Проповедь в Неделю сыропустную

Поиск

Предстоящие события

Видеозаписи

  • Праздник святых Жен-Мироносиц на Рогожском. 2017 г.
  • Приглашение на торжества, посвещенные Неделе свв. Жен-Мироносиц
  • Интервью митрополита Корнилия для телеканала Царьград

«Приспе время духовных подвиг начало» — эти слова слышим мы, братья и сестры, в канун святаго Великого Поста. Святой апостол Павел в послании к Римляном, читаемом сегодня, пишет: «Ночь прошла, а день приблизился. Отложим дела тьмы и облечемся в оружие света». В преддверии Великого поста Церковь призывает нас с духовной радостью начать путь от греховной тьмы к свету обновления и очищения нашей души. Братие, присмотримся внимательно к самим себе, испытаем тщательно свою душу, нет ли в ней «дел тьмы», то есть ожесточения или нераскаянности, неверия или суеверия, лености или скупости всех тех дел, которые боятся света обличения, света Божия, света нашей совести. Апостол Павел призывает «отложить» эти дела, и больше их не делать.

С наступлением светлых дней поста мы призваны обновить нашу душу, примириться с ближними, чтобы достойно и радостно встретить светлое Воскресение Христово.

В прошлое воскресение Святая Церковь напоминала нам о Страшном Суде Христовом, чтобы наполнить душу нашу в трепетом и ужасом от сотворенных грехов и привести к покаянию. В нынешнее воскресение вспоминается падение праотца Адама, и все те беды, которые за тем последовали для нас — его потомков. Как наше общее несчастье мы оплакиваем тот день и час, в который род человеческий стал перед Богом преступником Его заповеди, прогневав Его своим невоздержанием. Вспомним и мы, братие, тот день и час, в который Божиим правосудием человечество было осуждено на смерть и тление, изгнано из рая, послано в юдоль плачевную, где в поте лица и муках мы обречены пребывать в печали и воздыхании. Наш праотец Адам, извергнутый из рая, не удаляясь от пределов его, «седе прямо рая» плакался, почти девятьсот лет вспоминая потерянную «краснейшую доброту» образа Божия. Это наказание он понес, совершив лишь один грех ослушания. Как же мы должны плакаться и каяться при воспоминании множества наших грехов, прогневав Бога нашим невоздержанием и нечестием? «Милостиве Господи, помилуй мя падшего!» — вот молитва, исходившая с плачем из сокрушенного и смиренного сердца Адама.

Многоскорбна наша земная жизнь. С криком и слезами мы являемся в мир, как бы предчувствуя ожидающие нас горести и болезни, стихии и утраты, ненависть и клевету. Все это и многое другое нам посылает Господь за ослушание прародителя Адама вместо утраченного блаженства в раю.

В эти дни за богослужением мы слышим трогательную скорбную песнь «На реце вавилонстей» израильтян, тосковавших в Вавилонском плену о своем потерянном отечестве. Это песнопение призвано пробудить и в нас подобный плач о своем потерянном райском отечестве. Мы также находимся в тяжком плену нравственного падения и удаления от Господа. И не иначе можем возвратиться в отечество и освободиться из плена, как оплакивая обильными и искренними слезами свои грехи. Истощим до основания свои греховные наклонности и пагубные страсти, разбивая «младенцев» вавилонского блуда и скверны о камень веры и воздержания. Память о потерянном Иерусалиме ободряла дух израильтян среди бедствий и скорбей плена, побуждала их заслужить милость Божию и возвращение в отечество. Мы же, братия, подобно им будем хранить православную веру отцов и благочестие среди безверия и нечестия, любить наше горнее отечество, непрестанно помнить на протяжении нашего греховного плена на земле о своей небесной родине — горнем Иерусалиме, где нет ни бедствий, ни скорбей, ни воздыхания, а есть радость и жизнь вечная с Господом.

