Проповедь в неделю восемнадцатую по Пятидесятнице

Поиск

Предстоящие события

    Видеозаписи

    • Интервью с Митрополитом Корнилием на телеканале «Русский Мир»
    • Освященный Собор 2016 г.
    • Презентация сборника «Русское старообрядчество» в Доме русского зарубежья

    Дорогие братие и сестры!  

    Сегодня за божественной литургией чтение Апостола началось словами: Братие, сеющий скудно, скудостию и пожнет, а сеющий щедро, тот щедро и пожнет (2 Кор. 9, 7). Этими словами апостол дает нам наставление о том, что христиане должны щедро оказывать ближним милостыню, не скупясь на благотворение, тогда оно вернется щедростью, посылаемой от Бога.

    Каждое доброе дело, сделанное для ближнего по заповеди Господней, есть как бы семя, бросаемое в землю, которое в свое время обязательно принесет плод. Тот, кто мало делает добра ближнему, тот получит от Бога и малую награду, или совсем не получит, если не благотворит ближним. А кто много делает добра или щедро раздает милостыню, тому и награда от Бога бывает велика. Таков закон воздаяния Божией благодати, который определяет награду и наказание по делам нашим, как учит апостол: Всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым, да примет каждый, яже сделал или блага, или зла (2 Кор. 5, 10).

    Братие и сестры! Апостол учит творить милостыню щедро, охотно, с любовью, ибо доброохотно дающего любит Бог (2 Кор. 9, 7). Будем в благотворении ближним подражать Богу, Который заботится, чтобы щедро сеющий получал достойную жатву, и Который заповедал нам: Будьте милосерды, якоже и Отец ваш милосерд есть (Лук. 6, 36). Апостол говорит: Бог силен обогатить вас всякою благодатию (2 Кор. 9, 8). А то, что Он действительно силен, мы видим и из сегодняшнего Евангелия.

    Однажды, еще в самом начале Своего земного служения, Господь пришел на берег Генисаретского озера, чтобы проповедовать Евангелие. Народ в великом множестве окружал и теснил Его. Всем хотелось услышать, что говорит Господь, но из-за тесноты многие не могли слышать Его учение. В то время на берегу были рыбаки, которые только что возвратились после неудачной ночной ловли рыбы и чинили сети. Господь подошел к ним, сел в лодку Симона, будущего апостола Петра, велел ему немного отплыть от берега и стал учить народ из лодки.

    Обратим, братие и сестры, внимание на то, какое необыкновенное усердие к слушанию Слова Божия всегда проявлял народ, окружающий Христа, порой забывая об усталости и голоде. Не должны ли и мы с таким же усердием и с такой же любовью слушать и читать Слово Божие? Это Слово так необходимо нам для нашего спасения. Блажени слышащие Слово Божие и хранящие его, — говорит Евангелие (Лк. 11, 28). В Слове Божии источник утешения, света истинного, который просвещает и наполняет нашу душу неизреченной радостью. Коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим! — восклицает царь и пророк Давыд о Слове Божии (Пс. 118). Но мало только слушать Слово Божие, необходимо и исполнять Его повеления.

    Когда Господь окончил учение народа, Он велел Симону Петру отплыть на глубину и закинуть сети для лова. Это было время дня, когда рыба в тех местах не ловилась, а они и в ночное благоприятное время ничего не поймали. Но, проявив смирение и покорность повелению Учителя, Петр сказал: «По слову Твоему закину сеть». И, к великому удивлению рыбаков, они на этот раз поймали великое множество рыб. Как из рога изобилия, эта рыба хлынула из морской бездны, и сети порвались, и, даже позвав на помощь других рыбаков, они не смогли справиться с уловом, так что и лодка их начала погружаться в воду.

    Этот чудесный «рог изобилия» также может по воле Божией открыться в любое время и тем, кто в смирении исполняет повеления Господа, как это сделал апостол Петр. Бог же, — как говорит апостол — силен обогатить вас всякою благодатию, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело (2 Кор. 9, 8).

    Бог устроил мир добро зело для радости и благоденствия всего сущего. Он Своей промыслительной рукою насыщал израильтян манною небесною, когда они вышли из египетского плена. Он совершил чудо насыщения пятью хлебами и двумя рыбами множества народа, пришедшего услышать Его божественное учение. Так и в любом месте, в любое время Бог щедрою рукою сеет благое во спасение человека, дабы щедро посеянное Им приносило в нас богатые плоды: веру, добрые дела, благодарность и смирение. Проявляя щедрость, Господь поучает: Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5).

    И когда Симон рыбак увидел чудесный улов, то он вдруг узнал, Кто находится рядом с ним в его утлой лодке, ужас и благоговение охватили его от того, что к нему приблизился Бог и он встретил Его лицом к лицу. Тогда Симон, забыв о рыбе, припал к коленам Исуса и сказал: Выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный (Лк. 5, 8). Господь ответил: Не бойся, отныне будешь ловить человеков. После этих слов, ободряющих и призывающих на служение, Симон и его друзья абие, то есть тотчас, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним.

