Проповедь в неделю тринадцатую по Пятидесятнице

Поиск

Предстоящие события

В течение недель, которые следуют за Пятидесятницей, мы узнаем из Евангелия о том, как Господь проявлял к человеческому роду Свою милость, Свою любовь и Свою спасающую силу. И вот сегодня, как бы прерывая этот ряд торжественных и радостных чтений, звучит грозная притча — рассказ о виноградарях, которые оказались беcчувственными и неблагодарными перед лицом любви их добродетельного хозяина, то есть Бога, Который доверил им свое достояние.

Заботливый хозяин, говорится в сегодняшнем Евангелии, насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило для выжимания сока из ягод, построил сторожевую башню, вручил все это работникам, а сам отлучился. Когда же приблизилось время собирания плодов, хозяин послал к виноградарям своих рабов, чтобы они взяли урожай и принесли к нему. Но виноградари, схвативши слуг, иных избили, иных убили, иных побили камнями. Хозяин, невзирая на сотворенное, послал других слуг — больше прежнего; но работники и с ними поступили так же, как и с первыми; тогда хозяин послал сына своего, думая, что устыдятся его и образумятся. Но виноградари, увидев пришедшего к ним сына, рассудили так: «Это наследник, пойдем — убьем его и завладеем наследством». И вот, схватив сына, они вывели его вон из виноградника и убили. «Что сделает хозяин с этими виноградарями, когда придет в виноградник свой?» — спросил Господь Своих слушателей. Те отвечали Ему: «Злодеев этих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим делателям, которые будут отдавать ему плоды в надлежащее время». И обращаясь к слушателям — иудейским книжникам и фарисеям — Спаситель заключил: От вас отнимется Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его (Мф. 21, 43).

Эта притча раскрывает всю судьбу еврейского народа, всю заботу и попечение Божие об этом народе. Под посланным сыном разумеется Исус Христос, Сын Божий, восприявший на Себя все грехи человеческого рода. Иудеи были выведены из египетского рабства пророком Моисеем в землю обетованную. Вот как воспевает это во псалме святой пророк Давыд: Виноград из Египта принесе, изгна языки и насади их. Израильтяне, распяв Христа по своему жестокосердию, навлекли на себя праведный гнев Божий, тяготеющий над ними и до сего времени.

Когда Христос пришел в Иудею, книжники и фарисеи начали завидовать Ему — единственному Начальнику Церкви — и замыслили Его убить, дабы самим начальствовать над синагогой. За это злодейство Бог наказал иудеев через римлян, которые разрушили Иерусалим, а сами иудеи были рассеяны по всему миру.

Но эта притча, братие и сестры, относится не только к одним иудеям, но относится и к нам. Под виноградником Господним могут и должны подразумеваться все души человеческие; под оградой — Божий Закон, которым должна быть ограждена всякая душа от грехов; точило для сбора плодов — это наши душа и сердце, которые принимают пречистую кровь Агнца Божия, заклавшагося за нас; под сторожевым столпом подразумевается Церковь Христова, осененная благодатию Святаго Духа, утверждающая сердца наши в вере, любви и добрых делах, возносящая нас от земли к небу. Поэтому за Божественной литургией святитель призывает Бога: Господи, Господи, призри с небесе и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, егоже насади десница Твоя.

Итак, виноградник Божий — это все мы, братие и сестры! А виноградник должен приносить обильные плоды. Приносим ли мы Господу нашему плоды добрых дел: веры, любви, смирения, кротости, благости, милосердия, воздержания, чистоты, терпения и прочих добродетелей? Или мы приносим плоды дикие и ядовитые, то есть всякие скверные дела: гордость, злобу, зависть, алчность, блуд, прелюбодеяние, пьянство, неверие, убийство или самоубийство? Ждет от нас Господь плодов добрых — покаяния, исправления, стяжания добродетелей, но подчас ждет напрасно, так как мы остаемся такими же грешниками, такими же бесплодными сухими деревьями, какими и были. Многие христиане грехами убивают свою совесть — этого слугу Бога в нашей душе, многие оправдывают свои грехи слабостью воли, склонностью природы к соблазну.