Приступая к покаянию, будем молить Господа: «Помилуй мя Боже, помилуй мя! Не отрини от лица Твоего меня окаянного, отверзи мне двери покаяния и  милосердия Твоего, оживи меня умерщвленного прегрешеньями и истлевшего в беззакониях!» Но разве эти двери такие тугие, что и нам самим их не открыть? Действительно, они бывают тугие, и трудно открываемые. Нам иногда очень трудно бывает решиться покаяться в грехах, стыдно вспомнить о них, восплакать грехоомывательными слезами. Нам трудно прийти на исповедь, трудно от всей души покаяться. Оттого и тугие двери покаяния, что как всякие двери, если их долго не отворять и долго не входить в них, то они ржавеют, делаются тугими, и их непросто открыть. Так бывает и с дверьми покаяния: если долго не каяться в грехах, долго не ходить на исповедь, тогда тяжело будет заставить себя идти, трудно покаяться. Все хорошо, когда делается в свое время. И пятно на одежде, если вскорости не смоешь, не легко вывести, и огород, если долго не обрабатывать, зарастет травой, и не скоро очистишь, и болезнь, если она застареет, сложно вылечить. Потому, не будем давать застаревать в себе душевной болезни, не будем откладывать наше покаяние. Постараемся в наступающий пост сокрушением о грехах, плачем, скорбью душевною получить от Господа прощение и разрешение грехов наших. «Покаяния отверзи нам двери, Жизнодавче!»

Возлюбленные братия и сестры! Нынешний день называется «прощеным воскресением», потому что существует православный благочестивый обычай перед постом просить друг у друга прощения. Этот обычай вошел в церковную жизнь по слову Спасителя, заповедавшего нам в Евангелии, которое сегодня читалось за Божественной литургией, прощать согрешения друг другу, если желаем, чтобы и нам простил грехи Отец Небесный, Которого мы без числа огорчаем своими грехами. Вспомним слова Евангелия: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит вам и Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» ( Мф. 6, 14).

Господь говорит ясно: если ты на кого-то рассердился, если на кого-то держишь обиду и не попросишь у него прощения, то, значит, и Господь тебя тоже не простит. Он просто не сможет, не захочет простить, не потому что Он злопамятен, а потому что твое сердце не умеет прощать и, следовательно, не может вместить в себя благодать Божию, дарующую нам прощение. Пока в сердце есть злоба, благодать Божия не может туда войти, и значит, мы не можем очиститься от греха. А очищение от греха — это и есть прощение Божие! Порой как тяжело сказать обидчику: «Прости Христа ради», когда мы услышали обидное или грубое слово, оскорбившее нас. Как хочется так же грубым словом, ответной обидой отомстить обидчику. С каким-то упорством мы подчас бережем и лелеем внутри себя обиду, не смотря на всю её горечь, и страдание души! Сберегая обиду в сердце, мы пытаемся воздать злом за зло, порой не понимая, что нам так же захотят отомстить. А потом мы опять будем гореть желанием мщения, и так без конца…

Оскорбленное сердце не хочет внимать благому совету: забыть и простить, а с упорством хранит обиду, несмотря на её горечь. В обиде мы пытаемся восстановить «справедливость» и сами вершим над обидчиком суд. Но это есть — недоверие к Богу, к Тому Судии, Который все видит, все знает, каждому воздает по делам. Апостол говорит: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим господином стоит он или падает. И будет восстановлен, ибо силен Бог восстановить его» (Рим. 14, 4). Не осуждай обидчика, то есть чужого раба, это же не твой раб, а Божий. Смотри за собой, а не суди других, потому что они не твои, а Божии, и сам Господь знает как каждого управить. Апостол Павел увещевает нас: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию; ибо написано: Мне отмщение и Аз воздам, говорит Господь» (Рим 12, 19). Мы должны верить, что правда восторжествует. И если Господь сразу не наказывает нашего обидчика, то может быть Он дает ему возможность одуматься. Мы все грешники, и, следовательно, не только нашего обидчика может осудить Небесный Судия, но и нас самих, потому что и мы, возможно, кого-то обидели и не простились. Господь, ходатай добра, зовет нас сказать от всего сердца: «Прости Христа ради», и тогда сможешь возрадоваться, ибо заживает от этого краткого слова рана обиды, увидишь, что враг твой пристыжен твоим великодушием, обезоружен и уже желает отплатить тебе тем же прощением, хотя, может быть, и не готов сделать это сразу. «Что воздам Господеви о всех, их же воздаст мне» (Пс. 115) — говорит пророк Давыд.

Завтра мы вступаем в Великий Пост, в котором можем сбросить с себя тяжкое бремя грехов. Господь учит: для того, чтобы грехи наши  были прощены, мы должны сами научиться прощать. Он требует от нас забвения обид, дружелюбия, любви к малому и великому досадителю.

«Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешившему против меня? До семи ли раз?» — вопрошает апостол Петр, на что Христос ему отвечает: «Не говорю тебе до семи, но до семижды семидесяти раз», то есть практически безконечно. Сам Христос, когда Его распинали, вбивая гвозди в руки и ноги, молился за распинателей: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк.23:34). И первомученник архидиакон Стефан, умирая побиваемый камнями, молился: «Господи, не постави им сего во грех» (Деян.7:60). Священномученик — страдалец за веру протопоп Аввакум после многочисленных унижений и истязаний с умилением пишет: «Люди то все добры до меня — это ведь лукавый их мучит». Вспомним, как умел прощать священномученик протопоп Аввакум, который в своем «Житии» писал, что воевода воздвиг на него «бурю», за отстаивание справедливости, и «рассвирепев, прибежал ко мне в дом, бив меня, и у руки отгрыз персты яко пес, зубами». А потом воевода наскочил на него с оружием, когда Аввакум шел в церковь, и хотел его застрелить, но пистоль не выстрелил. Далее Аввакум пишет: «Аз же, прилежно идучи, молюсь Богу единою рукою осенил его и поклонился ему. Он меня лает, а я ему рекл: «Благодать во устнех твоих, Иван Родионович, да будет». Посем двор у меня отнял, а меня выбил, всего ограбя и на дорогу хлеба не дал». А в «Челобитной», обращаясь к царю, Аввакум, сосланный в Пустозерск и посаженый в земляную яму, в вечную мерзлоту «яко во гроб» — пишет царю: «И елико ты нас оскорбляеши больши и мучишь и томишь; толико мы тебя любим, царя, больши, и Бога молим о тебе и всех кленущих нас: спаси Господи, и обрати ко истине Своей».Вот образец смирения и прощения: царь его в ледяную яму, а потом на костер, а Аввакум ему пишет: «Чем больше ты нас мучишь, тем мы тебя больше любим и Бога молим о тебе».

В умении прощать ненавидящих и обидящих святые выполняли завет Евангелия: «Любите враги ваша, благословите кленущих вас, добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящих вам напасть и изгоняющих вас» (Мф 5,44).

И, вступая в Великий Пост, первое, что мы должны сделать, это простить: простить всех обидящих, простить от всей души, забыть все обиды и долги, дабы первая молитва христианина: «И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим» — не обличила нас на Страшном Суде.

Теперь обратимся к следующему в сегодняшнем Евангелии. Господь учит нас: «Когда поститеся, не будьте унылы как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но перед Отцем твоим, Который в тайне: и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Матф.6;18). Эти слова Евангелия также приуготовляют нас к посту. И взаимное прощение, и воздержание без превозношения, способствуют к приобретению смирения и силы воли в борьбе с грехами.

Господь учит нас, что поститься надо втайне перед Богом, ради угождения Ему, а не людям. Постясь тайно от людей, мы несем явный труд перед Богом. Тайный пост избавляет нас от тщеславия, которое примешивается ко всякому доброму делу. Не случайно святые оплакивали даже свои добрые дела, превозносящие их над людьми. Всякий подвиг, всякое доброе дело, когда они творятся напоказ, приносят душе не пользу, а только вред. В житиях святых подвижников описывается такой случай. Пришли путешественники в один монастырь, сели за общую трапезу, а там, зная, что придут гости, приготовили вареные овощи. Один из гостей сказал: «Мы это не будем вкушать, мы едим только невареное». Им принесли другое кушанье. Когда закончилась трапеза, то старец авва сказал отказавшемуся от трапезы: «Лучше бы тебе есть сырое мясо, чем так говорить». Потому произнес это старец, что гость выставил напоказ свой  подвиг и обидел братию отказом, этим перечеркнув весь свой пост.

