи, как символ просвещённой благодатью души младенца. Храните этот свет, берегите святую искру любви и веры, зажженную в душе ребенка, и не дайте злым ветрам погасить это святое пламя.
    Отныне вы, крестные родители, должны оберегать крестников от грехов и падений, не давать страстям и похотям пребывать в их душах, утверждать в них мысль, что предстоящая жизнь христианина – это не весёлая прогулка, а суровый крестный подвиг жертвенной любви, смирения и помощи ближним. Молитесь о спасении крестников, молитесь, чтобы Господь направил их стопы к Церкви, без которой нет спасения, молитесь, чтобы главная их дорога была бы в храм Божий. И сами идите в дом Божий, исполняя призыв пророка Давыда: «В дом Господень вни́дем», чтобы «зреть красоту Господню, посещать Церковь Святую Его» (Пс.26). Пусть храмом вашим будет не только молитвенный дом, но и вся ваша жизнь. Пусть ваша жизнь и жизнь крестников вся будет богослужением. Будем призывать на помощь силу благодати Святаго Духа, данную нам во святом крещении, возрождающую нас, избавляющую от власти греха, – благодати, дающей нам источник новых сил и веду́щей к вечной и блаженной жизни в Царстве Божием. В чём да поможет нам Господь Бог, Ему слава и держава во́ веки! Аминь.