    И потом в Царствии Божии это великое послушание слову Господню было вознаграждено великим даром — апостол Петр получил ключи от Царства Небесного. Так что если мы хотим получить богатые дары, то должны сеять щедро, то есть отдать Богу, может, даже и последнее, как евангельская вдова отдала свои последние деньги, имея лишь надежду на помощь Божию, всецело уповая на Его милосердие.

    Господь успокоил Симона и, вместе с тем, возложил на него трудное и высокое апостольское служение, сказав: Будеши человеки ловя. Обратим внимание, что Господь находит сходство между занятием рыбаков и служением апостолов. И действительно, как великое и безбрежное море лежал перед апостолами мир с его неизвестностью и бурями. Они по слову Господа, как малые ладьи, направились в этот опасный мир, чтобы мужественно перенести все испытания и своей проповедью донести Слово Божие во все концы вселенной, уловляя души ко спасению во Христовой Церкви.

    Эти добрые рыбаки, по слову Призвавшего их, оставили в тот час сети и лодки, то есть все свое имущество, и даже своих близких, и пошли без колебаний за Христом: Они же абие, оставльше корабль и отца своего, по Нем идоста (Мф. 4, 22). Таковы должны быть истинные ученики Христовы, то есть все мы, христиане; нам следует совершенно отдавать себя Христу, отделяясь и отрешаясь от всего мирского.

    Щедрою рукою сеяли апостолы Слово Божие, проповедуя о спасении через покаяние и о Царствии Небесном. Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари, — так заповедал Господь апостолам. Они понесли в мир полноту и истину Духа Святаго, Который глаголал их устами: Не вы бо будете глаголюще, но Дух, глаголющий в вас (Мф. 10, 20), — говорил им Христос. Благодатию Божией, проповедью и трудами святых апостолов создана Церковь Христова. Их спасительными сетями извлечены мы из глубины погибели, то есть благодаря их проповеди мы получили возможность услышать слово спасения и стать христианами. Возблагодарим же их от всего сердца за это щедрое сеяние, за тот труд, которым столько потрудились для спасения мира славные и всехвальные апостолы.

    Мы слышали в сегодняшнем Евангелии об ужасе апостола Петра, когда он вдруг узнал, Кто находится рядом с ним. И нам должно быть страшно за ту беспечность, с которой мы порой приближаемся к Богу в молитве. К Нему мы должны идти всегда с духом сокрушенным, сердцем смиренным, в сознании своей духовной нищеты, помня заповедь: Блажени нищие духом, ибо ваше есть Царство Божие (Лк. 6, 20). Надо побуждать себя стоять в молитве к Богу как бы с протянутой рукой нищего и просить Его милости, сознавая, что не имеем на эту милость законного права. Надо стоять пред очами Божиими в смирении, как это делал евангельский мытарь, бия себя в грудь и не смея поднять глаз, прося Господа: Боже, милостив буди мне грешному! (Лк. 18, 13). Мы должны идти навстречу Богу, сознавая, что никакого права не имеем на эту встречу и что если она и случится, то только по безграничной Его милости.

    Но часто мы не в таком духе идем к Богу и живем, забывая о Его постоянном присутствии. Мы приходим в храм и как бы требуем от Бога, чтобы Он дал нам молитвенное настроение, глубокие духовные переживания. Когда мы призываем Господа: Прииди и вселися в ны, часто Бог не приближается к нам только по Своей милости, потому что встреча с Ним была бы нам судом, перед которым мы не смогли бы устоять в своей греховности. И если бы Он к нам приблизился, то, возможно, сказал бы нам: «Ты звал Меня — с чем ты предо Мною стоишь? Где твоя брачная одежда добрых дел и покаяния?» И мы остались бы безмолвны, трепетны и осуждены. Поэтому мы должны искать Бога, ждать встречи с Ним, понимая, что по праву нам нет места там, где Он находится, уповая в этой встрече только на Его милость и любовь, которые простираются во все пределы земли на добрых и злых, на праведных и грешных. Будем со смирением чаще вспоминать глубокие слова апостола Петра: Выйди от меня, Господи, ибо я человек грешный. И когда будем приступать к молитве, будем это делать кротко, как бы стоя у Его двери и стуча трепетно рукою — надеясь, что Господь откроет, укажет нам путь ко спасению и войдет в нашу жизнь, очищая и освящая ее.

    Братие и сестры! Устремимся в любви, вере и чистоте к такой жизни, которая сделала бы для нас возможным встретиться с Господом лицом к лицу и услышать от Него на Страшном Суде не строгий и осуждающий, а милосердный и радостный глас: Наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34).