Когда мы осуждаем собрата за меру поста, превозносясь над ним, мы забываем, что можем видеть только внешние дела, не видя душевных, внутренних. Возможно его покаянная молитва гораздо более угодна Богу, чем наша. Конечно, эти слова не оправдывают тех, кто нарушает посты, но мы должны быть снисходительны к ближним и строги к себе. Возможно, надо проявить снисхождение к тем, кто недавно пришли в церковь, к тем, кто прожил большую часть жизни без поста и молитвы. Для них строгий пост подчас является непосильным, так как их держит в плену многолетняя привычка и неправильно понимаемая забота о здоровье. Таких людей надо не осуждать, а подкреплять личным примером и словом назидания, увещевая: вы теперь живете надеждой на помощь Божию, на будущую светлую вечную жизнь, вы добровольно ушли от пустых и ненадежных мирских радостей и успехов. Мы, христиане, имеем Отцом своим Самого Бога, и, соблюдая посты, будем Ему послушными детьми, которых воспитывает Он в труде и воздержании, строго и, в тоже время — милостиво. Поэтому призываю вас смелее приступить к Посту: старых и молодых, слабых и сильных, а особенно тех, кто имеет тяжкие прегрешения и хотят покаяться в них.

Пост есть воздержание и устранение не только от скоромной пищи, но и воздержание от употребления  постной пищи в избытке, иначе это может быть насмешкой над постом, когда сытость от мясного и молочного заменяется обьядением другими,  хоть и постными блюдами, которые также толкают на грех, повышая деятельность плоти. Особо хочется сказать, что в пост необходимо исключить спиртные напитки, которые хотя и произведены из постных продуктов, но церковный устав повелевает от них в пост воздерживаться, так как вино способствует разжиганию похоти и толкает на грех блуда, то есть на нарушение поста. Нужен пост как воздержание от грубой чувственности, от безпорядочных мыслей и опрометчивых поступков, приводящих нас к смятению и нарушению запретов, а, в итоге — ко греху.

Пост учит нас воздержанию, начиная с самого простого — с пищи. Пусть будет этот малый шаг, но это шаг в сторону покорности и смирения. Воздержание в еде укрепляет нашу волю, а потом это усилие распространяется и на другое. Например, нам лень молиться, но, научившись управлять своей волей, мы все-таки встаем на молитву даже ночью; нам хочется, как обычно, побыстрее пробежать глазами текст молитвы, не вдаваясь в смысл, но мы делаем над собой усилие, стараемся сосредоточиться и истово молиться.

Все начинается с малого: воздержаться от раздражения или от лакомого куска, уступить место в транспорте или помочь слабому. Это особенно относится к молодым, которые подчас расслаблены и своевольны, и от того неспособны удаляться от греха. В детстве многим не привили, к сожалению, привычку  к послушанию и терпению. А повзрослев такой безвольный человек не способен сохранить семью, так как не может управлять своей волей. Почему сегодня переполнены тюрьмы, хотя времена репрессий прошли. Попадают в тюрьму в основном те, кто не смог в свое время отказаться от выпивки, от сигареты, когда все кругом пили и курили. Это в основном не закоренелые преступники, а, как говорят, севшие по глупости. Его ударили, и он ударил, вышла драка, и вот оказался в тюрьме. Вместо того, чтобы потерпеть, постараться уладить миром, промолчать: он на оскорбление отвечает тем же, так как не может стерпеть. А ведь терпение воспитывается именно постом.

Господь призывает нас поститься, так как «плоть и кровь Царства Божия наследовать не могут» — говорит апостол (1Кор;15,20), и потому что «царство Божие несть брашно и питие» (Рим;14,17). Плоть и кровь, пища и питие, как вещи грубые, земные, должны подвергнуться общей участи — тлению. А Царство Божие, где жизнь духовная, светоносная, где только «правда и мир и радость о Дусе Святе» (Рим.14:17), живет отдельно от похотей земного мира.

Телесный пост установлен, чтобы душе нашей было легче войти в вечность, а это можно сделать, усмирив нашу грешную прихотливую плоть, освободив из под её тяжести душу, сообщая ей как бы крылья для свободного парения к небу, к вечной жизни с Богом. Плоды истинного поста — есть тишина и просветленность нашей души; чистота и целомудрие помыслов; стремление к воздержанию от раздражения и гнева, от злых дел и нечистых помыслов; осознание своих грехов и сокрушение о них; радость очищения в покаянии и создание наших душ и телес как храма Духа Святаго. «Не весте, яко телеса ваша храм живущего в вас Святаго Духа суть, Его же имате от Бога и несте свои? Куплены бо есте ценою» (1Кор;6,19). Мы не свои, а Божии, потому что куплены дорогой ценой — кровию Сына Божия.

