Проповедь в Неделю вторую Великого поста

Поиск

Предстоящие события

    Видеозаписи

    • Интервью с Митрополитом Корнилием на телеканале «Русский Мир»
    • Освященный Собор 2016 г.
    • Презентация сборника «Русское старообрядчество» в Доме русского зарубежья

    В течение вот уже двух  истекших недель Великого поста и во время приготовления к нему Святая Церковь  призывала нас глубже вглядеться в свою душу и понять, в чем необходимо  покаяться, вглядеться в свою жизнь, чтобы определить, что в ней необходимо  изменить. Господь через Евангелие призывает нас: Покайтеся, приближибося Царствие Небесное (Мф. 3, 2). Царствие Божие  не только приблизилось, оно должно войти в нас: Се бо Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21), — говорит  Господь. Царство Небесное должно входить в нас, наполняя благодатию Святаго  Духа, искореняя всякую власть и силу вражию, побеждая греховные наклонности в
    тех, кто старается жить по закону Божию.

    Святой Григорий Палама  пишет в своей беседе на вторую неделю Великого поста: «Итак, поскольку Царствие  Божие приблизилось, то делами покаяния сделаем себя достойными его, сделаем  усилие над собою, отвергая злые произволения и навыки; ибо Царствие Небесное  берется силою и прилагающие усилия восхищают его. Поревнуем терпению, смирению  и самой вере богоносных отцов, умертвим уды наши, сущие на земле: блуд,  нечистоту, страсти, злые вожделения и алчность, — особенно же в эти священные  дни Поста». Приступая к посту и молитве, будем полны любви друг к другу и, если  что-то имели недоброе друг против друга, — простим и добрыми делами и словами  восстановим мир и согласие, чтобы с дерзновением повторять слова молитвы: Отче, остави нам долги наша, якоже и мы  оставляем должником нашим (Мф. 6, 12).

    Постараемся, братие,  чтобы наши пост и молитва не были бесплодными. Не будем поддаваться внушению  лукавого, который убеждает нас совершать молитву с небрежением и тщеславием  фарисейским. Посему Господь учит нас: Вниди  в клеть твою, и затвори двери твоя, помолися Отцу твоему иже втайне, и Отец  твой видяи в тайне, воздаст тебе яве (Мф. 6, 6). Так Господь говорит не  потому, что заповедует отвращаться от общей соборной молитвы, иначе бы Он не  сказал устами пророка: Молитвы моя воздам  пред боящимися Тя, Господи (Пс. 21) и Посреде  Церкве воспою Тя (Пс. 21) — Господь побуждает нас также  и к молитве, которая совершается в Церкви.

    Да будут молитва и пост  наш не для взора людей, прославляющих нас молящимися и постящимися и тем самым  лишающих нас награды за труды и стойкость в посте. Господь призывает нас не  ждать похвалы от людей за наше воздержание, как поступали фарисеи, а, напротив,  умыть лицо, помазать голову маслом,  не быть унылым и мрачным. Святой Григорий Палама говорит возвышенно об этом  призыве: «Здесь под «головой» следует понимать голову души, то есть наш ум.  Сделать его милостивым; а наше «лицо», то есть воображение, омыть от постыдных  и нечистых помышлений, гнева и всего дурного».

    Призывая нас к уединению  и сосредоточению во дни поста, Господь обращает нас на путь познания меры нашей  греховности и готовности к покаянию. Для этого необходимо избегать суетных  развлечений, могущих волновать душу, замутняя ее греховными образами, страстями.  Особо следует избегать в дни поста смотрения телевизора и все того, что вносит  в нашу душу смущение и соблазн, отвлекая ее от молитвы и богомыслия.

    Один святой подвижник,  рассуждая о важности уединения, пояснял это следующим примером. Если налить в  сосуд воды и возмутить ее, то, поглядевшись в воду, мы не увидим отражения. Но  если вода устоялась, то, взглянув в сосуд, мы увидим свое лицо, как в зеркале.
    Подобное совершается с человеком: когда он находится посреди других людей, то ему  труднее видеть свои грехи по причине возмущающего его непрестанного общения,  когда же удалится в уединение, тогда и увидит свои согрешения. Надеясь на  милость Господа, пойдем к Нему с покаянием, прося у Него прощения, имея в сердце искреннее и твердое желание в будущем всеми силами воздерживаться от грехов и исправить свою жизнь. Без этого намерения покаяние наше не будет истинным, ибо, прощая грешников, Господь требует от них внутреннего изменения. В Евангелии Христос, отпустив грехи расслабленному и исцелив его от болезни, сказал: Се здрав бысть, к тому не
    согрешай, да не горше ти что будет
    , то есть, чтобы не было ему еще хуже
    прежнего.