Ценность виноградника состоит не в лозах и листьях, но в ягодах, то есть в плодах. Так и наша вера должна заключаться не только в словах, но в живых делах любви к Богу и ближнему. Не всяк, глаголяи ми Господи, Господи, внидет в Царство Небесное, — говорит Христос, — но творяи волю Отца Моего, Иже на небесех (Мф. 7, 21). Ту смоковницу, которая имела одни только листья, проклял Спаситель. Сего проклятия достойны все те, кто являет только листья слов и не имеет благих плодов веры. Господь нам говорит: Покажи веру твою от дел твоих (Иак. 2, 18), если хочешь быть живой ветвью виноградника Христова. Не случайно виноградари называются Господом делателями; апостол говорит: так живи, христианин, чтобы благими делами обогащалась твоя душа, какая польза Бога исповедать, а делами отметаться Его (Тит. 1, 16).

Ягоды винограда, чем выше висят, тем скорее созревают, а обвисшие к земле — сгнивают. Так и душа наша, чем более возвышается к Богу, тем более может показать зрелых и благих дел, а устремленная к греховному миру — имеет гнилость и бесплодие. Как виноград требует полива и дождя, так и нам надлежит напоевать свою душу живой водой истин евангельских и слез покаяния.

Виноградные кисти привязывают к опоре, дабы на земле не лежали, и мы, христиане, должны привязывать себя ко Христу, к Его закону и евангельским повелениям, к Его Святой Церкви. Ягоды виноградные надобно сжать в прессе, дабы они источили сок, из которого делают доброе вино. Так и мы, христиане, должны терпеть всякие тягости, угнетения и беды от мира сего, если хотим пить вино новое в Царстве Небесном (Мф. 26, 29).

Итак, братия, поспешим приносить Богу плоды истинного покаяния, исправления жития, постоянную заботу о спасении своей бессмертной души, искупленной кровью Христовой, дабы не исполнилось и над нами грозное слово Спасителя, сказанное иудеям о том, что отнимется от них Царство Божие, то есть благодатная помощь Его, чтобы не впасть нам в неверие и разврат и тем не лишиться благ небесных.

В притче злые и бессовестные виноградари не убоялись хозяина виноградника и попрали его право собственности на виноградник. Как тот злой должник, который ни во что не ставил прощение ему огромного неоплатного долга, как завистливые работники из другой притчи, не признававшие за хозяином права распоряжаться своим добром и платить за отработанное время, кому и сколько он считает нужным, все они не признавали права собственности хозяина, который им сказал: «Друг! Разве я не властен в своем делать, что хочу?» — то есть не только платить, кому и сколько желает, и прощать, кому и сколько хочет, но и требовать свое, сколько положено. Мы порой бываем к Богу так неблагодарны перед лицом Его любви и милосердия. Мы остаемся бесчувственными и себялюбивыми по отношению к Богу и ближним, сосредоточенными на себе, на том, что нам хочется и кажется лучшим.

Мы должны ценить право Господа — Всемирного Собственника — на милость и прощение, Его право уделять каждому, сколько Он Сам считает нужным, и право считать кого-то Своим должником. И если мы хотим сами распоряжаться дарованным нам на время богатством, то мы этим неповиновением и пренебрежением вступаем в конфликт с Хозяином. Неслучайно всякому насильственному переделу собственности и революциям обязательно сопутствует и борьба против Бога. Значит, на пути к Богу надо научиться считать Его Всевластным Собственником и смиренно просить Его о милостях, не обижаясь, когда Он не считает нужным подать их нам, так как это Его священное право Собственника.

 Господь создал весь мир — прекрасный и дивный, оградил его Своей заботой и крепостью, желая сделать его местом Царства Божия, то есть Царства взаимной любви и радости. Но сегодня мы видим и знаем, что люди сделали из этого мира место, где страшно жить, где льется кровь, где совершаются жестокие, греховные поступки. Господь из поколения в поколение посылает людям Своих вестников — пророков, проповедников, святых, чтобы напомнить нам, что мир создан Им для любви и радости; но так же, как и в притче о виноградарях, этих вестников выводят из виноградника, гонят и убивают. Бог сотворил нас, открыл нам Себя, излил на нас Свою любовь, отдал Сына Своего для нашего спасения, а чем мы отзываемся на эту великую милость? Когда Христос со Своими заповедями вступает в нашу жизнь, не отстраняем ли мы Его, присваивая себе право хозяина и правителя?

 Чем мы отвечаем в своей жизни Господу на Его любовь к нам, пожиная плоды Его милосердия и заботы, Его Креста и страданий, которые Он для нас совершил? Возблагодарим Господа не только в словах, но и в поступках, которые должны стать Ему радостью, а ближнему нашему — укреплением, поддержкой и спасением. Начнем же приносить добрые плоды и совершим то, чего ожидает от нас Великий Хозяин виноградника, чем да сподобимся Его праведной награды в Царствии Небесном.