Спаситель поучает нас в сегодняшнем Евангелии: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Господь учит нас стремиться, прежде всего, к духовной пользе, подчас в ущерб материальной. Ведь что наша жизнь? Пар, поднимающийся от земли, искра, взлетающая в небо от пламени, как говорят святые мудрецы. Поэтому Господь и говорит: «Собирайте сокровища на небесах». Небо — это Царство Божие, которое по слову Евангелия должно находиться внутри нас. Следовательно, Господь нам говорит, чтобы в наши души и сердца вошли нетленные добродетели: терпение,  воздержание, милосердие, кротость, смирение, молитва, благость, и как венец всех добродетелей — любовь. Но для этого нужно много потрудиться, постоянно борясь с грехом, осуждая свою раздражительность, уныние, сребролюбие, проливая слезы покаяния о своем несовершенстве. Много для этого главного труда в жизни нужно сил и времени. А если мы всю жизнь будем бегать по магазинам, смотреть телевизор, строить дачи, высчитывать пенсию, то есть жить в мирской суете, то у нас просто не хватит сил на духовную жизнь. Кого же мы выберем в этой краткой жизни? Бога или мамону? Светлый Евангельский путь или власть чрева и похоти сего безумного мира?

Святой Иоанн Златоуст свидетельствует: «Большой для тебя вред, если ты прилепишься к земному, будешь рабом вместо свободного, отпадешь от небесного, не в состоянии будешь помыслить о горнем, а только о деньгах, о долгах, о прибытках. Что может быть бедственней сего?! Такой человек впадает в рабство, тягчайшее рабства всякого раба, и что всего губительнее, произвольно отвергает благородство и свободу, свойственные человеку».

Будем собирать сокровище на Небе, отдавая стремления души делам небесным: постоянной молитве, посещению больных, милостыне, утешению скорбящих, примирению враждующих. Начнем приобретать эти вечные сокровища в Великий пост и затем не оставим сих спасительных дел во все дни нашей земной жизни.

Постараемся в наступающий пост уподобиться в воздержании инокам, то есть вести жизнь иную, отличающуюся от нашей греховной жизни. Будем прилежно молиться, отвергаться суеты, постараемся не раздражаться, не злиться, побольше читать душеполезные книги, не многословить, не осуждать, не присваивать себе чужого, не гордиться. К концу поста, надеюсь, жизнь в воздержании станет для нас привычной, и, думаю, нам будет жаль расставаться с постом. А ведь и не надо расставаться, надо всегда стараться жить такой духовной жизнью.

Итак, братие, в сей прощеный день простим все прегрешения нашим ближним, простим искренне, от всего сердца. Будем нелицемерно поститься, как установила Святая Церковь. Будем помышлять о небесном нашем отечестве и молить Всеблагого Бога отженить, то есть отогнать, отторгнуть, отделить от нас дух уныния, небрежения, сребролюбия и празднословия, и даровать нам целомудрие, смирение, терпение и любовь к ближним, любящим или ненавидящим нас. Научимся не осуждать, а миловать и жалеть ближних, дабы Господь ниспослал нам Свою благодать, чтобы мы очистились от грехов сокрушением сердечным и покаянием  сподобились причаститься Святых Таин, и тем соделались причастниками Царствия Небесного милостию и щедротами Господа нашего Исуса Христа.

В заключение, вспомним слова великопостного песнопения: «Покаяния отверзи ми двери, Живодавче, утреннюет бо дух мой к Церкви Святей Твоей. Церковь ношу телесную, всю оскверненну, но яко щедр очисти, благоутробным си милосердием».

А теперь, братие и сестры, я усердно прошу всех вас, здесь присутствующих, и всех тех, которых здесь нет, простить меня, за мои прегрешения, содеянные словом или делом или помышлением. Простить мои грехи, которые я совершил вольно или невольно, по рассеянию и по забывчивости, по лени и немощи, по невоздержанию или маловерию. Простите меня Христа ради, и вас Бог простит. И этим взаимным прощением откроем путь к получению прощения от Бога. Испросим же прощение у Бога за нарушение нами Его заповедей, за наше маловерие и невоздержание, за наше оскорбление Господа грехами.

Простим друг друга, братие и сестры, вступая на путь святого Великого поста, ведущего к обновлению и Воскресению, к новой жизни с Господом нашим Исусом Христом!