    Апостол, наставляя на
    путь спасения, призывает нас так устроить свою душу, чтобы, как и он, мы могли
    сказать: Мне мир распяся, и аз миру (Гал. 6,
    14). Мир, о котором говорит апостол, это все греховное, страстное, богопротивное,
    это все внешнее, где властвует враг рода человеческого. Кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак.  4,
    4). В каждом грехе есть две стороны, одну составляют греховные дела, а другую —
    греховные мысли, привязанности и наклонности, которые служат источником и
    причиной многих греховных дел. Когда мы оставляем дела греховные, тогда для нас
    распинается мир с его страстями и соблазнами, а когда погашаем и искореняем в
    себе греховные мысли и привычки, тогда распинаем грех. Бывает, что мы удалились
    от греховных дел, но сердце наше продолжает тянуться к греховным привычкам, то
    есть перед Богом мы еще грехолюбцы, ибо Бог смотрит не только на наши дела, но
    и на наши сердца. Если мы исправим свое греховное поведение, то не надо
    останавливаться на этом, а надо войти внутрь себя, исправить свое сердце,
    погасив в нем дурные наклонности и страсти, и тогда Бог, Который видит наше
    сердце, укрепит и оправдает нас. Когда же мы достигнем с помощью Божией такого
    состояния, что не только дел греховных делать не будем, но и само пристрастие к
    ним погасим в себе, тогда сможем сказать: Мне
    мир распяся, и аз миру
    .

     В сегодняшнем Евангелии повествуется: приидоша неции четверо к тому дому, где
    проповедовал Исус, носяще на одре расслабленного жилами, и не могущим приблизиться к Нему народа ради, открыша покров идеже бе и,
    прокопавше, свесиша одр, на немже расслабленный лежаше
    . Господь, видя это,
    исцеляет расслабленного, говоря ему: Восстани,
    возьми одр твой и иди в дом твой
    (Мр. 2, 4). Возможно, все это было сделано
    Господом благодаря помощи четырех друзей расслабленного. Друзья принесли этого
    человека ко Христу, потому что любили и жалели его, и потому их вера и желание
    сделали возможным чудо исцеления. По любви к больному другу эти люди принесли
    его туда, где был Христос, их не остановили ни толпа, ни препятствия. В этом
    поступке мы видим образ любви к ближним и веру в помощь Божию, к чему и мы
    призваны.

    Часто мы обращаемся друг
    к другу с просьбой «помолись обо мне», и нам кажется, что это очень легко
    сделать. Но мы должны помнить, что, когда человек просит нашей молитвы, он
    фактически просит, чтобы мы стали между Богом и им, стали его печальником и
    заступником, понесли его немощи, и это обязывает нас к гораздо большему, чем
    просто слова. Христос, Который вошел в мир, где многие люди, пребывая в грехе,
    были против Него, принял на Себя всю ненависть мира, весь грех, и умер на Кресте
    во имя любви к нам, во искупление нашего отпадения от Бога. Он Своей жертвой
    как бы объединил, примирил Бога и человека, положив Свою руку на плечо
    заблудшего и раскаявшегося раба и приведя его в Отчий дом как Своего брата.
    Господь заповедует и нам так делать. Когда мы молимся за кого-то, мы заступаемся
    за этого человека, прилагая труд и усилие нашей молитвы, по образу Христа,
    принесшего себя в жертву за род человеческий. Сегодняшнее Евангелие учит нас,
    чтобы вера наша стала той соединяющей силой, которая любовью и трудом вводит
    близких в Царство Божие.

    Обратимся теперь к самому
    расслабленному. Поскольку он имел свой разум, хотя телом и был расслаблен, то
    представляется, что на основании его благой надежды и веры произошло чудо
    исцеления. Возможно, его болезнь и была причиной его обращения к Господу и
    спасения, потому что зачастую, когда мы здоровы, мы не ищем путей встречи с
    Господом. Болезнь подчас способствует спасению, притупляя побуждение человека ко
    греху и злу. Перенося страдания, связанные с болезнью, человек как бы
    уплачивает долг за совершенные грехи, тем самым очищая, излечивая свою душу, а
    затем уже и тело. Господь, когда к Его ногам опустили расслабленного, говорит
    ему: Чадо, отпущаются тебе греси твои.
    Отпустив грехи расслабленному, Он тем самым исцеляет его душу. Обратим
    внимание, что Господь называет расслабленного чадо, этим усыновляя Небесному Отцу, связывая его с безгрешным
    Богом. Господь показал, что грехи служат причиной болезни, и потому нужно
    прежде всего из души удалять причину болезни — грех, тогда прекращается и болезнь,
    то есть гибельное воздействие на тело последствий греха.

     Чтобы видеть гибельность действия,
    производимого грехом, нужно знать, что такое грех. Грех — это сеть, с помощью
    которой дьявол уловляет нашу волю, ибо говорит Святое писание: Всяк творяи грех, от диавола есть, яко исперва
    дьявол согрешает
    (Ин. 3, 8). Этой сетью он опутал и соблазнил первого человека
    — Адама. Власть этой сети дьявол распространил на все человечество, обольщая
    его греховной сладостью. Наша душа в грехе подобна птице, попавшей в сеть, не
    может из нее освободиться, пока сеть крепка. Одно средство спасения — это
    покаяние, исповедание грехов, освобождение себя от греховной привязанности,
    обращение к Богу, тогда власть диавола прекращается, и душа наша, освободившись
    из плена, приемлется в милосердие и любовь Божию. Грех — это преграда, отделяющая
    нас от Бога. Подчас эта преграда высока и неприступна. Она воздвигнута нашими
    грехами в подобие темницы, в которую мы сами себя заключили. Но если в посте и
    молитве мы возопием от всей души к Господу: Изведи
    из темницы душу мою
    , то Господь откроет врата этой темницы, разрешая
    кающегося узника благодатию Своей крестной жертвы.

