Проповедь в Великую субботу

Поиск

Предстоящие события

Видеозаписи

Вчера мы поклонялись плащанице, которая является
символом смерти Христовой. Мы поклонялись долготерпению Господа, Его страстям,
Его жертвенной любви ко всем людям. Как трудно связать то, что мы совершаем
теперь, поклоняясь Кресту и плащанице, с тем, что было тогда, когда на грубом
деревянном Кресте после многочисленных страданий умер плотию Христос. До этой
страшной казни Христос провел ночь лицом к лицу с надвигающейся смертью. Он
молился Отцу: Да минует Меня чаша сия,
но затем, укрепившись в духе, Он говорит Отцу: Да будет воля Твоя. И потом мы слышим в Евангелии, как Его долго
мучили и избивали и Он в смирении умирал медленной смертью на Кресте, не
произнеся слова малодушия и упрека. Единственными словами, обращенными Им к Отцу,
тогда были слова о мучителях: Отче! Прости
им — ибо не ведают, что творят…

Перед нами проходят события страстей Господних, и все
это произошло с Ним из-за любви к людям. Своим ученикам Христос сказал до
этого: «Никто жизни у Меня не отбирает — Я ее свободно отдаю». Дело нашего
спасения Он исполнил до конца, но какой ценой обходится эта спасительная любовь
к людям!

Смерть Христова говорит нам о радости Его Воскресения,
но сегодня мы видим у Креста рыдающую матерь Его, ту Пречистую Деву, Которая приносит
в дар людям бесценную жертву — своего Сына ради спасения мира. Она любила Сына как
никого на свете. Он умирает, и Она, сострадая, соумирает с Ним и в Своем долготерпении
прощает убийц Своего Божественного Сына, чтобы потом иметь право молиться перед
Ним о нашем спасении. Это право Пресвятая Богородица получила сопричастностью
крестной смерти Своего Сына!

Потом тело Господа сняли с Креста Его ученики, которые
ранее были тайными, а теперь перед лицом смерти открылись без страха. Иосиф
Аримафейский и Никодим отнесли тело Господа в пещеру в Гефсиманском саду.

И вот сейчас перед нами плащаница, где у тела Исуса
изображена Его Матерь и ученики. Прикладываясь к этой святыне, будем совершать
это с великим благоговением и трепетом, вникая всей душой, что ужас смерти
Христа зиждется на одном: на нашем грехе, и каждый из нас, согрешающих,
ответственен за эту смерть, потому что она случилась из-за того, что мы теряем страх
Божий, отступаем от Его заповедей. И взирая на плащаницу, услышим плач
Богородицы, ощутим ужас Его учеников, скорбь и стон всей земли.

Будем благодарить Бога за наше спасение, которое куплено
Исусом Христом и Богородицей такой дорогой и страшной ценой и которое нам так доступно,
но мимо которого мы проходим подчас безразлично. Воспоем славу Богу за Крест, за
смерть, за то, что для нас смерть уже не конец, а только сон успения, начало
вечности.

Сегодня мы находимся в тишине преблагословенной Субботы,
когда Господь почил плотию от Своих страданий. Закончилось все самое страшное и
мучительное, и, взирая на Его тело, изображенное на плащанице, мы можем проникнуться
чувством покоя и умиротворения. Господь сошел в ту бездну и глубину ада, туда,
где нет Бога и надежды. Когда Он вошел в эту область, то ад сотрясся и
ужаснулся, и совершилось чудо — ад потерял свою силу и был побежден. В
Воскресении Христовом небо, земля и преисподняя исполнились светом. Когда во аде
появился Победитель смерти Исус, тогда все пленники его озарились светом
Христовым и ожидавшие Христа праведники вышли из темного плена вслед победоносного
Пастыря. Исус Христос Своим Божеством, своим Крестом, своим Светом связал
темную и злобную силу дьявола, освободив весь порабощенный человеческий род.

До Воскресения Христа смерть была страшна человеку, она
разлучала его с Богом и близкими, а по Воскресении — воссияло бессмертие, и
вместо смерти человек обрел успение и жизнь вечную. Где ти, смерти, жало? Где ти, аде, победа? (1 Кор. 15, 55), —
восклицает с победной радостью апостол.

Святой Григорий Палама пишет в проповедях на Великую
Субботу: «Своей жертвой Христос освободил нас от рабства дьявола и смерти, дав
во искупление Свою кровь, искупил нас от вины, отпустив нам грехи и рукописание
их на Кресте разорвав, искупил нас от тирании дьявола, который оказался крепко
связанным, выставленным на поругание Крестом Христовым». Далее святитель
продолжает: «Будем же и мы, подражая Христу своею праведностью, одолевать князя
тьмы, отражать его нападение и подстрекательство к дурным страстям. И хотя
Христос победил и связал начальника зла, изгнав его из душ человеческих, однако
допускает ему нападать извне, чтобы обновленный человек, живя по Евангелию
Христову, в добродетели и покаянии, перенося страдания и тем закаляясь, приуготовил
себя в сем веке к обретению будущих благ небесных».

 Смерть Христа
навсегда извлекла из ада все, что способно жить, она упразднила ужас смертного
порабощения. И теперь смерть мы называем успением, то есть временным сном. Страдания
Христа освятили наши земные страдания за правду и веру, заменив гнев Божий надеждой
на спасение в Царстве вечной славы. Что теперь гроб наш? Это уже не безотрадное
ужасающее место истления, а блаженное ложе успения, на котором покоится
утружденное жизненной борьбой тело наше, до радостного утра Воскресения. И
могила праведника — это Божия нива, на которой сеется тленное, чтобы восстать в
нетление. И когда праведник уходит из жизни, он уходит не в бездну богооставления
и отчаяния, а к Богу, возлюбившему нас так, что Он Сына Своего Единородного и Возлюбленного
отдал в жертву, чтобы мы поверили в Его любовь. Он умер, чтобы мы верили, что Им
любимы, и потому можем, умерев с Ним, и воскреснуть с Ним для вечной жизни,
сбросив со своей души, как старую одежду, все тленное и временное.

И ныне в смерти перед нами не кости мертвые и сухие, не
страх и безнадежность, а полная жизни радость будущего Воскресения и победы над
смертью. Мы уже можем прославлять Воскресение перед плащаницей, на которой
изображено многострадальное тело Исуса, победившего смерть. И мы эту победу
будем скоро праздновать и ликующе воспевать, ожидая с надеждой и радостью
момента, когда до нас дойдет эта пасхальная весть, когда загремит во всех
храмах победная песнь о Воскресении Христовом! В чем да поможет нам Господь!