Проповедь в неделю восьмую по Пятидесятнице

Поиск

Предстоящие события

Видеозаписи

  • Праздник святых Жен-Мироносиц на Рогожском. 2017 г.
  • Приглашение на торжества, посвещенные Неделе свв. Жен-Мироносиц
  • Интервью митрополита Корнилия для телеканала Царьград
Мф. зач. 58, гл. 14, 1422
 
Возлюбленные братие и сестры! Сегодня во святом Евангелии повествуется о милосердии Господа к людям, о Его Божественной и всемогущей силе, о чуде, совершенном Спасителем – насыщении пятью хлебами и двумя рыбами множества народа.
 
Посмотрите, какое трогательное сострадание являет Господь народу, во множестве пришедшему услышать Его всемогущее и животворящее слово. Об этом чудесном событии в Евангелии повествуется следующим образом. По получении известия о смерти Иоанна Крестителя Господь удалился из Галилеи в пустынное место близ города Вифсаиды. Множество народа, узнав об этом, отправилось туда вслед за Христом, и было их пять тысяч человек, кроме жен и детей. Увидев их, Господь сжалился над ними, потому что они были как овцы, не имеющие пастыря, и начал учить их много (Мк. 6, 34). Целый день они слушали слово Спасителя о Царствии Божии и насыщали души свои Божественною пищею.
 
По некотором времени ученики обратились к Нему и сказали: Место здесь пустынное, а время позднее, отпусти народ, чтобы они пошли в окрестные селения и купили себе пищу. Но Господь не захотел отослать от Себя народ и сказал ученикам: Вы дайте им есть! Но что было дать, когда у них оказалось всего только пять хлебов и две рыбы? Господь велел все это принести Ему и, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил, преломил хлебы и рыбу, дал ученикам, чтобы те раздавали народу, и ели все и насытились. Затем Господь велел ученикам собрать оставшуюся пищу, и собрано было двенадцать полных коробов. Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Исусом, прославили Его и желали сделать Его земным царем, Он же, узнав об этом, удалился на гору.
 
Читая во святом Евангелии о чудесах Господа, мы можем задать вопрос: почему в те времена такие события были возможны и почему так мало чудесного совершается в наши дни? Отвечая на этот вопрос, можно сказать, что, во-первых, мы порой не замечаем тех чудес, которые нас окружают, воспринимаем их как должное, как естественное. Мы не замечаем, что жизнь – это дивное и радостное чудо, в котором Господь дарует нам здоровье, мир, дружбу, любовь, открывает Себя как источник Божественной, жертвенной любви и как путь ко спасению. Вся наша жизнь – это чудо; да, в ней много боли, несчастий и страха, но все же нам сияет в ней тихий и радостный свет милосердия Божия, сотворяя нас детьми этого света, носителями света! И еще проявление чуда в нашей жизни – это сострадание и милосердие к ближним, друг к другу, как указывает нам Господь: Я показал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин. 13, 15).
 
Ныне подобные чудеса часто происходят с людьми милостивыми, которым Господь неоскудно подает во много раз больше, чем розданное их щедрой рукой. Верен Господь во всех словах своих (Пс. 144), верен и уверяя: Не оскудеет рука дающего.
 
В сегодняшнем Евангелии мы видим, как люди были в нужде, и эту нужду заметили апостолы, обратили на нее внимание Господа, а Господь повелел им накормить алчущих. Господь ожидает от нас, чтобы мы замечали нужду ближних, открыли свои глаза, чтобы видеть вокруг тех, кто испытывает материальную, душевную, духовную нужду, кто находится в тоске и одиночестве, скорбях и бедах. Господь призывает нас, чтобы мы отдали Ему все, что имеем, как апостолы послушно принесли Ему пять хлебов и две рыбы, то есть все, что у них было. Господь призвал своих учеников отдать все, что у них есть, и этим накормить всех. Ученики не оставили себе отдельно хлеба или рыбы, они все дали Господу. И потому, что они все отдали, полностью полагаясь на Его благую волю, произошло чудо, и все насытились. И к нам обращается Господь, чтобы мы, увидев нужду – отдали все и предоставили Господу творить Его благую волю, проявляя свою любовь и милосердие.
 
