Проповедь в праздник Вознесения Господня

Поиск

Предстоящие события

Видеозаписи

  • Праздник святых Жен-Мироносиц на Рогожском. 2017 г.
  • Приглашение на торжества, посвещенные Неделе свв. Жен-Мироносиц
  • Интервью митрополита Корнилия для телеканала Царьград

Господь наш Исус Христос сорок дней после Своего Воскресения пребывал со Своими учениками, уча их «тайнам Небесного Царства», приготовляя их к принятию Божественной благодати. Сорок дней мы прославляли Воскресшего Христа и вот сегодня прославляем Вознесение Господне, окончание Его земного служения. Одновременно это еще и прощание Его с учениками. Разрешив узы смерти и воскреснув из мертвых, Спаситель мира, пребывая на земле еще сорок дней, являлся ученикам, уверяя их в Своем славном Воскресении. Само число сорок было исполнено глубокого смысла. По Своем рожестве от Девы Марии Христос по закону как первенец на сороковой день был принесен родителями в храм. При воскресении Его из мертвых, что было как бы вторым рождением, Он также по прошествии сорока дней восходит в Небесный храм как Спаситель человечества, став «Первенцем из мертвых» (1 Кор. 15, 20), принеся Себя как святую и чистую жертву. Разлучаясь с учениками, Он говорил им в прощальной беседе: «Опять оставляю мир и иду ко Отцу» (Ин. 16, 28). По Воскресении, представ Марии Магдалыне, Он говорит ей: «Восхожу ко Отцу Моему и Отцу вашему и Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20, 17).

Земной подвиг Сына Божия окончился, Он завершил дело, которое поручил Ему небесный Отец. И теперь Он должен войти в Свою славу, которую Он имел, когда мир еще не был создан. Он совершил все, для чего был послан Отцом. Победив смерть, Воскресший Господь уже не может быть на земле среди тления. Господь, имевший попечение о своих любимых учениках, во время явлений к ним до Своего Вознесения продолжал учить их понимать Священное Писание, рассказывал о Царстве Божием. Он поведал им о Своей власти на небе и на земле, о том, что они избраны проповедовать всем народам благую весть о Воскресении, отпускать грехи, крестить и учить всему, что Он заповедал. Христос готовил учеников к великому призванию — апостольскому служению, доверяя им завершение Своего дела.

В одно из своих явлений ученикам Господь велел им собраться в Иерусалиме. Когда ученики собрались вместе, им таинственно явился Господь. Он объяснил им, почему необходимо было Ему пострадать и умереть за людей, и призвал их на проповедь. После сего Он утешил их в скорби о разлуке с Ним обетованием Отца о даровании им Утешителя — Святаго Духа, заповедал им ожидать в Иерусалиме, доколе не облекутся силою свыше. Беседуя с учениками, Господь вывел их из города и пошел к Вифании. Там, на вершине Елеонской горы, Он остановился, поднял руки и благословил апостолов. На глазах пораженных учеников Он стал подниматься на небо все выше и выше, отдаляясь от них. Внезапно перед ними появились два светлых Ангела, которые сказали им: «Что вы стоите и смотрите на небо? Исус вознесся от вас и придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо!» Ангелы поведали ученикам, что Господь вновь придет на землю так же неожиданно и торжественно, как и уходил.

После слов Ангелов апостолы с благоговением поклонились Вознесшемуся Господу и, как сказано, «с великой радостью» возвратились в Иерусалим и пребывали в храме. Они радовались славе своего Учителя, так как в Вознесении они окончательно убедились, что Он действительно Бог, Владыка неба и земли. В Его Вознесении были явлены торжество правды Божией и слава некогда распятого, но затем воскресшего и победившего зло и смерть Спасителя, разрушившего ад и открывшего врата рая.

Радость их была и в том, что Господь дал им обетование, что Он вновь придет в мир в славе так же, как и ныне вознесся. Это будет окончание человеческой истории, окончание истории спасения мира.

Свидетелем Вознесения была и Матерь Божия, об этом говорится в церковной службе, а также изображается на иконе праздника. Богородица больше всех страдала, видя мучение своего Сына на Кресте, но теперь Она больше всех радовалась, видя Его славу.

Вознесение, это не только воспоминание события, происшедшего две тысячи лет назад. Праздник Вознесения Господня имеет значение для людей всех времен и несет глубокий догматический смысл. Христос был одновременно и Бог, и человек, и тем, что Он восшел на небо и воссел одесную Бога Отца, Он вознес на небо нашу человеческую природу, человек стал причастен Божественной обители, где есть наша настоящая жизнь. «Наше бо житие на небесех есть, отнюдуже и Спасителя ждем Господа нашего Исуса Христа» (Фил. 3, 20), — говорит апостол.