    Книжники, услышав слова
    Господа об отпущении грехов расслабленному, помышляли в сердцах своих: Что сей тако глаголет хулы? Кто может
    оставлять грехи, токмо един Бог?
    Действительно, никто из людей не может
    отпускать грехи. Но в том и было заблуждение фарисеев, что они считали Христа
    за простого человека и не видели в Нем всемогущего Бога. Господь намеренно
    говорит об отпущении грехов при исцелении, чтобы всем стало известно, что Слово
    Его не бездейственно, и что Он, обладая Божественной властью, в силах исцелить
    от недуга, при этом даруя отпущение грехов. Люди таким образом узрели чудные и
    славные дела, говоря: Яко никогда тако
    видехом
    , и прославляли Господа. Мы же можем видеть и знать гораздо больше,
    чем очевидцы того чуда. Мы знаем о совершении исцелений учениками Христа одним
    призыванием Его имени. Посему и мы будем исцеляться покаянием, стремлением к
    Божественной добродетели. Святой Григорий Палама пишет: «Ибо всякий предающийся
    услаждениям расслаблен душею, лежит на одре сладострастия, с соответствующей
    сему расслабленной разнузданностью тела. Но, когда, покаявшись, он
    восторжествует над своим грехом и над порожденной ими расслабленностью души,
    тогда он бывает приносим к Господу сими четырьми: презрением к себе, исповедью
    согрешений, обещанием на будущее воздерживаться от зла и молитвой к Богу». Вот
    наши четыре друга на спасительном пути Поста: осознание своей греховности,
    покаяние на исповеди, желание больше не совершать этого греха и молитва. Далее
    святитель Григорий пишет: «Но эти четыре друга не могут приступить к Богу, если
    только не раскроют крышу, разметав черепицу, глину и иной материал. Кровлей же
    в нас является мысленная часть души как все в нас покрывающая; заключает же она
    в себе как бы многочисленный, нагроможденный материал, имеющий отношение к
    страстям и к земному». Вот эту кровлю мирских привязанностей и страстей нужно
    устранить, чтобы душа наша приблизилась к Господу, чтобы в смирении и покаянии
    припасть к Его стопам, прося исцеления.

    Вглядевшись в себя прилежно,
    мы можем увидеть нечистоту и порочность нашей души, смрад и нечистоту нашего сердца,
    тогда мы поймем, что грехи наши удаляют нас от Господа, ибо грехи ваши, — говорит пророк Исаия, — произвели разделение между вами и Богом вашим,
    и грехи ваши отвращают лице Его от вас
    . Обратимся в покаянии нашем к Тому,
    от Кого мы уклонились, Кого оскорбили и прогневали своими грехами, и,
    приклонившись со слезами покаяния к Его стопам, возопием: согреших к Тебе,
    Господи, помилуй мя по велицей Твоей милости; прости мя по благодати и
    милосердию Твоему. И если покаяние наше исходит от чистого сердца, то мы имеем
    надежду, что Бог примет его, простит и изгладит наши грехи и беззакония
    благодатию Своею, так как Он долготерпелив
    и многомилостив, и нет греха, побеждающего великое человеколюбие Его
    (Исх. 14,
    6).

    Братие и сестры! Будем
    просить у Господа помощи в нашем намерении и в дальнейшем противиться греху,
    так как победить грех можно только продолжительною борьбою с ним, постоянным
    противлением ему. Укореним в себе доброе намерение — борьбы с грехом — через чтение
    Святаго Писания, пост, молитву, посещение храма Божия. Не будем возвращаться к
    тому греховному, в чем мы покаялись, чтобы не уподобиться жене Лотовой,
    оглянувшейся на оставленный ею город греха и в наказание за этот взгляд ставшей
    соляным столпом. Убоимся и мы Божия осуждения за возвращение к греховным
    соблазнам, будем со страхом предстоять Богу, обращаясь к Нему с молением, всеми
    силами удерживаясь от греховных стремлений, укрощая плоть свою со страстьми и
    похотьми, принося Богу плоды, достойные покаяния, и изменяя наш образ жизни к
    лучшему, чтобы Господь, видя наше стремление и усилия на пути покаяния,
    удостоил нас великой благодати — причастия Святых Тайн Его Тела и Крови,
    даровал нам исцеление наших душевных и телесных недугов и сподобил нас войти в
    истинный наш Дом — Небесную Обитель, где нас ожидает Наследник и Податель всех
    благ Господь наш Исус Христос.