В чуде умножения хлебов для нас поучительно также то, как Исус Христос приступил к насыщению народа. Воззрев на небо, благослови, – говорит евангелист. Обращаясь с молитвой к Отцу Небесному, прославляя Его, Христос предваряет чудо молитвой, предшествующей этой благодатной трапезе. У христиан есть благочестивый обычай, который освящен примером самого Исуса Христа, – перед вкушением пищи обращаться с молитвой к Богу. Вознося свою молитву Господу на трапезе, мы свидетельствуем, что чувствуем Его милость, признаем свою зависимость от Бога, как бы говоря: «Ничего, Господи, нет у нас нашего, но все от Тебя, благослови употребить дар Твой во славу Твою и с пользою для нас».
 
Но не все исполняют этот благочестивый обычай или молятся машинально, холодной молитвой, забывая, что вкушаемая нами пища подается нам единственно по милости Господа как дар Отца Небесного, Который, заботясь о нас, посылает все нужное для нашей жизни. Те же, кто не молится, приступая к трапезе, проявляют неблагодарность и гордость, не желая признать себя зависимыми от Бога. Внимательная и благоговейная молитва, испрашивающая благословение на пищу, делает ее полезной и приятной. С молитвой и самое простое, неизысканное кушанье становится приятнее и сладостнее, чем роскошные яства нечестивых богачей и сластолюбцев. Дай Бог нам во время трапезы всегда пребывать в молитвенном настроении, с мыслью о щедротах Христа, о Его невидимом присутствии, чтобы питать в себе чувство благодарности к Богу, пить и есть или иное что творить во славу Божию, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Исуса Христа (Еф. 5, 20).
 
Но особенно нынешнее Евангелие учит нас тому, что истинный хлеб наш, хлеб не временной, а вечной жизни, есть Господь Исус Христос. В чуде умножения и раздачи хлеба мы видим прообраз Евхаристии, таинства заповеданного нам Господом – причащения Его пречистой Плоти и Крови. Небесный хлеб пречистое Тело Христово дает жизнь вечную нашей душе, насыщает ее благодатию. Во время совершения таинства причащения Святая Церковь молится о том, чтобы приносимый к жертвеннику хлеб земной в виде просфоры (что значит «приношение») преложился в пречистое Тело, а вино – в пречистую Кровь. И по этой молитве священнослужителей, вспоминающих за Божественной Литургией могущество, любовь и обетование Господа, народу возвращается преображенный Божественный Хлеб, чтобы люди приняли Его во оставление грехов и в жизнь вечную. Потому Господь заповедал нам: Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын человеческий… Истинно говорю вам: Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес, ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес, и дает жизнь миру… Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда (Ин. 6, 2735).
 
Итак, братие и сестры, будем заботиться о пище духовной, которой питается безсмертная наша душа – о причащении Тела и Крови Христовой, о слушании и чтении слова Божия, о молитве и добрых делах. Душа наша как образ Божий освящается Его благодатию, просвещается и спасается приближением к Богу, от Которого мы удаляемся через грехи. Господь говорит нам: не заботьтесь о пище, питии и об одежде как о предметах временных и второстепенных для нашего спасения, но пекитесь о неиссякаемой духовной пище – о молитве, о духовном просвещении, о добрых делах, иначе при всей нашей человеческой премудрости и земной рачительности мы можем остаться без Христа, а значит остаться при своих жалких и слабых человеческих силах, остаться при своих пяти хлебах и двух рыбах, которые без Христа годятся только на то, чтобы насытить свое чрево.
 
Душа наша, братие и сестры, безмерно дороже и благороднее тела, она есть образ Божий и, следовательно, бессмертна, разумна и свободна, и потому в нашей временной и краткой жизни будем более всего стараться приближать ее к Богу, чтобы благодать Божия всегда пребывала с нами и возвышала горе.