Проповедь в субботу воскрешения праведнаго Лазаря

Поиск

Предстоящие события

    Видеозаписи

    • Интервью с Митрополитом Корнилием на телеканале «Русский Мир»
    • Освященный Собор 2016 г.
    • Презентация сборника «Русское старообрядчество» в Доме русского зарубежья

    Заканчивается Великий пост, и мы находимся в преддверии страстных дней. В начале поста, говоря о его смысле и значении, мы размышляли, что пост должен быть для нас временем, когда мы себя ограничиваем во всем, что побуждает нас ко греху, чтобы встать в покаянии перед лицом своей совести, правды человеческой и Божией. Наше ограничение себя во всем несущественном, излишнем, удовольствиях и развлечениях должно принести пользу и радость нам и другим людям.

    И вот сейчас, подводя итоги поста, дадим себе отчет перед своей совестью — в чем я себя ограничил, насколько сумел себя удержать от греховных побуждений и принесло ли мое воздержание пользу и помощь моим близким? А если не было ни того ни другого, то напрасен пост.

    В эти дни мы будем вспоминать, как Господь входил в Иеросалим, чтобы пострадать и умереть, принимая на Себя бремя страданий ради других, страдающих грехом. Мы же, живущие порой в излишке и довольстве, обратимся, пока есть время, на путь покаяния и творения добрых дел, поминая слова апостольские: Се время благоприятно, се день спасения: отложим убо дела темная и облечемся во оружия света. Яко во дни благообразно да ходим (2  Кор. 6, 2).

    Мы стоим на пороге страстных дней, когда приближается Пасха Христова — как победная награда за воздержание и страдания, начало большой радующей надежды. Эту надежду возвестил нам Господь воскрешением Лазаря, показав, что Он сильнее смерти — по единому велению Его четверодневный мертвец восстал из гроба.

    В святом Евангелии, которое читалось сегодня, мы слышим об этом чуде, совершенном над Лазарем, другом Господним. Сестры Лазаря, Мария и Марфа, просили Господа исцелить их болящего брата. Господь, несмотря на угрозу иудеев побить Его камнями, пошел в Вифанию и, придя в дом Лазаря и застав его мертвым, услышал от Марфы: Господи, зачем Тебя не было здесь, когда брат еще был жив. Если бы Ты был здесь, он не умер бы… И мы слышим Его слово: Веришь ли ты, что он воскреснет? И Марфа отвечает: Да, Господи, в последний день. Она сказала это с неколебимой надеждой, так как всегда веровала, что перед ней Господь и Бог, и эта вера и надежда может совершить чудо воскресения. Господь нам говорит, как говорил Марфе, вселив в нее совершенную надежду: Я есть Воскресение и Жизнь! И если кто в меня верует, если бы и мертв был — воскреснет…

    Тут мы можем вспомнить и следующее — Марфа не знала, что за три дня до этого Христос говорил Своим ученикам о смертельной болезни Его друга и что Он дал ему умереть, чтобы произошло чудо воскрешения, дабы Лазарь, восстав из мертвых, обогатился такой верой в победу Господа над смертью, которую уже ничто не могло поколебать.

    Христос явил Себя Господином жизни и смерти, равным Отцу, когда возвел очи свои на небо и сказал: Отче, хвалу Тебе воздаю, яко услышал еси Мя. Таким образом, народ уверовал в силу Его молитвы, когда слово обернулось делом. Сам Господь поясняет тогда:  Аз ведях, яко всегда Мя послушаеши; но народа ради стоящего окрест рех, да веру имут, яко Ты Мя послал еси (Ин. 11, 41).

    Ради присутствовавшего народа были громкие и властные слова Христа: Лазаре, гряди вон! — после которых немедленно четверодневный мертвец предстал живым. «Господь воскликнул великим голосом ради предстоящих, ибо Он мог не только умеренным голосом, но и одной только волей воскресить его…» — говорит святитель Григорий Палама. Далее он пишет: «Все это для того, чтобы через собственные глаза и обоняние смрада мертвеца, через собственное осязание камня, плащаницы и сударя на главе Лазаря и через собственное слышание голоса Господня, который достиг слуха всех, они познали и уверовали, что Он — Тот, Кто призывает сущее из несущего (Рим. 4, 17), Кто носит все словом силы Своей и Кто в начале одним словом из несущего сотворил сущее».

    Господь в потрясающем возгласе: Лазаре, гряди вон! — достиг глубины сердец грешников, когда благодать Божия предстала пред их лицом, и души простые и смиренные поняли всю важность происходящего, укрепились верой и желанием познать волю Божию, оставить путь греха и нечестия, обратиться ко Спасителю и начать твердо и невозвратно новую лучшую жизнь. Книжники же и фарисеи настолько были далеки от веры, что не только не уверовали, но и безрассудно замышляли против Него злое, негодовали и хотели предать Его смерти.

    Сегодня, в преддверии Воскресения Господня, в образе воскресшего Лазаря перед нами встает радующее предвестие победы над смертью. Господь победил ее не только в прямом смысле, в котором было телесное воскресение Лазаря, но еще и в другом смысле, который непосредственно относится к каждому из нас. Бог, создав человека по своему образу и подобию, воплотил его как своего друга и соработника, и эта дружба еще более углублена и сделалась еще более тесной в нашем крещении. Во Христа крестихомся, во Христа облекохомся, — утверждается при крещении. Каждый из нас, при крещении явившись другом Божиим, призван жить этой дружбой, которая должна углубляться и укрепляться.

    Подчас в течение жизни в нас истощается чистота и крепость этой дружбы. И мы в грехе порой чувствуем, что душа наша словно лежит во гробе, пораженная смертью, как тот, кто умер и к гробу которого сестры боятся подойти, потому что мертвец уже разлагается, смердит. Но творческая и созерцательная силы нашей души сетуют, подобно Марфе и Марии, над тем, что в нас умирает друг Господень. И когда идет борьба между светом и тьмою, добродетелью и грехом, жизнью и смертью, то к нам близко подходит Господь, и мы можем, как Марфа, воскликнуть: Господи, если бы ты был здесь, Твой друг не умер бы… И слышим Его слово: Веришь ли ты, что он воскреснет? Верь! Я Воскресение и Жизнь! И если кто в Меня верует, если бы и мертв был — воскреснет…

    Пришел Господь и повелел Лазарю восстать из мертвых — вот образ восстания и преображения для нас. В каждом из нас лежит подчас умирающий Лазарь, безнадежный, побежденный грехом. И Господь нам попускает через искушения и падения подойти к краю душевного падения и гибели, но все это попускается не к смерти, а ко славе Божией, и верующий в помощь Вышнего не умрет вовеки, а, напротив, обогатившись опытом победы Божией и чудом воскрешения некогда смердящей грехом своей души, преисполнится непоколебимой веры, и тогда по восстании тот, кто пострада сам и искушен быв, может и напаствованным помощи (Евр. зач. 306).

    В сегодняшнем Евангелии на самом пороге страстных дней и радости Воскресения Господь говорит нам: Не бойтеся! Я Воскресение и Жизнь! Тот друг Господень, который заключен в душе вашей, если безнадежно болен и умирает, то от одного слова Исуса может воскреснуть — и поистине воскреснет!

    Братие и сестры! Пойдем с этой надеждой и уверенностью через страстные дни ко Святой Пасхе, от временного к вечному, от смерти к жизни, от нашей пораженности грехом к победе Господней. Войдем в надежду и свет грядущего Воскресения с радостью о том, что нас возлюбил Господь, как своего друга Лазаря.