Мы, христиане, часть Его тела; если в нас есть свет Его кротости, любви, смирения, сострадания к ближним, то мы причастны Его жизни. Церковь есть тело Христово, и насколько мы причастны Церкви, настолько близки к небу в земной жизни. Господь завещал ученикам при расставании пребывать в храме, прославляя Бога, пока не облекутся силою свыше, то есть благодатию Святаго Духа. И если мы чаще будем пребывать в храме Божием, «горе имея сердца», мы также сможем облечься этой Силой. Господь заповедал нам: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там я посреди них», — и когда мы собираемся в Церкви, Господь присутствует здесь, в совершении таинств. И если мы, получая столько благ от Господа, не пожалевшего ради нашего спасения своей жизни, приявшего на Себя наши немощи и грехи, будем лениться ходить в Церковь, не будем каяться в грехах, соблюдать посты, то это будет говорить о нашем равнодушии к Господу, о некоем отвержении Бога.

Господь заповедал Своим ученикам единение друг с другом, осенил их благодатию Святаго Духа, связал их союзом любви, благовествовал им мир. «Мир вам» — это приветствие произнес Исус, придя к ученикам по Воскресении. Он заповедал хранить мир по отношению к Богу, исполняя благочестиво Его заветы, и мир по отношению друг к другу, который рождается от исполнения евангельских наставлений. Эту заповедь — хранить мир — Господь оставил ученикам, заповедуя в Своем наставлении апостолам: «В онь же аще в дом внидите, глаголите: мир дому сему» (Лк. 10, 5).

По Божественному великому замыслу о спасении человечества Христу надлежало вознестись в той же самой плоти, которую Он воспринял при своем рожестве. Став ходатаем между Богом и людьми и вознесшись, Он показал Отцу Свое безгрешное тело, изъязвленное нашим грехом, Свое тело Исус принес на Кресте как чистую и непорочную жертву, дабы умилостивить Отца о наших грехах. Пророк Исаия говорит, что Христос взял на Себя, на Свои плечи, немощи наши и что язвами Его мы исцеляемся (Ис. 53). Воскресший Христос, явившись Своим ученикам, дал им осязать Свои раны, призвал апостола Фому испытать реальность и глубину ран, которыми изъязвлены Его руки, ноги и ребра. И, взойдя к Престолу Славы на небо и сев одесную Бога и Отца, Христос и поныне несет на Своей человеческой плоти раны, которые нанесены Ему человеческим грехом, грехами каждого из нас. Он несет до скончания мира на Себе всю скорбь земли, всю боль и ужас людских грехов. Христос не сбросил все это при Воскресении и Вознесении, а остался Агнцем Божиим, приносящим Себя в жертву за спасение каждого из нас от сотворения мира до Своего второго пришествия.

В день Пятидесятницы Бог Отец посылает Святыи Дух по ходатайству Сына на всю Церковь, призванную быть Его телом. И мы, недостойные и грешные, приобщаемся этому безценному дару, потому что мы Христовы, непостижимым образом соединены с Ним, мы члены Его Церкви. Христос сказал: «И аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе. Се же глаголаше, назнаменуя, коею смертию хотяше умрети» (Ин., зач. 42).

И хотя наш Божественный Отец и Учитель и восшел от земли на небо, однако не оставил нас, сирых. Как Илия Физвитянин, когда был взят на огненной колеснице, чтобы утешить своего ученика Елисея, оставил ему свою милоть, так и Господь в утешение нам оставил одеяние своего Божества — Святой Дух и Свою Божественную плоть в таинстве святаго Причастия, чтобы быть с нами неразлучно. Утешая своих учеников, Он сказал: «Се, Аз с вами до скончания века» (Мф. 28, 20).

Поэтому, готовясь ко грядущему празднику Пятидесятницы, мы должны со всей жаждой нашей немощной души взывать в молитве к Господу, чтобы Он пришел и даровал нам дар Святаго Духа. Будем благоговейно взывать в молитве к Утешителю: «Прииди и вселися в ны!» — со всей любовью к Нему, со всем смирением, благодаря Его за то, что мы — живущие во грехах, мы — грешные и маловерные — Им так любимы. Возблагодарим Отца за то, что Он ниспосылает нам Свое обетование — Святаго Духа и неразрушимый союз любви и мира. Будем молить Господа нашего Исуса Христа, дабы, «восшед на небеса, отнюду же и сниде», не оставил нас, а сделал причастниками Божественной благодати, через таинство исповеди и отпущения грехов, через причащение Пречистого Тела и Крови, через надежду всегда быть участниками Его неизреченной и нескончаемой Славы и созерцания божественного Его Лица!